Раздел IV. Философские и психолого-педагогические науки
УДК 378.02:37.016 © А. М. Алексеева, 2013
А. М. Алексеева
К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
В статье рассмотрены функции самостоятельной работы студентов (СРС), а также группы приемов, обеспечивающих поступательный, системный характер ее организации. Автор рассматривает критерии успешности организации самостоятельной работы студентов и примеры заданий, направленные на развитие умений СРС в процессе обучения иностранному языку в профессиональном образовании. В статье обосновывается связь между формированием критически-рефлексивного типа мышления и развитием умений СРС.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, функции самостоятельной работы студентов, критерии эффективности самостоятельной работы, субъекгность обучающегося, критически-рефлексивный тип мышления.
-
I I фессионалыюго обучения является повыше-
ние удельного веса самостоятельной работы
-
дет пониматься нами в соответствии с определением,
-
тельная работа это «целенаправленная, внутренне
-
-
гируемая им по процессу и результату деятельность»
[1, с. 229]. Связь между степенью сформированности
-
-
сти прямо пропорциональна. Таким образом, весь
процесс обучения в профессиональном образовании
-
гцихся культуры самостоятельной работы. Причем,
-
-
ний или внеаудиторной работе. Исследователи [3, с. 3] выделяют следующие функции самостоятельной работы:
---
ностей студентов);
--
крепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной);
-
фикация процесса обучения);
-
ся профессиональные качества специалиста);
-
онально-творческого мышления).
---
учения иностранному языку ее значение заключается
-
-
гося. В условиях ограниченного учебного времени,
группового обучения именно задания, выполняемые
-
сом интенсификации обучения иностранному языку.
-
тельной работы должны находить отражение в системе упражнений. Разнообразие упражнений,
направленных на развитие всех вышеназванных
-
тическое формирование умений самостоятельной
-
ности обучающихся.
-
вития умений самостоятельной работы студентов, с
-
вательном включении в процесс обучения ориентировочно-инструктирующих, поисковых, аналити-ко-ситпетических, проблемно-исследовательских и контрольно-оценочных приемов.
Ориентировочно-инструктирующие приемы
-
ной индивидуальной, парной, групповой работы в
-
давателя в организации СРС, обсуждение наиболее рациональных способов выполнения задания. Сюда
можно отнести приемы культуры чтения и слушания,
-
ния и т. д.
-
тие стратегий поиска и накопления информации.
-
мации, конспектирования, владение разными видами чтения и аудирования.
Аналитико-синтетические приемы связаны с
-
чают в себя:
Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий
64
- приемы смысловой переработки текста;
- нацеленность студента на проверку, всесторонний анализ и осмысление поступающей информации;
-
тайного материала;
-
ности информации или ограниченность своего понимания;
- умение отделять факты от мнений;
- умение делать логические умозаключения на основе полученной информации;
-
ния и всего текста в целом.
Группа проблемно-исследовательских приемов связана с формированием у обучающихся умений выдвижения гипотез, поиска оптимальных вариантов
решения проблем, стратегий исследования проблем,
-
-
стандартным способам решения поставленных задач и принятия решений.
Контрольно-оценочные приемы направлены на
-
сии, среди которых можно выделить:
---
ных моментов;
--
сты в компьютерной программе «Hot Potatoes»);
- опрос учащихся заранее назначаемыми дежурными.
-
учения названных выше приемов формирования и развития СРС происходит постепенное усложнение условий их выполнения, что выражается в переходе от:
-
видуальному выполнению заданий;
- выполнения заданий с памятками, опорами и без них;
- простых к более сложным проблемным ситуациям;
-
формация к заданиям с недостаточной для решения проблемной ситуации информацией.
Кроме того, в более сложных вариантах заданий
-
-
работать и обосновать свое решение проблемы.
Как было отмечено, формирование умений СРС напрямую связано со способностью обучающегося
выступать в качестве субъекта своей деятельности.
-
ре понимается «качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить
цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуман-
ни» [2, с. 329].
Одним из путей формирования субъектности
-
тие критически-рефлексивного типа мышления, так как в процессе рефлексии происходит осмысление человеком своих действий, осознаются те схемы и правила, согласно которым он действует [4, с. 145]. В процессе обучения значение рефлексии состоит в уточнении студентами своих знаний, анализ своей деятельности, направленный на ее совершенствование.
Наиболее общим и универсальным комплексом заданий, направленным на развитие критически-рефлексивного типа мышления являются, по нашему мнению, следующий: 1) предварительный просмотр
материала, его оценка в соответствии с заданными
-
--
ного суждения о содержании текста.
--
ность ее организации можно определить как одно из
-
-
ции самостоятельной работы являются:
-
правленная на развитие и формирование приемов и умений самостоятельной работы обучающихся;
- дозировка материала для самостоятельной работы в соответствии с учебными возможностями студентов;
- учет сложности заданий, соответствующей «зоне ближайшего развития» обучающихся;
- ориентация преподавателем обучающихся,
-
собов выполнения задания;
-
стоятельной работы и включение ее результатов в «накопительный зачет»;
- циклическая организация занятий по теме, направленная на формирование и развитие знаний, умений и навыков, на достижение комплексной цели - профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции.
Не менее важным в этой связи оказывается и
определение показателей готовности и способности
-
ты. Среди них следует в первую очередь упомянуть
-
-
ную информацию, планировать ход самостоятельной
-
--
вести ее до конца.
Раздел IV. Социально-философские и психолого-педагогические науки
65
-
шенно справедливое утверждение о том, что «нельзя
-
--
вателя состоит в том, чтобы сделать учебную работу
студентов целенаправленной, предложить широкий
-
реализации каждого. Данная установка полностью соответствует новым требованиям, предъявляемым нашим обществом к образованию, среди которых развитие у студентов способности самостоятельно приобретать знания и быстро приспосабливаться к новым сферам деятельности. Важно, чтобы высшее учебное заведение давало не только определенную
сумму знаний, навыков и умений, но и учило делать
-
вало своим выпускникам способность к творческому
мышлению, умения самостоятельно пополнять свои
-
-
ятельная работа выступает важнейшим составным звеном процесса обучения, а для студентов, в силу из возрастных особенностей, и одной из органичных форм работы.
--
разовании. Учет всего перечня функций, критериев успешности СРС обеспечивают целенаправленное,
систематическое развитие у обучающихся умений
-
даний, относящихся к различным группам приемов
организации СРС, вносят большее разнообразие в
-
мы упражнений при изучении материала конкретной темы.
Библиографический список
1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997. - 480 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
3. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / сост. Н. В. Соловова; под ред. В. 11.1'арькина. - Самара: Универс-групп, 2006. - 15 с.
4. Попков, В. А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Попков, А. В. Коржуев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
ON THE EFFECTIVE ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK WHEN STUDYING A FOREIGN
LANGUAGE UN PROFESSIONAL EDUCATION
Anastasia M. Alekseeva,
post-graduate student, a senior lecturer Karelian State Pedagogical Academy.
Abstract. The article considers the significance and functions of students' independent work as well as groups of methods that ensure its progressive and systemic organization. The author determines the criteria of the successful organization of the students' independent work and provides the examples of tasks aimed at the development of independent work skills while studying a foreign language in professional education. The author defines the link between the importance of critical reflection and the development of independent work skills.
Key words: students' independent work, functions of students' independent work, criteria of the successful organization of the students' independent work, learner's subjectness, critical reflection.
Алексеева Анастасия Михайловна - старший преподаватель кафедры иностранных языков, аспирант Карельской государственной педагогической академии, аспирант (г. Петрозаводск, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 28.02.2013