Научная статья на тему 'О башкирах Терсютской и КЫСЫЛБАЕВСКОй юрт: этническое происхождение и идентичность'

О башкирах Терсютской и КЫСЫЛБАЕВСКОй юрт: этническое происхождение и идентичность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
524
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / РОДОВЫЕ (ПЛЕМЕННЫЕ) ГРУППЫ / СЫНГРЯН / ТЕРСЯК / ГАПЛОГРУППЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА / ЭТНОНИМ / ETHNIC HISTORY / FAMILY (TRIBAL) GROUPS / SYNGRYAN / TERSYAK / HAPLOGROUPS / IDENTITY / ETHNOGRAPHIC MAP / ETHNONYM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Асылгужин Рафиль Рифгатович

В Южном Зауралье, на территории Курганской области, помимо традиционно башкирских Альменевского и Сафакулевского районов, есть еще один регион, где в прошлом фиксировались башкиры. Это деревни, основанные представителями башкирских родовых групп Терсяк и Сынгрян, расположенные на стыке Шадринского и Шатровского районов. Исследователями выдвигаются противоречащие друг другу гипотезы об этническом происхождении указанных выше родовых групп. Изучение связи родовой структуры башкир с полиморфизмом Y-хромосомы, наследующейся как и род по отцовской линии, позволит приоткрыть тайну происхождения терсякских, сынгрянских и других северо-восточных башкир. Сложным является вопрос об этнической идентичности жителей поселений, основанных башкирами в данном регионе. Ревизские сказки и прочие материалы по учету населения XIX начала XX в. по-разному фиксировали этническую принадлежность жителей «Терсютских» и «Кысылбаевских юрт»: в одних учетных документах они записаны как башкиры, в других мишарами (за исключением д. Сибирка). С конца XIX в. и позже в советский и в постсоветский периоды истории жители этих же сел стали учитываться как татары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Bashkirs from Tersyutsky and Kysylbaevsky Yurts: The Ethnic Origin and Identity

In the South Trans-Urals, on the territory of the Kurgan region, in addition to the traditional Bashkir Almenevsky and Safakulevsky areas there is another region where Bashkirs were recorded in the past. It is the villages founded by representatives of the Bashkir clannish groups Tersyak and Syngryan and located at the junction of the Shadrinsky and Shatrovsky areas. Researchers have put forward hypotheses contradicting each other about the ethnic origin of these tribal groups. The study of the connection between the Bashkir clannish structure and the polymorphism of the Y chromosome, which is inherited patrilineally as a clan, will reveal the secret of the origin of Tersyak, Syngryan and other northeastern Bashkirs. Complicated is the issue with the ethnic identity of residents of settlements founded by the Bashkirs in the region. Census lists and other materials on population counts carried out in the 19th 20th centuries recorded the ethnic origin of the inhabitants of the “Tersyutsky yurts”, “Kysylbaevsky yurts” in a different way: in some listings they were registered as Bashkirs, in others as Mishars (but for the village of Sibirka). Since the late 19th century and later during the Soviet and post-Soviet periods, residents of these villages began to be counted as Tatars.

Текст научной работы на тему «О башкирах Терсютской и КЫСЫЛБАЕВСКОй юрт: этническое происхождение и идентичность»

Р.Р. Асылгужин УДК 394:572:93 (470.57)

О БАШКИРАХ ТЕР СЮТСКОй И КЫСЫЛБАЕВСКОй ЮРТ: ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ*

Аннотация

В Южном Зауралье, на территории Курганской области, помимо традиционно башкирских Альменевского и Сафакулевского районов, есть еще один регион, где в прошлом фиксировались башкиры. Это деревни, основанные представителями башкирских родовых групп Терсяк и Сынгрян, расположенные на стыке Шадрин-ского и Шатровского районов. Исследователями выдвигаются противоречащие друг другу гипотезы об этническом происхождении указанных выше родовых групп. Изучение связи родовой структуры башкир с полиморфизмом Y-хромосомы, наследующейся как и род по отцовской линии, позволит приоткрыть тайну происхождения терсякских, сынгрянских и других северо-восточных башкир.

Сложным является вопрос об этнической идентичности жителей поселений, основанных башкирами в данном регионе. Ревизские сказки и прочие материалы по учету населения XIX - начала XX в. по-разному фиксировали этническую принадлежность жителей «Терсютских» и «Кысылбаевских юрт»: в одних учетных документах они записаны как башкиры, в других - мишарами (за исключением д. Сибирка). С конца XIX в. и позже в советский и в постсоветский периоды истории жители этих же сел стали учитываться как татары.

