Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / СУР / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЕАЭС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СУР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изгагина Т.Ю.

Рассмотрены вопросы эффективности применяемой системы управления рисками в таможенной сфере, в том числе дана характеристика регулирующему указанные вопросы законодательству, проанализированы нарушения, выявленные Счетной палатой Российской Федерации и прокуратурой в связи с функционированием системы СУР, а также исследования, проведенные в последнее время по вопросам СУР, определены направления совершенствования СУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE CUSTOMS SPHERE

The article considers the issues of the e ectiveness of the applied risk management system in the customs sphere, including the characteristics of the legislation regulating these issues, analyzes the violations identi ed in Russia by the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Prosecutor's O ce in connection with the functioning of the RMS system, analyzes the research conducted recently on the issues of RMS, identi es areas for improving the RMS

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

Научная статья © Изгагина Т.Ю., 2022

NIION: 2010-0082-1/22-061 УДК 351.82

MOSURED: 77/27-006-2022-01-80

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

Татьяна Юрьевна Изгагина

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации izg-tat@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы эффективности применяемой системы управления рисками в таможенной сфере, в том числе дана характеристика регулирующему указанные вопросы законодательству, проанализированы нарушения, выявленные Счетной палатой Российской Федерации и прокуратурой в связи с функционированием системы СУР, а также исследования, проведенные в последнее время по вопросам СУР, определены направления совершенствования СУР.

Ключевые слова: система управления рисками, СУР, таможенные органы, таможенный контроль, ЕАЭС, эффективность СУР Для цитирования: Изгагина Т.Ю. К вопросу об эффективности системы управления рисками в таможенной сфере // Современная наука. 2022. № 2. С. 35-40.

Original article

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM

IN THE CUSTOMS SPHERE

Tatiana Yu. Izgagina

Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation izg-tat@yandex.ru

Abstract. The article considers the issues of the effectiveness of the applied risk management system in the customs sphere, including the characteristics of the legislation regulating these issues, analyzes the violations identified in Russia by the Accounts Chamber of the Russian Federation and the Prosecutor's Office in connection with the functioning of the RMS system, analyzes the research conducted recently on the issues of RMS, identifies areas for improving the RMS.

Keywords: risk management system, RMS, customs authorities, customs control, EAEU, efficiency of RMS

For citation: Izgagina T.Yu. On the issue of the effectiveness of the risk management system in the customs sphere // Modern science. 2022. № 2. P. 35-40.

Деятельность Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) в части надлежащего исполнения фискальной, правоохранительной, международной, административной, контрольной функций обеспечивает соблюдение экономических интересов Российской Федерации. По мнению исследователей, эффективность осуществления данной деятельности повышается за счет расширения взаимодействия с органами власти и предпринимательским сообществом и цифрови-зации части процессов [11]. Анализ нормативных правовых актов и результатов реализации стратегий развития ФТС России свидетельствует о проведении не только цифровизации деятельности ФТС России, но и одновременно реформы таможенного контроля, связанной с применением риск-ориентированного подхода и системы управления рисками (далее - СУР). Данное реформирование осуществлялось также в период формирования единого таможенного пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и системы наднациональных органов и наднационального нормативного регулирования. Таможенный контроль сохранен по внешней границе ЕАЭС и таким образом снят в местах, где государственная граница Российской Федерации не совпадала с таможенной.

Данные экономические и геополитические изменения поставили перед таможенными органами цель - создать эффективную систему таможенного контроля, которая бы позволила ускорить процесс

выпуска товаров и одновременно точечно выявлять нарушения. В этой связи возникла необходимость выявления, изучения и классификации рисков, а также разработки мер по их предупреждению. Ввиду несовершенства такой системы особое значение прибрели контроль после выпуска товаров (использование таких инструментов, как таможенный аудит, таможенный мониторинг, полная автоматизация процесса контроля), а также меры профилактического характера.

