Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Фомина Людмила Владимировна

В статье рассматриваются вопросы внедрения информационных технологий отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации. Авторы статьи приходят к выводам, информационные ресурсы являются важным стратегическим ресурсом развития производства в АПК. Внедрение информационных продуктов, кластеров, платформ позволит повысить не только эффективность национального сектора экономики, но и выйти на наднациональный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна, Фомина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A STRATEGIC RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF BRANCHES OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with the implementation of information technologies in the agro-industrial complex of the Russian Federation. The author of the article comes to the conclusion that information resources are an important strategic resource for the development of production in the agroindustrial complex. The introduction of information products, clusters, platforms will not only increase the efficiency of the national sector of the economy, but also reach the supranational level.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_41 УДК 242.7

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА INFORMATION TECHNOLOGIES AS A STRATEGIC RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL SECTORS

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

ФОМИНА Людмила Владимировна,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Института экономики и управления АПК ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: kfn@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FOMINA Lyudmila Vladimirovna,

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

Institute of Economics and Management of Agro-Industrial Complex of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: kfn@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы внедрения информационных технологий отрасли агропромышленного комплекса Российской Федерации. Авторы статьи приходят к выводам, информационные ресурсы являются важным стратегическим ресурсом развития производства в АПК. Внедрение информационных продуктов, кластеров, платформ позволит повысить не только эффективность национального сектора экономики, но и выйти на наднациональный уровень.

Abstract: The article deals with the implementation of information technologies in the agro-industrial complex of the Russian Federation. The author of the article comes to the conclusion that information resources are an important strategic resource for the development of production in the agro-industrial complex. The introduction of information products, clusters, platforms will not only increase the efficiency of the national sector of the economy, but also reach the supranational level.

Ключевые слова: информационные технологии, стратегический ресурс, сельское хозяйство, государственная политика, информационные технологии, агропромышленный комплекс, информационный кластер.

Keywords: information technologies, strategic resource, agriculture, state policy, information technologies, agro-industrial complex, information

cluster.

Для цитирования: Фастович Г.Г., Фомина Л.В. Информационные технологии как стратегический ресурс развития отраслей агропромышленного комплекса // Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 41-44. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_41.

For citation: Fastovich G.G., Fomina L.V. Information technologies as a strategic resource for the development of agro-industrial sectors // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 41-44. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_41.

Статья поступила в редакцию: 22.09.2022

В настоящее время АПК это крупная, многофакторная отрасль производства, для которой характерно крайне медленное внедрение и использование информационных технологий и обеспечения. При этом, сельское хозяйство крайне нуждается в использовании всевозможных передовых информационных технологиях, которые позволяют улучшить отнюдь не благоприятную ситуацию, которая складывается в сфере сельскохозяйственного производства [1].

Информационные технологии, используемые в сфере АПК это совокупность приемов, средств, методик, которые направлены на обработку, сбор и распространение информации, используемой в сельском хозяйстве для повышения надежности проводимых решений и процессов. Важность и необходимость использования информации в АПК - первостепенное условие его развития не только при нормальном функционировании отрасли, но и при нестабильности в отрасли, которая характерна для нашей страны. Значимость информационных ресурсов в сфере АПК наглядно демонстрируется деятельностью Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО ООН), которая занимается вопросами продовольствия, развития сельского хозяйства различных государств. [2]

Система отрасли российского АПК в настоящее время не воспринимает информацию как важный стратегический ресурс, однако, общемировые тенденции исходят их того, что все информатизационные процессы активно смещаются в сторону Интернет-ресурсов.

Ученые считают, что «информационные возможности и ресурсы, используемые предприятиями сельского хозяйства, позволяют им минимизировать свои риски, повысить качество продукции, наладить процесс реализации товаров, повышать конкурентоспособность, что в совокупности оказывает положительное влияние на развитие каждого предприятия сельскохозяйственной отрасли и продовольственной безопасности всей страны» [3]. Кроме того, использование информации и информационных технологий в современном секторе АПК помогает быстро и

четко решать стоящие перед отраслью задачи.