Ключевые слова: этническая история, родовые (племенные) группы, Сынгрян, Терсяк, гаплогруппы, идентичность, этнографическая карта, этноним

Rafil R Asylguzhin

ON BASHKIRS FROM TERSYUTSKY AND KYSYLBAEVSKY YURTS: THE ETHNIC ORIGIN AND IDENTITY

Abstract

In the South Trans-Urals, on the territory of the Kurgan region, in addition to the traditional Bashkir Almenevsky and Safakulevsky areas there is another region where Bashkirs were recorded in the past. It is the villages founded by representatives of the Bashkir clannish groups Tersyak and Syngryan and located at the junction of the Shadrinsky and Shatrovsky areas. Researchers have put forward hypotheses contradicting each other about the ethnic origin of these tribal groups. The study of the connection between the Bashkir clannish structure and the polymorphism of the Y chromosome, which is inherited patrilineally as a clan, will reveal the secret of the origin of Tersyak, Syngryan and other northeastern Bashkirs.

Complicated is the issue with the ethnic identity of residents of settlements founded by the Bashkirs in the region. Census lists and other materials on population counts carried out in the 19th - 20th centuries recorded the ethnic origin

* Работа выполнена в рамках Государственной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов РБ» в 2017 г. по теме: «Проведение комплексных (диалектологических, фольклорных, археологических) научных экспедиций в местах компактного проживания башкирского населения в субъектах Российской Федерации»

Асылгужин Рафиль Рифгатович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Центра изучения гражданских инициатив Института стратегических исследований Республики Башкортостан, e-mail: asrafil@yandex.ru (Уфа)

Rafil R. Asylguzhin, Cand.Sc. (Philosophy), Senior Researcher at the Center for Citizens' Initiative Survey, Institute for Strategic Research of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: asrafil@yandex.ru (Ufa)

© Асылгужин Р.Р., 2017

of the inhabitants of the "Tersyutsky yurts", "Kysylbaevsky yurts" in a different way: in some listings they were registered as Bashkirs, in others as Mishars (but for the village of Sibirka). Since the late 19th century and later during the Soviet and post-Soviet periods, residents of these villages began to be counted as Tatars.

Key words: ethnic history, family (tribal) groups, Syngryan, Tersyak, haplogroups, identity, ethnographic map, ethnonym

На этнографических картах Европейской России П. Кеппена (1851 г.) и А.Ф. Риттиха (1875 г.) к северо-востоку от города Шадринск показаны так называемые «Терсютские юрты», «Кысыл-баевские юрты» и «Иленские юрты», как самый дальний северо-восточный островок расселения башкирского народа.

Как и другие северо-восточные родовые объединения, сынгрянцы и терсякцы проживали и на совместных территориях районов (границы между ними были условными): Верхне-Уфалей-ского (дд. Иткуль, Даут), Кунашакского, Каслинского (дд. Карино или Сынгрян, Биктимир, Юма-гул, Алифул, Ашир, Махмут, Ильчигул) соседней Челябинской области, представители этих родовых групп проживали либо в одних поселениях, либо чересполосно друг с другом.

В XVI - начале XVII в. терсяки жили в верховьях р. Чусовая до р. Уфа (Терсяцкая волость). В 1601 и 1605 гг. зафиксирована Терсякская волость в Тюменском и Верхотурском уездах на р. Пышма [1, с. 156, 190], в 1630 г. - на реке Исеть, у впадения в нее р. Терсюк (Тюменский уезд). Исследователи истории Екатеринбурга пишут: «С запада с бассейном Уктуса непосредственно соседствовала Терсяцкая («Верхние Терсяки») ясачная волость Верхотурского уезда (...). Другая Терсяцкая волость, тюменского подчинения, находилась ниже по течению Исети» [2, с. 8].

