Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомина Людмила Владимировна, Шитова Татьяна Викторовна

В статье уделяется внимание вопросам эффективности государственного местного самоуправления в современной России. Авторы проходят к выводам, что без муниципального управления невозможно достичь взаимодействия между органами муниципальной власти и населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Фомина Людмила Владимировна, Шитова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE EFFECTIVENESS OF STATE MUNICIPAL MANAGEMENT

The article focuses on the effectiveness of state local self-government in modern Russia. The authors come to the conclusion that without municipal government it is impossible to achieve interaction between municipal authorities and the population.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_8 УДК 242.7

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ON THE ISSUE OF EFFICIENCY STATE MUNICIPAL ADMINISTRATION

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

ШИТОВА Татьяна Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент

Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru ;

SHITOVA Tatiana Viktorovna,

Candidate of Law, Associate Professor Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: В статье уделяется внимание вопросам эффективности государственного местного самоуправления в современной России. Авторы проходят к выводам, что без муниципального управления невозможно достичь взаимодействия между органами муниципальной власти и населением.

Abstract: The article focuses on the effectiveness of state local self-government in modern Russia. The authors come to the conclusion that without municipal government it is impossible to achieve interaction between municipal authorities and the population.

Ключевые слова: муниципальное управление, эффективность, муниципальное регулирование, муниципалитет, общественные отношения, кадровая политика.

Keywords: municipal management, efficiency, municipal regulation, municipality, public relations, personnel policy.

Для цитирования: Фомина Л.В., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности государственного муниципального управления // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 8-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_8.

For citation: Fomina L.V., Shitova T.V. On the issue of efficiency state municipal administration //Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 8-10. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_8.

Статья поступила в редакцию: 03.10.2022

В качестве одного из важнейших факторов становления в Российской Федерации эффективной государственности выступает формирование и модернизация деятельности органов местного самоуправления. В последние годы усилилось внимание к анализу деятельности органов местного самоуправления современной России со стороны экономистов, юристов, политологов и философов. При этом в качестве стержневой идеи многих работ по данной проблематике выступает резкое ослабление функционирования муниципального управления, заметное снижение эффективности органов местного самоуправления в масштабах современной России [1], воздействующего на самые различные сферы общественных отношений. Значение и роль муниципального управления для современной России достаточно заметное [2].

Повысить эффективность государственного муниципального управления невозможно без действенного, активно функционирующего аппарата управления в муниципальной службе и активной работе населения. Как было отмечено президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Власть должна слышать людей, объяснять суть возникших проблем и логику своих действий, видеть в гражданском обществе равных партнеров» [3]. В ходе правовых дискуссий по проблемам взаимодействия муниципалитетов и населения в России, ряд ученых исходит из того, что Российская Федерация «нуждается в структурах и формах гражданских отношений, широко представленных в западной культуре». На наш взгляд, прямая имплементация западных технологий и идей, в реалиях и объективной реальности современной российской действительности, не даст должного правового эффекта, так как для успешного развития и взаимодействия органов муниципалитетов и граждан в России необходимо создание следующих условий [4]:

- модернизации и оптимизации работы муниципальных органов, с учетом правовых традиций, особенностей территориального расположения;

- длительного и стабильного характера общественного и экономического роста;

- достижение высокого уровня правосознания и правовой культуры граждан, муниципальных должностных лиц и общества в целом;

- создание благоприятных политических и экономических условий для развития «среднего» класса в стране;

- активное и всестороннее участие в политической и организационно-управленческой жизни государства граждан, общественных объединений молодежи [5];

Теоретико-исторические правовые науки

Вопрос об эффективном государственном управлении, не только в секторе муниципалитетов, правомерен только в связи с личностью, с её деятельностью. Активная личность так же необходима сильному государству, как и любому гражданину - сильное, дееспособное государство, именно эта взаимосвязь формирует действенное гражданское общество. Данное обстоятельство имеет основополагающее значение, поскольку от активности или пассивности личности зависит функционирование общества, государства, системная, слаженная работа всех звеньев государственного механизма и общественной системы современной России [6].

