Научная статья на тему 'ТАМьЯН-ТАНГАУРОВСКАЯ ВОЛОСТь XVIII–XIX ВВ.: МИФЫ И РЕАЛИИ'

ТАМьЯН-ТАНГАУРОВСКАЯ ВОЛОСТь XVIII–XIX ВВ.: МИФЫ И РЕАЛИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
башкирские племена тунгаур / тамьян / Урман-Тингаурская волость / Тамьян-Тангауровская волость / деревня Исмакаево Верхнеуральского уезда / А.З. Асфандияров / the Bashkir tribes of Tungaur / Tamyan / Urman-Tingaur volost / Tamyan-Tangaur volost / the village of Is- makaevo / the Verkhneuralsk uyezd / A.Z. Asfandiyarov

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сулейманов Фуат Мурзагалиевич

В статье проводится анализ опубликованных и архивных материалов, доказывающих несостоятельность утверждения в историографии о существовании в XVIII–XIX вв. объединенной Тамьян-Тангаурской волости. Причиной начала объединения исследователями тамьянцев и тунгауров под общее название «тамьянтангаурцы», очевидно, явился тот факт, что к началу XX в. деревни северной части тунгауров – урман-тунгауров и соседних с ними тамьянцев находились в составе одной административно-территориальной единицы – Тамьян-Тангауровской волости. Данное обстоятельство привело к ошибочному восприятию известным этнографом С.И. Руденко представителей двух разных племен – тамьянцев и тунгауров как жителей одной этнической общности. Длительное пребывание урман-тунгауров (северных) и тамьянцев на одной территории, совместное владение и распоряжение общими земельными угодьями способствовало их сближению в хозяйственно-культурном плане. Но вплоть до середины XIX в. эти волости составляли отдельные этнические и административнотерриториальные единицы. Совместная хозяйственная деятельность, земельные сделки не могут выступать основанием для объединения их в одну этническую единицу. Подтверждений и фактов этнографического, исторического или фольклорного происхождения для таких выводов также не существуют. Каждое из этих башкирских племен имело свое самостоятельное историческое развитие. До середины XIX в. объединенной на этнической основе Тамьян-Тангаурской волости не было. Волость под названием Тамьян-Тангауровская, куда вошли селения тамьянцев и урман-тунгауров (северных), образуется лишь 15 декабря 1864 г. по распоряжению властей как административно-территориальная единица, а не в результате этнического соединения двух башкирских племен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TAMYAN-TANGAUR VOLOST IN THE 18TH – 19TH CENTURIES: MYTHS AND REALITIES

In the article an analysis of published and archival materials proving the invalidity of the statement about the existence of the united Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurskaya) volost in the 18th – 19th centuries in historiography is made. Evidently, the fact that villages of both northern Tangaur people, i.e. Urman-Tangaur one, and neighboring Tamyan people were a part of one administrative-territorial unit, namely the Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurovskaya) volost, by the early 20th century resulted in considering the Tamyan and Tangaur people under the common name of the Tamyan-Tangaur people by scholars. This circumstance led to the false perception of representatives of two different tribes – Tamyan and Tungaur as residents of one ethnic community by the famous ethnographer S.I. Rudenko. The prolonged stay of the Urman-Tungaur (northern) and Tamyan people in the same territory, joint ownership and disposal of common land areas facilitated their rapprochement in the economic and cultural terms. But till the middle of the 19th century these volosts were separate ethnic and administrative-territorial units. Joint economic activities, land transactions cannot serve as a basis for uniting them into one ethnic unit. Confirmations and facts of ethnographic, historical or folklore origin for such conclusions also do not exist. Each of these Bashkir tribes had its own historical development. Till the middle of the 19th century there did not exist the Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurskaya) volost united on the ethnic basis. The volost under a new name (Tamyan-Tangaurovskaya) which included the settlements of Tamyan and Urman-Tungaur (northern) people was formed only on December 15, 1864, according to the order of the authorities as an administrative-territorial unit, not as a result of ethnic integration of the two Bashkir tribes.

