ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ
М. С. САНТАЛОВА, А. АБДАЛЛХУССЕЙН
В статье рассматриваются показатели результативности применения системы управления рисками таможенного контроля, определяется эффективность данной системы, ее стоимостной эффект. Приводится статистика предотвращенного экономического ущерба по результатам применения профилей риска правоохранительными и экономическими подразделениями таможен ЦТУ, делается вывод о необходимости формирования качественно нового информационного обеспечения СУР ФТС России на основе использования информации о субъектах и объектах таможенных правонарушений.
Ключевые слова: система управления рисками (СУР) на таможне; профили риска таможенного контроля; стоимостной эффект результата применения СУР; экономическая эффективность СУР; целевая методика выявления рисков таможенного контроля.
Улучшение показателей деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС) России при функционирующей системе управления рисками (СУР) хотя бы по одному из всего множества показателей при условии, что остальные показатели не ухудшились в сравнении с показателями, когда СУР не функционировала, позволяет говорить о положительном влиянии СУР на деятельность таможенных органов в целом.
Показатели результативности применения СУР - это множество частных целевых эффектов (результатов) - ^ур, к которым можно отнести: количество примененных профилей риска -количество профилей риска, при применении которых выявлены нарушения таможенного законодательства - Ип.н.; стоимостной эффект результата применения СУР - Wc.т [1]. Поэтому, под эффективностью СУР ФТС России понимается отношение количества эффективно примененных профилей рисков к общему количеству профилей рисков, по которым применялись меры по минимизации рисков.
Интерес представляет собой стоимостной эффект результата применения СУР - Wc.т., который показывает, какую часть потенциального ущерба, вследствие нарушения таможенных правил, удалось предотвратить при использовании СУР. Под экономической эффективностью применения СУР принимается приспособленность применения СУР к предотвращению ущерба от таможенных правонарушений. За показатель эко-
номической эффективности применения СУР принимается стоимостной эффект ее применения, выраженный в денежной форме (Wc.т.).
Стоимостной эффект имеет достаточно много составляющих, число которых не является постоянным. В общем виде его можно представить в виде суммы:
Шс.т. = стоимость предмета преступления + сумма назначенных штрафов + выявленная сумма уклонения от уплаты таможенных платежей + сумма доначисленных таможенных платежей (1)
Можно сделать вывод о влиянии качества информации на эффективность применения СУР, а также вывод о том, действительно ли произошло повышение экономической эффективности применения СУР при улучшении информационных показателей, при использовании перспективного информационного обеспечения.
В качестве количественных оценок полноты информации воспользуемся результатами практического использования СУР в деятельности правоохранительного и экономического блоков таможен Центрального таможенного управления.
Статистика предотвращенного экономического ущерба по результатам применения профилей риска правоохранительными подразделениями таможен ЦТУ в период 2009-2011 гг. приведена в таблице 1 [3].
Таблица 1
Величина экономического ущерба, предотвращенного правоохранительными подразделениями таможен ЦТУ
Год Величина экономического ущерба, тыс. руб.
2009 12 828,9
2010 26 908,6
2011 29 404,9
Итого за 3 года 69 142,4
Из таблицы 1 следует, что средняя величина данного показателя составляет 23 047,5 тыс. руб. в год.
В то же время величина экономического ущерба, предотвращенного экономическими блоками таможен ЦТУ, по результатам применения СУР в период 2009 - 2011 гг. имеет следующий вид (табл. 2 [3]):
Таблица 2
Величина экономического ущерба, предотвращенногоэкономическими подразделениями таможен ЦТУ
Год Величина экономического ущерба, тыс. руб.
2009 289 464,1
2010 484 552,0
2011 483 289,3
Итого за 3 года 1 257 305,4
Из таблицы 2 следует, что средняя величина данного показателя составляет 419 101,8 тыс. руб. в год.
