DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_353
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ОРГАНАМ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РАМКАХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ON THE ISSUE OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF CITIZENS' ASSISTANCE TO INTERNAL AFFAIRS BODIES IN THE FRAMEWORK OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE ACTIVITIES
ХАРИТОНОВ Александр Александрович,
адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, Академия управления МВД России.
Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: [email protected];
Kharitonov Alexander Alexandrovich,
Post-graduate of the Faculty of Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel Academy of Management of the Ministry of the Interior of Russia. Russian Federation, 125171, Moskov, St Zoi I Aleksandr Kosmodemyanskikhst., 8. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье автором рассматривается проблема стоящая перед оперативным подразделениями ОВД заключающаяся в отсутствии оценки эффективности содействия граждан в привлекаемых к решению задач оперативно-розыскной деятельности. Определены критерии оценки эффективности данной деятельности и предложена модель ее реализации, на основании которой оперативными подразделениями ОВД реализуется одна из функций организации содействия граждан, заключающаяся анализе содержания и результатов данного содействия. Рассматриваемый вопрос имеет решающее значение для органов внутренних дел, поскольку негласное содействие граждан оказывает значительную помощь в решении задач оперативно-розыскной деятельности и поддержании общественной безопасности. Однако без надлежащей оценки трудно определить эффективность этого содействия. Предлагаемая модель обеспечивает основу для оценки ценности негласного содействия граждан и повышения общей эффективности оперативно-розыскной деятельности.
Abstract: in the article, the author examines the problem facing the operational units of the Department of Internal Affairs, which consists in the lack of an assessment of the effectiveness of citizens' assistance in solving the tasks of operational investigative activities. The criteria for evaluating the effectiveness of this activity are defined and a model of its implementation is proposed, on the basis of which the operational units of the Department of Internal Affairs implement one of the functions of the organization of assistance to citizens, which consists in analyzing the content and results of this assistance. The issue under consideration is of crucial importance for the internal affairs bodies, since the tacit assistance of citizens provides significant assistance in solving the tasks of operational investigative activities and maintaining public safety. However, without a proper assessment, it is difficult to determine the effectiveness of this assistance. The proposed model provides a basis for assessing the value of the tacit assistance of citizens and improving the overall effectiveness of operational investigative activities.
Ключевые слова: Оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскная информация, негласное содействие граждан, раскрытие преступлений, оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия, оценка эффективности.
Keywords: Operational-search activity, operational-search information, covert assistance of citizens, disclosure of crimes, operational units, operational-search activities, efficiency assessment.
Для цитирования: Харитонов А.А. К вопросу об оценке эффективности содействия граждан органам внутренних дел в рамках оперативно-розыскной деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 353-356. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_353.
For citation: Kharitonov A.A. On the issue of assessing the effectiveness of citizens' assistance to internal affairs bodies in the framework of operational investigative activities //Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 353-356. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_353.
Статья поступила в редакцию: 25.03.2023
Повышение уровня организации и управления силами и средствами оперативно-розыскной деятельности является одним из основных направлений совершенствования деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел (далее - ОВД). Приходится констатировать, что эффективность управления ОРД, как и в иной сфере общественных отношений, прямо зависит от правильной ее организации.
Одной из функций организации содействия граждан оперативным подразделениям ОВД, контроль за деятельностью субъектов содействия.
Контроль эффективности содействия граждан органам внутренних дел в рамках оперативно-розыскной деятельности занимает особое место в организации деятельности оперативных подразделений ОВД.
Постоянный контроль оказываемого гражданами содействия, их образом жизни и поведением позволяет своевременно выявлять имеющиеся недостатки и на основе всестороннего и глубокого их анализа разрабатывать и принимать меры, обеспечивающие эффективное использование данных граждан, в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
На основании сведений, полученных в ходе контроля, сотрудник оперативного подразделения ОВД определяет степень конспирации каждого лица, оказывающего негласное содействие, возможность и целесообразность его дальнейшего использования.
В тоже время любой вид деятельности направлен на достижение определенных целей, в том числе и негласное содействие граждан оперативным подразделениям ОВД. Цели содействия граждан отражают потребности его развития в целом, а также конкретного объекта управлении. Цель содействия граждан оперативным подразделениям ОВД, в узком смысле своего содержания, является оказание помощи оперативным подразделениям ОВД по решению задач оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД), определенных ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с чем, эффективность данного содействия можно рассматривать через призму решения данных задач.
