Научная статья на тему 'К вопросу об этнической генеалогии башкир (на примере шежере башкир этнографических групп Тамьян, тырнаклы)'

К вопросу об этнической генеалогии башкир (на примере шежере башкир этнографических групп Тамьян, тырнаклы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
527
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / ШЕЖЕРЕ / БАШКИРЫ / РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ / ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ / GENEALOGY / SHEZHERE / MATERIALS OF THE POPULATION CENSUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазитов Вадим Радикович

Развитие исследований по этнической генеалогии в Республике Башкортостан является одной из немаловажных и перспективных задач современной исторической науки. Одна из целей данного направления этнологическое исследование развития родовых структур башкир XVI-XXI вв. В статье представлены предварительные результаты изучения некоторых этнографических групп башкир по опубликованным и архивным вариантам генеалогий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On ethnic genealogy of Bashkirs (applied to shezhere Bashkirs of ethnographic groups of Tamian and Tyrnakli)

The development of studies on ethnic genealogy in the Republic of Bashkortostan is one of the most important and perspective problems of modern historical science. One of the objectives of this direction is an ethnological study of the development of generic structures of Bashkirs in XVI-XXI centuries. The article presents preliminary results of the study of some Bashkir ethnographic groups according to published and archival variants of genealogies.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этнической генеалогии башкир (на примере шежере башкир этнографических групп Тамьян, тырнаклы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337).

История. Вып. 59. С. 11-14.

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ГЕНЕАЛОГИИ БАШКИР (НА ПРИМЕРЕ ШЕЖЕРЕ БАШКИР ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП ТАМЬЯН, ТЫРНАКЛЫ)

Развитие исследований по этнической генеалогии в Республике Башкортостан является одной из немаловажных и перспективных задач современной исторической науки. Одна из целей данного направления - этнологическое исследование развития родовых структур башкир ХУ1-ХХ1 вв. В статье представлены предварительные результаты изучения некоторых этнографических групп башкир по опубликованным и архивным вариантам генеалогий.

Ключевые слова: генеалогия, шежере, башкиры, ревизские сказки, переписи населения.

Башкирские родословия (шежере) являются уникальными документами по этнической генеалогии башкир. Этническая генеалогия - новое научное направление, одними из важнейших задач которой являются создание базы данных семейных родословий, собранных как в ходе экспедиционных работ, так и реконструированных по архивным источникам, уточнение и дополнение генеалогических звеньев родословий, разработка классификации, исследование этноса через призму генеалогического метода и т. д.1 В современной исторической науке происходит формирование методологических и фундаментально-теоретических основ генеалогических и, в особенности, этногенеалогических исследований. Согласно С. Н. Корусенко, Н. В. Кулешовой, Н. А. Томилову, этническая генеалогия занимается изучением специфики развития традиционных семейно-родственных отношений и институтов, являющихся этнодиферен-цирующими элементами этнической общности. В настоящее время завершены генеалогические исследования барабинских, томских, курдакско-саргатских татар: в обследованных деревнях томских татар охвачено 96,5 %, ба-рабинских - 56,4 %, курдакско-саргатских -74,8 % всего взрослого населения2.

Исследование башкирских родословий в совокупности с другими источниками может заложить фундаментальные научноприкладные и теоретические основы для развития этнической генеалогии башкир. Целью данного научного направления, на мой взгляд, будет являться этнологическое исследование развития родовых структур башкир ХУ1-ХХ1 вв. Здесь следует сделать существенную оговорку, что прежняя родовая и племенная структура башкир после присоединения к Русскому государству и с адми-