Текст научной работы на тему «ТАМьЯН-ТАНГАУРОВСКАЯ ВОЛОСТь XVIII–XIX ВВ.: МИФЫ И РЕАЛИИ»

НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ

.'V- i'Ji. »"V. »'Ti. ¿»J«. jgj^ i'ti. i'V- .^ti. ¿SJ«. f't/>, .»V. ¿фь ¿5!?. «'V. i^i. i'Ti. «'J'i ¿V. i'ti. AV. ЛТ?. .«Vj jVi. ¿SJS.

DOI 10.24411/2223-0564-2018-10314 Ф.М. Сулейманов УДК 94 (470.57)

ТАМЬЯН-ТАНГАУРОВСКАЯ ВОЛОСТЬ XVIII-XIX ВВ.: МИФЫ И РЕАЛИИ

Аннотация

В статье проводится анализ опубликованных и архивных материалов, доказывающих несостоятельность утверждения в историографии о существовании в XVIII-XIX вв. объединенной Тамьян-Тангаурской волости.

Причиной начала объединения исследователями тамьянцев и тунгауров под общее название «тамьян-тангаурцы», очевидно, явился тот факт, что к началу XX в. деревни северной части тунгауров - урман-тунгауров и соседних с ними тамьянцев находились в составе одной административно-территориальной единицы -Тамьян-Тангауровской волости. Данное обстоятельство привело к ошибочному восприятию известным этнографом С.И. Руденко представителей двух разных племен - тамьянцев и тунгауров как жителей одной этнической общности.

Длительное пребывание урман-тунгауров (северных) и тамьянцев на одной территории, совместное владение и распоряжение общими земельными угодьями способствовало их сближению в хозяйственно-культурном плане. Но вплоть до середины XIX в. эти волости составляли отдельные этнические и административно-территориальные единицы. Совместная хозяйственная деятельность, земельные сделки не могут выступать основанием для объединения их в одну этническую единицу. Подтверждений и фактов этнографического, исторического или фольклорного происхождения для таких выводов также не существуют. Каждое из этих башкирских племен имело свое самостоятельное историческое развитие.

До середины XIX в. объединенной на этнической основе Тамьян-Тангаурской волости не было. Волость под названием Тамьян-Тангауровская, куда вошли селения тамьянцев и урман-тунгауров (северных), образуется лишь 15 декабря 1864 г. по распоряжению властей как административно-территориальная единица, а не в результате этнического соединения двух башкирских племен.

Ключевые слова: башкирские племена тунгаур, тамьян, Урман-Тингаурская волость, Тамьян-Тангауровская волость, деревня Исмакаево Верхнеуральского уезда, А.З. Асфандияров

Fuat M. Suleymanov

THE TAMYAN-TANGAUR VOLOST IN THE 18th - 19th CENTURIES: MYTHS AND REALITIES

Abstract

In the article an analysis of published and archival materials proving the invalidity of the statement about the existence of the united Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurskaya) volost in the 18th - 19th centuries in historiography is made.

Evidently, the fact that villages of both northern Tangaur people, i.e. Urman-Tangaur one, and neighboring Tamyan people were a part of one administrative-territorial unit, namely the Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurovskaya) volost, by the early 20th century resulted in considering the Tamyan and Tangaur people under the common name of the Tamyan-Tangaur people by scholars. This circumstance led to the false perception of representatives of two different tribes - Tamyan and Tungaur as residents of one ethnic community by the famous ethnographer S.I. Rudenko.

The prolonged stay of the Urman-Tungaur (northern) and Tamyan people in the same territory, joint ownership and disposal of common land areas facilitated their rapprochement in the economic and cultural terms. But till the middle

Сулейманов Фуат Мурзагалиевич, кандидат исторических наук, доцент Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета (Сибай), e-mail: [email protected]

Fuat M. Suleymanov, Cand.Sc. (History), Associate Professor of Sibay Institute (Branch), the Bashkir State University (Sibay), e-mail: [email protected]

© Сулейманов Ф.М., 2018

of the 19th century these volosts were separate ethnic and administrative-territorial units. Joint economic activities, land transactions cannot serve as a basis for uniting them into one ethnic unit. Confirmations and facts of ethnographic, historical or folklore origin for such conclusions also do not exist. Each of these Bashkir tribes had its own historical development.

