Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фастович Галина Геннадьевна

Трансформационные процессы в агропромышленном комплексе Российской Федерации выполняют ряд важных задач, поэтому развитие данной сферы является приоритетным для соблюдения принципов продовольственной безопасности. Автор статьи указывает на наиболее востребованные и перспективные направления развития агропромышленной деятельности с учетом правовых и организационно-управленческих средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL TRANSFORMATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

Transformation processes in the agro-industrial complex of the Russian Federation perform a number of important tasks, therefore, the development of this sphere is a priority for compliance with the principles of food security. The author of the article points to the most popular and promising areas of development of agro-industrial activities, taking into account legal and organizational and managerial means.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_46 УДК 340.1

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE ISSUE OF LEGAL TRANSFORMATION AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION

ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru;

FASTOVICH Galina Gennadievna,

Senior Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law of the Law Institute Krasnoyarsk State Agrarian University.

660049, Russia, Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: fastovich-85@mail.ru

Краткая аннотация: Трансформационные процессы в агропромышленном комплексе Российской Федерации выполняют ряд важных задач, поэтому развитие данной сферы является приоритетным для соблюдения принципов продовольственной безопасности. Автор статьи указывает на наиболее востребованные и перспективные направления развития агропромышленной деятельности с учетом правовых и организационно-управленческих средств.

Abstract: Transformation processes in the agro-industrial complex of the Russian Federation perform a number of important tasks, therefore, the development of this sphere is a priority for compliance with the principles of food security. The author of the article points to the most popular and promising areas of development of agro-industrial activities, taking into account legal and organizational and managerial means.

Ключевые слова: государство, эффективность, трансформационные ресурсы, агропромышленный комплекс. Keywords: state, efficiency, transformational resources, agro-industrial complex.

Дата направления статьи в редакцию: 27.02.2022

Мировые экономические тенденции диктуют необходимость совершенствования модели экономического развития в целях обеспечения не только динамичного, но и устойчивого роста экономики, основанного на внутренних факторах конкурентоспособности государства и повышении эффективности и результативности производства, в частности сельскохозяйственного.

Состояние сельского хозяйства России характеризуется неоднородностью качественного состояния, обусловленного региональными и в зависимости от масштаба региона - локальными социальными, климатическими, экономическими условиями, а также в соотношении с международной политической обстановкой, местом и состоянием России в области политических и экономических отношений с зарубежными партнерами (в том числе внешнеполитическое санкционное давление)- политическими условиями. Вышеприведенные факторы имеют прямое влияние на самофинансирование, самоокупаемость, а значит и инвестиционную привлекательность, как критерий развития сельскохозяйственной сферы.

Сельскохозяйственная отрасль с долей около 4% в структуре российского ВВП по состоянию на 2020 год является одним из важнейших направлений развития экономики России. При этом развитие сельскохозяйственной отрасли необходимо рассматривать в совокупности с взаимосвязанными экономическими отраслями, составляющие агропромышленный комплекс (АПК), где сельское хозяйство непосредственно выступает ядром.

В настоящее время одно из приоритетных и перспективных направлений развития с начала ХХ1века и на ближайшие десятилетия как России, так и в мире, является цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности. Начиная с государственного сектора, перетекая в социальную сферу и постепенно охватывая экономические отрасли, цифровая трансформация, её средства и продукты, становятся неотъемлемой частью жизни общества.

Зарождаясь, эволюционируя, проникая во все сферы деятельности, генезис цифровой трансформации находит свое отражение в национальных целях развития России, важнейшим достижением которых является новый для информационно-правового поля России показатель «цифровой зрелости» важнейших отраслей экономики. В данном случае, «цифровую зрелость» следует понимать как готовность встраивания субъекта в новый технологический уклад, использующий новейшие достижения цифровых технологий.

В соответствии с поручениями Президента России Правительству России была поставлена задача разработать стратегию цифровой трансформации основных отраслей экономики (не менее десяти стратегий), социальной сферы и государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости», с учетом внедрения конкурентоспособных отечественных решений в части программно-аппаратных комплексов, программного обеспечения. По результатам выполнения поручения Правительством России подготовлено распоряжение, в котором цифровая трансформация АПК обособляется в самостоятельное стратегическое направление до 2030 года [1].

