Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). История. Вып. 59. С. 11-14.
К ВОПРОСУ ОБ ЭТНИЧЕСКОЙ ГЕНЕАЛОГИИ БАШКИР (НА ПРИМЕРЕ ШЕЖЕРЕ БАШКИР ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП ТАМЬЯН, ТЫРНАКЛЫ)
Развитие исследований по этнической генеалогии в Республике Башкортостан является одной из немаловажных и перспективных задач современной исторической науки. Одна из целей данного направления - этнологическое исследование развития родовых структур башкир ХУ1-ХХ1 вв. В статье представлены предварительные результаты изучения некоторых этнографических групп башкир по опубликованным и архивным вариантам генеалогий.
Ключевые слова: генеалогия, шежере, башкиры, ревизские сказки, переписи населения.
Башкирские родословия (шежере) являются уникальными документами по этнической генеалогии башкир. Этническая генеалогия - новое научное направление, одними из важнейших задач которой являются создание базы данных семейных родословий, собранных как в ходе экспедиционных работ, так и реконструированных по архивным источникам, уточнение и дополнение генеалогических звеньев родословий, разработка классификации, исследование этноса через призму генеалогического метода и т. д.1 В современной исторической науке происходит формирование методологических и фундаментально-теоретических основ генеалогических и, в особенности, этногенеалогических исследований. Согласно С. Н. Корусенко, Н. В. Кулешовой, Н. А. Томилову, этническая генеалогия занимается изучением специфики развития традиционных семейно-родственных отношений и институтов, являющихся этнодиферен-цирующими элементами этнической общности. В настоящее время завершены генеалогические исследования барабинских, томских, курдакско-саргатских татар: в обследованных деревнях томских татар охвачено 96,5 %, ба-рабинских - 56,4 %, курдакско-саргатских -74,8 % всего взрослого населения2.
Исследование башкирских родословий в совокупности с другими источниками может заложить фундаментальные научно-прикладные и теоретические основы для развития этнической генеалогии башкир. Целью данного научного направления, на мой взгляд, будет являться этнологическое исследование развития родовых структур башкир ХУ1-ХХ1 вв. Здесь следует сделать существенную оговорку, что прежняя родовая и племенная структура башкир после присоединения к Русскому государству и с адми-
нистративно территориальными преобразованиями в конце ХУШ и в XIX вв. утратила значение. Основной формой общественной организации башкир с этого времени стала большая и малая семья. Тем не менее, башкиры вплоть до современного времени знали и учитывали свою родовую структуру. Согласно исследованиям и опросам, сделанным по районам Республики Башкортостан, Республики Татарстан, а также по ряду областей (Свердловская, Пермская, Курганская и т. д.) башкиры указывали свою племенную и родовую принадлежность. Эти данные были обобщены и сгруппированы по соответствующим населенным пунктам3. Следует отметить, что знание родовой принадлежности играло значительную практическую роль у башкир в вопросах обоснования прав на определенную занимаемую территорию, наследственное имущество, соблюдения обычаев экзогамии и эндогамии и т. д. С вхождением башкир в состав русского государства (XVI в.) и, особенно, как упоминалось выше, с административно-территориальными преобразованиями в конце XVIII и в XIX вв. практическая значимость знания родовой принадлежности у башкир во многом утрачивается и сохраняется лишь в вопросах брачных отношений. Известный историк А. З. Асфандияров на основе анализа сведений родословия бурзянского рода писал, что башкирам в XIX в. были известны малая и сложная формы семьи, а также древний обычай экзогамии и эндогамии4. Одна из ключевых особенностей башкирских родословий - фиксация родовой принадлежности с ее изначально высокой практической значимостью - являлась одной из ключевых причин сохранения традиции составления устных и письменных родословий в XVIII-XIX вв.
Источниковой базой для достижения задач исследования развития родов башкир могут послужить сохранившиеся и выявленные в ходе полевых экспедиций рукописи башкирских родословий XIX в., а возможно и более ранних веков; родословия башкир, воссозданные на основе полевых и архивных материалов; материалы переписи населения («ревизские сказки») ХУШ-Х1Х вв.; метрические книги и т. д. По данным источникам, возможно, будет реконструировать процесс развития, разветвления рода в определенном хронологическом срезе.
