УДК 339.543(4+5 ЕАЭС)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.5.13
Николаев Андрей Сергеевич
методист кафедры интеллектуальной собственности и управления инновациями Санкт-Петербургского национально-исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университета ИТМО)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Nikolaev Andrey Sergeevich
Methodologist, Intellectual Property and Innovation Management Department, Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
EURASIAN ECONOMIC UNION CUSTOMS BODIES ACTIVITY WITHIN THE RISKS MANAGEMENT SYSTEM'S APPLICATION
Аннотация:
Применение системы управления рисками в рамках осуществления таможенного контроля является частью исполнения Киотской конвенции таможенными службами разных стран мира. Сегодня система управления рисками представляет собой единственный способ выявления, предотвращения и пресечения таможенных правонарушений и преступлений в условиях проведения выборочного таможенного контроля. В статье рассмотрена практика управления таможенными рисками в Евразийском экономическом союзе и выявлены про-блемы реализации системы управления рисками.
Ключевые слова:
риск-менеджмент, система управления рисками, Евразийский экономический союз, Федеральная таможенная служба России, таможенные риски, таможенный контроль, минимизация риска, Киот-ская конвенция.
Summary:
Risks management system is a part of the implementation of the Kyoto convention within the application of customs control by customs services worldwide. Nowadays the risks management system is the only way to identify, prevent and suppress the customs offences and crimes in the context of selective customs control. In this article, the author describes the practice of customs risks management in the Eurasian Economic Union, as well as reveals the implementation problems of the risks management system.
Keywords:
risk management, risks management system, Eurasian Economic Union, Federal Customs Service of Russia, customs risks, customs control, risk minimization, Kyoto convention.
Деятельность таможенных органов тесно связана с повышенными рисками. От ее эффективности зависят полнота поступления в государственный бюджет доходов от внешнеэкономической деятельности и национальная безопасность страны в части противодействия торговле запрещенными товарами, отмыванию доходов, вывозу капиталов и международному терроризму. Однако развитие мировой торговли и увеличение темпов международной торговли товарами требует максимального ускорения совершения таможенного контроля, и таможенные органы оказываются в ситуации, когда необходимо ускорить проведение всех контрольных мероприятий без снижения их результативности. Решением данной проблемы стало развитие системы управления рисками (СУР).
Современная СУР функционирует с помощью автоматизированных программных средств, которые на основе алгоритмов в массиве данных о товарах, транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, и лицах, пересекающих таможенную границу, выбирают поставки товаров с наибольшим уровнем риска. Информация об уровне, области риска и необходимых мерах по их минимизации содержится в профиле риска. Профиль риска является электронным документом, определяющим параметры, согласно которым к каждому отдельно взятому товару следует применить ту или иную форму таможенного контроля, например таможенный осмотр или таможенный досмотр. Применение СУР основано на реализации принципа выбороч-ности таможенного контроля. Это означает, что к товарам, в отношении которых не выявлено срабатывание профиля риска, будет применяться упрощенный контроль в документальной форме. Данный механизм позволяет минимизировать временные затраты и повысить эффективность таможенного контроля [1].
СУР базируется на существующих стандартах ISO в области риск-менеджмента, которые предполагают смещение акцента с функции по выявлению конкретного риска на деятельность по прогнозированию развития рисковой ситуации [2]. Основываясь на данной методике и рекомендациях Всемирной таможенной организации (ВТамО), таможенные службы разных стран мира создают в своей структуре национальные и региональные центры по мониторингу рисковых
ситуаций и оперативному управлению рисками. Постоянное изменение внешней среды требует проведения непрерывного мониторинга за областями риска. Именно поэтому вопросы, связанные с совершенствованием применения СУР, включаются в повестку дня заседаний коллегий и совещаний на разных уровнях системы таможенных органов [3].
В таможенных органах государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) СУР создавалась на основе принципов, описанных в Рамочных стандартах и рекомендациях ВТамО, и опыта европейских стран по внедрению автоматизированных систем выявления рисков. Однако развитие СУР в государствах - членах ЕАЭС проходит с высокой степенью автономности, используются различные программные средства. Единственным наднациональным документом, регламентирующим функционирование СУР на территории ЕАЭС, является Таможенный кодекс Таможенного союза. В рамках ЕАЭС СУР остается в юрисдикции национальных таможенных органов государств - членов союза.