В таможенной сфере СУР является основополагающей не только на таможенном пространстве ЕАЭС, но и во Всемирной таможенной организации (ВТО) при осуществлении таможенного контроля. Таким образом, применяемая в России СУР регламентируется на нескольких уровнях: международном (стандарты СУР установлены в Генеральном приложении к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) (глава 6. Таможенный контроль), в Рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации (в редакции 2012 г.), в Соглашении Всемирной таможенной организации по упрощению процедур торговли (9-я Министерская конференция Всемирной таможенной организации, о. Бали, Индонезия, декабрь 2013 г.); наднациональном [1] и национальном (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ

«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[2]), а также ведомственные нормативные и иные правовые акты (ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» (международный стандарт 180 31000:2009); ГОСТ Р ИСО/ МЭК 31010-2011 Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (международный стандарт 180/1ЕС 31010:2009 «Управление рисками - принципы и руководство»); ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009. Национальный стандарт Российской Федерации «Менеджмент риска. Термины и определения»).

Развитие института СУР и его совершенствование в России осуществляется на основании таких документов, как Стратегия и тактика применения СУР, утвержденная приказом ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677, Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р [4, 5].

Товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, с момента пересечения таможенной границы находятся под таможенным контролем (ст. 14 ТК ЕАЭС). В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов. В основе такого контроля лежит принцип выборочности объектов и форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих его проведение.

Согласно п. 1 ст. 378 ТК ЕАЭС таможенные органы используют СУР для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков для достижения целей обеспечения эффективности таможенного контроля.

Чтобы система СУР функционировала эффективно, необходимы постоянный качественный анализ и оценка рисков со стороны таможенных органов, которым подвергается как субъект внешнеэкономической деятельности (далее - участник ВЭД), так и объекты таможенного контроля.

Интенсивность таможенного контроля и предпринимаемые меры зависят от категории риска, присвоенной участнику ВЭД. Оценка осуществляется по 31 критерию в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 февраля 2020 г. № 29н, ряд которых связаны с фактами привлечения к административной или уголовной ответственности. В зависимости от оценки деятельности участника ВЭД определяется его категория уровня риска - низкий, средний или высокий. Так, например, по состоянию на IV квартал 2021 г. количество организаций низкого уровня риска составило 11 620, ими оформлено 76% товарных партий, уплачено 86% таможенных платежей, 6207 участников ВЭД отнесены к категории высокого уровня и 102 522 - к категории среднего уровня риска [15].

Поскольку к 2030 г., как отмечает В. Булавин, вся работа ФТС России будет переведена полностью в цифровую среду [16], существенно возрастает значение правильной оценки деятельности участников ВЭД с целью отнесения их к той или иной категории. Проведенная в 2020 г. Счетной палатой Российской Федерации проверка показала, что деятельность по

категорированию участников ВЭД далека от совершенства [17]. На момент проверки отсутствовал единый подход при осуществлении категорирова-ния, что привело к тому, что ряд организаций отнесены к категории низкого уровня риска при отсутствии для этого оснований, решения о неприменении СУР принимались без учета постановлений по ранее примененным профилям рисков, несвоевременно изменялась или отменялась категория уровня риска, выявлено дублирование применения профилей рисков, профили применялись формально с целью выполнения контрольных показателей деятельности таможенных органов, в категорию низкого уровня риска попадали недействующие организации, организации-банкроты. Несмотря на то, что автоматизированная информационная система на протяжении 15 лет находится в опытной эксплуатации, не установлено подразделение, к компетенции которого она относится, не определены ее задачи в части внесения сведений, получаемых от Федеральной налоговой службы России.

Помимо данной проблемы при применении СУР следует отдельно отметить эффективность профилей риска, которые являются основным инструментом ее реализации. Так, по итогам проверки Счетной палаты Российской Федерации в Московской областной таможне 91% профилей рисков оказались нерезультативными [17]. Другой проверкой установлено, что ФТС России не применялась СУР при контроле за таможенной стоимостью: профили рисков в части включения лицензионных и иных подобных платежей в структуру таможенной стоимости не были разработаны [18].

