Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов
точно дешевые ресурсы. Как известно, либеральное российское правительство, следуя логике монетаристского бюджетного правила, выводило сверхдоходы от нефтяной и газовой отраслей за рубеж и вкладывало их в американские долговые обязательства, мотивируя это тем, что таким образом снижается опасность появления гиперинфляции. Кроме этого, часть средств направлялась в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. По мысли архитекторов подобной конструкции, эти фонды должны были служить некоей подушкой безопасности в условиях падения производства и низкого уровня цен на энергоносители. Как правило, такие фонды создают развивающиеся страны, в то время как развитые страны напрямую инвестируют бюджетные средства в инвестиции либо стимулируют развитие частного капитала, поскольку теоретически накопление средств в подобных фондах определяется как вычет из текущих бюджетных расходов, ограничивающих текущее потребление и уменьшающих темпы экономического роста.
Но если в стране созревает структурный кризис, обусловленный сменой технологического уклада, такая политика создает возможность для концентрации инвестиций в ключевые отрасли производства, одной из которых является оборонная промышленность. Однако в России вследствие действия бюджетного правила фактически была ограничена денежная эмиссия, уровень монетизации экономики составил 50 % от простого объема воспроизводства. Поэтому российские банки пытались компенсировать недостаток внутренних средств займами на зарубежном рынке.
В условиях санкционного режима, по мнению министра экономического развития РФ А. Улюкаева, следует отказаться от бюджетного правила и направить средства ФНБ на стимулирование экономического роста внутри страны. Это позволит удлинить рефинансирование коммерческих банков, снизить ставку процента. В целях недопущения высокой инфляции инвестиции должны иметь четкую производственную ориентацию. Государство должно помочь бизнесу выбрать стратегические направления инвестирования. Чтобы не допустить появление финансовых пузырей, как это случилось во время кризиса 2008-2009 гг., необходимо ужесточить нормы финансового и банковского контроля, возможно, ввести налог на финансовые спекуляции.
Средства, которые согласно бюджетному правилу направлялись на покупку американских долговых обязательств, должны быть перенаправлены на приобретение новейших технологий, создание необходимой инфраструктуры, финансирование разработок новых проектов отечественной науки и внедрение их в практику. Тем самым с помощью финансового сектора возможно решение едва ли не главной проблемы производства -проблемы повышения производительности труда в отраслях промышленности, которая зависит от уровня технического и технологического оснащения производственных процессов и от уровня использования интеллектуального капитала, стимулирования его соответствующей оплатой. Рост производительности труда снижает издержки по выпуску продукции и стабилизирует уровень цен. Производительность каждой хозяйственной системы рассчитывается по ряду факторов. Либо это затраты труда, либо - объем выработки. Согласно оценкам С. Губарева, по итогам 2012 г. производительность труда в России составляла 29,5 % показателя США, т. е. коэффициент отставания равен был 3,4. По мнению ученого, прирост производительности труда должен прирастать ежегодными темпами, опережающими американский в 3,4 раза, чтобы наверстать отставание за 20 лет [1, с. 40]. Решение этой задачи предполагает создание методологических и регулятивных стандартов и регламентов, связанных с расчетом, планированием, регулированием и учетом производительности труда. Если правительство обеспечит в ближайшем будущем оптимальные условия для создания новой модели взаимодействия финансового и реального секторов экономики, это позволит предприятиям ОПК придать устойчивость и гарантированность преобразований в этой сфере.
Библиографическая ссылка
1. Губанов С. Новая целевая задача и условия ее решения // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 12. С. 40.
Reference
1. Gubanov S. New target task and conditions of its décision // Problem of the theory and management practice. 2013, № 12, p. 40.
