Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Фомина Людмила Владимировна, Вяткина Галина Ярославовна

В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности государственного управления в современной России. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности государственного управления России является формирование кадровых резервов и подготовка управленцев на уровне федерального и регионального кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Фомина Людмила Владимировна, Вяткина Галина Ярославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EFFICIENCY IN THE SYSTEM PUBLIC ADMINISTRATION: THEORETICAL ASPECT

The article deals with issues related to the effectiveness of public administration in modern Russia. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the efficiency of public administration in Russia is the formation of personnel reserves and the training of managers at the level of the federal and regional cluster.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_32 УДК 242.7

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ON THE ISSUE OF EFFICIENCY IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION: THEORETICAL ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

ВЯТКИНА Галина Ярославовна,

к.б.н., доцент Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru ;

VYATKINA Galina Yaroslavovna,

PhD, Associate Professor

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, посвященные эффективности государственного управления в современной России. Автор исследования приходит к выводам, что одним из ключевых направлений в повышении эффективности государственного управления России является формирование кадровых резервов и подготовка управленцев на уровне федерального и регионального кластера.

Abstract: The article deals with issues related to the effectiveness of public administration in modern Russia. The author of the study comes to the conclusion that one of the key areas in improving the efficiency of public administration in Russia is the formation of personnel reserves and the training of managers at the level of the federal and regional cluster.

Ключевые слова: государственное управление, кадровый резерв, государственный механизм, направления государственной политики, эффективность, органы государственной власти, эффективность.

Keywords: public administration, personnel reserve, state mechanism, directions of state policy, efficiency, public authorities, efficiency.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Фомина Л.В., Вяткина Г.Я. К вопросу об эффективности в системе государственного управления: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_32.

For citation: Fastovich G.G., Fomina L.V., Vyatkina G.Ya. On the issue of efficiency in the system of public administration: theoretical aspect // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_32.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2022

Представляется, что любые направления качественных и количественных изменений в сфере управленческих отношений требуют правовой регламентации и сопровождения со стороны комплекса правовых средств. [1]. Под государственным управлением понимаются деятельность уполномоченных субъектов, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологиях), с помощью которых удовлетворяются интересы населения, обеспечивается достижение социально полезных целей. Стоит отменить, что эффективность в деятельности государственного управления устанавливается в прямой взаимосвязи с правовыми средствами. Правовые средства могут быть сложными, комбинированными, простыми; отраслевыми и межотраслевыми; основными и дополнительными и пр. Такие сложные правовые средства как правотворчество, толкование права, правоприменение, в т.ч. комплексные элементы механизма правового регулирования, подвержены соответствующему изменению, в основу которых положены объективные и субъективные факторы. Объективными основаниями служат: научно-технический прогресс, инновации в организационно-правовой и информационной сфере, усложнение социальной структуры общества, внешние военно-экономические угрозы и пр. К числу субъективных допустимо относить: возникновение новых интересов и инициатив со стороны общества, модернизация демократических форм деятельности, возникновение новых элементов законодательства и др.

В современной российской действительности следует обратить внимание на следующие перспективные формы государственного управления:

Теоретико-исторические правовые науки

1. Системное взаимодействие органов государства и общественных структур. Это деятельность Общественной палаты Российской Федерации, а также палат (ассамблей, советов) на региональном уровне, общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления [2]. Кроме того, сегодня можно наблюдать примеры принятия нормативных актов государственным органом совместно с негосударственной организацией - так называемое сорегулирование, выступающее формой реализации взаимных интересов законодателя и общественных организаций [3]. Эти и другие формы деятельности общественных структур выступают локомотивом в механизме комплексного диалога общества и государства.

2. Формирование кадровых резервов и подготовка управленцев на федеральном уровне. Например, в России с 2017 года в рамках проекта «Россия - страна возможностей» положен старт конкурсу управленцев «Лидеры России». В рамках ежегодно проводимых конкурсов отбираются победители - будущие управленцы. Такая форма организационно-правовой деятельности предоставляет возможность реализации правовых средств со стороны подготовленных к управленческой работе специалистов.