О происхождении терсяков у этнографов разные мнения. Р.Г. Кузеев выдвинул осторожную гипотезу о возможном угорском происхождении терсяков: «Угорское происхождение терсяков весьма вероятно, но в этом случае речь может идти не о поздних процессах тюркизации угорского населения на р. Чусовой и прилегающих землях (в XV-XVШ вв.), а о древних связях в эпоху, когда рано тюркизированные угры где-то на грани леса и степи южносибирских и казахстанских просторах перешли к кочевому скотоводству и фактически стали частью тюркского мира» [3, с. 242]. Б.О. Долгих предположил, что находившаяся на юге Западной Сибири «Бачкырская во-

лость представляла остаток синрянцев в пределах Тюменского уезда» [4, с. 42]. Этническое происхождение местных башкир он предположительно связывает с местным «старым угроязыч-ным населением», в последующем ассимилированным тюркскими племенами [4, с. 43]. С. Ха-мидуллин указывает на значение слова «терсэк/ терhэк», которое с башкирского и других тюркских языков переводится как «локоть», и правомерно проводит аналогию с родовым подразделением айлинских башкир «Тырнаклы» (с башк. «когтистые»). Он предполагает, что «Терсяки первоначально могли представлять собой подразделение (ара, тюба) другого крупного племени, возможно, Катай или Табын. Впоследствии, терсяки выделились в самостоятельную единицу» [5, с. 24].

Сынгрянцы в документах XVII-XVIII вв. часто именовались «зырянцами» или «сырянца-ми», а П.И. Рычков отметил на Казанской дороге Башкирии так называемые «Зырян юрты»1. Указанное делает заманчивым сопоставление данного этнонима с зырянами, коми-зырянами. Однако слово «зыряне» выступает лишь русским экзонимом наименования этого народа, а сами коми-зыряне называют себя «коми-войтыр» или «коми-морт» [6, с. 725]. Р.Г. Кузеев также считал ошибочным развивать теорию об участии коми-зырян в этногенезе башкир, основываясь лишь на неверных транскрипциях этнонима «сынгрян».

Исследователям В.Г. Волкову и А.А. Каримову удалось взять образцы ДНК у потомков башкир рода Терсяк, Сынгрян и других северовосточных родов на территории Кунашакского района Челябинской области, а также в селе Ара-кай (Терсяк) Нижнесергинского района Свердловской области. Для большей части мужчин-башкир - потомков родов Терсяк, по данным геногеографии, наиболее характерной оказалась так называемая гаплогруппа N1c1-M178 (субсклад N1c1-L1034) [7, с. 213-225, 227]. Носители этой гаплогруппы являются потомками древнего населения крайнего северо-востока исторического

1 Потомки указанных сынгрянцев проживают в д. Сынгряново Илишевского и д. Кулбай Ермекеевского районов РБ. На территории Тоцкого района до настоящего времени сохранились две деревни сынгрянцев - Кызыл-Мечеть и Кундузлутамак, еще две исчезли.

Башкортостана - пограничья современных Челябинской, Свердловской и Курганской областей. Исследователи отмечают генетическое родство терсяков, сальютов и сырзинцев с народами, говорящими на финно-угорских языках. Линия Шс-1 L1034 указанной гаплогруппы обнаружена у башкир и угорских народов: хантов, манси и венгров. Среди башкир данная гаплогруп-па распространена у целого ряда приуральских (Елан, Минг, Еней, Юрматы, Усерган, Уран и др.) и северо-восточных (Бекатин, Терсяк, Сырзы, Сальют, Кошсо) родовых объединений и является второй по распространенности у башкир (после различных субскладов гаплогруппы R1а1). Однако у каждого родового объединения представлены свои специфические ветви Шс-М178, тер-сякские башкиры входят в одну группу с салью-тами, кошчинцами, тангаурами, сырзинцами и др.

У потомков сынгрянских башкир представлены гаплогруппы С3 и R1b. Первая из них сближает сынгрянцев с носителями монгольских генетических маркеров. Среди башкир близкий к ней тип гаплогрупы С имеется у 12% башкир рода Минг [8, с. 11-12], у многих казахских родов, также среди родовой группы барын у крымских татар. Вторая сближает их с башкирами рода Бурзян. Исследования потомков башкир северо-западных районов Курганской области помогут более точно определить их этническое происхождение.