Объективная оценка результатов деятельности оперативных подразделений ОВД необходима для проведения анализа качества выполнения задач ОРД, выявления имеющихся проблем негативно влияющих на конечные результаты, принятия адекватных управленческих решений, направленных на оптимизацию их организационной и практической деятельности, выявления, обобщения и распространения передового опыта работы оперативных подразделений ОВД, добившихся лучших результатов, а также поиска новых прогрессивных способов борьбы с преступностью. Основным недостатком существующих критериев оценки деятельности оперативных подразделений ОВД является фактическое подчинение практической деятельности этих подразделений статистическим показателям. Складывается парадоксальная ситуация, когда оперативные подразделения ОВД в повседневной деятельности направляют свои усилия в основном не на решение задач ОРД, вызванных оперативной обстановкой, а на формирование определенного количества показателей, улучшающих результаты статистической отчетности. В таких условиях руководитель при принятии управленческих решений вынужден ориентироваться не на сложившуюся оперативную обстановку, а на отчетные показатели.
В настоящее время эффективность негласного содействия граждан оперативным подразделениям ОВД, сводится к оценочному понятию: «раскрытие преступления по оперативным данным».
Понятие «раскрытие преступлений» применяется при оценке деятельности ОВД и их эффективности в борьбе с преступностью.
Различные стороны понятия «раскрытие преступления» рассматривались в рамках таких отраслей права как уголовное, уголовно-процессуальное право, криминалистика, криминология и др. Основные положения указанной проблемы нашли отражение в работах Р. С. Белкина, В. Г. Боброва, В. П. Лаврова, А. Г. Лекаря, В. А. Лукашова, В. А. Михайлова и других авторов. В тоже время ни в одном законодательном акте не раскрывается содержание данного понятия.
Впервые в специальная инструкция НКВД РСФСР от 12 декабря 1925 г. № 657 раскрытыми считались преступления 1) когда преступник задержан и сознался, похищенное изъято; 2) преступник задержан, не сознался, уличается по делу доказательствами; 3) преступник задержан и сознался, но похищенное не разыскано; 4) преступник не задержан, но известен, изобличается обнаруженными доказательствами'11.
С развитием общества, укрепления законности в стране, принятия нового УПК РСФСР возникла необходимость в изменении понятия раскрываемости. В это время «раскрытие преступления» увязывался с важнейшим и процессуальными действиями по вынесению законного и обоснованного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого при наличии «достаточных доказательств» (ст. 143 УПК РСФСР) для этого и установленных «материалами» (ст. 144 УПК РСФСР)'21.
В настоящее время имеются уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное и криминалистическое понятия «раскрытия преступления». В этой связи, В. И. Куклин отмечает, что в уголовно-процессуальном смысле понятие «раскрытия преступления» включает в себя установление данных о преступлении и виновном в его совершении в таком объеме, который позволяет предъявить последнему постановление о привлечении в качестве обвиняемого, или установление всех обстоятельств дела (ст. 73 УПК РФ), что позволяет закончить расследование (выполнить ст. 215-218 УПК РФ) и составить обвинительное заключение, либо весь процесс предварительного и судебного расследования вплоть до вступления приговора в законную силу'31. В свою очередь Р. С. Белкин под раскрытием преступления понимал «деятельность по его расследованию, направленная на получение информации, дающей основание к выдвижению версии о совершении преступления определенным лицом, когда все выдвигаемые ранее версии проверены и не нашли своего подтверждения»'41. Также имеет место на существование, в узком смысле, мнение А. А. Виноградова который считает «раскрытым преступлением», когда установлено и задержано (доставлено) лицо, возможно, совершившее данное преступление, а также имеются доказательства его причастности к совершению преступления'51.
Такой разброс мнений негативно сказывается на оценке эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников оперативных подразделений ОВД способствуя ее дезориентации.
