Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕР ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШЕННЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕР ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШЕННЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Т.А.

В статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого характера, применяемые органами внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными иностранными гражданами. Автор рассматривает основные проблемы организационно-управленческого характера в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, актуализирует их, предлагает пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трофимова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE INFORMATION ELEMENT OF ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL MEASURES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF COMBATING CRIMES COMMITTED BY FOREIGN CITIZENS

The article deals with organizational and managerial issues applied by the internal affairs bodies to combat crimes committed by foreign citizens. The author examines the main problems of organizational and managerial nature in the field of law enforcement activity under consideration, updates them, and suggests solutions.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕР ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШЕННЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_362 УДК 34.4414

К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ЭЛЕМЕНТЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ МЕР ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, СОВЕРШЕННЫМИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ On the issue of the information element of organizational and managerial measures of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of combating crimes committed by foreign citizens

ТРОФИМОВА Татьяна Алексеевна,

адъюнкт кафедры организации оперативно-розыскной деятельности факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Академии управления МВД России.

Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8. zefirka96@internet.ru,

Trofimova Tatiana Alekseevna,

Post-graduate of the Department of Organization of Operational Search Activity of the Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia. Russian Federation, 125171, Moskov, St Zoi I Aleksandr Kosmodemyanskikh st., 8. zefirka96@internet.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются вопросы организационно-управленческого характера, применяемые органами внутренних дел по борьбе с преступлениями, совершенными иностранными гражданами. Автор рассматривает основные проблемы организационно-управленческого характера в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности, актуализирует их, предлагает пути решения.

Abstract: the article deals with organizational and managerial issues applied by the internal affairs bodies to combat crimes committed by foreign citizens. The author examines the main problems of organizational and managerial nature in the field of law enforcement activity under consideration, updates them, and suggests solutions.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, организационно-управленческие меры, управление, иностранные граждане.

Keywords: operational and investigative activities, organizational and anagerial measures, management, foreign citizens.

Для цитирования: Трофимова Т.А. К вопросу об информационном элементе организационно-управленческих мер органов внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с преступлениями, совершенными иностранными гражданами // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 362-363. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_362.

For citation: Trofimova T.A. On the issue of the information element of organizational and managerial measures of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the field of combating crimes committed by foreign citizens // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 362-363. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_362.

Статья поступила в редакцию: 30.03.2023

Организационно-управленческие меры органов внутренних дел (далее - ОВД) Российской Федерации в сфере борьбы с преступлениями, совершёнными иностранными гражданами базируются на основных принципах организации и управления, при этом имеют свою специфику реализации.

Успех в борьбе с преступностью иностранных граждан возможен только в рамках организованного комплексного взаимодействия правоохранительных органов как внутри страны, так и за её пределами.

В структуре центрального аппарата МВД России организация международного сотрудничества входит в компетенцию НЦБ Интерпола при МВД России [1] и Управления организации международного сотрудничества [2].

При этом, успешное решение задач по борьбе с преступлениями, совершаемыми иностранными гражданами в современном мире с учётом напряжённой международной обстановки возможно исключительно при достаточном информационном и научном обеспечении оперативно-служебной деятельности соответствующих правоохранительных органов.

С точки зрения теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) информационное обеспечение организации ОРД ОВД - это деятельность субъектов ОРД, направленная на выполнение возложенных на них задач и функций и удовлетворяющая определенным требованиям. Одновременно следует подчеркнуть, что одной из основных целей взаимодействия является получение информации, которая может быть использована в виде доказательства при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных иностранными гражданами. Часть получаемой информации, касающейся, прежде всего, новых видов совершаемых ими преступлений и тенденций развития иностранной преступности в целом, по итогам аналитической обработки может относиться к категории стратегической и использована для принятия органами внутренних дел упреждающих мер оперативно-розыскного характера.

Особенно актуальна данная проблема в настоящее время, так как современная преступность высокими темпами двигается в ногу с цифровизацией. В данном контексте, полагаем важным отметить, что международное сотрудничество помимо качественного взаимодействия должно обеспечивать сохранность оперативной информации в целях недопущения раскрытия тактических мер ОРД ОВД РФ и поступления опе-

Уголовно-правовые науки

ративных данных в руки представителям криминалитета.

Информационное обеспечение оперативных подразделений ОВД РФ осуществляется в соответствии со ст.10 ФЗ «Об ОРД», в которой указано, что «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета». Помимо этого, информационные аспекты оперативно-розыскной деятельности упомянуты в ст. 6 данного Федерального закона, в которой предусматривается использование в ходе оперативно-розыскной деятельности информационных систем, видео-, звукозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, не наносящих ущерба жизни и здоровью граждан [3].

В настоящее время во все города России активно внедряется система «Умный город», которая позволяет по биометрическим данным устанавливать местонахождение людей. Данная система является крайне действенной в современном мире, однако требует высокой цифрови-зации, большого количества видеокамер и увеличения числа сотрудников, которые могут оперативно совершить задержание выявленного лица.

В городах федерального значения, в городах с большим количеством проживающих такая система развивается и, несомненно, даёт положительные результаты. Однако для введения её на всей территории Российской Федерации понадобится значительное время.

Информационные потребности оперативных подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью иностранных граждан, в зависимости от специфики их криминальной деятельности могут быть различными по объему и должны быть получены не только из информационных массивов министерств и ведомств, входящих в систему правоохранительных органов, но и из иных источников.

Отталкиваясь от системы управления в современном мире необходимо отметить, что в целом, вся системы управления в российских органах внутренних дел нуждается в корректировке.

Многие руководители ОВД до сих пор игнорируют возможности информационного потенциала Интернета. По нашему мнению, им следует ориентировать подчинённых сотрудников на активное использование различных интернет-форумов как международного, российского, городского так и районного уровней, сведений общественных интернет-организаций и создаваемых ими различного рода каталогов, содержащих зачастую конкретные сведения о фактах совершения преступлений. Каждая группа иностранных граждан имеет на территории Российской Федерации свою диаспору, к которой они присоединяются после пересечения границы. Зачастую члены иностранных диаспоры ведут нелегальный образ жизни, имеют доходы, получаемые преступным путем, поскольку работодатели притесняют таких работников, ущемляют их права, лишают заработка, вынуждая тем самым искать иной источник существования - незаконный, вовлекают вновь прибывших иностранцев в преступную деятельность.

Предупреждение развития такой деятельности членов иностранных групп является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел и должно осуществляться на высоком организационно-управленческом уровне.

Библиогра фия:

1. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпола (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января

1986 г.)

2. Приказ МВД России от 18.01.2019 г. № 15 «Об управлении международного сотрудничества МВД РФ»

3. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Лукашов В.А. Сущность и задачи научной организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Лекция. Омск: Омск. высш. шк. милиции МВД СССР, 1982. С. 3.

References:

1. The Statute of the International Criminal Police Organization Interpol (entered into force on June 13, 1956, with amendments as of January 1, 1986)

2. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 18.01.2019 No. 15 "On the Department of International Cooperation of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"

3. On operational investigative activities [Electronic resource]: Federal Law No. 144-FZ of August 12, 1995 Access from the reference.-legal system "ConsultantPlus".

4. Lukashov V.A. The essence and tasks of the scientific organization of operational investigative activities of internal affairs bodies: Lecture. Omsk: Omsk. higher School of Militia of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, 1982. p. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.