Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инновационной активности в высших ученых заведениях'

Сравнительный анализ инновационной активности в высших ученых заведениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / БИЗНЕС / BUSINESS / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушина Анастасия Витальевна, Чепелева Кристина Викторовна

Нынешней экономике, остро требуется дополнительные источники роста, которые выведут ее на путь модернизации, с помощью инновационной деятельности, а также качественных требования к существующим образовательным структурам. Для этого необходим переход на новый уровень инновационной сферы. Существует потребность в переходе инновационного продукта от высшего образовательного учреждения до конечного потребителя в роли бизнеса. Университет сегодня является не просто местом для получения знаний, а местом сосредоточения научных разработок, и играет важнейшую роль основополагающих темпов развития, процессов, которые создают инновационное рыночное поле. В современное время высшие школы могут быть основным элементом в инновационной экосистеме. Для этого у них есть большая возможность, чтобы стать центральным звеном. Сейчас одной из важных проблем для большинства вузов страны, является использование модернизированной инновационной деятельности. Такая деятельность имеет в себе механизмы коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полушина Анастасия Витальевна, Чепелева Кристина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INNOVATION ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the Current economy, there is a great need for additional sources of growth that will set it on the path of modernization, innovative activity, and also qualitative demands on existing educational structures. This requires a new level of innovation. There is a need to transfer the innovative product from the institution of higher education to the end user in the role of business. The University today is not just a place to gain knowledge and a place of concentration of scientific research, and plays a critical role underlying the pace of development, processes that create innovative market field. In modern times high schools can be a core element of the innovation ecosystem. To do this, they have a great opportunity to become a Central element. Now one of the major challenges for most universities in the country, is using the upgraded innovation. This activity has within himself the mechanisms of commercialization of innovation.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инновационной активности в высших ученых заведениях»

Шмерлинг., В. Высоцкая // Ежегодник «Россия: тенденции и перспективы развития». М. : ИНИОН РАН. 2014. - С. 466-469.;

2. Шмерлинг, Д. С. Некоторые проблемы математического моделирования неравенства и распределения доходов [Текст]/ Д. С. Шмерлинг, О. В. Милек // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М. : РОС, 2012. - С. 2848-2858.

3. Орлов, А. И. Организационно-экономическое моделирование. Ч. 2 : Экспертные оценки/ А.И.Орлов. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана., 2011. - 486 с.

4. Мамедова, М.Г. Прогнозирование рынка труда на основе многовариантных прогнозов [Текст]/ М.Г. Мамедова, З.Г. Джабраилова// Проблемы информационных технологий. - №1. - 2010. - С. 55-66.

5. Саати, Т.Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1989. - 316 с.

УДК 338.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Полушина Анастасия Витальевна

ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ»

Россия, г. Красноярск Чепелева Кристина Викторовна

к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ» Россия, г. Красноярск

Аннотация: Нынешней экономике, остро требуется дополнительные источники роста, которые выведут ее на путь модернизации, с помощью инновационной деятельности, а также качественных требования к существующим образовательным структурам. Для этого необходим переход на новый уровень инновационной сферы. Существует потребность в переходе инновационного продукта от высшего образовательного учреждения до конечного потребителя в роли бизнеса. Университет сегодня является не просто местом для получения знаний, а местом сосредоточения научных разработок, и играет важнейшую роль основополагающих темпов развития, процессов, которые создают инновационное рыночное поле. В современное время высшие школы могут быть основным элементом в инновационной экосистеме. Для этого у них есть большая возможность, чтобы стать центральным звеном. Сейчас одной из важных проблем для большинства вузов страны, является использование модернизированной инновационной деятельности. Такая деятельность имеет в себе механизмы коммерциализации инноваций.

Ключевые слова: инновация, инновационная активность, экономика, предпринимательство, бизнес, высшее учебное заведение.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INNOVATION ACTIVITY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Anastasia Polushina V.

Krasnoyarsk state agrarian University Russia, Krasnoyarsk Chepeleva Christina V.

Ph. D., associate Professor Krasnoyarsk state agrarian University Russia, Krasnoyarsk

Abstract: in the Current economy, there is a great need for additional sources of growth that will set it on the path of modernization, innovative activity, and also qualitative demands on existing educational structures. This requires a new level of innovation. There is a need to transfer the innovative product from the institution of higher education to the end user in the role of business. The University today is not just a place to gain knowledge and a place of concentration of scientific research, and plays a critical role underlying the pace of development, processes that create innovative market field. In modern times high schools can be a core element of the innovation ecosystem. To do this, they have a great opportunity to become a Central element. Now one of the major challenges for most universities in the country, is using the upgraded innovation. This activity has within himself the mechanisms of commercialization of innovation.

Key words: innovation, innovation activity, Economics, entrepreneurship, business, higher education.