Основываясь на проведенных исследованиях в данной области, мы считаем, что понятие «раскрытие преступления» является оконченным познавательным процессом по сбору доказательств виновности лица в совершении преступления в ходе расследования уголовного дела и может рассматриваться с точки зрения формирования статистических данных, а именно подписания прокурором статистической карточки формы 1.1 (направления уголовного дела в суд с обвинительным заключением (актом), прекращение уголовного дела по не реабилитирующим основаниям) или вынесения приговора суда (прекращения уголовного дела по не реабилитирующим основаниям). «Раскрытие преступления» может осуществляться как с помощью оперативно-розыскных, так и криминалистических средств, но процессуальная составляющая является неотъемлемой ее частью.
Оценка эффективности оперативно-служебной деятельности в сфере привлечения и использования негласного содействия граждан оперативными подразделениями ОВД в решении задач ОРД по критериям роста или снижения количества «раскрытых преступлений по оперативным данным» является порочной. Оценочные категории, например, «достигнут рост», «допущено снижение» уже давно морально устарели и не отвечают задачам оказываемого содействия. В настоящее время основной статистический показатель участия оперативных подразделений в
1 Кренев С. Н. К вопросу об учете раскрытых преступлений. // Административный вестник. 1926г., №1-13, С. 49.
2 Ишигеев В. С. Соотношение понятий раскрытия и расследования преступлений / В. С. Ишигеев, И. П. Парфиненко, М. Е. Авдеев // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXI международной научно-практической конференции, Иркутск, 26-27 мая 2016 года. - Иркутск: ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 85
3 Куклин В. И. Раскрытие преступлений и его соотношение с расследованием / В. И. Куклин // Известия Московского государственного индустриального университета. -2011. - № 2 (15). - С. 39
4 Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3-х т. М., 1997. Т. 3. С. 383
5 Виноградов А. А. Криминалистическое обеспечение расследования угонов автомобилей: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2018. С. 142.
раскрытии преступления (раскрытие преступления по оперативным данным) отражается реквизите 35 статистической карточки формы 1.1 '11, заполняемой начальником правоохранительного органа. В данный реквизит вносятся регистрационные данные оперативно-розыскной информации полученной от лица, привлеченного к негласному содействию оперативным подразделением ОВД. Правильность заполнения указанного реквизита проверяется надзирающим прокурором при подписании статистической карточки и его содержание должно полностью соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам.
Исходя из практической деятельности оперативных подразделений, прокуратурой, в рамках осуществления прокурорского надзора оказание негласного содействия гражданами, привлеченных, в том числе в качестве осведомителей, по «раскрытию преступления» не оценивается в следующих случаях:
- преступление совершенно в условиях очевидности, когда потерпевшие прямо указывали на лицо, совершившее преступление, либо правонарушитель задержан в момент преступления или непосредственно после его совершения, при этом особое внимание уделять следующим обстоятельствами:
- возбуждены ли уголовные дела в отношении конкретных лиц;
- имелись ли сведения о том, что потерпевший прямо указывал на преступника;
- задерживались ли обвиняемые сотрудниками охранных предприятий, работниками магазинов, или самим потерпевшим;
- по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.228, ст. 264 УК РФ, кем задерживался обвиняемый, так как первоначальное задержание может проводиться сотрудниками патрульно-постовых служб, ГИБДД или вневедомственной охраной за совершение административных правонарушений.
Автор обращает внимание на ошибочность утверждений надзорных органов, о том, что при формировании государственной статистической отчетности, лицо совершившее преступление не может быть установлено и вина его доказана с использованием оперативно-розыскной информации, если в уголовном деле нет постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, или, если преступление совершено в условиях очевидности. «Раскрыть преступление» по оперативным данным, лица, содействующего в рамках ОРД, оперативным подразделениям ОВД невозможно, так как оперативно-розыскная информация, поступающая от содействующего лица, является только основанием для подготовки и проведения ОРМ, направленных на выявление как лица его совершившего, так и доказательств его вины, а не доказательством вины лица, совершившего преступление. Для того чтобы уголовное дело вместе с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд, мало только установления и задержание лица подозреваемого в совершении преступления, необходимо собрать достаточные доказательства его вины, а для этого могут привлекаться к содействию граждане в рамках ОРД.
В соответствии с положениями статьи 17 ФЗ об ОРД привлекаются оперативными подразделениями ОВД к подготовке или проведению ОРМ, в рамках которых он осуществляет сбор и передачу оперативно-розыскной информации сотруднику оперативного подразделения ОВД. Таким образом, оценка эффективности данного вида содействия должна основываться не на статистических данных по оконченным производством уголовным делам лица, по которым лица установлены, а по соотношению количества участия в подготовке и проведения ОРМ, полученной информации и информации, которая способствовала установления лица, совершившего преступление и (или) доказательстве его вины в совершенном преступлении.
