Научная статья на тему 'К вопросу об актуальности изучения дисциплины «Охрана труда» в военном учебном заведении'

К вопросу об актуальности изучения дисциплины «Охрана труда» в военном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуальности изучения дисциплины «Охрана труда» в военном учебном заведении»

© 2006г. Л.Ф. Кихтенко

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА» В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Чем сложнее окружающий мир и чем богаче палитра вариантов выбора, тем актуальней проблемы формирования и самовоспитания личности - разумного и гуманного хозяина природы и общества, который совершенствует окружающий мир и сам совершенствуется. Перед лицом выбора человек часто страдает от недостатка или избытка информации. Человек также не сумеет сделать оптимальный выбор, если у него не сформирована система ценностных ориентаций, отсутствует активная жизненная позиция, и нет стремления к творческому и общественно значимому совершенствованию.

Главная роль в формировании личности, способной занять самостоятельную и осознанную позицию по отношению к какому-либо явлению, действию, принадлежит образовательному процессу. Характерная для человека открытость, направленность на кого-то или на что-то приводит его к поиску смысла своего существования, что позволяет определить образование как способ производства смысла и понимания.

Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающее значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного [1].

Нам представляется важным различение ценностей - целей жизнедеятельности (или терминальных ценностей), с одной стороны, и ценностей - принципов жизнедеятельности (или инструментальных ценностей) - с другой [2].

Ценностные ориентации, являясь социально-психологическими образованиями и занимая промежуточное положение между мотива-ционно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, выполняют, с одной

стороны, функцию регуляторов поведения человека, и в то же время являются внутренним источником жизненных целей человека.

В этом плане интересна теория В.Я. Ядова, в которой ценностные ориентации представляются как диспозиции, «предрасположенности». На низшем уровне системы диспозиций находятся элементарные установки, связанные с удовлетворением жизненных потребностей. Второй уровень занимают социально фиксированные установки, формирующиеся на основе потребности личности во вхождении в определенную социальную среду. Третий составляют базовые социальные установки, которые регулируют направленность интересов личности. Четвертый - представлен ценностными ориен-тациями личности, соответствующим ее высшим социальным потребностям, определяющим отношение человека к жизненным целям и средствам их достижения. Каждый уровень диспозиции отвечает за определенные поступки, поведение и в целом за деятельность человека. По нашему мнению, уровни диспозици-онной системы В. Ядова отличаются степенью осознанности рассматриваемых психологических образований [3].

В ходе прогрессивной социализации личности меняется соотношение ценностной и по-требностной регуляций деятельности человека. Доминирование первой приводит к тому, что человек начинает в большей мере подчинять свое поведение принципам и устойчивым ориентирам общества. Для него большое значение приобретает социальная идентичность.

Важным периодом в развитии личности представляется юность - период принятия и освоения социальных ролей, период активного познания себя и поиска смысла жизни [4]. Именно в этот период формируются самосознание, гражданская позиция и система ценностных ориентаций молодого человека [5]. С позиций субъектного подхода в психологии

развития возрастной период от 17 - 18 до 25 лет называют стадией личностной субъектно-сти. В этот период происходит расцвет и совершенство тела, памяти, абстрактного мышления, способностей, достигается внутренняя определенность и цельность [6]. Стадия личностной субъектности совпадает с периодом получения профессионального образования

[7].

В информационном обществе, где «информации становится все больше, а смысла все меньше», необходимо создать условия для стремления человека к смыслу, его выявлению и постижению. И.Г. Петров определяет смысл как отнесение ценностей к субъекту, т.е. это ценности, включенные в жизнь и деятельность человека. Поиск смысла, связанный с изменением бытия человека, преобразует его в бытие насущное, изменяет его внутренний мир и позволяет сохранить в себе человеческое [7].

Вопрос о взаимосвязи ценности и личностного смысла не является однозначным. Например, Г.Е. Замесский связывает личностные ценности и смыслы через понятие «убеждение» [8], которое представляет собой «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной деятельности». По его мнению, убеждение выступает в качестве эталона, в соответствии с которым личность выбирает способ практической реализации ценности. Ученый пишет, что убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка [8].

Развитие смысла как основная характеристика процесса решения мыслительной задачи осуществляется через участие одного и того же элемента в работе разных систем. Смысл в этом контексте представляет собой некий итог поисковых операций [9].

За время научно-технического прогресса человек создал техносферу - новую среду обитания, имеющую сложную инфраструктуру, насыщенную производственными комплексами, техникой, средствами коммуникации. Достижения научного прогресса призваны удовлетворять социально-экономические потребности общества, но здесь есть и обратная сторона вопроса. При потере определенного уровня бдительности и осторожности сложная инфра-

структура человеческого хозяйства может стать источником опасности. При таких условиях повышается риск несчастных случаев, производственных травм, приобретения профзаболеваний. За этими сухими, формальными фразами кроется боль от полученных ран, слезы родных и близких, чья-то покалеченная жизнь.