Судя по документам, основную силу Кучумо-вичей составляли представители племен Табын, Сынрян и Бикатин. С 1623 г. сынрянцы упоминаются как ясачное население Верхотурского уезда, в который входили земли в верхнем течении р. Исеть и по рекам Синара и Багаряк, где и располагалась Сырянская волость. До последней трети XVII в. сынрянцев колонизация края не сильно коснулась. В документе 1673-1674 гг. сказано: «Уфинского уезду Сибирской дороги Сенирянской волости башкирцы (...). У допросу они сказали (...) вотчина де у них у сенирянцов у всех вопче за Урал горою, на степной стороне, а межа той вотчине с вершины речки Багаряк и до устья, а от той речки с вершины речки Ел-ганды (возможно, Боевка. - Авт.) и до устья, а от устья той речки по речку Казиганды до вершины и до устья, да на вершины речки Уйлаба-сты и до устья, да через речку Сесер (Сысерть. -Авт.) на сосняг, а с того соснягу на вершины речки Исеть и с вершины Исети на речку Уктус,

2 Не путать с русским селом Терсюкское (с 1966 г.

с устья и до вершины, а от той речки на речку Решемды с устья вверх до речки Усмас, да вверх по той речке Усмас до Урала горы, а подли Уралу горы на вершину речки Ик и до устья той речки. А в тех урочищах рыбные и звериные всякие ловли борных де угодьев нет, а ясаку он Куракай с товарыщи на Уфу в государеву казну платят по 10 куниц на год» [9]. Здесь речь идет об обширной территории, которая включала в себя земли от реки Багаряк и до левого берега реки Исеть в верхнем ее течении, включая Уктус. Но уже к концу XVII в. все земли Сырянской волости были отведены под русские слободы. По всей видимости, сынрянцы, как и терсякцы, лишились большей части своих вотчинных земель за активную поддержку династии Кучумовичей в начале XVII века.

В челобитной 1697-1698 гг. жители волости обращались к царю с жалобой: «Били челом великому государю Уфинского уезду Сибирской дороги симирянской волости башкирцы Мрячка Карабашев да Чирибачка Тарляков с товарыщи. да на их же вотчинников земли поселились русские многие люди четыре слободы: Ремянская (Арамильская. - Авт.), Камышенка, Колчедан и Багаряк. И в тех слободах населено дворов по триста и по четыре ста и больше, и те русские люди всякой зверь в той их вотчине повыбили и отогнали и вотчинами их завладели и от того им Великого Государя ясак промышлять стало негде. А они де люди степные безпашенные, кор-мятца всяким уловным зверем, а ныне де оне за себя в казну Великого Государя ясак платят с великою нуждою» [9].

Деревни Сибирка или Сибиркина, Терсют-ская2, ныне - Байрак, Кадырмет (последняя из них исчезла), где были зафиксированы башкиры в тех местах этого региона, ныне относятся в основном к Шадринскому району Курганской области.

К сожалению, значительная часть деревень, существовавших еще в начале XX в., исчезли с карты Курганской области. Различные издания справочно-статистического характера [10; 11; 12], а также выходившие прежде историко-этно-графические карты помогают определить их расположение. Особую ценность для этой цели представляет карта, созданная под руководством Ивана Афанасьевича Стрельбицкого [13] (далее «Карта Стрельбицкого 1919-1920 гг.». -Авт.; рис. 1).

- Байрак) Шатровского района.

Рис. 1. Карта Стрельбицкого 1919-1920 гг. Восток (фрагмент)

На Этнографической карте Европейской России П. Кеппена (1851 г.) в верховьях р. Терсюк (или Терсяк) показано поселение «Терсютские юрты», а окружающая местность окрашена в тон, обозначающий район расселения башкир. «Карта Стрельбицкого 1919-1920 гг.» обозначила его как «Терсюкские юрты» и также в верховьях р. Терсюк, отметила здесь наличие мечети (в отличие от слободы Терсюкское в устье реки Терсюк, где обозначена церковь). Ревизия населения 1859 г. в селе Терсютская отметила особенность, характеризующую сложную этническую историю и идентичность местного тюркского населения: ее жители отмечены как башкиры из мишарей (1000 чел. проживали в 63 дворах). Однако ревизская сказка 1834 г. учла жителей села Терсютская как башкир (614 чел.). Земской учет от 1904 г. учел жителей д. Терсюк в составе Кызылбаевской волости как башкир (1553 чел. при 238 дворах) [14, с. 384]. Деревня в верховьях реки Терсяк во второй половине 1960-х гг. переименована в Байрак (это поселение башкир родовой группы Терсяк; вторая, ныне село Терсюк-ское, - русское поселение в устье реки Терсюк).

