Научная статья на тему 'Совершенствование системы управления рисками в Российской Федерации'

Совершенствование системы управления рисками в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1240
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенная служба Российской Федерации / Евразийский экономический союз / таможенный контроль / система управления рисками / таможенное регулирование / правоотношения / совершенствование / проблемные вопросы / Customs service of the Russian Federation / Eurasian economic Union / customs control / risk management system / customs regulation / legal relations / improvement / problematic issues.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. С. Солдатов

В данной работе рассматриваются основные проблемные вопросы, связанные с одним из самых популярных инструментов таможенного контроля в Российской Федерации. Система управления рисками представляет собой совокупность методов и приемов урегулирования таможенных отношений в ЕАЭС и оттого имеет существенный интерес в ФТС РФ. Рассмотрено понятие, функции и цели СУР при ее использовании. Особенное внимание уделяется вопросу совершенствования и механизмов улучшения системы риск-менеджмента в рамках страны. Предложено несколько вариантов создания условий для достижения требуемого результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р. С. Солдатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

This paper discusses the main problematic issues related to one of the most popular customs control tools in the Russian Federation. The risk management system is a set of methods and techniques for regulating customs relations in the EEU and therefore has a significant interest in the Federal customs service of the Russian Federation. The concept, functions, and goals of sur when using IT are considered. Special attention is paid to the issue of improving and improving the risk management system within the country. Several options for creating conditions for achieving the desired result are offered

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы управления рисками в Российской Федерации»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р.С. Солдатов, студент

Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10152

Аннотация. В данной работе рассматриваются основные проблемные вопросы, связанные с одним из самых популярных инструментов таможенного контроля в Российской Федерации. Система управления рисками представляет собой совокупность методов и приемов урегулирования таможенных отношений в ЕАЭС и оттого имеет существенный интерес в ФТС РФ. Рассмотрено понятие, функции и цели СУР при ее использовании. Особенное внимание уделяется вопросу совершенствования и механизмов улучшения системы риск-менеджмента в рамках страны. Предложено несколько вариантов создания условий для достижения требуемого результата.

Ключевые слова: Таможенная служба Российской Федерации, Евразийский экономический союз, таможенный контроль, система управления рисками, таможенное регулирование, правоотношения, совершенствование, проблемные вопросы.

На сегодняшний день, Российская Федерация занимает значимое место в современной внешней торговле, а таможенная служба является основной единицей, регулирующей поток ввозимых и вывозимых товаров в страну. Разумеется, при проведении процедуры таможенного контроля, органы ФТС должны будут пользоваться разнородными способами ее осуществления, и таким способом является система управления рисками (далее СУР) получившая высокую популярность использования в России.

Система управления рисками имеет очень богатую историю, как возникновения, так и использования, свое начало она берет еще в Древнем Китае, но тогда, конечно же, система имела совершенно иную форму своего функционирования. Широкое распространение и последующее исследование, еще тогда «нового» и неизвестного метода регулирования торговых отношений СУР получила в Европе, в эпоху Ренессанса. Известные французские математики разрабатывали систему для улучшения экономической жизни граждан и создавали основанные на исследованиях учебные пособия. Сегодня, системой пользуются практически все таможенные органы различных стран, а значит, этому во-

просу стоит уделить особое внимание. Главная задача данной работы - это понимание того, в каком направлении развивать СУР для ее улучшения.

Что же подразумевает под собой такое понятие как система управления рисками? На самом деле, существует много разнообразных понятий, но нами оно будет рассмотрено, лишь с точки зрения таможенного законодательства. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза включает в себя главу 50, посвященную СУР, в которой определены основные начала и способы использования данного метода регулирования. Итак, в соответствии со ст. 376 ТК ЕАЭС под системой управления рисками понимается - «систематизированная деятельность таможенных органов по минимизации вероятности наступления событий, связанных с несоблюдением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и возможного ущерба от их наступления» [ 1].

Использование СУР, главным образом, связано с повышением производительности ресурсов таможенной системы РФ в целях предотвращения нарушений таможенного контроля и законодательства. На

сегодняшний день, можно выделить несколько признаков, которые отражают полноту и устойчивый характер правонарушений [2].

- непосредственная связь с неуплатой таможенных платежей, налогов, сборов в значительном объеме;

- подрыв конкурентоспособности производителей товаров;

- нанесение ущерба интересам государства, которые призваны обеспечить таможенные органы страны.

Как известно, наиболее значимым механизмом в системе управления рисками является профиль риска. Возвращаясь к ст. 376 ТК ЕАЭС, профилем риска выступают «совокупность сведений об областях риска, их индикаторов и мерах по их минимизации» [3]. Кроме этого, внутри системы профиля рисков, они могут делиться на такие подвиды как: автоматические (могут быть обнаружены при помощи специального программного обеспечения); автоматизированные (выявляются «программными средствами вместе с результатами самостоятельной проверки уполномоченного должностного лица таможенного поста неформализованных индикаторов риска»); неформализованные (подлежащие проверке) [4].

Таким образом, профиль риска - это своего рода документ, который имеет данные в области индикатора риска, которые можно использовать в качестве мер прямого или косвенного воздействия по их минимизации, в зависимости от уровня.

Стоит уделить внимание некоторым проблемным вопросам, связанных с СУР. Казалось бы, незначительной, но все же весомой проблемой сегодня является профиль риска, а точнее невозможность создания определенной «базы» действующих профилей риска. Дело в том, что в этой области практически не применяются информационные ресурсы, по большей части вся важная информация содержится на бумажных носителях и, соответственно, привязана к конкретным товарам, а не к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), таким образом, не имея результатов оценки вероятности возникновения риска. Все это говорит о недоста-

точной технической оснащенности и профессиональной подготовке кадрового состава служащих.