нистративно территориальными преобразованиями в конце ХУШ и в XIX вв. утратила значение. Основной формой общественной организации башкир с этого времени стала большая и малая семья. Тем не менее, башкиры вплоть до современного времени знали и учитывали свою родовую структуру. Согласно исследованиям и опросам, сделанным по районам Республики Башкортостан, Республики Татарстан, а также по ряду областей (Свердловская, Пермская, Курганская и т. д.) башкиры указывали свою племенную и родовую принадлежность. Эти данные были обобщены и сгруппированы по соответствующим населенным пунктам3. Следует отметить, что знание родовой принадлежности играло значительную практическую роль у башкир в вопросах обоснования прав на определенную занимаемую территорию, наследственное имущество, соблюдения обычаев экзогамии и эндогамии и т. д. С вхождением башкир в состав русского государства (XVI в.) и, особенно, как упоминалось выше, с административно-территориальными преобразованиями в конце XVIII и в XIX вв. практическая значимость знания родовой принадлежности у башкир во многом утрачивается и сохраняется лишь в вопросах брачных отношений. Известный историк А. З. Асфандияров на основе анализа сведений родословия бурзянского рода писал, что башкирам в XIX в. были известны малая и сложная формы семьи, а также древний обычай экзогамии и эндогамии4. Одна из ключевых особенностей башкирских родословий - фиксация родовой принадлежности с ее изначально высокой практической значимостью - являлась одной из ключевых причин сохранения традиции составления устных и письменных родословий в XVIII-XIX вв.

Источниковой базой для достижения задач исследования развития родов башкир могут послужить сохранившиеся и выявленные в ходе полевых экспедиций рукописи башкирских родословий XIX в., а возможно и более ранних веков; родословия башкир, воссозданные на основе полевых и архивных материалов; материалы переписи населения («ревизские сказки») XVIII-XIX вв.; метрические книги и т. д. По данным источникам, возможно, будет реконструировать процесс развития, разветвления рода в определенном хронологическом срезе.

Башкирские родословия (шежере) - это уникальные источники по развитию башкирских родовых структур в период XVII-

XIX вв. Отражение этого развития - формирование населенных пунктов башкир. В шежере отражены генеалогии части населения того или иного населенного пункта, что позволяет в совокупности с другими источниками и материалами реконструировать и территориально привязать процесс родового дробления этнографических групп башкир, детализировать и конкретизировать основные изменения в определенном хронологическом отрезке. Родовое деление часто сопровождалось переселением близкородственных семей на новые территории. В шежере иногда прямо указано переселение того или иного предка на новые земли, в новые населенные пункты. Зачастую это приводило к образованию родовых деревень. Названия башкирских населенных пунктов зачастую носят имя основателя (например, д. Саитбаба - имя основателя Саитбабы, историческая достоверность которого прослеживается по источникам). Таким образом, шежере - это источник по сегментации рода, т. е. по родовому, а зачастую территориальнородовому делению. В качестве примера можно привезти краткий сравнительно-сопоставительный анализ шежере башкир-тырнаклы. Сведения шежере тырнаклинских башкир, в опубликованном виде вошедшее в сборник «Башкирские родословные» как документ № 12 - «Родословная от Джийиндавлета, сына Уразгильди, до Мухаммеда, составленная Габ-дулвали, сыном Габдулгалима, и продолженная его сыном», подтверждается ревизскими сказками деревень Яунова, Шерякова, Муха-метово, а также другим документом - «Приговором соединенного волостного схода башкир Тарнаклинской дачи Тарнаклинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии»,

опубликованном в вышеуказанном сборнике. Данный юридический документ подтверждает этнически башкирское происхождение шеже-ре. Родословие датируется 1888 г. - началом

XX в., что в целом подтверждается другим вышеуказанным документом и материалами переписи населения.