Поселение терсятских башкир Сибирка или Сибиркина на реке Ичкина, пожалуй, единствен-

ное в этом регионе, где по всем ревизиям населения отмечалось чисто башкирское происхождение у жителей. VII «Ревизская сказка» (1816 г.) учла его 17-дворным поселением, где проживало 125 жителей. VIII «Ревизская сказка» (1834 г.) взяла на учет здесь 157 башкир, X ревизия (1859 г.) - 269 башкир (19 дворов), земской учет 1904 г. - 454 башкира (70 дворов) и 134 военных припущенника (17 дворов). «Карта Стрельбиц-кого 1919-1920 гг.» обозначила его как Крюково (Сибиркина), также дан символ, обозначающий наличие здесь мечети. В метрических записях Оренбургского духовного магометанского собрания записывались все акты гражданского состояния мусульманского населения империи (о браке, разводе, рождении, смерти). Они уникальны и тем, что сохранили информацию об этнической идентичности родителей новорожденных, записанных приходским муллой путем непосредственного опроса. Таким образом, метрические записи более точно отражают этническую идентичность, чем правительственные переписи. В них у родившихся в деревне Сибиркина детей национальность родителей указана как башкиры (рис. 2).

^ Ц^ уУь ^

^ < оЬ ^ ^^ ^ ^ ¿Ц^ьТ ед „> л л --; & «й1 Ж Г

— у Р , , * р г^ ( I ......\

ы

Рис. 2. Метрические записи д. Сибиркино Щадринского уезда Пермской губернии. Сведения о родившихся за 1888 г. (Национальный архив РБ. Ф. И.-295. Оп. 9. Д. 530. Метр. кн. №38)

Перевод

Запись о родившихся детях

мальчик девочка имя ребенка число и месяц имена отца и матери, из какого рода и сословия где родился

мальчик Хужаахмед родился 9 июня отец башкир Шахимухаммад сын Ишмухаммада, дед Сабри [?], фамилия Сейдашев, мать Гулзабига дочь Халилуллы родился в деревне Сибиркино

мальчик Ахмадвали родился 13 июня отец башкир Ахмадгали сын Мухаммадгалима, дед Габдельгалим, фамилия Сайдашев, мать Мухибжамал дочь Габдельжаминя родился в деревне Сибиркино

девочка Марьям родилась 16 июня отец башкир Мухамедхафиз сын Мухамедзарифа, дед Мухамедьяр, фамилия Залийев, мать Магрифа дочь Шагимухаммада родилась в деревне Сибиркино

мальчик Мифтахеддин родился 9 июля отец башкир Исхак сын Хамида, дед Мирас, фамилия Сайдашеф, мать Мухибжамал дочь Мусагита родился в деревне Сибиркино

Еще одно поселение, где в прошлом фиксировались башкиры, - село Кызылбай или Кы-сылбай, расположенное у оз. Кызылбай (правый приток реки Терсюк), ныне относится к Шат-ровскому району Курганской области. На карте А.Ф. Риттиха (1875 г.) оно отмечено как «Кысыл-

баевские юрты» с соотвествующей закраской окружающей местности в тон, обозначающий район расселения башкир (рис. 3). Ревизия населения 1834 г. учла в селе 700 башкир 10-ой юрты III Башкирского кантона Ичкинской волости, жители «проживание имеют на своей

Рис. 3. Карта А.Ф. Риттиха. Этнографическая карта Европейской России. 1875 г. (фрагмент)

жалованной земле», по ревизии 1859 г. (X «Ревизская сказка») в 63 дворах проживало 997 «башкир из мишарей», по земскому учету от 1904 г. в 253 дворах - 1681 башкир-вотчинник. Деревня была центром Кызылбаевской волости (куда входили и другие, основанные башкирами деревни, или деревни, где фиксировались башкиры, - Кирчина, Ичкина, Сибиркина, Терсюк) [14, с. 384]. В 1904 г. в составе Кызылбаевского общества находилась небольшая деревня Кырчина (Курчано, Кыргина), где в 18 дворах проживало 120 башкир. Ревизия 1834 г. взяла на учет здесь 84 башкира. К сожалению, ныне она отсутсвует на карте Курганской области. Не обнаружена она и на карте Стрельбицкого 1919-1920 гг.