При этом необходимо понимать, что первично принимать важность информации в АПК в первую очередь при организации управления, ведь грамотная управленческая деятельность основывается на том, что руководитель обладает информацией о существующих ресурсах, о проблемах, которые имеют место быть, и на основании имеющихся у него данных способен принять правильное решение, двигаться в верном направлении и развивать таким образом сферу производственной отрасли, способствовать укреплению сельского хозяйства как одной из важнейших отраслей для нашего государства.

В этом плане информация и информационные технологии это важнейший резервный ресурс, который можно использовать для принятия решений относительно большинства вопросов, возникающих в сфере АПК. Неправильно принятые решения в рассматриваемой сфере деятельности связаны с тем, что при их рассмотрении не были учтены основополагающие принципы использования информации. Ученые пишут, что весь процесс использования информации при принятии решения необходимо делить на 4 основных этапа: выявление проблемы, определение проблемы, анализ проблемы и выбор решения, проведение действий по решению проблемы [4]. Каждый из этапов подразумевает наличие нескольких промежуточных действий: поиск информации, ее выборка, планирование, прогнозирование, оценка полученной информации, формирование альтернатив решений, ответственность за принятое решение. Принимая решение согласно рассмотренным этапам риск принятия неверного решения снижается, поскольку должна происходить тщательная отборка и сортировка информации, ее фильтрация. Кроме того, крайне важно, что информационное обеспечение очень важно при решении вопросов, возникающих в сложных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование.

Современные источники информации используются преимущественно в цифровом формате. Однако в России использование цифровых информационных технологий не осуществляется должным образом, что препятствует активному использованию инноваций, переходу к автоматизированным технологиям управления и контроля. Российское сельское хозяйство не использует все возможности использования информационных технологий и информационного обеспечения деятельности, среди прочего и тем, что отсутствует необходимое количество квалифицированных работников, которые способны обучаться и использовать передовые разработки науки, грамотно распоряжаться имеющейся у них информацией. Исследователи говорят, что органами власти не выполняется задача по обеспечению процессов цифровизации деятельности отраслей производства, в т.ч. и сельского хозяйства, которая возложена на них законодателем.

При этом информационное обеспечение АПК предусмотрено законодательством: федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [5] и Постановлением Правительства РФ от 07.03.2008 № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» [6].

Согласно законодательству, информационное обеспечение АПК состоит в создании крайне обширной базы данных, основанных на нормативном регулировании АПК, официальных статистических сведений, информации о тенденциях развития АПК и других параметрах, предусмотренных в Постановлении № 157 ФЗ № 264. Вся информация, указанная в законодательстве, подлежит размещению в сети Интернет и является бесплатной и общедоступной, и ей могут пользоваться абсолютно все субъекты правоотношений.

В литературе указывается, что для соответствующего обеспечения деятельности АПК необходимо использование передовых информационных технологий. Важно отметить, что информационное обеспечение деятельности АПК осуществляется не только на государственном уровне Министерством сельского хозяйства, но и должно осуществляться каждым сельскохозяйственным производителем, который в доступном виде должен информировать всех желающих о количестве и видах производимой продукции, совершенствовании своей деятельности.

Полагаем, что вся система информационного обеспечения деятельности АПК должна быть основана еще и на работе внутренних информационных систем предприятий. Следовательно, каждое предприятие, осуществляющее деятельность в сфере АПК, должно иметь свою информационную базу, доступ к открытым сведениям которой можно было бы получить посредством сети Интернет. Кроме того, проблемы информационного обеспечения развития АПК имеются не только в рамках отдельно взятых предприятий отрасли, но и на региональном и государственном уровнях. Так, согласно воззрениям специалистов, к ним можно отнести такие проблемы цифровизации информации как: низкая степень автоматизации учетных процессов, недостаточная автоматизация управленческих процедур, низкое качество информационного обеспечения органов власти и хозяйствующих субъектов [7].

