Научная статья на тему 'Численность башкир в Уфимской и Оренбургской губерниях в 60-е годы xix века'

Численность башкир в Уфимской и Оренбургской губерниях в 60-е годы xix века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / DEMOGRAPHY / БАШКИРЫ / BASHKIRS / ЧИСЛЕННОСТЬ / NUMBER / РЕВИЗИЯ / AUDIT / ТЕПТЯРИ / МИШАРИ / MISHARS / ГУБЕРНИЯ / PROVINCE / TEPTIARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аминев Наиль Радикович

Статья посвящена изучению численности башкир, проживавших на территории Уфимской и Оренбургской губерний в 60-е гг. XIX в. В рассматриваемый период по тем или иным причинам тептяри и мишари при переписи населения оказались в составе башкир. На основе архивных источников и литературы мы попытаемся выяснить демографическую ситуацию башкир и численно отделить их от тептярей и мишарей. А также попытаемся изучить вопрос о причинах вхождения тептярей и мишарей в состав башкир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The number of the bashkirs in Ufa and Orenburg provinces in the 1860-s

The article is devoted to studying the number of the Bashkirs in Ufa and Orenburg provinces in the 1860-s. During the given period for whatever reasons the Teptiars and Mishars were included into the structure of the Bashkirs during a population census. On the basis of archival sources and literature we will try to find out a demographic situation of the Bashkirs and to separate their number from that of the Teptiars and Mishars. We also intend to reveal the reason for including the Teptiars and Mishars in the structure of the Bashkirs.

Текст научной работы на тему «Численность башкир в Уфимской и Оренбургской губерниях в 60-е годы xix века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 16 (270). История. Вып. 51. С. 26-28.

Н. Р. Аминев

ЧИСЛЕННОСТЬ БАШКИР В УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИЯХ В 60-е ГОДЫ XIX ВЕКА

Статья посвящена изучению численности башкир, проживавших на территории Уфимской и Оренбургской губерний в 60-е гг. XIX в. В рассматриваемый период по тем или иным причинам тептяри и мишари при переписи населения оказались в составе башкир. На основе архивных источников и литературы мы попытаемся выяснить демографическую ситуацию башкир и численно отделить их от тептярей и мишарей. А также попытаемся изучить вопрос о причинах вхождения тептярей и мишарей в состав башкир.

Ключевые слова: демография, башкиры, численность, ревизия, тептяри, мишари, губерния.

Исследование демографии башкир в различные исторические периоды представляет большой научный интерес. Современники писали, что характерная черта положения башкир во второй половине XIX в. - это безысходная нищета и отчаяние. Не случайно в литературе того времени дискутировался тезис о вымирании башкир. На основе архивных источников и публицистической литературы мы попытаемся выяснить демографическую ситуацию башкир в 60-х гг. XIX в. и показать процесс прироста коренного населения. Также в рассматриваемый период припущенники (мишари, типтяри), преследуя свои интересы, переписались башкирами. Целью статьи является отделить от общей массы башкир тептя-рей и мишарей, а также выяснить максимально точное количество башкир.

Непосредственным влиянием на демографическое состояние башкирского народа оказало влияние состояние здоровья башкир. Например, В. Флоринский подчеркивал, что башкиры обладают хорошим здоровьем1.

Шиле утверждал, что организм башкир «в высшей степени приноровлен степной жизни и закален против всех стихийных невзгод <...> башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища»2. Однако Шиле подчеркивал, что численность башкир с каждым годом сокращается в результате ассимиляции с русским народом, и, по мнению автора, башкиры обречены на вымирание3.

Д. П. Никольский, исследовавший материалы по Екатеринбургскому и Шадринскому уездам во второй половине XIX в., отмечал, что «заболеваемость среди башкир развита сравнительно меньше, чем среди русского населения». В своей работе «Башкиры» ис-

следователь писал: «...выезды летом на коши много приносят пользы башкирам в физическом отношении <...> Главным могучим оздоравливающим фактором является здесь степной чистый воздух, а затем и несколько улучшенное питание»4.

В своей работе М. В. Лоссиевский, ссылаясь на Д. П. Никольского, пришел к выводу, что «несмотря на все неблагоприятные условия, при которых слагалась жизнь башкирского народа, он все же не вымирает, а по физическому развитию не принадлежит к вымирающему народу. В нем есть задатки к развитию, и по умственному своему уровню он стоит намного выше многих прочих российских инородцев»5.

По мнению Х. Ф. Усманова, к 60-м гг. XIX в. около 52 % башкирского населения проживало в Уфимской губернии, 35 % - в Оренбургской6. По X ревизии, проведенной в 1859 г., башкир насчитывалось 203 659 душ мужского пола, в том числе в Уфимской губернии 104 372, Оренбургской - 86 8667. Всего по подсчетам П. П. Семенова башкир по X ревизии насчитывалось 575 тыс. душ обоего пола8.