Кроме вышеуказанных поручений, правовой основой разработки стратегического направления, выступили:

- Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 № 264-ФЗ - базис, регулирующий отношения в сфере развития сельского хозяйства;

- Указы Президента о национальных целях развития до 2024 и до 2030 гг. - упоминание здесь именно два нормативных правовых акта

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

неслучайно. Помимо того, что оба указа имеют схожие векторы направления развития и установки целей в области цифровой трансформации, один дополняет другой и, в соответствии с новыми тенденциями и актуальной повесткой, усовершенствует, также можно проследить эволюцию целей по качественному и смысловому наполнению от «цифровизации» до более масштабного и глобального процесса - «цифровой трансформации»;

- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

- Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р - более глубокий по своему наполнению и содержанию документ, содержащий весь спектр направлений развития АПК, целей и ориентиров, задач, мероприятий государственной политики в отраслях АПК, и коррелирующий с целями и повесткой цифровой трансформации отрасли и др. [2].

Реализация стратегического направления в соответствии с установленными национальными целями и их показателями требует достижения «цифровой зрелости» в сфере АПК, повышение эффективности производственных процессов в АПК, обеспечения продовольственной безопасности государства, расширение возможностей арктических территорий в т.ч. в контексте деятельности предприятий АПК [3, с. 46-48; 4, с. 60-66].

Для этого устанавливаются следующие задачи цифровой трансформации:

- наполнение отрасли высококвалифицированным кадровым составом с цифровыми компетенциями;

- рост качества (достоверности) и количества (полноты)информации о ситуации в АПК;

- минимизация затрат и себестоимости продукции АПК;

- искоренения незаконного товарооборота;

- обеспечение открытости и доступности сведений для предприятий АПК;

- снижение объемов бумажного и установление приоритета электронного документооборота, сокращение сроков оказания государственных услуг;

- использование цифровых решений в повышении экономической доступности продукции АПК.

В этом плане важно обеспечить осуществление планомерного развития института эффективности правовой деятельности в этой сфере [5, с. 52-55].

Практический аспект осуществления цифровой трансформации АПК включает в себя создание, интеграцию и применение следующих технологий и инструментов: цифровые двойники; искусственный интеллект, компьютерное зрение, машинное обучение; В1д|Ма; прогнозирование и моделирование; интернет вещей; беспилотная сельскохозяйственная техника и робототехника; БПЛА; спутниковые системы связи и позиционирования; дистанционное зондирование Земли; сенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных.

Вышеуказанные инструменты и технологии должны найти применение как в государственном секторе (управлении), так и в частном (модернизация и оптимизация производственных процессов, сбытовойдеятельности предприятий АПК). Принципиальное положение исполнения стратегического направления - использование технических средств и технологий отечественного производства.

Неотъемлемой частью стратегического планирования являются система мер и оценок показателей эффективности и результативности деятельности. В таблице ниже приведены показатели цифровой трансформации АПК, разработанные Правительством России, с планируемыми значениями на 2030 год.

Из вышеприведенных показателей дополнительно хотелось бы отметить мероприятие по созданию единой цифровой платформы, так как в соответствии со Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации задача создания национальной цифровой платформы «Цифровое сельское хозяйство» является центральной для достижения цели цифровой трансформации АПК. Саму же цифровую платформу планируется организовать на базе микросервисной архитектуры с использованием сквозных технологий для возможности в краткосрочном и среднесрочном периодах агрегировать данные по сельскохозяйственным товаропроизводителям, землям сельскохозяйственного назначения, природно-почвенным особенностям и другие отраслевые данные [6, с. 21-23].

Положения данной работы позволяют дать оценку государственной политике, решениям и действиям в сферах АПК и его цифровой трансформации [7, с. 13-16; 8, с. 17-20]. В современных российских реалиях именно государственная инициатива в наибольшей степени влияет на претворения в жизнь планов и принципов повышения качества жизни и хозяйственной деятельности, соответствующих национальным целям, их приоритетам, в частности направленным на оплату труда квалифицированного персонала и занятость на цифровом производстве и в области информационных технологий, поддержку предпринимательства в сельской местности, повышения уровня технологического развития и цифровизации в сельском хозяйстве, увеличения притока инвестиций, повышение конкурентоспособности продукции АПК с учетом процессов по импорт о-замещению, в том числе за счет российских цифровых технологий и программного обеспечения.