Till the middle of the 19th century there did not exist the Tamyan-Tangaur (Tamyan-Tangaurskaya) volost united on the ethnic basis. The volost under a new name (Tamyan-Tangaurovskaya) which included the settlements of Ta-myan and Urman-Tungaur (northern) people was formed only on December 15, 1864, according to the order of the authorities as an administrative-territorial unit, not as a result of ethnic integration of the two Bashkir tribes.

Key words: the Bashkir tribes of Tungaur, Tamyan, Urman-Tingaur volost, Tamyan-Tangaur volost, the village of Is-makaevo, the Verkhneuralsk uyezd, A.Z. Asfandiyarov

Образование Тамьян-Тангауровской волости Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии, куда относились селения башкирских племен тамьян и урман-тунгаур (северная часть тунгау-ров), специально не изучалось. С начала XX в. в историографии распространилось бездоказательное мнение о бытовании в ХУШ-Х1Х вв. объединенной Тамьян-Тангаурской волости, породившее ошибочные выводы относительно этнической истории северных тунгауров.

Цель работы - на основе изучения и анализа научной литературы и архивных документов доказать несостоятельность утверждения о том, что образование Тамьян-Тангауровской волости доказывает этническое соединение тамьянцев и урман-тунгауров.

В исторических трудах и документах название башкир-тунгауров имело ряд форм написания: тунгаур, тангаур, тенгаур, тингаур, тюнгаур, дангаур. Мы считаем, что в русском языке следует использовать форму тунгаур, потому что она наиболее близка к башкирскому звучанию этнонима - тYЦгэYер.

Согласно историческим документам XVIII-XIX вв. и данным трудов дореволюционных авторов, тунгауры состояли из двух самостоятельных родов (или племен) - ялан-тунгаур (южные) и урман-тунгаур (северные), которые в XVШ в. составляли отдельные волости и занимали довольно обширные территории [1, с. 46-54].

От самостоятельной Урман-Тингаурской волости XVIII в. сохранился оттиск печати - «Печать старшины Урмантингаирской волости, оттиск 1741 г.» [2], надписи на которой читаются следующим образом: П - печать, Н - Ногайской, д. - дороги, УР - Урман, Т - Тингаурской, В -волости (рис. 1).

Согласно опубликованному документу 1736 г., в «Нагайской дороги уральские башкирцы и жи-вущия в той стороне, где Оренбург...» в числе юго-восточных волостей башкир названа волость Елан-Тангоур, состоящая из 10 деревень

Рис. 1. Печать старшины Урман-Тингаурской волости Ногайской дороги, оттиск 1741 г.

и 147 дворов [3, с. 196]. Итак, эти материалы также свидетельствуют о самостоятельном функционировании двух групп тунгауров - южных и северных.

Крупным событием в изучении этнографии башкир явилась монография С.И. Руденко «Башкиры» (1916, 1925 гг.), переизданная в дальнейшем в 1955 г. [4] и 2006 г. [5]. В ней нашли отражение и этнографические материалы о тунгау-рах, по отношению к которым автор применял два этнонима: «тангаурцы» и «тамьян-тангаур-цы» [5, с. 61, 84, 153, 157, 174, 286 и др.]. В своей книге он приводит фотопортрет «тамьян-тан-гаурца» [5, с. 286]. Отнесение С.И. Руденко представителей двух разных племен - тамьянцев и тунгауров к одной этнической общности следует считать ошибочным. Причиной этого, очевидно, явился тот факт, что к началу XX в. деревни северной части тунгауров - урман-тунгауров и соседних с ними тамьянцев находились в составе одной административно-территориальной единицы - Тамьян-Тангауровской волости. По всей видимости, название этой административной волости ученым было неверно воспринято

в качестве названия этнического образования, якобы состоящего из двух компонентов. Это и послужило причиной появления утверждения, высказанного сначала Р.Г. Кузеевым, а за ним повторенного и другими, что якобы, по архивным данным, в XVШ-XIX вв. в Верхнеуральском уезде существовала объединенная Тамьян-Тангаур-ская волость, свидетельствующая, по их мнению, о взаимной близости этих племен, восходящей к саяно-алтайской прародине их предков [6, с. 161-162; 12, с. 72-74; 16, с. 62].