Однако, исследователи указывают, что информационное обеспечение АПК в настоящее время нельзя назвать оптимальным. Так, указывается, что не каждое предприятие имеет свой сайт в сети Интернет [8]. Однако подобная ситуация не может быть признана нормальной, поскольку, по нашему мнению, информативность работы предприятия можно проследить благодаря открытым сведениям об основных аспектах своей деятельности, не являющимся коммерческой или иной тайной, и размещаемых организацией добровольно для всеобщего ознакомления. Это, например, могут быть цены на производимую продукцию, информация об участии предприятия в научной деятельности (при наличии таковой), взаимодействие с другими предприятиями отрасли, участие в собраниях сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормативное регулирование деятельности, сведения о лицензировании и проч.

Для того, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность сферы АПК в России необходимо, чтобы информационное обеспечение отрасли было единым, стандартизированным, охватывающем деятельность абсолютно всех участников производства. По нашему мнению это позволит всем желающим быстро получить достоверную информацию по интересующему их вопросу.

В сфере сельского хозяйства к информационным ресурсам необходимо относить информацию о производственном опыте, каталоги продукции, результаты научной деятельности (публикации работников, при наличии), статистические сведения. Работа с информационными ресурсами это всегда взаимодействие двух сторон - источника информации и лица, желающего получить информацию. Однако, несмотря на

форму использования и специфику взаимных потребностей, четкой границы между сторонами не существует, в силу чего связь между этими объектами можно назвать взаимообратной.

Для того, чтобы информационное обеспечение способствовало развитию комплекса АПК в России необходимо, по нашему мнению, автоматизировать все управленческие процессы, создать единое информационное пространство в сфере АПК, что позволит не только учитывать положительный или отрицательный опыт разных хозяйствующих субъектов, но и будет способствовать формированию управленческого опыта, а также достижению качественного управления и контрольной деятельности в АПК. Таким образом, можно предположить, что в настоящее время практика многоуровневой организации сбора информации о деятельности аграрной сферы является новой и требует научно-исследовательского сопровождения. Полагаем, что все организационно-управленческие проблемы, связанные с отсутствием понимания важности информации как ресурса в современном мире могут быть решены путем воспитания у хозяйствующих субъектов нового типа мышления, который более характерен более консолидированного и перспективного восприятия ценности информации. Только на таких условиях российское сельское хозяйство, агропромышленный комплекс способны системно развиваться и укреплять свои позиции.

Указанное информационное пространство не следует воспринимать исключительно как сборник статистических сведений об уровне развития отрасли. Это должны быть базы данных по различным направлениям деятельности. Например, сотрудниками СибФТИ и Сибирским отделением аграрных наук была создана база данных, в которой содержится информация об инновационных разработках АПК Сибири за несколько лет. Все сведения из указанной базы разделены на подвиды операций с учетом сортов растений, видов эксплуатируемой техники, оборудования, технологий [8].

Мы считаем, что развитие комплекса сельского хозяйства возможно с учетом того, что каждый из субъектов, осуществляющих деятельность в данной отрасли, будет руководствоваться не только собственным мнением, но и опытом своих коллег, теми разработками и достижениями, которые уже произведены, а также делиться своими наработками в случаях непротиворечия этого законодательству России.

Еще одной проблемой информационного развития АПК в России является то, что например не все региональные органы власти, отвечающие за сельское хозяйство имеют свои Интернет ресурсы, а те из них, что существуют, иногда содержат устаревшую информацию. Следовательно, важные сведения о тенденциях развития отрасли и возможностях аграрного производства становятся недоступными для других субъектов правоотношений. Кроме того, дополнительным препятствием становится ограниченность доступа заинтересованных пользователей к статическим и аналитическим данным по динамике изменений в сельском хозяйстве регионов. Минусом текущей системы информационного обеспечения в АПК является и отсутствие налаженной схемы электронного документооборота между субъектами хозяйствования и контролирующими органами.

Федеральная и региональные информационные системы в АПК должны основываться на данных управленческого учета отдельных предприятий и фермерских хозяйств. Формирование внутренних баз данных у субъектов хозяйствования должно осуществляться с учетом следующих принципов: данные объединяются с ранжировкой по степени их вовлечения в задачи управления, но при этом возрастает риск возникновения информационных дублей; аккумулирование сведений в хронологической последовательности (это позволяет устранить информационные дубли, но такой эффект достигается за счет больших трудозатрат); систематизация данных по показателям частоты обращения к ним, что актуально при формировании поисковых систем; объединение сведений по внутренним адресным связям».