Нарушения в применении СУР выявляются и прокурорами [6], связанные, в частности, с отсутствием нормативного регулирования автоматической межпостовой диспетчеризации таможенных деклараций. Процесс диспетчеризации затрагивал права участников ВЭД и влиял на применение СУР, поскольку при распределении таможенных деклараций с применением технологии автоматической диспетчеризации поданная в таможенный орган декларация автоматически перенаправляется в иной таможенный орган для принятия решения. Перераспределение осуществляется исходя из категории товаров (подакцизных и энергетических товаров, радиоактивных материалов), вида транспорта, используемого при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС (морской, авиационный), а также места налогового учета декларанта. Это привело к тому, что поданная до 1 февраля 2021 г. по сложившейся практике таможенная декларация в один таможенный орган, в котором уже имеется сформированный в отношении декларанта архив юридически значимых документов, фактически рассматривалась другим таможенным органом. В результате возникала необходимость представлять дополнительные документы. Также возрастала вероятность применения таможенным органом мер по минимизации рисков, что в конечном счете затягивало сроки выпуска товара. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство финансов России направлена информация, по результатам рассмотрения которой издан приказ Минфина России от 31 марта 2021 г. № 51н «О полномочиях таможенных органов при регистрации таможенных деклараций».

36

ЬА'Н'

Ученые считают, что для повышения эффективности СУР необходимо компенсировать недостатки существующей системы, в том числе в рамках мероприятий, проводимых в форме контроля после выпуска товаров [13]. Так, по материалам оперативных подразделений таможенных органов в 2020 г. по результатам таможенного контроля после выпуска товаров и иным основаниям доначислено денежных средств на сумму более 17,7 млрд руб., взыскано в федеральный бюджет свыше 8,8 млрд руб. [19]. Такие результаты контроля после выпуска товаров свидетельствуют о том, что существующая система СУР при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС срабатывает недостаточно эффективно. Как известно, всего на таможенной границе ЕАЭС по состоянию на 01.01.2020 располагалось 375 функционирующих пунктов пропуска, большинство из которых российские. Распределение пунктов пропуска на внешней границе государств-членов ЕАЭС выглядит следующим образом: в России -262, в Республике Беларусь - 50, в Республике Казахстан - 42, в Кыргызской Республике - 14, в Республике Армения - 7 [19].

Ученые отмечают, что заложенные в ТК ЕАЭС меры по реализации таможенного контроля после выпуска товаров, взаимодействия с СУР не отражают комплексность подхода к оценке соответствия внешнеторговой деятельности компаний требованиям таможенного законодательства [14]. Несмотря на наличие единого наднационального документа -ТК ЕАЭС, каждое государство-член ЕАЭС на национальном уровне имеет свою структуру органов, осуществляющих таможенный контроль, и порядок принятия и утверждения профилей риска. Исследование в данной области показало, что, несмотря на попытки унифицировать СУР, осуществляющиеся в рамках функционирования Рабочей группы при Объединенной коллегии таможенных служб государств-членов Таможенного союза по развитию СУР в таможенных органах государств-членов Таможенного союза, созданной по решению Объединенной коллегии от 20 ноября 2011 г. № 1/6, национальные СУР все еще остаются отдельными системами, отличными друг от друга. Концепции применения СУР в каждом государстве основаны на различающихся понятийном аппарате, методологии, а также информационно-технической базе. При этом создание наднациональных профилей риска и общесоюзных профилей технически невозможно [10].

Органы, осуществляющие таможенный контроль и правоохранительную деятельность, стремятся восполнить данный пробел путем усиления информационного обмена, проведения совместных международных операций с целью противодействия ввозу на таможенную территорию ЕАЭС запрещенных товаров, происходит обмен запросами о правовой помощи в рамках уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Решением ОКТС от 30 декабря 2020 г. № 35/3 утвержден план мероприятий таможенных служб государств-членов ЕАЭС в правоохранительной сфере на 2021-2023 гг., в том числе предусматривающий обмен упреждающей информацией. Однако этого недостаточно. Поскольку каждое государство предпринимает меры по формированию профилей риска самостоятельно, необходимо создание единой СУР ЕАЭС.

Оценка эффективности применения СУР осуществляется на основе множества критериев, ключевыми среди которых являются результативность мер по минимизации рисков, а также количество и доля объектов таможенного контроля, в отношении которых применялись меры по минимизации рисков.