Таким образом, автор предлагает, что содействие граждан, привлекаемых к оказанию содействия, должно оцениваться по следующим
критериям:
- количество проведенных ОРМ, по которым оказано содействие путем личного участия;
- количество полученной осведомителем оперативно-розыскной информации по результатам подготовки и проведения ОРМ;
- количество оперативно-розыскной информации, полученной от лица, оказывающего содействие, подтвержденной результатами оперативно-розыскных мероприятий, основанием для проведения, которых она послужила.
Таким образом, при оценке эффективности в сфере содействия граждан ОВД в решении задач ОРД предлагаем использовать следующую формулу:
Э+И
Эф =__* 100 =_%
И+Р
Эф - эффективность осуществляемого содействия граждан.
Р - количество полученной оперативно-розыскной информации от граждан оказывающих содействие за определенный период времени.
Э - количество реализованной оперативно-розыскной информации полученной от граждан оказывающих содействие за определенный период времени.
И - количество ОРМ в подготовке и проведении которых гражданами оказывающими содействие принято участие.
Можно принять за положительную оценку эффективности содействия граждан полученный результат более 50%.
1 О едином учете преступлений» (с изменениями и дополнениями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития
РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.
Данную оценку можно применять ко всем видам содействия граждан, обозначенных в нормативных правовых актах МВД России.
На основании оценки эффективности оперативно-служебной деятельности оперативных подразделений ОВД в данном направлении реализуется следующая функция организации содействия граждан, заключающаяся анализе содержания и результатов содействия.
Под анализом содержания и результатов содействия граждан необходимо понимать процесс познания совокупности всех организационных функций и результатов содействия граждан в решении задач ОРД, в целях выявления причин, негативно влияющих на результаты решения данных задач при организации данного содействия, выработки и принятия управленческих решений, в оценке достигнутых результатов и выявления резервов повышения ее эффективности.
Библиогра фия:
1. Кренев С. Н. К вопросу об учете раскрытых преступлений. // Административный вестник. 1926г., №1-13, 49 с.
2. Ишигеев В. С. Соотношение понятий раскрытия и расследования преступлений / В. С. Ишигеев, И. П. Парфиненко, М. Е. Авдеев // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXI международной научно-практической конференции, Иркутск, 26-27 мая 2016 года. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 85-91
3. Куклин В. И. Раскрытие преступлений и его соотношение с расследованием / В. И. Куклин // Известия Московского государственного индустриального университета. - 2011. - № 2 (15). - С. 39-41
4. Белкин Р. С. Курс криминалистики: в 3-х т. М., 1997. Т. 3. 480 с.
5. Виноградов А. А. Криминалистическое обеспечение расследования угонов автомобилей: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2018. 300 с.
6. О едином учете преступлений» (с изменениями и дополнениями): приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 / Консультант Плюс (дата обращения 15.02.2023).
References:
1. Krenev S. N. On the issue of accounting for solved crimes. // Administrative Bulletin. 1926, No. 1 -13, 49 p.
2. Ishigeev V. S. Correlation of concepts of disclosure and investigation of crimes / V. S. Ishigeev, I. P. Parfinenko, M. E. Avdeev // Activity of law enforcement agencies in modern conditions: Collection of materials of the XXI International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, May 26-27, 2016. - Irkutsk: East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2016. - pp. 85-91
3. Kuklin V. I. Crime detection and its correlation with investigation / V. I. Kuklin // Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo industrialnogo universiteta. - 2011. - № 2 (15). - Pp. 39-41
4. Belkin R. S. Course of criminalistics: in 3 volumes, 1997. Vol. 3. 480 p.
5. Vinogradov A. A. Forensic support for the investigation of car thefts: diss. ... cand. jurid. sciences. - M., 2018. 300 p.
6. On the Unified accounting of Crimes" (with amendments and additions): Order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation, the Ministry of Justice of the Russian Federation, the FSB of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the Federal Drug Control Service of the Russian Federation dated December 29, 2005 No. 39/1070/1021/253/780/353/399 / Consultant Plus (accessed 02/15/2023).