Сопоставим сведения документа, шеже-ре и «ревизских сказок». По шежере назван Файзулла сын Гайфуллы. В «Приговоре...» он указан как Файзулла Сайфуллин - поверенный башкир д. Шеряковой5. В «ревизской сказке» 1833 г. по д. Шеряковой зафиксирован новорожденный Файзулла, сын Сайфул-лы6. Вполне возможно, что это одно и то же лицо. Это также не противоречит хронологии: если Файзулла родился в 1833 г., то в 1880 г. (время волостного схода башкир Тарнаклин-ской дачи Тарнаклинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии) вполне мог быть поверенным из числа одновотчин-ников. Некоторые другие имена волостного схода также находим в «ревизских сказках» указанных деревень. Например, в «Приговоре соединенного волостного схода» указан житель д. Старомухамметовой Исмагил Ша-магулов, который также известен в VIII ревизии д. Старомухамметово как сын юртового есаула Шамагула7. Имена и отчества 9 человек, присутствовавших на сходе, совпадают с именами их самих и их отцов в шежере8. При сопоставлении обширного родословия, данного в шежере, с «ревизскими сказками» следует подчеркнуть некоторые особенности. Данная в шежере обширная генеалогия является, по всей видимости, одним из вариантов общего родового древа башкир-тырнаклы, охватывает целый ряд поколений и несколько родовых ветвей различных деревень - Яунова (Троицкий уезд Оренбургской губернии), Шерякова, Ибраева, Старомухамметова (Стер-литамакский уезд Оренбургской губернии). Родственность или принадлежность к общему корню (к тырнаклы) представителей этих деревень выясняют сведения вышеприведенного документа - «Приговор соединенного волостного схода.». Тамги представителей различных деревень зачастую совпадают или имеют общую типологию9. Например, тамга ‘стремя’ имеется у некоторых представителей д. Лагиревой и д. Старомухамметовой. Примечательно, что изображения тамг, схожих с изображенными в документе схода (такие как ‘стремя’, ‘вилы’, ‘петля’), сохранились

в VIII ревизии 1833 г. д. Старомухамметово10. Это также является дополнительным аргументом в пользу племенной общности жителей указанных деревень.

Полное изучение обширной генеалогии, наличествующей в шежере, на материалах ревизий различных деревень требует отдельных специальных исследований. В настоящей статье следует ограничиться научно-критическим сопоставлением части данной генеалогии с материалами ревизии в целях обоснования исторической достоверности шежере. В шежере указана родовая ветвь д. Яуновой: Сувашбай - Явын, Асан; от Асана - Аман-кильди - сыновья Мухаммедьяр, Мухаммед-гали, Мухаммедэмин, Мухаммедрахим, Дус-мухаммед, Тухбатулла, Мухаммедшариф и далее потомки11. В VIII ревизии 1833 г. д. Яунова числятся Мухамедшариф Умингильдин, его родной брат Мухаммедэмин (в архивном источнике - Мухаметвимит), далее Мухамедьяр Амингильдин с братьями - Тухватуллой, Му-хаметрахимом, Мухаммедгали12. По материалам X ревизии 1859 г. числятся Дусмухаммед (в архивном источнике - Досмухамет) Аман-гильдин с потомками, не представленными в шежере; а также его братья - Мухамедшариф Амангильдин с сыновьями Кючеббирди, Му-хамеджан, отраженными также в шежере; Му-хаммедэмин с сыновьями, Мухамедьяр Аман-гильдин с сыновьями, Мухамедгали с сыном, Мухамедрахим с сыновьями, Тухватулла с сы-новьями13. Генеалогические сведения шежере полностью подтверждаются материалами VIII и X ревизий д. Яунова (Троицкий уезд Оренбургской губернии).

Таким образом, по шежере башкир-тыр-наклы установлены их родовые населенные пункты - д. Яуново, д. Шеряково, д. Мухаме-тово. Родословие является генеалогией жителей этих деревень. Хронологический возраст родословия - XVIII-XIX вв. По шежере и другим материалам удалось доказать этническую принадлежность и достоверность родовой атрибутики башкир-тырнаклы.

С начала XVII в., а возможно и в более ранний период, происходит процесс территориально-родового дробления, который возможно уточнить и детализировать на материалах шежере. Так, например, из анализа шежере и материалов ревизии установлено, что предположительно к началу XVII в. происходит постепенный процесс формирования отдельных родовых подразделений башкир-тамьян.

Следует отметить, что родовая и племенная организация у башкир изучена в исследованиях Р. Г. Кузеева, который подчеркивал ее сложную структуру, имеющую тенденцию к сегментации. Процесс сегментации старого родового подразделения занимал 2-3 поколения и завершался появлением новых звеньев в структуре (1-2 звена). Следует отметить, что материалы шежере довольно объективно отражают этот процесс. Процесс отделения родовых структур показан исследователем на примере башкир д. Мурадымово - таз, кара, кинзекей, баим14. Новые структуры обычно носили имя своего предка.