Сложный процесс формирования идентичности мусульманского тюркоязычного населения (башкир, мишарей, татар) в течение XVIII -начале XX в. на огромных пространствах Южного Урала и прилегающих к нему территориях проявился и в идентификации жителей крупного татарско-мишарского села - Ичкина, давшего начало такой этнографической группе, как ичкинские татары. С 1966 г. переименовано в Юл-дус. Это село оказало важное влияние и на самосознание жителей соседних деревень, основанных башкирами. Именно оно на карте П. Кеп-пена (1851 г.) отмечено как «Ичкинские юрты». В записках академика П.С. Палласа, совершившего несколько поездок по Южному Зауралью в 1770-1771 гг., есть информация и о татарской деревне Ичкина на реке Исеть [15, с. 471].

Введение кантонной системы управления на всей территории исторического Башкортостана не могло не привести к процессам этнокультурного сближения башкир и мишарей. X ревизия населения (1859 г.) обнаружила в селе Ичкина 69 дворов, его жители идентифицированы как башкиры (1 138 чел.). По земскому учету 1904 г. при 270 дворах проживало 1825 башкир-вотчинников и при 7 дворах - 41 припущенник военного звания [14, с. 384]. Все башкирско-мишарские селения этого отдаленного региона в момент проведения ревизии населения 1816 г. находились в составе «2-го мишарского отдела Кызылбаевский и Терсютские юрты, правящего старшинского должности, старшинского помощника Кагарман Барнашев». В 1834 г они относились к третьему Башкирскому кантону (Кызылбаевские и Терсютские - в составе 10-й юрты, с. Ичкина и д. Сибиркина - в составе 11-й), в 1859 г. - в составе Ичкинских юрт старшинского помощника Абдулхасана Кадырметьева.

Таким образом, «Ичкинские татары» сформировались в течение XVII в., в эту группу входили как татары, так и мишари [16, с. 51-52]. Добавим, что в эту группу вошли и исламизиро-ванные чуваши («ясачная чуваша» - предки современных казанских татар), а на рубеже XIX-XX вв. - и башкиры родов Терсяк и Сынгрян [17], т.е. этнически смешанное село Ичкина к середине XIX века постепенно меняло свою идентичность на башкирскую, однако позже стало относить себя к казанско-татарскому этносу, увлекая в новую идентичность и башкир Кысылбаевских

и Терсютских юрт. Данному процессу способствовал целый ряд причин, связанных с реализацией в конце XIX - начале XX в. проекта татарской нации, который сумел ассимилировать и идентичность чувашей-мусульман и других тюркоязычных народностей Урало-Поволжья -кунгуров, мишарей и частично башкир [18].

Таким образом, история башкирских (тер-сякских или терсякско-сынгрянских) деревень северо-восточной части Курганской области сложная, а этническая идентичность их в разные исторические периоды трансформировалась и оказывалась двойственной. Из небольшого количества имеющихся архивных сведений сложно четко проследить историю основания и развития их поселений. Этнограф Б.О. Долгих указал, что из всего населения Тюменского уезда «башкирами (...) можно считать людей Бачкырской, Терсяцкой, Пышминской и Исетской волостей» [4, с. 42]. Расположение этих волостей охватывает сохранившиеся до сего селения, основанные башкирами рода Терсяк (возможно, и Сын-грян). Ревизские сказки и земские учеты населения XIX - начала XX в. по-разному фиксировали этническую принадлежность жителей: в одних ревизиях они учитывались как башкиры, в других - частично как башкиры из мишарей или мишари (кроме д. Сибиркина). Однако в силу целого комплекса этнокультурных процессов с конца XIX в. и позже в советский и в постсоветский периоды истории жители этих же сел стали учитываться как татары (казанские). Укреплению татарской идентичности в исследуемых селах также способствовала активная культурно-образовательная работа соответствующих ведомств Татарской республики. Уникальный говор, материальная культура коренных жителей практически полностью утеряны. Более того, в последние десятилетия все явственнее намечается смещение культуры и идентичности местных башкир и татар (мишарей) в направлении обрусения, чему способствуют объективные факторы, связанные с увеличением межэтнических браков, урбанизацией, системой школьного образования и усиленного воздействия различных СМИ.

ЛИТЕРАТУРА

1. МиллерГ.Ф. История Сибири. Т. 2. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. 644 с.

2. Байдин В.И., Грачев В.Ю., Коновалов Ю.В., Мосин А.Г. Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII-XVIII вв. Екатеринбург: ООО «Грачев и партнеры», 2011. 68 с.

3. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. М.: Наука, 1974. 576 с.

4. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. 624 с.