Математическое ожидание экономического эффекта при параллельной работе экономического и правоохранительного блоков составит:
У^-У! )\ (СУР) „ (СУР) „
М (Жст. ) = Шс.т.прав Оправ+Шс.т.эк. 0эк., (2)
М ( (СУР))
где М (шст. ) - математическое ожидание величины стоимостного эффекта (предотвращённого экономического ущерба) от совместного применения СУР
правоохранительным и экономическим блоками;
ш{СУР)
с.т.прав - стоимостной эффект (предотвращённый экономический ущерб) от применения СУР в правоохранительном блоке;
°прав - доля стоимостного эффекта правоохранительного блока в общем эффекте от совместного применения СУР;
ш сСУР)
ш ст.эк. - стоимостной эффект (предотвращённый экономический ущерб) от применения СУР в экономическом блоке;
0 э). - доля стоимостного эффекта экономического блока в общем эффекте от совместного применения СУР.
Общая эффективность применения СУР, оцениваемая через математическое ожидание числа эффективно примененных профилей рисков, при существующей технологии работы экономического и правоохранительного блоков, в настоящее время составляет в среднем 20-25 %.
Определено, что при условии использования в экономическом блоке таможен полноты информации равноценной полноте информации, используемой в правоохранительном блоке, предполагаемая средняя эффективность применения СУР, рассчитанная на основе соотношения профилей риска, по результатам применения которых выявлены нарушения таможенного законодательства, к общему числу сработавших профилей риска составит около 35,05 %.
Увеличение полноты информации в подразделениях, применяющих СУР в экономическом блоке до уровня правоохранительного блока, поднимет общую эффективность применения СУР на 17,02 %, а эффективность применения профилей рисков экономического блока возрастет соответственно на 17,65 %.
При равноценной полноте информации двух блоков величина экономической эффективности применения СУР, выраженная через предотвращенный ущерб, может возрасти на 51 %, что означает возможность предотвращения экономического ущерба для федерального бюджета РФ на сумму более чем 425 млн руб. в год в зоне деятельности только одного таможенного управления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости формирования качественно нового информационного обеспечения СУР ФТС России на основе использования информации о всех субъектах и объектах таможенных правонарушений. Для этого следует наладить более тесное взаимодействие экономического и правового блоков таможни, а также организовать эффективный обмен электронными базами данных с иными государственными органами (МВД, ФСБ, ФНС, ФМС и т. д.).
Правоохранительным блоком ЦТУ, для принятия мер по минимизации риска на основе аналитических материалов, на таможенные посты направляется 383 профиля риска, сумма предотвра-
щенного экономического ущерба от применения которых составляет в среднем 11 757,8 тыс. руб.
В этом случае экономический эффект по одному примененному профилю риска в среднем в год составляет 30,69 тыс. руб.
Меры по минимизации рисков на основании профилей риска, разработанные подразделениями экономического блока, применяются к 30882 товарным партиям. В этом случае эффект от применения разработанной целевой методики выявления рисков мог бы составить 947 768,5 тыс. руб. в год. Ведь известно, что приказом ФТС России от 04.02.2008 № 95 утверждена методика, которая определяет порядок расчета числа и эффективности таможенных досмотров товаров, проведенных в соответствии с указаниями, содержащимися в профилях рисков, при применении системы управления рисками [2].
Эффективность таможенного досмотра = из веса, указанного в акте таможенного досмотра, вычитаем вес, указанный в таможенной декларации, и умножаем на установленную таможней минимальную стоимость товара в пересчете на 1 кг веса.
Фактическое значение показателей числа и эффективности таможенных досмотров определяется путем сбора и анализа статистической информации в следующих сферах:
1. Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации:
а) таможенные партии товаров, досматриваемые всеми таможенными органами при осуществлении таможенных процедур и операций при прибытии на таможенную территорию и оформлении таможенного транзита;
б) таможенные партии товаров, досматриваемые всеми таможенными органами при осуществлении таможенных процедур и операций при ввозе товаров, кроме процедур прибытия товаров на таможенную территорию и оформления таможенного транзита;
2. Вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации:
а) таможенные партии товаров, досматриваемые всеми таможенными органами при осуществлении таможенных процедур и операций при убытии с таможенной территории;
б) таможенные партии товаров, досматриваемые всеми таможенными органами при осуществлении таможенных процедур и операций при вывозе товаров, кроме процедур убытия товаров с таможенной территории.