© Корсукова Н. Д., 2014
УДК 65.01;65.011.08
ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВУЗА
Е. А. Кустова2, Л. В. Ерыгина1, Ю. В. Жуковская2
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
2 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Аэрокосмический колледж Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Мировой опыт свидетельствует, что хотя рынок и играет важнейшую роль в стимулировании инновационной деятельности, отборе инновационных продуктов, но сам по себе он не способен обеспечить комплексное
Решетневскуе чтения. 2014
решение инновационных задач. Необходимым является государственное регулирование, наличие сильной государственной политики, в рамках которой реализуются конкретные мероприятия по поддержке и стимулированию тех этапов инновационного процесса, для которых рыночных стимулов недостаточно.
Ключевые слова: инновации, коммерциализация, интеллектуальная собственность.
THE STAGES OF MANAGING THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY OF THE UNIVERSITY
E. A. Kustova2, L. V. Erygina1, Yu. V. Zhukovskaya2
1 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation 2 Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Aerospace College 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
World experience shows that although the market plays an important role in stimulating innovation, selecting innovative products, but by itself it is not able to provide a comprehensive solution of innovation tasks. It is necessary to establish state regulation, there is the necessity of a strong public policy within the framework of its specific measures to support and encourage those stages of the innovation process, for which market incentives are insufficient.
Keywords: innovation, commercialization, intellectual property.
Понятие «коммерциализация интеллектуальной собственности» неразрывно связано с понятием «коммерциализация новых технологий», которое является для российского бизнеса относительно новым.
Методологически наиболее правильным понятием коммерциализации является следующая ситуация: покупателю нужны права на вашу технологию, и он заплатил вам за них деньги. Важным достоинством такого понимания является нацеленность его на результат. Однако на самом деле коммерциализация технологии - это не просто акт купли-продажи. Коммерциализация технологии представляет собой процесс, который начинается с момента ее создания [4]. Именно рассмотрение коммерциализации как процесса помогает вскрыть механизмы этого процесса, использование которых сделает его более эффективным.
Важнейшим элементом этого процесса является охрана и коммерциализация интеллектуальной собственности [3]. Дело в том, что созданная технология (при условии ее технической исключительности и востребованности рынком) приобретает коммерческую ценность только в двух случаях: если подтверждены исключительные (монопольные) права на ее использование (патент на изобретение, свидетельство на полезную модель и др.) или если технология содержит ноу-хау, что также является предметом правовой охраны. В настоящее время стратегии и механизмы охраны интеллектуальной собственности при продвижении нового продукта разрабатываются с учетом целого комплекса факторов. Однако основные принципы остаются для всех одинаковыми: защита своих продуктов патентами всегда стоит на первом месте, при этом ставка делается на формирование своего вузовского патентного портфеля. Оборонительные, блокирующие патенты - это своего рода страхование.
Вместе с тем стандартный набор исключительных прав на различных этапах жизненного цикла инновационного продукта может использоваться в различных комбинациях. Выбор между патентом и ноу-хау можно сделать, лишь тщательно проанализировав
область технической исключительности изобретения, состояние рынка и свои собственные возможности. Например, если речь идет об элементе производственного процесса, факт использования которого трудно установить, то патент предоставит слабую защиту из-за сложности доказать сам факт использования такого изобретения. Если же изобретение легко «выделить» в готовом продукте, то патент способен предотвратить несанкционированное копирование [2].
Выбор стратегии правовой охраны - это только лишь элемент длительного и сложного процесса коммерциализации технологии, типичный алгоритм которого показан на рисунке.
Знаками $ на рисунке показаны сравнительные объемы финансирования каждой из стадий. Затраты на коммерциализацию технологии резко возрастают после принятия решения о патентовании технологии. Следует отметить, что вузы как государственные унитарные организации имеют в этом плане определенное преимущество перед другими организациями. В соответствии с механизмом отсроченной экспертизы государственные организации имеют отсрочку по уплате пошлин при выдаче российского патента на изобретение. Таким образом, выполнение этапов 1-3.1 может профинансировать практически любой российский вуз. Реализацию этапов 3.2, 4-6 на сегодняшний день лишь очень немногие вузы могут самостоятельно обеспечить. Более того, этап трансфера технологий становится рентабельными только при определенном объеме портфеля технологий превышающем «порог рентабельности».