Нынешней экономике, остро требуется дополнительные источники роста, которые выведут ее на путь модернизации, с помощью инновационной деятельности, а также качественных требования к существующим образовательным структурам. Для этого необходим переход на новый уровень инновационной сферы. Существует потребность в переходе инновационного продукта от высшего образовательного учреждения до конечного потребителя в роли бизнеса. Университет сегодня является не просто местом для получения знаний, а местом сосредоточения научных разработок, и играет важнейшую роль основополагающих темпов развития, процессов, которые создают инновационное рыночное поле. В современное время высшие школы могут быть основным элементом в инновационной экосистеме. Для этого у них есть большая возможность, чтобы стать центральным звеном. Сейчас одной из важных проблем для большинства вузов страны, является использование модернизированной инновационной деятельности. Такая деятельность имеет в себе механизмы коммерциализации инноваций.

Исследование инновационной активности и научно-технической работы в вузах России дает возможность делать выводы о разногласиях в работе по образованию активной инновационной сферы. В основном, изучение рейтингового агентства «Эксперт РА», в окончании проведения которого был подготовлен третий ежегодный рейтинг вузов страны, дает нам представление об уровне научно-исследовательской активности ведущих вузов страны и позволяет провести анализ факторов, влияющих на данный показатель. В рамках рейтингового фактора «научно-исследовательская активность» данные групп распределены следующим образом: «научные достижения» - 50%, «инновационная активность» - 30%, «инновационная инфраструктура» - 20% [5].

Выше представленная методика рейтинга имеет отрицательные стороны и есть вероятность, что она не сможет передать полную степень качества имеющейся инновационной среды вуза. Степень научно-исследовательской деятельности университета имеет маленький вес (0,2) в полной совокупной оценке. Внутри уровня разделения процентов на группы условий также имеет явный уклон в сторону фактора «научные достижения», который имеет вес - 0,5, в то время как факторы «инновационная

деятельность» и «инновационная инфраструктура» имеют веса 0,3 и 0,2 [1]. Среди 11 рассматриваемых условий только два могут показать инновационную активность университета, в то время как другие условия больше говорят об эффективность проведения научно-исследовательских работ и фундаментальных исследований [1].

Доля регионов в рейтинге вузов по

России

6%

4% 5%

6% 6%

6%

I Москва Санкт-Петербург Свердловская область Томская область Новосибирская область Республика Татарстан Самарская область Красноярский край I Омская область

Рисунок 1 - Региональное распределение вузов в рейтинге «Эксперт РА» Высокие показатели высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга в области инновационного предпринимательства объясняются рядом внешних факторов, в частности концентрацией в этих городах бизнес-сообщества, различных научных школ и наличием повышенной федеральной и региональной финансовой поддержки инновационных проектов.

В настоящее время по результатам анализа, Россия находится на начальном этапе развития, экономической системе необходима модернизация, а так же продвижение инновационной культуры. Именно по тому, в России тема инноваций, особенно актуальна. В мировом наукоемком секторе доля нашей страны очень мала (Рис.2) [2].

Проценты

Рисунок 2 - Международный совокупный уровень инновационной активности на 2013 г.

В то время как в Израиле - 65,2%, Японии - 48,5%, Германии - 66.9%, в России инновационная активность имеет 10,1%. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет не более 10,1% промышленного экспорта России. На долю отечественного производства приходится не более 2,9% всех станков, закупаемых российским бизнесом (Рис. 3) [2].

Рисунок 3 - Интенсивность затрат на технологические инновации на 2013 г.

На фоне низкой инновационной активности российских предприятий положительные тенденции наблюдаются в сфере вузовской науки, которая стала небольшим «оазисом» в секторе исследований и разработок. Это связано как с возросшей государственной поддержкой, так и с определенными экономическими условиями.

Экономические условия в стране меняются, в результате вузы сталкиваются с необходимостью коммерциализации научной деятельности. Условия заставляют вузы быть более инновационно активными, быть открытыми для взаимодействия с государством и бизнес-сектором, как в рамках НИОКР, так и выходящих за них.

Во многих странах государственные расходы в среднем составляют от 40 до 80% всех расходов на высшее образование. Широко распространена система государственных грантов и специальных фондов, средства которых направляются на проведение научных исследований в вузах. Она распространена не только в США, Германии, Великобритании, но и в новых индустриальных экономиках, таких как Республика Корея, Гонконг, Сингапур.

В некоторых странах научные исследования в вузах специально подчиняются интересам промышленности. Особенно это характерно для специализированных высших учебных заведений и научных центрах при них. В таких вузах присуждаются особые стипендии за проведение научных исследований, в целом поощряется исследовательская деятельность студентов и преподавателей. Во многих странах научная работа -престижный и уважаемый вид деятельности. Для сравнения в США степень доктора ежегодно получают около 40 тыс. человек. В России в среднем защищается около 9 тыс. аспирантов [4].

В некоторых странах бюджетные средства направляются в основном в исследовательские университеты, как, например, в Японии, где государство избирательно поддерживает науку в вузах. При этом, если раньше государство в основном поддерживало проведение теоретических и лабораторных исследований, то сегодня средства выделяются преимущественно на проведение научных исследований, связанных с этапом внедрения новейших достижений в промышленность.