Анализ сведений о количестве правонарушений, выявленных по итогам СУР, также свидетельствует об их недостаточной эффективности. В 2020 г. таможенными органами возбуждено 2064 уголовных дела, их них по результатам оперативно-разыскной деятельности - 1853, по результатам СУР - 126 (6,1%). Соответствующий удельный вес по делам об административных правонарушениях (далее - АП) составил 18,2%. Несмотря на то, что по оперативным данным возбуждается меньше дел об АП, чем по результатам СУР, сумма наказания по делам об АП более чем в 3 раза превышает размер назначенного наказания по делам, возбужденным по результатам СУР, что свидетельствует о том, что выявляемые в рамках СУР АП представляют меньшую общественную опасность.

Как отмечено выше, в связи с осуществлением таможенного контроля на основании СУР возросло значение профилактики рисков. Анализ законодательства, регламентирующего профилактическую деятельность таможенных органов, позволяет выделить два ее направления: профилактика нарушения обязательных требований (далее - ОТ) и профилактика правонарушений (дел об АП, преступлений), которые имеют самостоятельное правовое регулирование.

В соответствии со Стандартом комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (утвержден протоколом заседания проектного комитета от 27 марта 2018 г. № 2) (далее - Стандарт) на текущем этапе профилактическая деятельность контрольно-надзорных органов рассматривается как превенция нарушений обязательных требований, а не непосредственно рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, а смысл профилактики заключается в предупреждении возникновения рисков, и контрольно-надзорные органы имеют возможность (и должны) воздействовать на них косвенно - за счет целенаправленной работы по повышению правовой грамотности подконтрольных субъектов.

Стандарт определяет профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям как деятельность контрольно-надзорных органов по реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на просвещение подконтрольных субъектов и иных заинтересованных лиц по вопросам содержания и порядка применения обязательных требований и стимулирование добросовестного и правомерного поведения подконтрольных субъектов.

Среди профилактических мероприятий называются разъяснение ОТ, раскрытие ОТ, разработка проверочных листов, консультации по вопросам соблюдения ОТ, иные способы информирования (например, социальная реклама, инструктаж, обучающие программы и т.д.), выдача предостережений, разъяснение процедур контроля, меры поощрения и стимулирования, интерактивные сервисы (личный кабинет, электронная приемная, интерак-

тивные сервисы самопроверки на основе чек-листов, мобильные приложения).

Реализация Стандарта осуществляется посредством ведомственной регламентации, итогом которой должен стать единый программный документ, предполагающий полную автоматизацию профилактики и полную интеграцию ведомственной системы профилактики в СУР.

В период с 21.02.2017 по 31.12.2025 ФТС России осуществляет внедрение ведомственного приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе» [3], которым предусмотрено снижение уровня потенциального материального ущерба, причиненного государству участниками ВЭД, путем сокращения доли таможенных платежей, подлежащих уплате участниками ВЭД высокого уровня риска нарушения таможенного законодательства, на 20% от уровня 2015 г. к концу 2018 г. и на 50% к концу 2025 г. Проект осуществляется в несколько этапов. В настоящее время реализуется III этап (2019-2025 гг.): внедрен и применяется в полном объеме Стандарт, проведен анализ международных практик комплексных систем профилактики обязательных требований, используемых таможенными органами ЕАЭС, обеспечено создание и совершенствование механизмов обучения участников ВЭД, в том числе с использованием личного кабинета в сети Интернет.

Помимо указанных мероприятий ФТС России осуществляется деятельность по профилактике коррупции.

В таможенном праве, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с перемещением лицами товаров через таможенные границы, существует система норм, стимулирующих добросовестное поведение субъектов таможенных правоотношений. Ученые отмечают [8], что в науке таможенного права отсутствуют системные исследования мер, стимулирующих добросовестное поведение участников ВЭД, к которым они относят применение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов в потенциальной форме, исключение из специальных реестров участников таможенных правоотношений и лишение их статуса лиц, пользующихся льготами и привилегиями, привлечение к административной и уголовной ответственности за совершение таможенных правонарушений, информирование и консультирование участников ВЭД.