Позднее такое утверждение повлияло и на общественное сознание - жители ряда деревень Абзелиловского района РБ стали представлять себя потомками никогда не существовавшего племени «тамьян-тунгаур» и предпринимать абсурдные попытки составить его шежере. Эти, казались бы, на первый взгляд, безобидные попытки, публикуемые в средствах массовой информации и демонстрируемые на праздниках «Шежере байрамы» (праздник родословной), вносят серьезную путаницу в толкование этнической истории башкир. Некоторые авторы без критической оценки утверждения о существовании в XVШ-XIX вв. «объединенной Тамьян-Тангаурской волости» стали использовать его в качестве доказательства мнений, не имеющих документальных обоснований. Таковы, например, утверждения А.С. Сальманова, что якобы к середине XVI в. тангауры «сильно были ассимилированы тамьянцами», а «в шежере тангаурцы подразумевались как часть тамьянцев... об их целостности свидетельствует и существовавшая в XVШ-XIX веках объединенная Тамьян-Тан-гаурская волость - явление малохарактерное для восточных башкир» [7, с. 74]. Но как объяснит автор последующее самостоятельное существование Тунгаурской волости в XVII в. и нескольких Тунгаурских волостей в 20-30-х гг. XVIII в. в Ногайской и Казанской дорогах? [1, с. 47-54]. Также сохранились факты о самостоятельном вхождении тунгауров в состав Русского государства после 1552 г.: «В прошлых давнех годех по взятию Казанского царства прадеды и деды пришли под протекцию Росийскую и служили тарханскую службу обще с своею братьею Ногайской дороги Тингоурские волости башкирцы, а никакого положенного ясака не платили, понеже на тарханах кроме службы ничего не требу-етца; и о том у прадедов и дедов их имелись // данные им грамоты и оберегальные памяти.» [9, с. 131-132.].

«Сведения о башкирах, собранные кунгур-ским бургомистром Юхневым во время его поездок в 1725-1726 гг.» в «Нагайской дороге» зафиксировали отдельные Верхня-Темиянскую, Нижняя-Тамиянскую волости с деревнями и Тин-гаурскую волость с деревнями [8, с. 328.]. В реестре башкирских волостей, составленном около 1730 г., четко указаны отдельные Тамьянская и Тунгаурская волости: «. по Нагайской дороге:.. .9) волость Тамъянская по Белой и по Нугу-шу и по другим речкам.12) волость Тингаур-ская по Белой и по Сакмаре.. .Казанской дороги волости:.. .2) волость Тамъянская по Ику ж...4) Тингаурская по Ику.» [9, с. 135-137].

Длительность пребывания урман-тунгауров (северных) и тамьянцев на одной территории, совместное владение и распоряжение общими земельными угодьями, естественно, способствовали их сближению в хозяйственно-культурном плане. В 1757 г. башкиры Тамьянской и Тюнгаур-ской волостей Ногайской дороги во главе со старшиной Татлымбетом Алимбетовым с товарищами отдали в оброчное владение на 30 лет «вотчинной земли с угодьями по р. Авзян» владельцу Авзяно-Петровского железоделательного завода П.И. Шувалову [10, с. 151-152]. Но видно, что обозначенные волости составляли отдельные административно-территориальные единицы, причем Татлымбет Алимбетов был старшиной «Тенгаурской волости Уфимской провинции» [11, с. 75, 157]. Совместная хозяйственная деятельность, земельные сделки не могут являться основанием для объединения их в одну этническую единицу. Оснований и подтверждений этнографического, исторического или фольклорного происхождения для таких выводов также нет. Каждое из этих башкирских племен имело свое самостоятельное историческое развитие. О самостоятельной Тенгаурской волости Ногайской дороги и его старшине Татлымбете Алим-бетове речь идет и в документе, составленном 23 августа 1765 г. [12, л. 124об. - 125об.].