В любой социальной системе человек выступает главным элементом. Он не только «основное субстанциональное, структурное и функциональное, но и целевое звено». Фундаментальной и первоначальной ступенью гражданского общества является человек (индивид), а уже вторичной (производной) - образуемые им социальные институты. «Человек, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, является высшей ценностью и ничто не может служить основанием для умаления его достоинства как субъекта гражданского общества, чьи права и свободы во всей их полноте находятся под защитой Конституции Российской Федерации, а следовательно, исключается отношение к нему лишь как к объекту внешнего воздействия» [7]. Граждане формируют политико-правовую систему и участвуют в реализации её объективных и реальных возможностей. В то же время политико-правовая система, действующая в данном обществе, есть средство выявления или подавления интересов личности. Без учёта обратного воздействия (активной личности - на государство), государство неизбежно теряет перспективу стать сильным демократическим государством. Это уже будет не сильная государство, а тоталитарное, ничего не имеющее общего с демократической правовой государственностью.

Под эффективной деятельностью органом местного самоуправления следует понимать особую качественную характеристику процесса государственно-правового опосредования (главным образом - специально юридического) социальных отношений, которая включает в себя три основных компонента: 1) результативность, то есть степень достижения соответствующих целей; 2) степень социальной ценности (полезности) полученных результатов; 3) степень морального (нравственного) совершенства применяемых в процессе функционирования государственности средств [8].

Следует учитывать, что нормативное обеспечение полномасштабного внедрения в социальную практику механизмов конституционной ответственности находится в ведении не только Федерации, но и регионов, а также самих муниципальных образований. В условиях множественности субъектов правотворчества в данной области очевидна необходимость создания концептуальной модели, которая бы обозначила ориентиры для дальнейшего развития и конкретизации мер конституционной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления [9].

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2022 году отметил, «что в области местного самоуправления существует немало проблем. Одним из источников сложившейся ситуации является низкое качество законодательной базы местного самоуправления» [10]. Федеральный закон о местном самоуправлении и соответствующие акты субъектов Федерации в малой степени согласованы как с реальным состоянием местного самоуправления, так и друг с другом. Одна из причин - нечеткость в разграничении полномочий с региональными органами власти, а также - неопределенность, за что именно должны отвечать государственные органы, а за что -органы местного самоуправления» [11].

Так, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит немало конструктивных нововведений в этой сфере.

Вместе с тем, следует признать, что в части регламентирования вопросов конституционной ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не были решены многие актуальные проблемы [12]. На наш взгляд, разграничение полномочий между уровнями публичной власти влечет за собой необходимость установления мер ответственности за их эффективную реализацию. Только лишь продуманная и юридически безупречная система мер конституционной ответственности властных структур является залогом укрепления российской государственности и выступает критерием эффективности государственного механизма в целом.

Местное самоуправление на данный момент еще не в полной мере отвечает своему предназначению в качестве интегрирующего фактора, который способен задействовать и активизировать глубинные механизмы саморегулирования общества. На муниципальном уровне остаются нерешенными многие проблемы, наличие которых обусловлено общим состоянием государственно-правовой действительности.

Следует констатировать, что потенциал муниципализма в России не реализован в полной мере. Одну из ключевых ролей в процессе изменения сложившейся ситуации должны сыграть публично-властные субъекты уровня местного самоуправления, как носители власти, делегированной местным сообществом. Поэтому так значим контроль за надлежащим осуществлением ими своих полномочий, и так велика деструктивная роль правонарушений, в том числе конституционных деликтов, в процессе их деятельности. В силу более тесной связи органов и должностных лиц местного самоуправления с населением должна существовать уникальная, с точки зрения сочетания внутреннего (местного) и внешнего (государственного) воздействия, модель ответственности муниципальных властных субъектов.

Библиогра фия:

1) Фомина Л.В., Фролова О.Я. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В сборнике: Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития. материалы международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск: Е.И. Сорокатая, А.А. Кондрашев. 2015. С. 61-65.

2) Fomina L.V. The analysis of short-term and long-term trends in HR // High-tech law: genesis and prospects. - M., 2022. - P. 289-294.

3) Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2021.

4) Литвинова В.С. Формирование кадровой политики /Литвинова В.С. В сборнике: проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции. 2019. С. 234-239; Радаев В.В., Артюхова Е.А. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Окна роста. Новости. Ветер перемен: Новшества в критериях оценки ППС и проведении конкурсных процедур. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/.