Данный процесс сегментации можно проследить и на примере других шежере. Одними из них являются списки тамьянских родословий (шежере). Наличие родовых ветвей в одном из списков и отсутствие их в другом позволяют выявить и датировать процесс сегментации. Так, по шежере башкир-тамьян зафиксирована начальная сегментация рода и датирована XVII в. Далее, годы жизни Шагали Шакман-бия по зафиксированным источникам датируются примерно в первую четверть по вторую половину XVI в. Его потомок Таймас жил примерно в первой половине

XVIII в. (если вести генеалогический расчет с Шагали-бия; если же вести расчет с конца

XIX в (датировка шежере - конец XIX в.) то получается примерно тот же результат). Тай-мас зарегистрирован по списку шежере «Родословная от Шагали Шакмана до Гали», но не даны его потомки, которые представлены в другом списке шежере. Это может свидетельствовать о родовой сегментации, произошедшей в середине XVIII в.

Таким образом, предположительно в XVII-XVIII вв. происходит постепенный процесс формирования отдельных родовых подразделений тамьян. Следует отметить, что процесс разветвления родовой структуры происходил, возможно, намного ранее указанного периода, но не был зафиксирован в дошедших до нас вариантах тамьянских родословий. Лишь по сохранившимся поздним рукописным материалам мы можем документально проследить этот процесс, что также является одной из немаловажных задач изучения развития родов и семей башкир в XVI-XIX вв.

Изучение генеалогии башкир на основе списков шежере и материалов переписи населения имеет свои особенности. В основе

сведений материалов переписи населения -фиксация жителей населенных пунктов с указанием точной даты. Это во многих случаях позволяет не только датировать примерные годы жизни представителей определенного поколения, но и установить хронологический возраст всей генеалогии.

На основе обобщенных материалов (генеалогические данные списков шежере, материалов переписи населения и т. д.) возможно зафиксировать процесс территориально-родового дробления, выраженного на поздних этапах в дальнейшем распаде рода (ырыу) и родового подразделения (аймак) на отдельные семьи. Установление населенных пунктов, где проживали представители генеалогии шежере, очерчивает и детализирует территориальные рамки всего крупного рода. Решение указанных задач (датировка верхних генеалогических звеньев родословия (шежере), фиксация территории расселения, развития рода (сегментация, интеграция, объединение с другим родом, исчезновение) как патрилинейного линиджа)) на документированных материалах XIX в. индуктивно раскрывает ряд аспектов истории рода на более раннем этапе (датировка нижних генеалогических звеньев и всей генеалогии шежере. установление единого генеалогического ствола, фиксация изначальной территории расселения и т. д.).

Примечания

1 Мазитов, В. Р. Перспективы развития этно-генеалогических исследований в Республике Башкортостан (по материалам шежере и других письменных источников) // История науки и техники. Уфа : Наутехлитиздат, 2010. № 3, спецвып. № 1. С. 115.

2 Корусенко, С. Н. Этническая генеалогия народов Сибири [Электронный ресурс] / С. Н. Корусенко, Н. В. Кулешова, Н. А. Томи-лов. иКЬ : http://ethnography.omskreg.ru/page. php?id=328.

3 Камалов, А. А. Атайсал / А. А. Камалов, Ф. У. Камалова. Уфа : Китап, 2001. С. 97-417.

4 Асфандияров, А. З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа, 1991-1993. Кн. 2-3. С. 168.

5 Башкирские родословные / сост. Р. М. Булгаков, М. Х. Надергулов. Уфа : Китап, 2002. С. 204, 207.

6 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 485. Л. 332.

7 Там же. Л. 315.

8 Башкирские родословные. С. 210.

9 Там же. С. 211-212.

10 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 485. Л. 316-319.

11 Башкирские родословные. С. 193.

12 ЦГИА РБ. Ф. И-138 Оп. 2. Д. 485. Л. 336.

13 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 775. Л. 376-378.

14 Кузеев, Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1996.С. 132-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.