По-видимому, именно это обстоятельство и обусловило появление на рынке интеллектуальной собственности центров трансфера технологий.
«Самостоятельная» ликвидность технологии на российском рынке невысока, предлагается схема трансфера, построенная на идее соединения четырех ресурсов: технологии, производства, финансов, менеджмента.
Организационно-экономические проблемы авиационно-космических комплексов
1. Выявление объекта, ос первичной инф о; зормпение прав, сбор змации о рынке $
ч У
2. Оценка коммерь выбор способа п] иализуемости, аговой охраны %
ч У
3. ГТр SLEOE ая охрана
3.2. За руоежом $$$
ч. /
4. Г ТРАНСФЕР $$
— Использование г
5. $
со б ст венн ом
пр ОИ2Е о ДСТЕ е
— Лицензирование
С о-з дание новой компании
$ $$$
6. 1. I этап — Группа энтузиастов — С озцание нового продукта — С обственно е и государственное финансирование $$
„L
6.2. 2 этап — Небольшая фирма — Поиск рынков сбыта — Собственное финансирование ■+■ небольшие привлеченные средства $$$
3 эмйгч
— Средняя фирма
— р опшй Г.Т ]: еджмеыт
— Есть рынок сбьгга и р еальный прогноз роста продаж
— Б алможность привлечения -значительные инвестиций
Типичный алгоритм коммерциализации охраноспособной технологии
Университет как владелец патента может выступать в этой схеме поставщиком одного из важнейших ресурсов - технологии, а своеобразным катализатором процесса интеграции является инновационное агентство, центр трансфера технологий или венчурный фонд [1].
Опыт зарубежных и ряда российских университетов свидетельствует о целесообразности для владельцев ОИС активного использования в цепочке их коммерциализации фирм, специализирующихся в области трансфера технологий. Вместе с тем для успешной деятельности в этой области вуз должен располагать собственным компетентным структурным подразделением для проведения первичных работ по выявлению, оценке коммерциализуемости и закреплению прав организации на результаты научно-технических разработок [4].
Библиографические ссылки
1. Горячева И. А. Особенности рынка научно-технической продукции // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики : материалы Ме-ждунар. науч. конф. (20-23 апр. 2005, г. Тольятти). Тольятти, 2005. Ч. 2. Актуальные проблемы социально-экономического развития: территориальные и отраслевые аспекты. С. 180-183.
2. Нигматулина Л. Г. Коммерциализация интеллектуальной собственности в переходной экономике : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2004. 24 с.
3. Нигматулина Л. Г. Особенности коммерциализации интеллектуальной собственности в переходной экономике // Ресурсоэффективность и энергосбережение : тр. V Междунар. симп. (1-2 дек. 2004, г. Казань). Казань, 2005. С. 697-700.
4. Титова Е. С. Современное состояние и тенденции развития российского рынка научно-технической продукции // Сб. тез. докл. на XXXIX науч.-техн. студ. конф. Электросталь, 2005. С. 67-68.
References
1. Gorjacheva I. A. Features of scientific and technical products // Tatishchev read: actual problems of science and practice: Proceedings of the international. scientific. conf. (Togliatti, 20-23 April, 2005). Moscow, 2005. Part 2 Actual problems of socio-economic development: territorial and sectoral aspects. S. 180-183.
2. Nigmatulina L. G. Commercialization of Intellectual Property in a transition economy : Author. dis. ... Candidate. ehkon. Sciences. Kazan, 2004. 24 p.
3. Nigmatulina L. G. Features commercialization of intellectual property in a transition economy // Resource Efficiency and Energy Conservation: Tr. V int. Symp. (Kazan, 1-2 December., 2004). Kazan, 2005. S. 697-700.
4. Titova E. S. Current status and trends of development of Russian market of scientific and technical products // Proc. mes. Conf. XXXIX on scientific-technical. stud. conf. Elektrostal, 2005. S. 67-68.
© Кустова Е. А., Ерыгина Л. В., Жуковская Ю. В., 2014