Следующей серьезной проблемой СУР и таможенных органов в целом является «нежелание» обмена важной информации с государственными надзорными органами. Само по себе взаимодействие между государственными органами в РФ весьма специфично, а если быть точнее, то российскому государству присущ некий «принцип закрытости», хотя законодательства РФ «говорят» об обратном. Тем не менее, делиться значимыми данными различного рода ведомства и министерства не всегда готовы, тем самым подтверждая разобщенность между госструктурами. Возвращаясь к таможенной сфере надо сказать, что практически любая информация, так или иначе, имеет значение при проведении таможенных процедур и контроля. Ее недостаточность или отсутствие не предполагает возможным в полной мере оценить финансово - хозяйственную обстановку участников внешней торговли. Кроме того, не остается без внимания и степень недоверия между ВЭД и таможенными органами, так как при проведении таможенных процедур, именно участники внешнеэкономической деятельности являются потенциальными нарушителями закона.

Еще одна проблемой является разногласия между странами членами Евразийского экономического союза в части применения СУР, подходы имеют неоднозначный характер. Такие «не состыковки» коснулись в направлении рисков недостоверного заявления таможенной стоимости. Специфический режим фискальных функций органов ФТС РФ поспособствовал «оттоку» добросовестных участников ВЭД для проведения таможенных операций и проведения таможенного контроля в другие страны участников ЕАЭС, в частности в Республику Казахстан, таким образом, импортируя туда товары, ранее поступавшие в Россию из стран Средней Азии [5].

Разумеется, перечень проблемных областей далеко не исчерпывающий. Всем известно, что так или иначе, проблемы будут выявляться всегда, таков путь разви-

тия как системы управления рисками и всей деятельности таможенных органов России. Но для решения проблемных вопросов следовало бы начать с начала, а именно:

Решить проблему с функционированием СУР в целом. Как известно, риск - менеджмент, результат работы иностранных специалистов, которые еще очень давно занимались ее разработкой. Стало быть, необходимо продолжить изучение зарубежного опыта применения системы в странах Европы и Запада, производить мониторинг, исследование различных «нововведений», которые имеют влияние на работу таможен и, соответственно, на эффективность.

Что касается субъектов, перемещающие товары через таможенную границу, то следовало бы «увеличить» список добросовестных участников ВЭД. Это поспособствует стимулированию более «объективной» работе таможенного законодательства и эффективного применения по минимизации, содержащиеся в профилях риска. Помимо этого, считается необходимым ввести такое понятие как «таможенная репутация». Данный термин, будет подразумевать под собой «историю», связанную с субъектами, участвующими в таможенных правоотношениях. Вся таможенная, налоговая и правоохранительная информация, как субъектов, так и объектов взаимодействующих с органами будет

нее, информация в таможенной сфере, ресурс очень важный и нужный.

В продолжение темы об информационных ресурсах, было бы не лишним наладить систему взаимодействия обо всех объектах/субъектах в сфере таможенных правоотношений. Необходим постоянный обмен баз данных между государственными органами страны и ЕАЭС в целом, поэтому совместное создание таких технологических проектов может и не облегчит, но существенно сократит риск упущения, скажем, тех же самых потенциальных правонарушителей.

Конечно же, не оставить без внимания и самих сотрудников таможенных органов, а точнее их профессиональную подготовку. Повышение уровня квалификации путем проведения курсов в удобных режимах, стажировки и различного рода консультации окажут лишь положительное влияние на работу таможенной сферы [6].

Да, вышеперечисленные указания носят, казалось бы, рекомендательный характер, но все же, по нашему мнению, именно с них стоит начать реформирование в первую очередь таможенную сферу, а затем уже и систему управления рисками. Сегодня, СУР имеет теснейшую взаимосвязь с таможенными операциями, контроле при ввозе и вывозе товаров с территории ЕАЭС, поэтому является одной из более актуальных сфер совершенствования.

сохранена в базе, а как было озвучено ра-

Библиографический список

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант плюс (дата обращения 06.02.2020)

2. Костин, А.А. Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. - 224 с.

3. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС Консультант плюс (дата обращения 06.02.2020)

4. Приказ ФТС РФ от 11 января 2008 г. № 11 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене» (в ред. Приказа ФТС РФ от 18.06.2008 № 749)

5. Ревина С.Н., Паулов П.А., Борякин Д.В., Сидорова А.В. Муниципальное право: учебное пособие. - Самара: Изд-во Самарского государственного экономического университета, 2019.

6. Трофимова А.А. Система управления рисками в таможенном деле как ключевой элемент таможенного контроля: проблемы и пути совершенствования // Научная гипотеза. -2017. - №4. - С. 25-34. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gipoteza-journal. ru/archive/article0020

IMPROVEMENT OF THE RISK MANAGEMENT SYSTEM IN THE

RUSSIAN FEDERATION

R.S. Soldatov, Student

Supervisor: P.A. Paulov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This paper discusses the main problematic issues related to one of the most popular customs control tools in the Russian Federation. The risk management system is a set of methods and techniques for regulating customs relations in the EEU and therefore has a significant interest in the Federal customs service of the Russian Federation. The concept, functions, and goals of sur when using IT are considered. Special attention is paid to the issue of improving and improving the risk management system within the country. Several options for creating conditions for achieving the desired result are offered.

Keywords: Customs service of the Russian Federation, Eurasian economic Union, customs control, risk management system, customs regulation, legal relations, improvement, problematic issues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.