Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Вяткина Галина Ярославна

В статье исследуются вопросы государственной информационной политики современной России. Автор анализирует действующее законодательство в системе информационной политики. В ходе исследования, автор приходит к выводам, что уровень информационной безопасности зависит от степени эффективности законодательного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF STATE INFORMATION POLICY: LEGISLATIVE ASPECT

The article examines the issues of the state information policy of modern Russia. The author analyzes the current legislation in the information policy system. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the level of information security depends on the degree of effectiveness of legislative regulation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 3(219)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_3_12 УДК 247.2

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ:

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ON THE ISSUE OF STATE INFORMATION POLICY: LEGISLATIVE ASPECT

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ВЯТКИНА Галина Ярославна,

к.б.н., доцент, Институт экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

VYATKINA Galina Yaroslavna,

PhD, Associate Professor, Institute of Economics and Management of the APPK Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье исследуются вопросы государственной информационной политики современной России. Автор анализирует действующее законодательство в системе информационной политики. В ходе исследования, автор приходит к выводам, что уровень информационной безопасности зависит от степени эффективности законодательного регулирования.

Abstract: The article examines the issues of the state information policy of modern Russia. The author analyzes the current legislation in the information policy system. In the course of the study, the author comes to the conclusion that the level of information security depends on the degree of effectiveness of legislative regulation.

Ключевые слова: информация, информационная политика, эффективность государственного механизма, информационная безопасность.

Keywords: information, information policy, efficiency of the state mechanism, information security.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Вяткина Г.Я. К вопросу о государственной информационной политике: законодательный аспект //Право и государство: теория и практика. 2023. № 3(219). С. 12-13. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_12.

For citation: Fastovich G. G., Vyatkina G. Ya. On the issue of State information policy: legislative aspect // Law and state: theory and practice. 2023. No. 3(219). pp. 12-13. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_3_12.

Статья поступила в редакцию: 05.01.2023

В связи с глобализацией открытых информационных систем, формирования международного информационного академического пространства, появлению массового открытого дистанционного образования особая роль должна отводиться информационной безопасности в части соблюдения не только авторских прав, но и других аспектов правовой деятельности при использовании такого рода информации [10].

В последнее время становится актуальным значение правовых механизмов в сфере регулирования информацонных отношений по причине интеграции систем образования разных стран и, как следствие, популяризации академической мобильности среди преподавателей и студентов. Поэтому в контексте управления государством вопросами информационной безопасности речь идет о правах граждан, юридических лиц и государства на свободное получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: соблюдение Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации [9], общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации; правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; приоритетное развитие отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производство технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов Российской Федерации [1].

Действующие федеральные законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об информации, информатизации и защите информации", "О средствах массовой информации" заложили основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе с учетом мировой практики, современного уровня развития информационных технологий и обеспечения информаци-

Теоретико-исторические правовые науки

онных прав субъектов правоотношений.

Данные законы являются основными для формирования на их основе законов и других нормативных актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе, что и реализуется на практике.

Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (от 27.07.2006 N 149-ФЗ) [1] регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации [3]. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации [2].

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 06.06.2019) "О средствах массовой информации". Данный закон содержит положения об организации деятельности средств массовой информации, распространении массовой информации, о правах и обязанностях журналиста, о межгосударственном сотрудничестве в области массовой информации, а также об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации [5].

В настоящее время законодательная деятельность по регулированию отношений в области использования информации в российском обществе активно развивается. Появляются новые законы, например, Федеральный закон «О защите персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ [2]. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации [4].

Следует отметить, что действующее законодательство пока не совершенно. Оно не дает однозначного ответа на ряд важных вопросов с правовой точки зрения вопросов. Например: на какую информацию есть права у граждан, каков состав этих прав, и как эти права ими могут быть реализованы. Это является основной причиной возникающих трудностей для исполнительной и правоприменительной деятельности по реализации указанного законодательства.

В настоящее время информационное законодательство Российской Федерации находится на начальном этапе своего формирования, о чем свидетельствует относительно узкий слой законов в области связи, телекоммуникаций, информации и информатизации.

Таким образом, одной из основных целей государства в области информационной безопасности является реализация гарантий конституционных прав и свобод каждого гражданина, относящихся к деятельности в информационной сфере. Поэтому законодательство РФ должно быть направлено на то, чтобы сформировать правовой статус всех субъектов в системе информационных отношений и определить их ответственность за обеспечение конституционного права на свободу информации.

Библиогра фия:

1.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства. 2006. Ст. 102.

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О защите персональных данных»// Собрание законодательства. 2020. Ст. 55.

3. Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма // Евразийский юридический журнал. 2020 № 10 (149). С. 81-82.

4.Закон Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Собрание законодательства. 2022. Ст. 6542.

5. Фастович Г.Г. К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.

6. Фастович Г.Г., Осипова Е.С. К вопросу о предоставлении земельных участков для нужд дипломатических представительств: теоретический аспект // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178) С. 4-5.

7. Заруба Д.С., Ситникова К.Н, Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2. С.

52-55.

8. Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

9. Трашкова С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

10. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности государственного механизма: общетеоретический анализ // Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества. Сборник докладов Междуна-родной научной конференции. 2011. С. 114-116.

References:

1. Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 "On information, information technologies and information protection" // Collection of Legislation. 2006. Article 102.

2.Federal Law No. 152-FZ of 27.07.2006 "On Personal data protection"// Collection of Legislation. 2020. St. 55.

3. Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism // Eurasian Legal Journal. 2020 No. 10 (149). pp. 81-82.

4. The Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 "On mass media" // Collection of legislation. 2022. Article 6542.

5. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.

6. Fastovich G.G., Osipova E.S. On the issue of granting land plots for the needs of diplomatic missions: a theoretical aspect // Agrarian and land law. 2019. No. 10

(178) p. 4-5.

7. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

8. Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

9. Trashkova S.M. International legal regulation as a guarantee of implementation the legal status of minor suspects accused in criminal proceedings / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

10. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the state mechanism: a general theoretical analysis // Problems of modernization of the legal system of modern Russian society. Collection of reports of the International Scientific Conference. 2011. pp. 114-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.