5) Фастович Г.Г. Эффективная кадровая политика как один из критериев деятельности государственного механизма / Фастович Г.Г., Литвинова В.С., Игнатенко В.А. /Евразийский юридический журнал. 2020. № 10 (149). С. 81-82.

6) Чаплыгина И.А., Фомина Л.В.ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ МАГИСТРОВ НА ЭКОЛОГО-БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ //В сборнике: Инновации в науке и образовании: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической и научно-методической конференции, посвященной 55-летию КрасГАУ. Красноярск, 2007. С. 231-233.

7) Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

8) Регламент организации и проведения конкурса на замещение должностей педагогических работников Приказ № О-214 «Об утверждении Регламента организации и проведения конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу»

9) Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION // В сборнике: IOP Conference Series; Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. C. 32089.

10) Фомина Л.В.О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ ИММО //В сборнике: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ. материалы международной заочной научной конференции. Отв. за выпуск: Г.И. Цугленок, Ж.Н. Шмелева. 2015. С. 292-294.

11) Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

12) Кисленко Е.Ю., Фомина Л.В., Зыкова Е.А., Барышева Е.В. ЦЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)//В сборнике: Проблемы современной аграрной науки. Материалы международной научной конференции. Красноярск, 2021. С. 285-290.

References:

1) Fomina L.V., Frolova O.Ya. INNOVATIVE APPROACHES TO THE FORMATION OF THE QUALITY OF TRAINING OF MANAGEMENT STUDENTS IN the collection: Science and Education: experience, problems, development prospects. materials of the international scientific and practical conference. For the issue: E.I. Sorokataya, A.A. Kondrashev. 2015. pp. 61-65.

2) Fomina L.V. The analysis of short-term and long-term trends in HR // High-tech law: genesis and prospects. - M., 2022. - P. 289-294.

3) Message of the President of the Russian Federation V.V. Putin to the Federal Assembly // Rossiyskaya Gazeta. 2021.

4) Litvinova V.S. Formation of personnel policy / Litvinova V.S. In the collection: problems of modern agricultural science. Materials of the international scientific conference. 2019. pp. 234-239Radaev V.V., Artyukhova E.A. National Research University "Higher School of Economics". Growth windows. News. The wind of change: Innovations in the criteria for evaluating teaching staff and conducting competitive procedures. [electronic resource]. - URL: https://www.hse.ru/.

5) Fastovich G.G. Effective personnel policy as one of the criteria for the activity of the state mechanism / Fastovich G.G., Litvinova V.S., Ignatenko V.A. /Eurasian Legal Journal. 2020. No. 10 (149). PP. 81-82.

6) Chaplygina I.A., Fomina L.V. ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL PRACTICE OF MASTERS AT THE FACULTY OF ECOLOGY AND BIOTECHNOLOGY //In the collection: Innovations in science and education: experience, problems, development prospects. Materials of the All-Russian full-time scientific-practical and scientific-methodological conference dedicated to the 55th anniversary of the KrasGAU. Krasnoyarsk, 2007. pp. 231 -233.

7) Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18). pp.

76-88.

8) Regulations for the organization and conduct of a competition for the positions of teaching staff Order No. O-214 "On approval of the Regulations for the organization and conduct of a competition for the positions of teaching staff related to the teaching staff"

9) Fastovich G.G., Kapsargina S.A. INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRICULTURAL SECTOR AS ONE OF THE CRITERIA FOR EFFECTIVE STATE POLICY IN THE FIELD OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION // In the collection: IOP Conference Series; Earth and Environmental Science. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2021. C. 32089.

10) Fomina L.V. ON THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE TRAINING OF IMMO MANAGEMENT STUDENTS //In the collection: PROBLEMS OF MODERN AGRICULTURAL SCIENCE. materials of the international correspondence scientific conference. Rel. for the issue: G.I. Tsuglenok, Zh.N. Shmeleva. 2015. pp. 292-294.

11) Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

12) Kislenko E.Yu., Fomina L.V., Zykova E.A., Barysheva E.V. THE VALUE OF PEDAGOGICAL PERSONNEL FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE KRASNOYARSK TERRITORY)//In the collection: Problems of modern agrarian science. Materials of the international scientific conference. Krasnoyarsk, 2021. pp. 285-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.