5. Очерк истории башкирских родов Сальют, Тер-сяк, Сынрян, Бикатин, Сырзы, Шуран (С.И. Хамидул-лин) // История башкирских родов. Сальют, Терсяк, Сынрян, Бикатин, Сырзы, Шуран. Т. 19 / С.И. Хами-дуллин, Б.А. Азнабаев, И.З. Султанмуратов, И.Р. Саит-батталов, Р.Р. Шайхеев, Р.Р. Асылгужин, А.М. Зайнул-лин, В.Г. Волков, А.А. Каримов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2016. 584 с.

6. Зяряне // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. ХНА. СПб., 1894. С. 725.

7. Происхождение и родственные связи башкир родов Сальют, Терсяк, Сынрян, Бикатин, Сырзы, Шуран по данным геногеографии (В.Г. Волков, А.А. Каримов) // История башкирских родов. Сальют, Терсяк, Сынрян, Бикатин, Сырзы, Шуран. Т. 19 / С.И. Хами-дуллин, Б.А. Азнабаев, И.З. Султанмуратов, И.Р. Саит-батталов, Р.Р. Шайхеев, Р.Р. Асылгужин, А.М. Зайнул-лин, В.Г. Волков, А.А. Каримов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН; Китап, 2016. 584 с.

8. Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М., Хибатулли-на Л.А., Юсупов Ю.М. Этническая история и расселение башкир племени Мин. Уфа: Идель Пресс, 2013. 115 с.

9. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. 24. Оп. 1. Д. 1092а. Л. 80.

10.Список населенных мест. Ч. 2. Оренбургская губерния, 1866. Уфа: О-65 Китап, 2006. 260 с.

11. Список населенных мест Челябинского уезда. Издание Уездного земства. Челябинск: Типография «Печатное Дело», 1916. 215 с.

12. XXXI. Пермская губерния. Список населенных мест по сведениям 1869 года. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. СПб., 1875. 906 с.

13. URL: http://www.etomesto.ru/map-karta-strelbickogo _ussr/?x=63.029717&y=55.037870 (дата обращения: 10.04.2017).

14. Список населенных мест Пермской губернии. Издание Пермского губернского земства. 1904 года. Пермь: Типография губернской земской управы, 1905.

15. Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства. Т. 2. Кн. 1. СПб.: При Императорской Академии наук, 1786. 857 с.

16. Этнокультурная история населения Сафакулев-ского района (с древнейших времен до начала XX века): монография / под ред. Д.Н. Маслюженко. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. 102 с.

17. Государственный архив Пермского края. Ф. 238. Оп. 1. Д. 478. Л. 3-4 об.

18. Асылгужин Р., Юсупов Ю., Салауши Т. Западные башкиры: политическая история, проблемы этнической идентификации. Уфа: Хан, 2010. 205 с.

REFERENCES

1. Miller, G.F. Istorija Sibiri. T. 2 [A History of Siberia. Vol. 2]. Moscow, Leningrad: The Academy of Sciences of the USSR publ., 1941. 644 p. (in Russ.).

2. Bajdin, V.I., Grachev, V.Ju., Konovalov, Ju.V., Mosin, A.G. Uktus, Uktusskij zavod i jego okrestnosti v XVII-XVIII vv. [Uktus, the Uktus Works and Its Surrounding Areas in the 17th - 18th Centuries]. Ekaterinburg: Grachev i partnery Ltd, 2011. 68 p. (in Russ.).

3. Kuzeyev, R.G. Proiskhozhdenie bashkirskogo na-roda [Origin of the Bashkir Nation]. 1st printing. Moscow: Nauka press, 1974. 576 p. (in Russ.).

4. Dolgikh, B.O. Rodovoj iplemennoj sostav narodov Sibiri v XVII v. [Clan and Tribal Composition of the Siberian Peoples in the 17th Century]. Moscow: The Academy of Sciences of the USSR publ., 1960. 624 p. (in Russ.).

5. Ocherk istorii bashkirskikh rodov Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran (S.I. Khamidullin ) [An Outline of the History of the Bashkir Clans Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran (S.I. Khamidullin)]. In: Istorija bashkirskikh rodov. Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran. T. 19 [A History of the Bashkir Clans. Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran. Vol. 19]. S.I. Khamidullin, B.A. Aznabaev, I.Z. Sultan-muratov, I.R. Saitbattalov, R.R. Shajkheev, R.R. Asyl-guzhin, A.M. Zajnullin, V.G. Volkov, A.A. Karimov. Ufa: Institute of History, Language and Literature, RAS Ufa Science Centre; Kitap press, 2016. 584 p. (in Russ.).