Анализ вышеназванных проблемных вопросов применения СУР свидетельствует о том, что данная система, несмотря на то, что ФТС России отчитывается о полном ее внедрении и эффективности, недостаточно результативна в условиях функционирования ЕАЭС и в процессе применения сталкивается с рядом проблем: отсутствием единой системы СУР ЕАЭС, регламентацией СУР каждым государством-членом ЕАЭС, неэффективностью применения СУР (организационные проблемы), отсутствием налаженной системы профилактики нарушений в таможенной сфере, недостаточной развитостью систем таможенного мониторинга и аудита как инструментов контроля после выпуска товаров.

Совершенствование работы таможенных органов, в том числе СУР, исследователи и правоприменители связывают с развитием информационных технологий и института предварительного инфор-

мирования в пунктах пропуска, что закреплено в Стратегии развития таможенной службы до 2030 г., переходом на электронное декларирование товаров, помещенных под таможенные процедуры транзита, перенесением приоритетов таможенного контроля с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров, развитием системы центров оперативного мониторинга и управления рисками, проведением ценовых исследований и использованием информации, предоставляемой профессиональными объединениями импортеров, модернизацией субъектно-ориентированной модели СУР за счет расширения практики использования результатов контроля ФНС России, совершенствованием правовой базы, автоматизацией процессов выявления рисков, внедрением и использованием в процессе управления рисками интеллектуального анализа данных [12]. ФТС России ведется работа по созданию перспективной модели СУР, базирующейся на оценке уровня риска каждой товарной партии в режиме онлайн с автоматизацией контроля таможенной стоимости и инспекционно-досмотровых комплексов.

В Республике Беларусь развитие функционирования СУР осуществляется путем совершенствования нормативного регулирования; контроля единообразного применения мер по минимизации выявленных рисков, регулярной актуализации профилей; построения четко отлаженной системы обратной связи; анализа индикаторов и профилей риска; разработки целевых методик и методологической базы, системности и комплексности аналитической работы; определения критериев и порядка оценки эффективности функционирования СУР в целом; совершенствования программного обеспечения, системы обучения, международного сотрудничества.

В Республике Казахстан СУР полностью автоматизирована, и оценка рисков осуществляется с помощью искусственного интеллекта: с 2018 г. внедрена ИС АСТАНА-1, где имеется модуль «Интеллектуальный анализ данных» (IBM SPSS), позволяющий на основе методов Data Mining идентифицировать скрытые закономерности и аномалии, отклонения от стандартного поведения компаний, устойчивые тенденции, а также взаимосвязи между показателями (моделировать риски, оценивать точность и качество прогнозных моделей, перепроверять эффективность ранее построенных моделей, а также применять алгоритмы поиска сложных разнородных взаимосвязей и элементы текстовой аналитики) [20].

Очевидно, что в первую очередь совершенствование СУР возможно путем использования передовых IT-технологий, позволяющих автоматизировать большинство процессов, в том числе и процедуру разработки профилей рисков и оценки их эффективности [20]. Также в условиях функционирования ЕАЭС необходимо создать общую базу данных СУР ЕАЭС.

Список источников:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.12.2021).

2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федера-

38

LAW

ции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.12.2021).

3. Паспорт ведомственного приоритетного проекта ФТС России «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.12.2021).

4. Приказ ФТС России от 18 августа 2015 г. № 1677 «Об утверждении стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков, разработки и реализации мер по управлению рисками (за исключением рисков в области ветеринарии, санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения карантина растений)» // URL: https://customs.consultant.ru/ documents/1139705?items=1&page=1 (дата обращения: 27.12.2021).

5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 27.12.2021).

6. Алиуллов А.Р. Прокурорский надзор за исполнением законов в таможенной сфере в условиях реформы государственного контроля // Деятельность транспортных прокуратур в условиях реформы государственного контроля (надзора): сборник материалов круглого стола. Университет прокуратуры Российской Федерации. М., 2021. 114 с.