Наше мнение подтверждается и материалами ревизий конца XVIII - середины XIX в., которые свидетельствуют о самостоятельном функционировании Тунгаурской и Тамьянской волостей в составе 6-го башкирского кантона Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии [13]. Об этом говорит и «Список башкирских деревень с разделением их на волостные и сельские общества», составленный в 1863 г. в форме таблицы [8, с. 368-427]. В нем в разделе

1-го Оренбургского кантона под номером 14 указана Тангаурская волость, с управлением в д. Ис-магилово, с 6 сельскими обществами и входящими в них 28 деревнями [8, с. 374]. В разделе 2-го Верхнеуральского кантона под номером 6 указана также отдельная Тангаурская волость, с управлением в д. Аскаровой, с 3 сельскими обществами (Ишкуловское, 1-е Аскаровское, 2-е Аскаров-ское) и входящими в них 10 деревнями (Ишкулова, Ишкузина, Тяпанова, Аскарова - 1-я, Кырдасова, Байназарова, Ахметова, Аскарова 2-я, Исмакае-ва, Магадиева). Далее под номером 7 перечислена отдельная Тамъянская волость, с 6 сельскими обществами и входящими в них 42 деревнями [8, с. 377-378]. Как видно, в 1863 г. «объединенной Тамьян-Тангаурской волости» еще не было. Судя еще по одному архивному источнику - «Ведомости о кочевках 2-го Верхнеуральского кантона башкир», такой волости не было и в 1864 г. В данном источнике зафиксированы самостоятельные Тангаурская и Тамьянская волости [14, л. 35-37]. Этот историко-этнографический факт отражен и в трудах А.З. Асфандиярова [15, с. 35120; 16, с. 30-43].

Тамьян-Тангауровская волость как административно-территориальная единица создается только в конце 1864 - начале 1865 гг. Подтверждением этому и всему вышесказанному является опубликованный документ: «Док. № 104. Из журнала №160/65 присутствия оренбургского губернского правления о соединении Тамьян-ской и Тангауровской волостей в одну. 27 января 1865 г. ...СЛУШАЛИ: Отношение начальника Верхнеуральского кантона от 14 января за № 80, в коем объясняет, что г. исправляющий должность заведывающего башкирами 15 декабря 1864 г. за № 17466 разрешил Тамьянскую и Тангаур-скую волость соединить в одну и дать ей название Тамьян-Тангауровской ... Подписали: Вице-Губернатор. Члены правления» [8, с. 173].

Причину создания разноплеменной Тамьян-Тангауровской волости следует связать с начавшимся в ХУШ в. и завершившимся к середине XIX в. процессом перехода башкирской волости от родовой организации к территориальной. Относительно другой разноплеменной волости Верхнеуральского уезда, образовавшейся по этой же причине, А.З. Асфандияров писал: «В 18641865 гг., когда вместо кровнородственных волостей образовались территориальные, возникла объединенная Кубеляк-Телевская волость» [16, с. 21].

Необходимо остановиться и на вышеупомянутом фотопортрете так называемого «тамьян-тангаурца», приведенном в работе С.И. Руденко. Судя по записям на его оборотной стороне, это фото жителя д. Исмакаево Тамьян-Тангауровской волости (ныне Белорецкого района РБ. - Ф.С.): «Садык Мухаметшин. Жилим аймак (?). Д. Ис-макаева. Тамьян-тангаурец» [17] (см. рис. 2 и 3). В одном из изданий этот же снимок был представлен как фото башкира-тамьянца с пометкой

Рис. 2. На фото: башкир племени Тунгаур Садык Мухаметшин

Рис. 3. Записи на обороте фото

«Тамьянец. По С.И. Руденко», опустив второй компонент этого искусственного этнонима [18, с. 61]. Но есть ли основание такому утверждению? Обратимся к фактическим материалам. Материалы ревизий XIX в. подтверждают, что деревня Исмакаево была основана жителями д. Аскарово Тангаурской волости в 1833-1834 гг. [15, с. 32-33]. Так, в ревизской сказке д. Аскарово Верхнеуральского уезда за апрель 1834 г. отмечено, что жители 23 дворов «.по высочайшим правилам о сей переписи 89§ поселены во вновь учрежденную деревню Исмакаеву...» [13, д. 565, л. 286 об. - 287 об.]. Среди переселившихся в д. Исмакаево был и двор Батырши Алчинова (1761 г.р.), как выясняется, прадеда вышеуказанного Садыка Мухаметшина. В ревизской сказке «Верхнеуральского уезда юрты № 12 Исмакае-вой деревни», составленной 28 июля 1859 г., отмечены отец Садыка Мухаметшина - Мухамет-ша (1847 г.р.) и дед - Кутлугадям Батыршин (1816 г.р.) [13, д. 759, л. 540 об. - 541].