6. Zjarjane [The Zyrians]. In: Entsiklopedicheskij slovar' Brokgauza i Efrona. T. XIIA [The Brockhaus and Efron Encyclopaedic Dictionary. Vol. XIIA]. St. Petersburg, 1894. P. 725 (in Russ.).

7. Proiskhozhdenie i rodstvennye svjazi bashkir rodov Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuranpo dannym genogeografii (V.G. Volkov, A.A. Karimov) [The Origin and Kin Relations among the Bashkirs of Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran Families Evidenced by Genogeography (V.G. Volkov, A.A. Karimov)]. In: Istorija bashkirskikh rodov. Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran. T. 19 [A History of the Bashkir Clans.

Sal'jut, Tersjak, Synrjan, Bikatin, Syrzy, Shuran. Vol. 19]. S.I. Khamidullin, B.A. Aznabaev, I.Z. Sultanmuratov, I.R. Saitbattalov, R.R. Shajkheev, R.R. Asylguzhin, A.M. Zajnullin, VG. Volkov, A.A. Karimov. Ufa: The Institute of History, Language and Literature, RAS Ufa Science Centre; Kitap press, 2016. 584 p. (in Russ.).

8. Asylguzhin, R.R., Sabitov, Zh.M., Khibatullina, L.A., Jusupov, Ju.M. Etnicheskaja istorija i rasselenie bashkir plemeni Min [The Ethnic History and Settlement of the Min Bashkirs ]. Ufa: Idel' press, 2013. 115 p. (in Russ.).

9. Gosudarstvennyj arkhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). F. 24. Op. 1. D. 1092a. L. 80 [The State Archives of the Sverdlovsk Region. Fund 24. Bordereau 1. Individual File 1092a. P. 80] (in Russ.).

10. Spisok naseljonnykh mest. Ch. 2. Orenburgskaja gubernija, 1866 [A List of Inhabited Places. Chapter 2. Orenburg Province, 1866]. Ufa: O-65 Kitap press, 2006. 260 p. (in Russ.).

11. Spisok naselennykh mest Cheljabinskogo uezda. Izdanie Uezdnogo zemstva [A List of Inhabited Places in the Chelyabinsk Province. Edition of the Zemstvo]. Chelyabinsk: Pechatnoe Delo press, 1916. 215 p. (in Russ.).

12. XXXI. Permskaja gubernija Spisok naselennykh mest po svedenijam 1869 goda. Izdanie Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del [XXXI. Perm Governorate. A List of Inhabited Places Evidenced by the Data of 1869. Edition of the Central Statistical Committee of the Ministry of Internal Affairs]. St. Petersburg, 1875. 906 p. (in Russ.).

13. URL: http://www.etomesto.ru/map-karta-strelbickogo_ ussr/?x=63.029717&y=55.037870 (accessed April 10, 2017).

14. Spisok naselennykh mest Permskoj gubernii. Izdanie Permskogo gubernskogo zemstva. 1904 goda [A List of Populated Places in the Perm Province. The Edition of the Perm Provincial Zemstvo. The Year 1904]. Perm: The Provincial Territorial Council's Typography, 1905 (in Russ.).

15. Pallas, P.S. Puteshestvie po raznym mestam Rossij-skogo gosudarstva. T. 2. Kn. 1. [Voyage around Various Places of the Russian State. Vol. 2. Book 1]. St. Petersburg: Under the Imperial Academy of Sciences, 1786. 857 p. (in Russ.).

16. Etnokul'turnaja istorija naselenija Safakulevskogo rajona (s drevnejshikh vremen do nachala XX veka): mo-nografija [Ethnocultural History of the Safakul District's Population: Monograph]. Ed. D.N. Masljuzhenko. Kurgan: Kurgan State University press, 2012. 102 p.

17. Gosudarstvennyj arkhiv Permskogo kraja. F. 238. Op. 1. D. 478. L. 3-4 ob. [The State Archives of the Perm Region. Fund 238. Bordereau 478. P. 3-4 Reverso] (in Russ.).

18. Asylguzhin, R., Jusupov, Ju., Salaushi, T. Zapad-nye bashkiry: politicheskaja istorija, problemy etniches-koj identifikatsii [The Western Bashkirs: Political History, Ethnic Identity]. Ufa: Khan press, 2010. 205 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.