7. Бакаева О.Ю. Посттаможенный контроль в ЕАЭС в условиях цифровизации таможенных отношений: правовые вопросы // Вестник ВГУ 2019. № 2. С.142-150.

8. Буваева Н.Э., Шашкина А.Н. Меры, стимулирующие добросовестное поведение участников таможенных правоотношений // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.12.2021).

9. Ведомственная статистика ФТС России // Форма № 2-УТРД Сведения о материалах с признаками преступлений (утверждена приказом ФТС России от 10 июля 2020 г. № 623) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 28.12.2021).

10. Греков И.В. Управление рисками при таможенном контроле товаров в государствах-членах Евразийского экономического Союза: анализ современного состояния // Вестник Российской таможенной академии. 2016. № 3. С. 155-162.

11. Коварда В.В., Лаптев Р. А., Болычева Е.А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки. № 2. 2021.

12. Мантусов В.Б., Золотницкий Ф.А. Система управления рисками: результаты использования в таможенных органах Российской Федерации и направления ее дальнейшего развития во внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. № 2. 2019.

13. Александрова Л.И., Диканова Т.А., Изгаги-на Т.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов о таможенном регулировании в условиях функционирования Евразийского экономического союза: монография. М.: Проспект. 2022. 248 с.

14. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. С. 40-44.

15. О реализации в ФТС России субъектно-ориен-тированной модели системы управления рисками // URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-

orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-riskami (дата обращения: 28.12.2021).

16. Булавин В. К 2030 году вся работа ФТС будет переведена в цифровую среду // Российска газета. 02.08.2020. № 168-2020 (дата обращения 10.11.2021).

17. Отчет Счетной палаты Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия «Проверка организации применения таможенными органами системы управления рисками при осуществлении таможенных операций и процедур, а также организации категори-рования лиц, совершавших таможенные операции в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года» // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/2e4/2e4755c636ea380d698 bd99a9c2caafe.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

18. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет в период 2018-2019 годов и истекший период 2020 года в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности (включая патенты, товарные знаки, авторские права)» // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/1bb/1bbb4139914f4f 2e51e0edb565f19647.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

19. Анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры в местах перемещения товаров через таможенную границу стран Евразийского экономического союза // URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/ SiteAssets/CIDD3_DevCI/CIDD4_analysis_DCI_2020.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

20. URL: https://almaty.atameken.kz/uploads/ content/files/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7% D0%B5%D0 % BD%D1%82 % D0%B0%D1 % 86%D0 %B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20 %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20 %D0%9D%D0%9F%D0%9F.pptx (дата обращения: 28.12.2021).

References:

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union // SPS «Consultant Plus» (date of access: 27.12.2021).

2. Federal Law of 03.08.2018 № 289-FZ «On Customs Regulation in the Russian Federation and Amendments to Selected Legislative Acts of the Russian Federation» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 27.12.2021).

3. Passport of the departmental priority project of the FCS of Russia «Reform of control and supervisory activities in the Federal Customs Service» // SPS «Consultant Plus» (date of access: 27.12.2021).

4. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 18.08.2015 № 1677 «On approval of the strategy and tactics for applying the risk management system, the procedure for collecting and processing information, analyzing and assessing risks, developing and implementing risk management measures (with the exception of risks in the field of veterinary medicine, sanitary-epidemiological surveillance and ensuring plant quarantine)» // URL: https:// customs.consultant.ru/documents/1139705?items=1&pa ge=1 (date of access: 27.12.2021).

5. Strategy for the development of the customs service of the Russian Federation until 2030, approved by order of the Government of the Russian Federation of 23.05.2020 № 1388-r // SPS «Consultant Plus» (date of access: 27.12.2021).

6. Aliullov A.R. Prosecutor's supervision of the laws in the customs sphere in the conditions of state control reform // The activities of transport prosecutor's office in the conditions of state control reform (supervision): collection of round table materials. University of Prosecutor's Office Russian Federation. M., 2021. 114 p.

7. Bakaeva O.Yu. Postease control in EAEU in the conditions of digitalization of customs relations: legal issues // VGU Bulletin. 2019. № 2. P.142-150.