Уфимский статистический комитет, действовавший при губернаторе, в 1865 г. провёл единственную перепись. Статистики, исходя из собственного понимания проблемы и стремясь выделять только основные народы, отказались учитывать, например, тептярей, они были распределены по башкирам, марийцам, удмуртам и татарам. Зато в составе башкир зафиксировали мещеряков (мишарей). «Слитие мещеряков с башкирами в один этнографический элемент, <.> есть этнографически совершившийся факт, против которого бес-

Численность башкир в Уфимской и Оренбургской губерниях.

27

сильны какие бы то ни было административные или фискальные мотивы разъединения», - утверждал уфимский исследователь Н. А. Гурвич9.

Поэтому в 1865 г. в Оренбургской и Уфимской губерниях согласно официальной статистике насчитывалось 826 627 башкир обоего пола. В 1865 г. в Уфимской губернии башкир было 619 732 (49,9 % всего населения), в Оренбургской губернии 206 895 (24,33 %) душ обоего пола10. Р. З. Янгузин также пишет, что в 1865 г. в Уфимской губернии проживало 619 296 башкир обоего пола11.

Однако в 1864 г. в Оренбургской губернии (до разделения губернии на Уфимскую и Оренбургскую) согласно отчетам кантонных начальников насчитывалось 574 100 башкир12. Следуют отметить, что в предшествующее время по VIII ревизии 1834 г. общая численность башкир достигала 392 тыс. человек13. К середине XIX в. по материалам X ревизии (1859 г.) в башкирских кантонах насчитывалось более 500 тыс. башкир13. В 1862 г. согласно отчету кантонных начальников в 28 кантонах насчитывалось 562 413 башкир обоего пола14.

Ревизские сказки дают нам наиболее подробные сведения о численности башкир, нежели сведения уфимского статистического комитета. По мнению М. И. Роднова, «во время ревизий приезжий чиновник (прообраз переписчика) со сведущими лицами готовили документ, имевший громаднейшее значение, так как по нему потом десятки лет будут начислять налоги и делить землю»15. В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. А Уфимский статистический комитет, действовавший при губернаторе, в 1865 г. собирал первичную информацию предоставленными сельскими старостами, само население не опрашивалось. Следовательно, при определении достоверной численности башкирского населения мы, прежде всего, будем опираться на материалы ревизий и на отчеты кантонных начальников. Отчеты кантонных начальников содержат весьма достоверные сведения о численности башкир, тептярей, мишарей и бобылей, так как правительство, облагая их подушный податью, требовало от местных начальников знать точное количество каждого этноса.

Итак, согласно отчету кантонных начальников в 1862 г., башкир насчитывалось 562 413, в 1865 г. - 574 100 душ обоего пола, а согласно переписи уфимского статистического коми-

тета в 1865 г. башкир уже было 826 627 чел. обоего пола на территории Уфимской и Оренбургской губерний. Возникает вопрос, каким образом за 1864-1865 гг. численность башкир согласно официальной статистике увеличилась более чем на 200 тыс.?

Р. Г. Кузеев быстрый численный рост башкир в пореформенный период объясняет стремлением части тюркоязычных переселенцев перейти в неподатной башкирский этнос. М. В. Лоссиевский пишет, что точных сведений о численности башкир до сих пор не имеется, дело в том, что в число башкир по ошибке включали мещеряков, тептярей и та-тар16. По мнению Д. П. Никольского, трудно было определить численность башкир, потому что в административном отношении к ним причислялись и другие инородцы - мещеряки, черемисы, вотяки и тептяри17. Если к башкирам можно было еще присоединить мещеряков и тептярей, то вотяки и черемисы никак не могли входить в одну группу с башкирами. Таким образом, определить точное количество башкир будет весьма затруднительно.

Каким образом тептяри и мещеряки оказались в составе башкир и насколько достоверны эти сведения?

Основная масса мишарей и тептярей находилось в составе Башкиро-мещерякского (с 1855 г. Башкирского) войска, они относились к припущенникам, особой категории населения Башкортостана, которые в разное время и на различных условиях арендовали земельные угодья у башкир-вотчинников. Башкиры-вотчинники со времени вхождения их в состав Русского государства относились к неподатному населению, имели более высокий общественный статус, пользовались большими земельными владениями, поэтому теп-тярам и мишарям, скорее всего, было выгодно при переписи записываться «башкирами».

Например, в 1866 г. в прошении указывалось «мы <...> деревень Казакларовой и Зейлевой, из мещеряков башкиры», в 1872 г. население д. Байгильдино именовало себя «ново-башкиры из черемис», в 1863 г. в документе крестьян д. Батраково (Мало-Бадра-ково) говорилось про «бывших мещеряков и тептярей (а ныне башкирцев)», в жалобе 1881 г. жители д. Мамадалино Асяновской волости (все Бирский уезд) назвали себя при-пущенниками из башкир18. В 1862 г. к башкирскому сословию было причислено 36 человек (33 мужского и 3 женского пола)19.