3. Отчеты государственных органов за результаты своей деятельности, т.ч. в рамках парламентского контроля (ежегодный отчет Правительства РФ перед Государственной Думой РФ, участие парламента в формировании Правительства РФ и пр.). Важно заметить, что в такой деятельности принимают участие внепарламентские партии, Общественная палата РФ и другие центральные общественные структуры.

4. Системное взаимодействие Президента РФ с институтами политической системы общества: бизнес-сообществом, средствами массовой информации, общественными объединениями, религиозными организациями, политическими партиями, студенчеством. Формами такого взаимодействия выступают: брифинги, круглые столы, непосредственные встречи с гражданами и др.

5. Формирование системы управленческого курирования территорий государства со стороны государственных и центральных общественных структур. Так, со стороны Правительства РФ и федеральных министерств реализуется деятельность, связанная с мониторингом экологической, социальной, производственной обстановки в регионах. Приобретает актуальность работа Общероссийского народного фронта, профессиональных организаций, союзов и ассоциаций, связанных с выявлением проблемных участков на региональном и муниципальном уровнях и формированием предложений, направленных на их устранение.

6. Принятие и реализация целеполагающих правовых актов, также правовое регулирование основных направлений совершенствования права и государства. Это принятие и действие стратегий, планов, доктрин в конкретных сферах государственного управления [5]. В общей сложности на сегодняшний день в правовом пространстве действует порядка тридцати подобных стратегических документов.

7. Формирование и действие комплекса правовых мер и управленческих действий, составляющих основной алгоритм противодействия коррупции. Такими средствами выступают: декларирование доходов должностных лиц, устранение конфликта интересов в государственном управлении, общественный контроль, создание конкурсных комиссий, переподготовка государственных служащих, рейтинговая оценка работы органов власти, введение административных регламентов и др. В специальной литературе предлагаются отраслевые (уголовно-процессуальные, криминологические) средства профилактики коррупции и ее минимизации [5]. Подобное разнообразие правовых средств и существенная юридическая практика представляется достаточной для дальнейшей правотворческой и научно-исследовательской работы в части использования междисциплинарных, межведомственных и общественных ресурсов, направленных на совершенствование антикоррупционного механизма.

В итоге, система государственного управления, которая сегодня активно формируется, существенным образом влияет на эффективное функционирование государственного механизма. Полагаем, что активная роль по эффективной деятельности государственного механизма возлагается на следующих субъектов, участвующих в государственной и общественной жизни:

1 группа - это государственные структуры (Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, органы субъектов РФ, государственные организации и учреждения). В условиях гармонизации национального права и внешних вызовов государственный механизм меняет отдельные свойства, систему своего функционирования и технологию решения публичных задач и функций. Эти обстоятельства влияют на оперативность и направленность деятельности государственных органов и учреждений.

2 группа - негосударственные структуры: а) субъекты общественного контроля: Общественная палата РФ, Общественные палаты (советы) субъектов РФ, общественные эксперты и инспекторы; научное и профессиональное сообщество; молодежные движения (парламенты, правительства, избирательные комиссии); сообщества национальных меньшинств и др. Сегодня наблюдается определенная консолидация интересов и непосредственной работы данных общественных групп.

На основании вышеизложенного следует обозначить следующие выводы и предложения.

1. Современное состояние государственного механизма отражает качество его функционирования - легитимность, легальность, устойчивость, которые определяют центральные характеристики реализации публичных задач и функций. Деятельность государственных органов и учреждений показывает правовые и организационные возможности, а также потенциал (ресурсы) данной организационно-управленческой системы, которые находятся в пропорциональной зависимости от эффективности государственного механизма.