Башкирские родословия (шежере) - это уникальные источники по развитию башкирских родовых структур в период XVII-XIX вв. Отражение этого развития - формирование населенных пунктов башкир. В шежере отражены генеалогии части населения того или иного населенного пункта, что позволяет в совокупности с другими источниками и материалами реконструировать и территориально привязать процесс родового дробления этнографических групп башкир, детализировать и конкретизировать основные изменения в определенном хронологическом отрезке. Родовое деление часто сопровождалось переселением близкородственных семей на новые территории. В шежере иногда прямо указано переселение того или иного предка на новые земли, в новые населенные пункты. Зачастую это приводило к образованию родовых деревень. Названия башкирских населенных пунктов зачастую носят имя основателя (например, д. Саитбаба - имя основателя Саитбабы, историческая достоверность которого прослеживается по источникам). Таким образом, шежере - это источник по сегментации рода, т. е. по родовому, а зачастую территориально-родовому делению. В качестве примера можно привезти краткий сравнительно-сопоставительный анализ шежере башкир-тырнаклы. Сведения шежере тырнаклинских башкир, в опубликованном виде вошедшее в сборник «Башкирские родословные» как документ № 12 - «Родословная от Джийиндавлета, сына Уразгильди, до Мухаммеда, составленная Габ-дулвали, сыном Габдулгалима, и продолженная его сыном», подтверждается ревизскими сказками деревень Яунова, Шерякова, Муха-метово, а также другим документом - «Приговором соединенного волостного схода башкир Тарнаклинской дачи Тарнаклинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии»,
опубликованном в вышеуказанном сборнике. Данный юридический документ подтверждает этнически башкирское происхождение шеже-ре. Родословие датируется 1888 г. - началом XX в., что в целом подтверждается другим вышеуказанным документом и материалами переписи населения.
Сопоставим сведения документа, шеже-ре и «ревизских сказок». По шежере назван Файзулла сын Гайфуллы. В «Приговоре...» он указан как Файзулла Сайфуллин - поверенный башкир д. Шеряковой5. В «ревизской сказке» 1833 г. по д. Шеряковой зафиксирован новорожденный Файзулла, сын Сайфул-лы6. Вполне возможно, что это одно и то же лицо. Это также не противоречит хронологии: если Файзулла родился в 1833 г., то в 1880 г. (время волостного схода башкир Тарнаклин-ской дачи Тарнаклинской волости Златоу-стовского уезда Уфимской губернии) вполне мог быть поверенным из числа одновотчин-ников. Некоторые другие имена волостного схода также находим в «ревизских сказках» указанных деревень. Например, в «Приговоре соединенного волостного схода» указан житель д. Старомухамметовой Исмагил Ша-магулов, который также известен в VIII ревизии д. Старомухамметово как сын юртового есаула Шамагула7. Имена и отчества 9 человек, присутствовавших на сходе, совпадают с именами их самих и их отцов в шежере8. При сопоставлении обширного родословия, данного в шежере, с «ревизскими сказками» следует подчеркнуть некоторые особенности. Данная в шежере обширная генеалогия является, по всей видимости, одним из вариантов общего родового древа башкир-тырнаклы, охватывает целый ряд поколений и несколько родовых ветвей различных деревень - Яунова (Троицкий уезд Оренбургской губернии), Шерякова, Ибраева, Старомухамметова (Стер-литамакский уезд Оренбургской губернии). Родственность или принадлежность к общему корню (к тырнаклы) представителей этих деревень выясняют сведения вышеприведенного документа - «Приговор соединенного волостного схода.». Тамги представителей различных деревень зачастую совпадают или имеют общую типологию9. Например, тамга 'стремя' имеется у некоторых представителей д. Лагиревой и д. Старомухамметовой. Примечательно, что изображения тамг, схожих с изображенными в документе схода (такие как 'стремя', 'вилы', 'петля'), сохранились
в VIII ревизии 1833 г. д. Старомухамметово10. Это также является дополнительным аргументом в пользу племенной общности жителей указанных деревень.
Полное изучение обширной генеалогии, наличествующей в шежере, на материалах ревизий различных деревень требует отдельных специальных исследований. В настоящей статье следует ограничиться научно-критическим сопоставлением части данной генеалогии с материалами ревизии в целях обоснования исторической достоверности шежере. В шежере указана родовая ветвь д. Яуновой: Сувашбай - Явын, Асан; от Асана - Аман-кильди - сыновья Мухаммедьяр, Мухаммед-гали, Мухаммедэмин, Мухаммедрахим, Дус-мухаммед, Тухбатулла, Мухаммедшариф и далее потомки11. В VIII ревизии 1833 г. д. Яунова числятся Мухамедшариф Умингильдин, его родной брат Мухаммедэмин (в архивном источнике - Мухаметвимит), далее Мухамедьяр Амингильдин с братьями - Тухватуллой, Му-хаметрахимом, Мухаммедгали12. По материалам X ревизии 1859 г. числятся Дусмухаммед (в архивном источнике - Досмухамет) Аман-гильдин с потомками, не представленными в шежере; а также его братья - Мухамедшариф Амангильдин с сыновьями Кючеббирди, Му-хамеджан, отраженными также в шежере; Му-хаммедэмин с сыновьями, Мухамедьяр Аман-гильдин с сыновьями, Мухамедгали с сыном, Мухамедрахим с сыновьями, Тухватулла с сы-новьями13. Генеалогические сведения шежере полностью подтверждаются материалами VIII и X ревизий д. Яунова (Троицкий уезд Оренбургской губернии).
Таким образом, по шежере башкир-тыр-наклы установлены их родовые населенные пункты - д. Яуново, д. Шеряково, д. Мухаме-тово. Родословие является генеалогией жителей этих деревень. Хронологический возраст родословия - XVIII-XIX вв. По шежере и другим материалам удалось доказать этническую принадлежность и достоверность родовой атрибутики башкир-тырнаклы.