Итак, согласно документам, д. Исмакаево была основана жителями д. Аскарово и до конца 1864 г. относилась к Тунгаурской волости, ее жители - башкиры-тунгауры. О переселении в нее представителей иной волости, кроме Тунгаур-ской, не отмечается. Факты позволяют сделать однозначный вывод: на изучаемом фото изображен башкир племени тунгаур Садык Мухамет-шин, житель д. Исмакаево Тамьян-Тангауровской волости.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что распространенное в литературе мнение о существовании в XVШ-XIX вв. объединенной Тамьян-Тангаурской волости является ошибочным. До середины XIX в. такой волости не было, она образовалась лишь 15 декабря 1864 г. по распоряжению губернских властей как административно-территориальная единица, что не означало этническое соединение двух племен. Надеемся, что рассмотренное утверждение перестанет служить основой для других ошибочных мнений и вносить путаницу в процесс исследования истории и этнографии башкир.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Сулейманов Ф.М. Юго-восточный Башкортостан: малоизученные страницы истории и этнографии. Уфа: АН РБ, Гилем, Башк. энциклопедия, 2013. 272 с.

2. Башкирские печати. URL: http://book.uraic.ru/ elib/Authors/korepanov/Sait1/110c.htm (дата обращения: 14.06.2018).

3. Материалы по истории Башкортостана. Оренбургская экспедиция и башкирские восстания 30-х годов XVIII в. / авт.-сост. Н.Ф. Демидова. Т. VI. Уфа: Китап, 2002. 768 с.: илл.

4. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографи-ческие очерки. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 392 с.: ил., карт., библиограф.

5. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографи-ческие очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.: ил.

6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Уфа: ДизайнПолиграф-Сервис, 2010. 560 с.

7. Сальманов А.С. К вопросу о возникновении и становлении башкирского этноса // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. Уфа, 22 декабря 2006 года. Уфа: Гилем, 2006. С. 72-74.

8. История административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708-2001): сб. документов и материалов. Уфа: Китап, 2003. 536 с.

9. Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I.: Башкирские восстания в XVII и первой половине XVIII вв. М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1936. 631 с.: табл.

10. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. IV. Экономические и социальные отношения в Башкирии и управление Оренбургским краем в 5070-х годах XVIII в. Ч. 1. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. 494 с.

11. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа: Китап, 2006. 160 с.

12. НА РБ. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 2.

13. НА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 250, 242, 252, 565, 696, 759.

14. НА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13068.

15. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкирской АССР. Справочная книга. Книга первая. Уфа: Башк. книж. изд-во, 1990. 207 с.

16. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Ки-тап, 2009. 744 с.

17. Шежере. URL: https://vk.com/club79625306?z= photo-79625306_344639593%2Fwall-79625306_15 (дата обращения: 14.06.2018).

18. Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. Уфа: Китап, 2007. 352 с.

REFERENCES

1. Suleymanov, F.M. Jugo-vostochnyj Bashkortostan: maloizuchennye stranitsy istorii i etnografii [South-Eastern Bashkortostan: The Little-Studied Pages of History and Ethnography]. Ufa: The Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Gilem, Bashkir Encyclopaedia, 2013. 272 p. (in Russ.).

2. Bashkirskie pechati [Bashkir Seals]. URL: http:// book.uraic.ru/elib/Authors/korepanov/Sait1/110c.htm (Accessed June 14, 2018) (in Russ.).

3. Materialy po istorii Bashkortostana. Orenburg-skaya ekspeditsiya i bashkirskie vosstaniya 30-kh godov XVIII v. [Materials on the History of Bashkortostan. The Orenburg Expedition and the Bashkir Revolts in the 30's of the XVIII Century]. Compiled by N.F. Demidov. Vol. 6. Ufa: Kitap press, 2002. 768 p.: Illustr. (in Russ.).