В России, в последние годы, государство тоже стало активно поддерживать исследовательскую деятельность в вузах, в основном оказывая финансовую поддержку. Увеличился объем финансирования научной деятельности ведущих университетов из средств федерального бюджета, достигнув в 2014году почти 12 млрд. рублей [2]. При этом, на фоне роста бюджетных источников финансирования осознается необходимость увеличения доли внебюджетных.

Рисунок 4 - Удельный вес организаций, получавшие финансирование инновационной

сферы из бюджетных средств, за 2014год.

По результатам 2014 года рейтинг стран мира по уровню финансирования инновационных возможностей возглавляет Мексика (54,8%), в тройку лидеров входят Мексика, Франция, Нидерланды [1]. Россия имеет не значительные показатели по сравнению с ведущими странами мира и сильно отстает от других стран и находится практически в конце списка, что говорит о том, что необходимо срочно ориентироваться на страны-лидеры.

Проблема России в том, что управляющая структура мало направляет сил на развитие коммерциализации инноваций в высших учебных заведениях [4]. Зарождение новой идеи и реализация проекта происходит в научной сфере, а именно в вузах. Но в нашей стране, нет должного финансирования и системы управления для реализации новых инновационных проектов. А поддержание коммерциализации инновационных проектов в вузах должна проходить на протяжении каждого из этапов стратегии инновационно-технического прогресса.

Например, рассмотрев опыт зарубежных стран «лидеров», то можно понять, почему Мексика имеет самый высокий уровень инновационной активности в мире. Страна прилагает большие усилия для коммерциализации своего научно-технического потенциала. Ее правительство ежегодно увеличивает расходы на образование, научные -исследования и технологический сектор в среднем на 6% [3]. Швейцарская ассоциация трансфера технологий «swiTT», образованная в 2003 г., осуществляет обмен научной и технологической информацией между национальными научно-исследовательскими учреждениями и частным сектором [3]. При местных университетах работают специальные центры коммерциализации результатов научно-технической деятельности.

В некоторых зарубежных странах (США, Финляндия) коммерциализация технологий возведена законом в статус третьей миссии университетов - наряду с обучением и научно-исследовательской работой [3]. Интерес к коммерциализации технологий обусловлен, по мнению американских специалистов, двумя причинами. Во-первых, обострением конкуренции в области высоких технологий со стороны иностранных компаний. Во-вторых, стремлением повысить эффективность использования в коммерческих целях научных и технологических результатов, полученных в ходе освоения федеральных бюджетных ассигнований на НИОКР. США осуществляют 35% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности [3].

Из выше изложенного понятно, что в развитиях странах подход к коммерциализации инноваций различен. Объединяет только цель данного процесса - это получение прибыли от продажи инновационного продукта или услуги, а также центральную роль университетов как создателей инноваций.

Например, в Германии очень схожа с Россией инвестиционная система для коммерциализации вузовских инноваций. Как и в нашей стране - это фонды, которые входят в немецкое научно- исследовательское сообщество. Отличия состоят в том, что бюджет формируется от государственных ассигнований, земель Германии и коммерческих предприятий [3].

Таким образом, становится видно, что во многих развитых странах мира уже сложилась система цепочки перехода идеи в коммерческий продукт или услугу. В большей степени это просматривается в зависимости о политики страны и ее законодательства. Как всем известно, Россия только встает на путь, который уже давно прошли другие страны, однако страна обладает огромным потенциалом. Наша задача -это как можно скорее начать политику в поддержку коммерческих предприятий, которые будут своего рода буфером между малыми инновационными компаниями на базе университетов и конечными заказчиками. Данные организации должны выполнять роль агентов для привлечения инвестиций к инновационным продуктам, а также привлекать к проектам высококвалифицированных специалистов в области менеджмента, маркетинга и других областей. Если политика государства будет направлена на поддержку данных компаний и их деятельности, то это положительно скажется не только на деятельности самих участников процесса коммерциализации, но и на статусе и мощности страны в целом.

Список литературы:

1. Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. 2010. №4. C. 31-36.

2. Индикаторы инновационной деятельности:2015 // Статистический сборник [Электронный ресурс] - URL: flle:///C:/Users/Анастасия/Desktop/для%20статьи/Индикаторы%20инновационной%20деяте льности%202015^

3. Ильин П.В. Зарубежный опыт трансфера технологий - в Российскую практику [Электронный ресурс] - URL: http://esc.isert-ran.ru/article/392/full

4. Национальный отчет об инновациях России 2015 [Электронный ресурс] -URL:flle:///C:/Users/Анастасия/Desktop/для%20статьи/Нац%20отчет%20об%20инновациях %20в%20России%20(1)^

5. Якимова Т.Б. Сравнительный анализ инновационной активности вузов в России и за рубежом [Электронный ресурс] - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/10/39552

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.