Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Литвинова Валентина Сергеевна, Игнатенко Владимир Александрович

В статье рассматриваются вопросы, влияющие на функционирование государственного механизма. Авторы статьи приходят к выводам, что одним из ключевых направления государственной политики современной России является увеличение доверие граждан к проводимым реформам в сфере организации государственного устройства. В исследовании особый акцент уделяется функционированию гражданского общества в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Литвинова Валентина Сергеевна, Игнатенко Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF FACTORS AFFECTING THE FUNCTIONING OF THE STATE MECHANISM OF MODERN RUSSIA

The article deals with issues that affect the functioning of the state mechanism. The author of the article comes to the conclusion that one of the key directions of the state policy of modern Russia is to increase the confidence of citizens in the ongoing reforms in the organization of the state system. The study focuses on the functioning of civil society in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_16 УДК 242.7

К ВОПРОСУ О ФАКТОРАХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ON THE ISSUE OF FACTORS AFFECTING THE FUNCTIONING OF THE STATE MECHANISM OF MODERN RUSSIA

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ЛИТВИНОВА Валентина Сергеевна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

ИГНАТЕНКО Владимир Александрович,

доцент Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. 192236, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 15. E-mail: ignatenko.well@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

LITVINOVA Valentina Sergeevna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru ;

IGNATENKO Vladimir Aleksandrovich,

Associate Professor of the St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions. 15 Fuchika str., Saint Petersburg, 192236, Russia. E-mail: ignatenko.well@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы, влияющие на функционирование государственного механизма. Авторы статьи приходят к выводам, что одним из ключевых направления государственной политики современной России является увеличение доверие граждан к проводимым реформам в сфере организации государственного устройства. В исследовании особый акцент уделяется функционированию гражданского общества в Российской Федерации.

Abstract: The article deals with issues that affect the functioning of the state mechanism. The author of the article comes to the conclusion that one of the key directions of the state policy of modern Russia is to increase the confidence of citizens in the ongoing reforms in the organization of the state system. The study focuses on the functioning of civil society in the Russian Federation.

Ключевые слова: государственный механизм, направления государственной политики, эффективность, органы государственной власти, модернизация, гражданское общество.

Keywords: state mechanism, directions of state policy, efficiency, public authorities, modernization, civil society.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. К вопросу о факторах, влияющих на функционирование государственного механизма современной России // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_16.

For citation: Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. On the issue of factors affecting the functioning of the State mechanism of modern Russia // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 16-19. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_16.

Статья поступила в редакцию: 14.09.2022

Анализ факторов, способствующих снижению уровня эффективности деятельности государственного механизма, его участия в решении проблем общества, показывает, что они носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным факторам можно отнести переход общества от ранее сложившейся системы социально-экономических и политических правил и установок к качественно новой модели общественных отношений. Субъективные факторы включают в себя недостаточно оперативную и несистемную консолидацию государственных структур, научного сообщества и российской общественности.

Эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность и политико-правовую значимость исследования, определяют необходимость изучения качественных и количественных критериев (показателей) деятельности государственного механизма Российской Федерации с целью повышения эффективности его функционирования и свидетельствуют о совершенствовании научно-практических рекомендаций и предложений.

Теоретической основой изучения эволюции государственного механизма в научном исследовании послужили труды российских и зарубежных ученых, правоведов, социологов, историков, политических деятелей и специалистов в области государствоведения.

В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность и социальную значимость приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности функционирования государственного механизма, правовое укрепление всех его структурных элементов, совершенствование работы государственных органов. Проблема эффективности деятельности государственного механизма сегодня, по праву, может быть названа важнейшей составляющей понимания современного государства. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин «эффективность власти является одним из определяющих факторов темпа социально-экономического развития страны» [1]. Необходимо подчеркнуть, что институт эффективности деятельности органов власти охватывает большинство частных проблем реализации государственного функционирования, служит основой для определения форм и методов управленческой деятельности государства, отражает закономерности, отношения и взаимосвязи, имеющее особое значение государства и общества. В начале XXI века в России были проведены крупномасштабные реформы, направленные на кардинальное преобразование системы государственного управления. Важной причиной осуществления этих реформ явилась необходимость решения приоритетных задач:

1) повышение эффективности и результативности работы органов государства;

2) усиление доверия к государственному механизму со стороны населения и бизнес сообщества;

3) проведение последовательной административной реформы по модернизации государственной власти (включающую в себя реформу законодательной, исполнительной и судебной власти; реформу административно-территориального устройства государства; реформу государственной службы и т.д.);

Для полного уяснения правовой сущности понятия «эффективность деятельности государственного механизма» необходимо полноценно исследовать фундаментальную категорию «эффективность» в отечественной правовой науке. Согласно словарю С.И. Ожегова, «эффективность» - это действенность, дающий эффект, а в свою очередь «эффект» - результат, следствие чего-то. Правовая наука также не дает убедительного ответа на вопрос, что такое эффективность правовой категории, явления или структуры, но ученые единодушны в том, что эта проблема - белое пятно на «поле» логики и методологии юриспруденции [2]. Поэтому, видимо, стало уже традицией изучение категории «эффективность» начинать с определения ее понятия, причем, поскольку авторы пытаются привнести в эти дефиниции новые и, по их мнению, существенные дополнения, количество определений исчисляется десятками. Здесь мы видим типичное следствие намерений юридической науки дать простой ответ на такое сложное явление, каковым выступает категория «эффективность». Однако в качестве основного направления проведенных исследований выступает выявление и анализ процессов ослабления управленческих возможностей государства в части предоставления государственных услуг и воздействие на самые различные сферы общественных отношений. Вместе с этим следует заметить, что осуществление государственного переустройства невозможно без совершенствования тесно связанных с государством общественных институтов и структур.

Изучение проблем эффективности привело ученых к пониманию того, что категория «эффективность» неразрывно связана не только с целями в праве, но и с действиями, правовым регулированием и действием механизма государственного устройства. Стоит отметить, что внимание ученых к этой проблеме не случайно и было вызвано необходимостью изучения современного состояния законодательства вследствие произошедших в нем коренных изменений. Научная разработка понятия эффективности правового регулирования в широком смысле и эффективности механизма государства в узком - позволяет сделать вывод, что само понятие эффективности приобретает внутреннюю институализацию.

Более того, в условиях отсутствия методологического анализа государственного механизма не получила правовой разработки категория «эффективность». Ученые освещают отдельные аспекты данной проблематики, не уделяя внимания целостному, комплексному рассмотрению указанного вопроса, с учетом динамики общественных отношений. Исследуемая проблема до настоящего времени не получила в отечественной научной литературе системного и всестороннего обсуждения. В настоящее время в юридической науке недостаточно научных работ, посвященных анализу различных сторон и качеств эффективности государственного механизма. Стоит отметить тот факт, что повышение роли государственной власти в современной России констатирует необходимость проведения системного анализа категории «эффективность функционирования государственного механизма» и введение данного термина в юриспруденцию как новой категории.

Повысить эффективность государственного механизма невозможно без действенного, активно функционирующего гражданского общества. Как было отмечено президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Власть должна слышать людей, объяснять суть возникших проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе равных партнеров» [3]. В ходе правовых дискуссий по проблемам гражданского общества в России ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах гражданских отношений, широко представленных в западной культуре» [4]. На наш взгляд, прямая имплементация западных технологий и идей, в реалиях и объективной реальности современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития гражданского общества в России необходимо создание следующих условий:

- модернизации и оптимизации работы органов государства, с учетом правовых традиций, особенностей территориального расположения;

- длительного и стабильного характера общественного и экономического роста;

- достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц и общества в целом;

- создание благоприятных политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране;

- активное и всестороннее участие в политической и организационно-управленческой жизни государства граждан, общественных объединений молодежи;

Вопрос об эффективном государственном механизме правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность

так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство, именно эта взаимосвязь формирует действенное гражданское общество [4]. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государства, системная, слаженная работа всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России.

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено» [5]. Фундаментальной и первоначальной ступенью гражданского общества является человек (индивид), а уже вторичной (производной) - образуемые им социальные институты. «Человек, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, является высшей ценностью и ничто не может служить основанием для умаления его достоинства как субъекта гражданского общества, чьи права и свободы во всей их полноте находятся под защитой Конституции Российской Федерации, а следовательно, исключается отношение к нему лишь как к объекту внешнего воздействия» [7]. Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её объективных и реальных возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью.

