_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
собран и проанализирован значительный фактический материал и намечены подходы к всестороннему рассмотрению проблемы.
Список использованной литературы:
1.Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России. Учеб. пос. - М., 1998. - С. 138; Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. - М.,1995. - С. 268, 270, 272; Макаров В.Б. История государственного управления и местного самоуправления в России. Учеб. пос. - Н.Новгород, 2000. - С. 102; Писарькова Л. Московская городская дума: 1863-1917. - М., 1998. - С.9, 11, 12 и др.
2.Кафенгауз Б.Б. Город и городская реформа 1785 г. // Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия во второй половине XVIII в. - М., 1956. - С.162-164; Клокман Ю.Р. Социально-экономическая история русского города. Вторая половина XVIII в. - М., 1967. - 119-120.
3.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 1. СПб, 1999. С. 491-509.
4.Муллов П. Историческое обозрение правительственных мер по устройству городского общественного управления. СПб., 1864; Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. Т. 1: Города России в XVIII столетии. СПб., 1875; Кизеветтер А.А. Городовое положение Екатерины II 1785 г.: опыт исторического комментария. М., 1909; Он же. Гильдия московского купечества: исторический очерк. М., 1915.
5. Рабцевич В.В. Социальный состав органов городского самоуправления в Западной Сибири в 80-х гг. XVIII - первой четверти XIX в. // История городов Сибири досоветского периода (XVII - начало XX в.). -Новосибирск, 1977. - С. 80-96; Она же. Сибирский город в дореформенной системе управления. -Новосибирск, 1984.
6. Рындзюнский П.Г. Городское гражданство дореформенной России. М., 1958.
© Сулейманова Г.И., 2016
УДК 308
А.И.Хафизова
Магистрант 2 Г.О.
Башкирский Государственный Университет г.Уфа, Российская Федерация
РОДОСЛОВНАЯ БАШКИР - ШЕЖЕРЕ Аннотация
В данной статье рассматривается история башкирского народа. Изучено происхождение племени Гирей и его значение в этногенезе башкир. Рассмотрен порядок составления исторического документа башкир, родословного древа - шежере.
Ключевые слова
Родословная, башкиры, история башкирского народа, племя Гирей.
Башкирский народ, как и другие народы нашей страны, имеет большую и чрезвычайно богатую событиями историю. Перед историками Башкортостана стоит ответственная задача - раскрыть перед современниками историю своего народа, от этапа к этапу проследить мужественную борьбу трудящихся за свободную и счастливую жизнь.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
В поисках документальной базы жизни башкир были обнаружены интереснейшие факты. Оказалось, что в Башкирии существуют летописные памятники, которые содержат большое количество информации о башкирском народе. Эти документы - башкирские шежере.
Шежере - башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов. Шежере представляет собой генеалогическое древо, куда вносились имена предводителей родов по мужской линии, помимо этого включались сведения об исторических событиях, важнейших фактах жизни родов и племен. Самые ранние шежере датируются временами булгарского периода, то есть возраст некоторых из них составляет более тысячи лет. После принятия ислама генеалогические записи у башкир стали называться арабским словом «шежере», что в дословном переводе на русский язык означает «дерево», в смысловом же переводе - «родословие». Известный этнограф Р.Г. Кузеев, ставший одним из первых исследователей башкирских шежере, перевел это понятие как «генеалогическая летопись». То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. В его работах содержатся глубокие наблюдения генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. Автор пришел к выводу, что шежере - это не просто родословие, а генеалогическая летопись [1, с. 67].
Башкирские родословные составлялись многими поколениями на протяжении столетий, не раз переписывались, знания о них передавались детям и внукам. Составление и знание шежере является особо чтимой традицией среди башкир. Потерять шежере считалось большим позором.
Шежере в некоторой степени носят характер исторического документа, своеобразного письменного памятника: в них наряду с историческими сведениями имеются сообщения о быте, нравах народа, юридических и морально - этических нормах, сюжеты произведений народного творчества, литературные фрагменты. Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период в несколько веков и более.