Библиогра фия:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 № 474 «О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года»// СПС Консультант плюс

2. Шустиков, В. Цифровые технологии приходят в сельское хозяйство. SK Сколково / В. Шустиков. - URL: https://sk.ru/news/b/ pressreleases/archive/2018/02/21/ cifrovye-tehnologii-prihodyat-v-selskoe-hozyaystvo.aspx

3. Тепляшин И.В. Участие институтов гражданского общества в реализации государственной политики в Арктической зоне Российской Федерации // Проблемы конституционно-правового регулирования статуса арктических территорий Российской Федерации: мат-лы круглого стола международ. науч.-практ. конф. «Енисейские политико-правовые чтения» (Красноярск, 21-22 сентября 2017 г.) / под ред. А.А. Кондрашева, О.В. Роньжиной, А.Б. Зенкиной; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2017. - С. 46-48.

4. Игнатенко, В.А. Правовой статус советов племен коренных малочисленных народов Севера: положительный российский и зарубежный опыт / В.А. Игна-тенко // Арктика 2019: традиции, инновации, экология, безопасность, проблемы коренных малочисленных народов (Красноярск, 17-18 мая 2019 г.): мат-лы международ. науч.-практ. конф. / Красноярск. гос. агр. ун-т. - Красноярск, 2019. - С. 60-66.

5. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Критерии эффективности механизма правового регулирования // Вестник Читинского государственного университета. 2011. № 8 (75). С. 52-55.

6. Фастович Г.Г. Продовольственная безопасность как критерий эффективности аграрной правовой политики Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2017. № 6 (150). С. 21-23.

7. Шитова, Т.В. Перспективы развития АПК в формате исследования информационных технологий / Т.В. Шитова, Червяков М.Э. // Право и государство: теория и практика. 2021. № 3 (195). С. 13-16.

8. Власов, В.А. К вопросу об эффективности реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» в системе высшего аграрного образования / В.А. Власов, А.В. Ткаченко // Аграрное и земельное право. 2020. № 4 (184). С. 17-20.

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 No. 204 "On National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" and dated 21.07.2020 No. 474 "On National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2030"// SPS Consultant plus

2. Shustikov, V. Digital technologies are coming to agriculture. SK Skolkovo / V. Shustikov. - URL: https://sk.ru/news/b/ pressreleases/archive/2018/02/21/ cifrovye-tehnologii-prihodyat-v-selskoe-hozyaystvo.aspx

3. Teplyashin I.V. Participation of civil society institutions in the implementation of state policy in the Arctic zone of the Russian Federation // Problems of constitutional and legal regulation of the status of the Arctic territories of the Russian Federation: materials of the international round table. Scientific and practical conference "Yenisei political and Legal readings" (Krasnoyarsk, September 21 -22, 2017) / edited by A.A. Kondrashev, O.V. Ronzhina, A.B. Zenkina; Krasnoyar. gos. agrar. un-T. - Krasnoyarsk, 2017. - pp. 46-48.

4. Ignatenko, V.A. The legal status of the tribal Councils of indigenous minorities of the North: positive Russian and foreig n experience / V.A. Ignatenko // Arctic 2019: traditions, innovations, ecology, security, problems of indigenous minorities (Krasnoyarsk, May 17-18, 2019): international issues. scientific and practical conf. / Krasnoyarsk. gos. agr. un-T. - Krasnoyarsk, 2019. - pp. 60-66.

5. Teplyashin I.V., Fastovich G.G. Criteria for the effectiveness of the mechanism of legal regulation // Bulletin of the Chita State University. 2011. No. 8 (75). pp. 52-55.

6. Fastovich G.G. Food security as a criterion for the effectiveness of the agrarian legal policy of the Russian Federation // Agrarian and land law. 2017. No. 6 (150). pp.

21-23.

7. Shitova, T.V. Prospects of agro-industrial complex development in the format of information technology research / T.V. Shitova, M.E. Chervyakov // Law and State: theory and practice. 2021. No. 3 (195). pp. 13-16.

8. Vlasov, V.A. On the issue of the effectiveness of the implementation of the state program of the Russian Federation "Integrated development of rural territories" in the system of higher agrarian education / V.A. Vlasov, A.V. Tkachenko // Agrarian and land law. 2020. No. 4 (184). pp. 17-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.