28

Н. Р. Аминев

В 1865 г. в Оренбургской губернии проживало 206 895 (24,33 %) башкир обоего пола20. В Оренбургском уезде насчитывалось 41 632 (6,04 %), Верхнеуральском - 46 808 (4,97 %), Орском - 68 931 (8,11 %), Троицком - 7 930 (1,02 %), Челябинском - 41 594 (4,19 %) баш-кир20. Однако возможно, что численность башкир была преувеличена, так как в ее составе могли оказаться тептяри и мещеряки. Наиболее правдоподобными нам кажутся следующие цифры о численности башкир. Так, по сведениям 1866 г. от общего числа жителей Оренбургской губернии 827 625 на долю башкир приходилось 187 241 человек, а вместе с мещеряками и тептярами 206 895 человек обоего пола21. Тептярей и мещеряков в составе башкир насчитывалось 19 654 душ обоего пола. Следовательно, башкиры составляли не 24,33 %, как упоминалось выше, а 22,6 % к общему числу населения.

В 1869 г. в Оренбургской губернии всего было 840 704 жителя, в том числе 421 953 мужского и 418 751 женского пола. Башкир в этот год насчитывалось 206 895 человек22. По подсчетам А. Ф. Рязанова, в 1865 г. в Оренбургской губернии проживало 315 275 башкир23. Возможно, в состав башкир были включены не только мещеряки и тептяри, но и черемисы и вотяки, как указывал П. Д. Никольский.

Таким образом, по нашим наблюдениям в 60-е гг. XIX в. демографическая ситуация башкирского народа Уфимской и Оренбургской губерний выглядела следующим образом. В 1864 г. в Оренбургской губернии было всего 574 100 башкир, а после раздела этой губернии в Уфимскую и Оренбургскую к 1869 г. насчитывалось приблизительно свыше 600 тыс. башкир обоего пола.

Примечания

1 Флоринский, В. Башкирия и башкиры. Путевые заметки // Вестн. Европы. Т. VI. СПб., 1874. С. 739.

2 Шиле. Башкиры. Этнографический очерк. Характер и быт // Природа и люди. СПб., 1879. С. 4.

3 Там же. С. 16.

4 Никольский, Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 51-52.

5 Лоссиевский, М. В. Кое что о Башкирии и башкирах в их прошлом и настоящем. Уфа, 1903. С. 5-6.

6 Усманов, Х. Ф. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период. М., 1981. С. 28.

7 Там же. С. 36.

8 Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности // Живая старина. Вып. 3, 4, т. 3. СПб., 1896. С. 408.

9 История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX в. / отв. ред. И. М. Гвоздикова, М. И. Роднов. Т. 1. Уфа, 2006. С. 28.

10 Уфимский календарь на 1876 год (високосный). Уфа, 1876. С. 1-2; Список населенных мест Российской Империи. По сведениям 1866 года. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб., 1871. С. 79.

11 Янгузин, Р. З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII-XIX вв. Уфа, 1998. С. 104.

12 Центральный Государственный Исторический Архив Республики Башкортостан (далее ЦГИА РБ). Ф. И. 2. Оп. 1. Д. 15197. Л. 10-193.

13 Кульшарипов, М. М. Трагическая демография. Уфа, 2002. С. 7.

14 ЦГИА РБ. Ф. И. 2. Оп. 1. Д. 12025. Л. 62-62 об.

15 Роднов, М. И. Спор о цифре : численность башкирского народа во второй половине XIX - начале XX в. // Этностатистические траектории Южного Урала. Динамика расселения народов Башкирии : сб. ст. / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М. : Изд-во РУДН, 2006. С. 148.

16 Лоссиевский, М. В. Кое что о Башкирии и башкирах в их прошлом и настоящем. Уфа, 1903.С. 5.

17 Никольский, Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 21.

18 ЦГИА РБ. Ф. И. 10. Оп. 1. Д. 1381. Л. 107; Д. 1324. Т. 2. Л. 427 об.; Д. 1323. Л. 18, 144; Д. 1366. Т. 1. Л. 111.

19 ЦГИА РБ. Ф. И. 2. Оп. 1. Д. 12025. Л. 103.

20 Список населенных мест Российской Империи. По сведениям 1866 года. Т. XXVIII. Оренбургская губерния. СПб., 1871. С. 79.

21 Никольский, Д. П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899. С. 22.

22 Справочная книжка Оренбургской губернии на 1869 год. Оренбург, 1869. С. 124.

23 Рязанов, А. Ф. Оренбургский край. Исторический очерк. Оренбург, 1928. С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.