В настоящее время среди башкир наблюдается тенденция к увеличению интереса своими историческими корнями. В Башкортостане ежегодно отмечается праздник «Шежере - байрам». В ходе праздника старшее поколение повествует младшему о своей родословной, упоминая об известных личностях и примечательных событиях в истории рода. Помимо вышесказанного, существуют сайты, собирающие шежере в единую базу данных. Подобная структура может служить для поиска родственников или информации о своих предках.
Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А.З. Асфандиярова. Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшихся у башкир [2, с. 101].
В 2002 году был издан первый выпуск сборника документов «Башкирские родословные», составителями которого стали ученые Р.М. Булгаков и М.Х. Надергулов. Это сразу стало крупным событием и новой вехой в истории изучения башкирских родословных, так как данный труд имеет огромное фундаментальное значение в плане дальнейшего исследования этого вида источников. Здесь, наряду с публикацией множества шежере различных племен и родов, был представлен их анализ, транслитерация текстов и комментарии [3, с. 245].
Северо - запад нашей республики сыграл важную роль в этногенезе башкирского народа. И тому пример - история башкирского рода Гирей. До момента вхождения в состав башкирского народа этот род имел собственную государственность, история которой отражена в ряде средневековых источников.
Монгольское название кереит состоит из корня «Кере» и суффикса множественности «ит». Таким образов слово Кере+ит переводится «вороны». В башкирской родоплеменной номенклатуре используется единственное число данного этнонима - Гэрэ, или Гирей [4, с. 34].
Согласно оной из версий, Кереиты изначально жили в Монголии. Во время нашествия Бату-хана, гирейцы всегда находились в авангарде его войск, так как были самыми сильными и беспощадными. Таким
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
образом, гирейцы оказываются здесь, на территории России. Именно поэтому род Кереит ныне есть в составе башкир, казахов, ногайцев и крымских татар.
Кереиты вошли в состав башкирского народа, вероятнее всего в XIII в., став его неотъемлемой частью. Переселившись в Башкирию Кереиты, или Гереи, воспринимают башкирский язык и новую для них религию - Ислам.
Первоначально Герейцы, вероятнее всего, жили на юге Башкортостана. В Ишимбайском районе республики до сих пор проживает южная ветвь этого племени. Однако в XV векеих, как представителей других башкирских родовых структур призывают на службу правители вновь образованного Казанского ханства. Они получают тарханные ярлыки и земли вдоль Белой, Яика и Мензели. И составляют наряду с другими башкирами, табыно-ириктинцами,кыпчаками, тамьянцамии другими служилый слой ханства [4, с. 156].
В эпоху Казанского ханства башкиры активно вовлекались в военно - политическую жизнь Казанского ханства. Придя на новые места, они теснят более древних обитателей края. Башкирские роды юрми, еней, буляр, которые сегодня населяют восточную часть Татарстана. Башкиры рода Гирей ныне проживают во многих деревнях Краснокамского, Илишевского, Янаульского, Татышлинского районов. Как мы видим, Гирейцы населяют северо - западную часть Башкортостана.
Еще совсем недавно поиск собственных корней многим показался бы глупой и бессмысленной затеей. Сегодня же восстановление генеалогии подобно строительству моста через разрыв между поколениями, который образовался в результате социальных потрясений прошлого столетия. Печальным результатом этого разрыва стала утрата значительной частью северо - западных башкир собственной этнической идентичности. Однако все возвращается на круги своя. Гирейцы вспомнили о своем происхождении и перед ними открылась грандиозная перспектива славной истории башкирского народа. Список использованной литературы:
1. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа - 1960.
2. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Уфа - 1998.
3. Булгаков Р.М., Надергулов М.Х. Башкирские родословные. Уфа - 2002.
4. Имангулов И.Ф. Хроники Прикамья. Уфа - 2010.
© Хафизова А.И., 2016
УДК 433
А.И.Хафизова
Башкирский Государственный Университет г.Уфа, Российская Федерация [email protected]
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СУЛЕЙМАНОВ ШАРИФ СУЛЕЙМАНОВИЧ
Аннотация
Данная статья посвящена одному из великих людей Республики Башкортостан Герою СССР Сулейманову Ш.С. Здесь освещается его жизнь и геройский поступок, за который он получил столь высокое звание.
Ключевые слова
Герои СССР, Башкортостан, Малая Родина, История Башкортостана.