2. Эффективность как социально-правовое качество любой системы выступает институтом, который основывается на правовых, государственно-управленческих и общественных показателях реализации задач и функций данной системы. Эффективность государственного управления определяется рядом критериев и показателей. Среди них: достижение стратегических целей и задач в публичной сфере, создание условий для качественного оказания государственных услуг, устойчивость внутреннего управленческого комплекса [6]. Немаловажное значение имеет системность и вариативность участия в управленческих отношениях передовой и активной части российского общества.

3. В настоящее время в российской правовой системе формируется комплект стратегических правовых актов, рассчитанных на целе-

вую реализацию публичных задач и функций (акты, направленные на формирование адекватного внешним угрозам уровня национальной безопасности, контролируемой модели правоохранительной политики). Указанные правовые положения продиктованы необходимостью создания устойчивой модели государственного управления, рассчитанной на долговременную реализацию в условиях внутренних и внешних угроз, вызовов. Стоит принять во внимание возможность консолидации основного нормативного массива, закрепляющего принципы, условия, правовые средства и технологию государственного управления, как наиболее оптимальной формы систематизации законодательства в контексте учета всего масштаба социальных изменений [7].

4. Степень эффективной деятельности государственного механизма, находится в прямой зависимости от качества работы государственных органов, где особое место отводится функционированию органов внутренних дел. Пристального внимания заслуживает в деятельности органов внутренних дел организационно-правовой механизм и система их взаимодействия с институтами гражданского общества [8]. Так, уровень состояния правового коэффициента доверия граждан к деятельности правоохранительных органов приводит к достижению социальных благ, законных интересов людей и обеспечивает гарантии правового порядка, гармоничное развитие гражданского общества.

5. Только при реализации принципов законности, разделения властей, приоритета прав и свобод человека и гражданина может быть достигнута эффективная деятельность государственного механизма, а значит и правовое совершенство всего государства в целом. Кроме того, такие принципы как открытость, гласность и общественное присутствие в управленческих отношениях позволят повысить эффективность, динамичность и оперативность функционирования органов государственной власти современной России [9].

6. В свою очередь повысить эффективность государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. Потребности гражданского общества обусловлены развитием естественных (неотчуждаемых) прав и свобод человека и гражданина, их популяризацией и информационно-идеологическим сопровождением [10]. Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её возможностей. В то же время без учёта обратного воздействия (активная личность - гражданское общество - правовое государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим публичным образованием.

В итоге, стоит подчеркнуть, что проводимые в нашей стране административные реформы всегда ориентированы на конечную цель, которая выражается в реформировании государственного механизма современной России как адекватного государства с эффективным государственным аппаратом. Ключевыми для новой модели государственного управления должна стать ориентация работы всех звеньев государственного механизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы и повсеместное внедрение новых форм и методов государственного и общественного контроля. Главным критерием оценки эффективности власти также выступает общественное мнение, мнение экспертного сообщества. Реформирование государственного механизма Российской Федерации может выступить приоритетным направлением государственной политики в сфере управления и укрепления основ гражданского общества.

Библиогра фия:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. // Российская газета. 2022. 7 сентября.

2. Трашкова С.М. Информационная составляющая проблемы становления личности: социально-философский аспект // Евразийский юридический журнал. -2018. - № 8 (123). - С. 425-427.

3.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5. С. 125-127.

4. Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

5.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

6.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти // Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4(18). С. 76-88.

7. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

9. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. No3-2. С.52-55.

10. Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

References:

1. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated September 6, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. September 7.

2. Trashkova S.M. Information component of the problem of personality formation: socio-philosophical aspect // Eurasian Law Journal. - 2018. - № 8 (123). - P. 425-427.

3. Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5. pp. 125-127.

4. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

5.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

6. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No.4(18). p. 76-88

7. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

9. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

10. Fastovich G.G. On the issue of the application of modern technologies in logistics systems// Agrarian and land law. 2019. No. 5 (173). pp. 13-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.