С начала XVII в., а возможно и в более ранний период, происходит процесс территориально-родового дробления, который возможно уточнить и детализировать на материалах шежере. Так, например, из анализа шежере и материалов ревизии установлено, что предположительно к началу XVII в. происходит постепенный процесс формирования отдельных родовых подразделений башкир-тамьян.
Следует отметить, что родовая и племенная организация у башкир изучена в исследованиях Р. Г. Кузеева, который подчеркивал ее сложную структуру, имеющую тенденцию к сегментации. Процесс сегментации старого родового подразделения занимал 2-3 поколения и завершался появлением новых звеньев в структуре (1-2 звена). Следует отметить, что материалы шежере довольно объективно отражают этот процесс. Процесс отделения родовых структур показан исследователем на примере башкир д. Мурадымово - таз, кара, кинзекей, баим14. Новые структуры обычно носили имя своего предка.
Данный процесс сегментации можно проследить и на примере других шежере. Одними из них являются списки тамьянских родословий (шежере). Наличие родовых ветвей в одном из списков и отсутствие их в другом позволяют выявить и датировать процесс сегментации. Так, по шежере башкир-тамьян зафиксирована начальная сегментация рода и датирована XVII в. Далее, годы жизни Шагали Шакман-бия по зафиксированным источникам датируются примерно в первую четверть по вторую половину XVI в. Его потомок Таймас жил примерно в первой половине
XVIII в. (если вести генеалогический расчет с Шагали-бия; если же вести расчет с конца
XIX в (датировка шежере - конец XIX в.) то получается примерно тот же результат). Тай-мас зарегистрирован по списку шежере «Родословная от Шагали Шакмана до Гали», но не даны его потомки, которые представлены в другом списке шежере. Это может свидетельствовать о родовой сегментации, произошедшей в середине XVIII в.
Таким образом, предположительно в XVII-XVIII вв. происходит постепенный процесс формирования отдельных родовых подразделений тамьян. Следует отметить, что процесс разветвления родовой структуры происходил, возможно, намного ранее указанного периода, но не был зафиксирован в дошедших до нас вариантах тамьянских родословий. Лишь по сохранившимся поздним рукописным материалам мы можем документально проследить этот процесс, что также является одной из немаловажных задач изучения развития родов и семей башкир в XVI-XIX вв.
Изучение генеалогии башкир на основе списков шежере и материалов переписи населения имеет свои особенности. В основе
сведений материалов переписи населения -фиксация жителей населенных пунктов с указанием точной даты. Это во многих случаях позволяет не только датировать примерные годы жизни представителей определенного поколения, но и установить хронологический возраст всей генеалогии.
На основе обобщенных материалов (генеалогические данные списков шежере, материалов переписи населения и т. д.) возможно зафиксировать процесс территориально-родового дробления, выраженного на поздних этапах в дальнейшем распаде рода (ырыу) и родового подразделения (аймак) на отдельные семьи. Установление населенных пунктов, где проживали представители генеалогии шежере, очерчивает и детализирует территориальные рамки всего крупного рода. Решение указанных задач (датировка верхних генеалогических звеньев родословия (шежере), фиксация территории расселения, развития рода (сегментация, интеграция, объединение с другим родом, исчезновение) как патрилинейного линиджа)) на документированных материалах XIX в. индуктивно раскрывает ряд аспектов истории рода на более раннем этапе (датировка нижних генеалогических звеньев и всей генеалогии шежере, установление единого генеалогического ствола, фиксация изначальной территории расселения и т. д.).
Примечания
1 Мазитов, В. Р. Перспективы развития этно-генеалогических исследований в Республике Башкортостан (по материалам шежере и других письменных источников) // История науки и техники. Уфа : Наутехлитиздат, 2010. № 3, спецвып. № 1. С. 115.
2 Корусенко, С. Н. Этническая генеалогия народов Сибири [Электронный ресурс] / С. Н. Корусенко, Н. В. Кулешова, Н. А. Томи-лов. URL : http://ethnography.omskreg.ru/page. php?id=328.
3 Камалов, А. А. Атайсал / А. А. Камалов, Ф. У. Камалова. Уфа : Китап, 2001. С. 97-417.
4 Асфандияров, А. З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа, 1991-1993. Кн. 2-3. С. 168.
5 Башкирские родословные / сост. Р. М. Булгаков, М. Х. Надергулов. Уфа : Китап, 2002. С. 204, 207.
6 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 485. Л. 332.
7 Там же. Л. 315.
8 Башкирские родословные. С. 210.
9 Там же. С. 211-212.
10 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 485. Л. 316-319.
11 Башкирские родословные. С. 193.
12 ЦГИА РБ. Ф. И-138 Оп. 2. Д. 485. Л. 336.
13 ЦГИА РБ. Ф. И-138. Оп. 2. Д. 775. Л. 376-378.
14 Кузеев, Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1996.С. 132-133.