Сегодня СУР в каждом государстве ЕАЭС развивается в одинаковом направлении, однако эти процессы самостоятельны на уровне как правового регулирования, так и применения программных средств. Создание общесоюзных профилей в рамках совместной работы государств -членов ЕАЭС в настоящий момент технически невозможно. Ведется совместная работа по информационному обмену, проводятся совместные специальные операции с целью противодействия ввозу на таможенную территорию ЕАЭС запрещенных товаров. Однако результаты подобной работы формализуются в виде профилей риска в каждом государстве по-своему или не формализуются, так как для правоохранительных профилей характерна максимальная степень защиты информации. СУР остается инструментом обеспечения национальной безопасности каждого государства, то есть является суверенным правом. Развитию единой СУР в рамках ЕАЭС препятствуют и различные защитные меры, которые реализуются через СУР. Текущая политика РФ в области импортозамещения в целях защиты национальных производителей и продовольственное эмбарго, установленное РФ в отношении стран ЕС и США, не поддерживаются другими государствами - членами ЕАЭС. Таким образом, даже при создании единой СУР ЕАЭС останутся определенные области риска, которые будут выключены из общей системы и будут регламентироваться национальным законодательством. Впрочем, на уровне ЕАЭС СУР может быть реализована по направлению контроля таможенной стоимости и классификации товаров.
Федеральная таможенная служба России (ФТС России) сегодня проводит политику совершенствования СУР за счет роста аналитической составляющей деятельности по управлению рисками. Так, в 2016 г. функции упраздненного Управления рисками и оперативного контроля были переданы Аналитическому управлению. Приоритет аналитической деятельности в СУР ФТС России нашел свое отражение в создании внештатных региональных центров оперативного мониторинга и управления рисками. Однако продолжает функционировать прежняя иерархия СУР, в которой создание профилей риска происходит согласно иерархии таможенных органов: целевые и зональные риски разрабатывают в структурных подразделениях таможни, региональные риски - в отделах регионального таможенного управления, а общероссийские и правоохранительные - на уровне ФТС России. Какое место в данной системе займет институт региональных центров, пока не ясно. Отсутствие механизма правовой регламентации положения региональных центров создает риски формирования дополнительной недостаточно эффективной структурной единицы таможенных органов РФ [4].
Кроме того, СУР остается достаточно существенным барьером на пути ускорения международной торговли товарами. Любые проверочные мероприятия, применяемые для минимизации рисков в отношении товарных партий, сдвигают сроки поставок и приводят к значительным издержкам. Наиболее затратной по времени является такая форма таможенного контроля, как таможенный досмотр. Однако досмотр остается более эффективной формой контроля, чем документальные проверки. Для снижения давления на участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах стран ЕАЭС проводится политика по внедрению передовых технологий категорирования юридических лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС. Компании, отнесенные к группе с низким уровнем риска, уже сегодня пользуются рядом упрощений, в том числе связанных с применением мер по минимизации рисков. Система категорирования на основе субъектно-ориентированного подхода будет мотивировать участников рынка соблюдать таможенное законодательство, чтобы снизить число таможенных досмотров и других проверочных мероприятий, а значит, ускорить выпуск товаров по таможенным декларациям. Впрочем, компании из «зеленого сектора» все равно подвергаются проверке, но гораздо реже. В случае выявления нарушений в ходе подобных проверок фирма будет исключена из списка лиц с низким уровнем риска [5].
Развитие СУР в условиях ускорения сроков выпуска товаров базируется на применении передовых информационных таможенных технологий с целью минимизации человеческого фактора. Однако внедрение программных средств интеллектуальной оценки рисков в среднесрочной
перспективе возможно только в рамках пилотных зон из-за необходимости совершенствования означенных программных средств. Широкомасштабное применение технологии автоматического выпуска товаров также невозможно, так как сегодня СУР автоматизирована не настолько, чтобы исключить таможенных инспекторов из процесса проверки сведений в таможенных документах. Программные средства могут выявить не все риски, в том числе те, что могут быть обнаружены при анализе текстовых полей декларации на товары. Только усовершенствовав программные средства настолько, чтобы они могли самостоятельно провести анализ имеющихся сведений и при отсутствии выявленных рисков принять решение о выпуске товаров без сбоев в работе, можно говорить о переходе к инновационному развитию таможенных органов [6].
Применение СУР является важной частью процесса совершенствования таможенного администрирования, гармонизации и повышения эффективности фискальной, регулятивной и правоохранительной деятельности таможенных органов. Для повышения эффективности деятельности таможенных органов в области управления внешнеторговыми рисками необходимо развивать механизмы взаимодействия между таможенными органами ЕАЭС в области создания интеллектуальных систем оценки таможенных рисков на основе информации из единых баз данных.
Ссылки:
1. Mikuria K. Data Analysis: Seizing Opportunities for Effective Border Management // Data Analysis for Effective Border Management / World Customs Organization. Vol. 82. Brussels, 2017. P. 6-9.
2. IEC 31010-2009. Risk Management - Risk Assessment Techniques. Geneva, 2009. 176 p.
3. Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации : офиц. пер. Баку, 2012. 31 с.
4. Об утверждении «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками» : приказ Федеральной таможенной службы России от 20 мая 2016 г. № 1000.
5. Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации : приказ Федеральной таможенной службы России от 26 марта 2013 г. № 589.
6. WCO Customs Risk Management Compendium. Vol. 1. Brussels, 2016. 54 р.