В этой связи заслуживает внимания позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина, который «отказывается трактовать силу государства как неприкосновенную ценность и призывает к формированию такого государства, сила которого определяется лишь мерой необходимости и не противоречит демократическим свободам». В.В. Путин подчёркивает что «сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека, этот тезис подчеркивается и в работах видных научных деятелей [8]. Действительно, только сильное демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными государственными задачами, только демократическое государство, ориентирующееся на права и свободы человека, может быть сильным эффективным в своей деятельности. Стоит подчеркнуть, что такое государство не приемлет и не допускает умаление самостоятельности личности и индивидуальных свобод, а способствует, поддерживает, стимулирует формирование в государстве, в обществе таких качеств, как личная инициатива, предприимчивость, готовность идти на риск, личная ответственность за самостоятельно принятые решения и успех или неуспех в их реализации [9]. Думается, что рыночные отношения, демократические преобразования в России медленно укореняются, в частности, потому, что наталкиваются на сопротивление массового сознания. Опыт нашей страны ещё раз подтверждает ту истину, что для подлинно эффективной демократической трансформации обществу недостаточно завоевание командных высот в государстве и заимствования передовых институтов.

Осуществленный теоретический анализ вопросов, связанных с развитием государственного механизма позволяет сформулировать ряд концептуальных положений и сделать общие выводы по проделанной работе. Авторами устанавливается, что в современной России происходит обновление основных параметров государственного механизма. Ключевая цель реформы - обеспечение эффективности государственного управления в современных условиях, изменение методов, стиля работы в органах государства в соответствии с принципами правового, демократического государства. Одним из важных условий реформирования российского общества является устранение противоречий между ориентацией на создание в России, с одной стороны, правового государства и гражданского общества и с другой стороны - растущей численностью бюрократизации. На наш взгляд, проводимые реформы в деятельности государственного механизма должны носить содержательный, последовательный характер, ориентированный на оптимизацию системы управления и демократизацию общественных институтов. Научный, объективный анализ деятельности государственного механизма, его эффективности крайне важен для формирования гражданского общества в стране.

Российская Федерация стоит на пороге существенной модернизации организационно-управленческой составляющей российского общества, системы законодательства и государственного механизма. Это утверждение определенно является не только доминирующим, но и системообразующим в диалектике дальнейшего исследования формируемой модели партнерства российского общества и государства. Важно создать гармоничную и соответствующую вызовам мирового характера эффективную конструкцию государственного механизма встроенную в архитектуру политической системы общества. При этом человек, его права и свободы, прогрессивные стремления общества, научные достижения и передовой исторический опыт должны стать узловыми элементами в доктрине эффективного государственного механизма.

Представляется, что наиболее оптимальным, необходимо категорию «эффективность» рассматривать как определенное состояние объективной реальности, позволяющее говорить о достижении ею желаемого результата в соответствии с ранее заданными параметрами, требованиями. Эффективность в общественных отношениях определяется как качества (свойства) социально-правового института (явления), соответствующее требованиям законодательства, позволяющее удовлетворить реализацию человеком свои права, свободы и законные интересы, при этом отвечающее оптимальным затратам количественного и качественного характера. Эффективность создала базовые теоретические предпосылки для становления и развития гражданского общества в России, закрепив «лимит доверия» граждан к правовым преобразованиям. Об успешности государственных реформ и эффективности правовой политики можно судить по тому, насколько полученный результат устойчив в потоке исторических событий и прогрессивен в системе социальных ожиданий общества.

Библиогра фия:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. // Российская газета. 2022. 7 сентября.

2. Ожегов С.И., Ш ведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 354 с.

3.Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

4.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5. С. 125-127.

5.Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

6.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

7.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

8. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

9. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

References:

1. Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation dated September 6, 2022 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. September 7.

2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. V.V. Vinogradov Institute of the Russian Language. - 4th ed., supplemented. M.: Azbukovnik, 1999. 354 p.

3.Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

4.Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused of criminal process / S.M. Trash-kova // Kazan Science. 2015. No. 5. pp. 125-127.

5. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

6.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

7. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18). pp.

76-88.

8. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and Humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

9. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.