4. Rudenko, S.I. Bashkiry. Istoriko-etnografiche-skie ocherki [The Bashkirs. Historical and Ethnographic Sketches]. Moscow; Leningrad: The USSR Academy of Sciences press, 1955. 392 p.: Illustr., Maps, References (in Russ.).

5. Rudenko, S.I. Bashkiry. Istoriko-etnografiche-skie ocherki [The Bashkirs. Historical and Ethnographic Sketches]. 2nd ed. Ufa: Kitap press, 2006. 376 p.: Illustr. (in Russ.).

6. Kuzeyev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo naroda. Etnicheskij sostav, istoriya rasseleniya [The Origin of the Bashkir People. Ethnic Composition, History of Settlement]. 2nd ed. Ufa: DizainPoligraf-Servis, 2010. 560 p. (in Russ.).

7. Salmanov, A.S. K voprosu o vozniknovenii i stanovlenii bashkirskogo etnosa [On the Origin and Development of the Bashkir Ethnic Groups]. In: Problemy etnogeneza i etnicheskoy istorii bashkirskogo naroda. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfe-rentsii, posvyashchennoy 70-letiyu S.N. Shitovoy [Eth-nogenesis and Ethnic History of the Bashkir People. Proceedings of the all-Russia Scientific and Practical Conference Dedicated to the 70th Birth Anniversary of S.N. Shitova]. Ufa, December 22, 2006. Ufa: Gilem press, 2006. P. 72-74 (in Russ.).

8. Istoriya administrativno-territorial'nogo dele-niya Respubliki Bashkortostan (1708-2001) [A History of the Administrative-Territorial Division of the Republic of Bashkortostan (1708-2001)]. In: Sb. dokumentov

i materialov [A Collection of Documents and Materials]. Ufa: Kitap press, 2003. 536 p. (in Russ.).

9. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. Ch. 1: Bashkirskie vosstaniya v XVII i pervoy polovine XVIII vv. [Materials on the History of the Bashkir ASSR. Part 1: The Bashkir Rebellions in the 17th and First Half of the 18th Centuries]. Moscow; Leningrad: The USSR Academy of Sciences press, 1936. 631 p. with Tables (in Russ.).

10. Materialy po istorii Bashkirskoj ASSR. T. 4. Ekonomicheskie i sotsial 'nye otnosheniya v Bashkirii i upravlenie Orenburgskim kraem v 50-70-kh godakh XVIII v. Ch. 1 [Materials on the History of the Bashkir ASSR. Vol. 4. Economic and Social Relations in Bashkortostan and Governing the Orenburg Region in the 50-70's of the XVIII Century. Part 1]. Moscow: The USSR Academy of Sciences press, 1956. 494 p. (in Russ.).

10. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskie tarkhany [Bashkir Tarkhans]. Ufa: Kitap press, 2006. 160 p. (in Russ.).

12. NA RB. F. H-6. Op. 1. D. 2 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund H-6. Bordereau 1. Individual File 2] (in Russ.).

13. NA RB. F. 138. Op. 2. D. 250, 242, 252, 565, 696, 759 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 138. Bordereau 2. Individual Files 250, 242, 252, 565, 696, 759] (in Russ.).

14. NA RB. F. 2. Op. 2. D. 13068 [The National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fund 2. Bordereau 2. Individual File 13068] (in Russ.).

15. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven'Bashkirskoj ASSR. Spravochnaya kniga. Kniga pervaya [A History of Villages of the Bashkir ASSR. Reference Book. Book 1]. Ufa: Bashkir Publishing House, 1990. 207 p. (in Russ.).

16. Asfandiyarov, A.Z. Istorija sel i dereven'Bashkortostana i sopredel 'nykh territorij [A History of Villages in Bashkortostan and Adjacent Areas]. Ufa: Kitap press, 2009. 744 p. (in Russ.).

17. Shezhere [Genealogical Tree]. URL: https:// vk.com/club79625306?z=photo-79625306_344639593% 2Fwall- 79625306_15 (Accessed June 14, 2018) (in Russ.).

18. Yanguzin, R.Z., Khisamitdinova, F.G. Koren-nye narody Rossii. Bashkiry [Indigenous Peoples of Russia. The Bashkirs]. Ufa: Kitap press, 2007. 352 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.