В итоге необходимость понимания участниками сельскохозяйственных отношений важности информационного обеспечения должна быть обоснована, в первую очередь, заинтересованностью государства в развитии данного направления деятельности. Кроме того, необходима вовлеченность всех участников коммерческих, муниципальных, налоговых правоотношений в процесс обмена информацией и ее консолидации [9]. В этом плане важно, чтобы информация, предоставляемая участниками агропромышленного производства, была всегда актуальной, правдивой, полезной. Такая информация должна быть актуальной как с точки зрения правовых аспектов, т.е. использования действующего законодательства, практики его применения, разъяснений компетентных органов, так и с точки зрения управленческих аспектов, т.е. учитывающая принятые ранее руководителями организаций решений в конкретных сферах деятельности, анализ их эффективности, положительного или отрицательного влияния на отрасль.

Информация в современном мире является важнейшим ресурсом, используемым всеми участниками правоотношений в любых отраслях права и сферах деятельности. Важность и значимость информационного обеспечения и регулирования развития отдельных отраслей права демонстрирует тот факт, что информация, это, прежде всего, призвана компенсировать природные ресурсы на информационные, и специалисты указывают на то, что это крайне важно «при обеспечении экологической устойчивости производства».

Библиогра фия:

1.Богатова Е.В. Аграрная правовая политика в системе высшего юридического образования: понятие и формы реализации // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 2 (16). С. 102-112.

2.Трашкова. С.М. Международно-правовое регулирование как гарантия реализации правового статуса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых в уголовном процессе / С.М. Трашкова // Казанская наука. 2015. № 5.С.125-127.

3.Фастович Г.Г., Кудашова И.В. Информационные технологии в системе повышения эффективности деятельности органов государственной власти: теоретико-правовой аспект // Право и политика. 2020. № 2. С. 18-22.

4.Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. -Красноярск, 2017. - С. 46-48.

5.Фастович Г.Г., Шитова Т.В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти// Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2020. № 4 (18). С. 76-88.

6. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Принципы высшего образования в контексте развития аграрной правовой политики // Формирование правовой культуры молодежи в условиях современной образовательной среды: мат-лы региональной (межвузовской) науч.-практ. конф. (26 ноября 2020 года, г. Красноярск) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2021 - С. 6-10.

7. Власов В.А. Понятие государственной аграрной политики: экономический и юридический анализ // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2016. № 4 (4). С. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 32010.

9. Заруба Д.С., Ситникова К.Н., Фастович Г.Г. Проблема АПК в регионах России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-2.

С. 52-55.

References:

1.Bogatova E.V. Agrarian legal policy in the system of higher legal education: the concept and forms of implementation // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State University. 2020. No. 2 (16). pp. 102-112.

2.Trashkova. S.M. International legal regulation as a guarantee of the implementation of the legal status of juvenile suspects accused of criminal trial / S.M. Trashkova // Kazan Science. 2015. No. 5.pp.125-127.

3. Fastovich G.G., Kudashova I.V. Information technologies in the system of improving the efficiency of public authorities: theoretical and legal aspect // Law and politics. 2020. No. 2. pp. 18-22.

4.Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

5. Fastovich G.G., Shitova T.V. On the issue of the effectiveness of the unified system of public power// Socio-economic and Humanitarian journal. 2020. No. 4 (18). pp.

76-88.

6. Bezrukov A.V., Teplyashin I.V. Principles of higher education in the context of the development of agrarian legal policy // Formation of legal culture of youth in the conditions of modern educational environment: materials of regional (interuniversity) scientific and practical conference (November 26, 2020, Krasnoyarsk) / Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2021 - pp. 6-10.

7. Vlasov V.A. The concept of state agrarian policy: economic and legal analysis // Socio-economic and humanitarian Journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2016. No. 4 (4). pp. 190-196.

8. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. ON THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF MODERN RUSSIA// In the collection: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnodar Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. p. 32010.

9. Zaruba D.S., Sitnikova K.N., Fastovich G.G. The problem of agriculture in the regions of Russia // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No. 3-2. pp. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.