8. Buvaeva N.E., Shashkina A.N. Measures stimulating the conscientious behavior of participants in customs legal relations // SPS «Consultant Plus» (date of access: 28.12.2021).

9. Departmental statistics of the Federal Customs Statistics of Russia // Form № 2-UTRD information on materials with signs of crime (approved by order of the Federal Customs Service of Russia from 10.07.2020 № 623) // SPS «Consultant Plus» (date of access: 27.12.2021).

10. Grekov I.V. Risk management during customs control of goods in the member states of the Eurasian Economic Union: an analysis of the current state // Bulletin of the Russian Customs Academy. 2016. № 3. P. 155-162.

11. Kowarda V.V, Laptev R.A., Bolycheva E.A., Bobyreva E.V. Directions of improving the activities of the customs authorities of Russia to ensure the national security of the country in conditions of large-scale digitalization // Bulletin of Eurasian Science. 2021. № 2.

12. Mantusov V.B., Zolotnitsky F.A. Risk management system: the results of use in the customs authorities of the Russian Federation and the direction of its further development in the foreign economic activity of the Eurasian Economic Union. Bulletin of the Russian Customs Academy. № 2. 2019.

13. Aleksandrova L.I., Dikanova T.A., Izgagina T.Yu. Prosecutor's supervision of the execution of laws on customs regulation in the conditions of the functioning of the Eurasian Economic Union: a monograph. M.: Avenue. 2022. 248 p.

14. Tukeev D.L., Salakova L.D. Prospects for use in the Eurasian Economic Union of International Experience in the Implementation of Customs Control after the release of goods // Bulletin of innovative technologies. 2019. P. 40-44.

15. On the implementation of a subject-oriented model of the risk management system in the FCS // URL: https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-dektno-

orientirovannoj-modeli-sistemy-upravleniya-Riskami (date of access: 28.12.2021).

16. Bulavin V. By 2030 all the work of the Federal Customs Service will be transferred to the digital environment // Rossiyskaya gazeta. 02.08.2020. № 168-2020 (date of access: 10.11.2021).

17. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of the control event «Checking the organization of applications by customs authorities of the risk management system in the implementation of customs operations and procedures, as well as the organization of categorization of persons who have committed customs operations in 2018-2019 and the expired period of 2020» // URL: https://ach.gov.ru/upload/ib lock/2e4/2e4755c636ea380d698bd99a9c2caafe.pdf (date of access: 06.02.2022).

18. Report on the results of the control event «Verification of the completeness of customs payments to the federal budget in the period 2018-2019 and the expired period 2020, in respect of goods imported into the territory of the Eurasian Economic Union and classified as intellectual property (including patents, trademarks, copyrights)» // URL: https:// ach.gov.ru/upload/iblock/1bb/1bbb4139914f4f2e51e0edb56 5f19647.pdf (date of access: 15.02.2022).

19. Analysis of the condition, dynamics and trends of the development of customs infrastructure in places of movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union countries // URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_infr/ siteassets/cidd3_devci/cidd4_analysis_dci_2020.pdf. (date of access: 06.02.2022).

20. Customs risk management system in government revenue bodies // URL: https://almaty.atameken.kz/ uploads/content/files/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0 %B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86% D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20 %D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%20 %D0%9D%D0%9F%D0%9F.pptx (date of access: 28.12.2021).

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т.Ю. Изгагина - старший научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

Контакты: ул. 2-я Звенигородская, д. 15, Москва, Россия, 123022 Information about the author

T.Yu. Izgagina - Senior researcher of the scientific protection department of the prosecutorial supervision and strengthening the legality in the activities of the customs authorities and on the transport of Research Institute of the University of the Prosecutor s Office of the Russian Federation

Contacts: ul. 2-ya Zvenigorodskaya, d. 15, Moscow, Russia, 123022

Статья поступила в редакцию 17.02.2022; одобрена после рецензирования 24.02.2022; принята к публикации 02.03.2022. The article was submitted 17.02.2022; approved after reviewing 24.02.2022; accepted for publication 02.03.2022.

40 - LAW -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.