Расчет числа таможенных досмотров за отчетный период производится с использованием следующих источников информации:
1) отчет о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии ДТ;
2) отчет о результатах применения мер по минимизации рисков в электронной копии транзитной декларации;
3) ежемесячный отчет таможенных органов о применении системы управления рисками.
Подсчитывается общее число таможенных партий товаров, в отношении которых проводился таможенный досмотр товаров. Число таможенных досмотров (Ктд) подсчитывают, исходя из условия «одна таможенная партия товаров - один таможенный досмотр», отдельно по каждой из сфер.
Критериями эффективности (положительного результата) таможенного досмотра являются:
1) выявление правонарушений, повлекших возбуждение дел об административных правонарушениях и (или) уголовных дел;
2) условный выпуск товаров по результатам таможенного досмотра;
3) выпуск товаров при условии обеспечения уплаты таможенных платежей по результатам таможенного досмотра;
4) запрещение выпуска товаров по результатам таможенного досмотра.
При подсчете результативности таможенных досмотров указывается доля эффективных таможенных досмотров отдельно по каждому из перечисленных критериев, а также суммарный показатель эффективности.
Значение показателя эффективности таможенных досмотров подсчитывается отдельно по каждой из сфер.
Фактическое значение показателя КЭФ (в процентах) определяется по формуле:
Кэф= Мрез х 100 / Мтд , (3)
где МРЕЗ - число результативных таможенных досмотров;
Мтд - общее число таможенных досмотров, проведенных в отчетный период в соответствии с указаниями, содержащимися в профилях рисков.
Однако, не секрет, что на начальных этапах реализации (внедрения) какой-либо деятельности (системы) возникает ряд трудностей и нюансов, обусловленных объективными внешними факторами и особенностями функционирования существующего механизма. В этом отношении применение СУР не стало исключением. Несмотря на все положительные результаты внедрения СУР в
процесс таможенного контроля, в настоящее время применение механизмов минимизации рисков имеет свои минусы.
К недостаткам существующих в РФ механизмов минимизации рисков можно отнести:
- несовершенство существующей базы данных профилей рисков и программных средств реализации СУР;
- несовершенство некоторых программ;
- проблемы применения СУР на отдельных участках работы, связанные с недостаточной информационно-технической оснащенностью, кадровой подготовленностью;
- иные проблемы применения.
С недостатками такого рода связаны затруднения поддержания равновесия между осуществлением внешнеторгового оборота и осуществлением эффективного таможенного контроля.
Таким образом, экономическая эффективность СУР выражается в эффективном таможенном контроле, основанном на взаимодействии правоохранительного и экономического блоков таможни. Также на нее влияют такие показатели, как стоимостной эффект применения СУР, количество примененных профилей риска, сумма доначисленных таможенных платежей и штрафов, а также эффективность таможенного досмотра.
Литература
1. Афонин П. Н., Гамидуллаев С. Н. Системный анализ таможенных рисков монография. СПб., 2008.
2. Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене: Приказ ФТС РФ от 11.01.2008 № 11 (ред. от 18.06.2008). URL: www.garant.ru
3. Таможенный портал URL: http:// www.transpor-tall.org
* * *
ASSESSMENT OF SYSTEM EFFECTIVENESS OF RISK MANAGEMENT OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION
M. S. Santalova, A. Abdalkhusseyn
In article indicators of productivity of application of a control system by risks of customs control are considered, efficiency of this system, its cost effect is defined; the statistics of the prevented economic damage by results of application of profiles of risk by law-enforcement and economic divisions of Central Customs Administration is given, the conclusion about need of formation of qualitatively new information support of System of Risk Management of Federal Customs Service of Russia on the basis of use of information on subjects and objects of customs offenses is drawn.
Key words: system of risk management (SRM) at customs, profiles of risk of customs control, cost effect of result of application of SRM, economic efficiency of SRM, target technique of identification of risks of customs control.