Профессиональная деятельность военнослужащих непосредственно связана с эксплуатацией сложной техники. Проблемы аварийности и травматизма в вооруженных силах невозможно решать только инженерными методами. Статистика свидетельствует, что в основе 60 - 90 % случаев аварий на технике и травм различной степени тяжести у военнослужащих, лежат не инженерно-конструкторские, а организационно-психологические причины, такие как низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам охраны труда, недостаточное воспитание, слабая установка со стороны командирского звена на соблюдение норм безопасности, недостаточный контроль выполнения инструкций, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травмирования, пребывание военнослужащих в состоянии утомления или психологического стресса. До сих пор усилия по решению снижения уровня травматизма были направлены только на повышение надежности оборудования, а человеческий фактор не принимался во внимание.

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотиваци-онную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в одной из них влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции из-за нежелания их выполнять, либо не знает, как это сделать, либо не в состоянии совершить необходимые действия. С позиций психологии труда, определяются три класса причин возникновения опасных ситуаций в системе «человек - техника».

1. Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия. Нарушение может быть относительно постоянным (недооценивание опасности, склонность к риску, отрицательное отношение к трудовым и техническим регла-ментациям и т.п.) и временным (в состояние депрессии, алкогольного опьянения).

2. Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил экс-

плуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

3. Нарушение исполнительной части действий. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемого оборудования и т.д.) и временным (переутомление, снижение работоспособности, ухудшение состояния здоровья, стресс).

Эта классификация предоставляет реальную возможность проводить профилактические мероприятия в каждой части действий: мотива-ционной - пропаганда и воспитание; ориентировочной - обучение, отработка навыков; исполнительной - профотбор, медицинское обследование.

Хроническое пренебрежение человеческим фактором - результат образа мышления, когда усилия направлены на повышение недостижимой надежности оборудования, а не на формирование умения военных специалистов не совершать ошибочных действий при выполнении своих профессиональных обязанностей и в аварийных ситуациях [10].

Именно поэтому выявилась необходимость формирования феномена «ценностно-смысловое отношение к личной охране труда» у курсантов военных училищ. Под личной охраной труда мы понимаем систему сохранения жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности. Ценностно-смысловое отношение к личной охране труда мы понимаем как осмысленно-рефлекторное поддержание системы сохранения жизни и здоровья человека в процессе его трудовой деятельности.

Вооруженным силам требуются высококвалифицированные специалисты, умеющие грамотно и ответственно выполнять нормы безопасности в своей деятельности. Эти требования отражены в ГОС СПО, утвержденных Минобразования 14 марта 2002 г. и в квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке, утвержденных Главнокомандующим ВВС в 2003 г.

В 2004 г. в учебные планы военных учебных заведений в соответствии с ГОС СПО второго поколения введен новый предмет «Охрана труда» в объеме 32 часов. Эта дисциплина входит в цикл военно-профессиональных дис-

циплин и дает возможность расширенного изучения негативных факторов производственной среды, вредных и опасных факторов военной службы, вопросов о травмоопасности технических систем, правил электробезопасности и пожарной безопасности на техногенных объектах.

Цель образования в области охраны труда мы видим в том, чтобы курсанты решили «задачу на смысл» выполнения требований безопасности военной службы. Необходимо добиться, чтобы эти требования приобрели для будущих офицеров личностный смысл.

Если «задача на смысл» решена, речь может идти о включении ценностно-смыслового отношения к личной охране труда в условно-рефлекторную деятельность военного специалиста. И здесь уже уместно говорить о личностных ценностях, которые определяют отношение курсанта к жизни, здоровью, к технике, труду, природе. Личностные ценности задают плоскость отношений между мотивами поведения и целями активности курсантов. Другими словами, личностная ценность - это значение объекта для субъекта - жизнь, здоровье, взаимопомощь, а придание смысла рассматриваемой ценности - это эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения человеком. Например, четко выполнять инструкции при работе на военной технике, чтобы избежать аварийных ситуаций; выдерживать регламент времени при работе во вредных условиях, чтобы сохранить здоровье свое и своих детей; оказывать первую помощь пострадавшему, во имя спасения жизни другого человека.

В настоящее время на базе Ставропольского военного высшего авиационного инженерного училища (СВВАИУ) проводится апробация разработанной нами экспериментальной программы «Формирование ценностно-смыслового отношения к личной охране труда у курсантов военных училищ ». мы предлагаем изучать дисциплину «Охрана труда», применяя инновационные технологии и активные методы обучения в рамках контекстного и лично-стно ориентированного образования

Литература

1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

2. Roceach M. Believes, Attitudes and Values / San Francisco, 1969.

3. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Т. 4. № 3-4. С. 158-182.

4. Кон И.С. Открытие «я». М., 1978.

5. Ермолаева М.В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы). М., 2006.

6. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск, 2003.

7. Петров И.Г. Смысл как рефлексивное отношение че-

ловеческого бытия // Мир психологии. 2001. № 2 (26). С.25-35.

8. Замесский Г.Е. Применение ценностно-нормативной методики для выявления уровня сформи-рованности убеждений учащихся // Формирование научного мировоззрения учащихся. М., 1985.

9. См: Долженко В.Ю. Становление категории «смысл» как проблема историко-психологического исследования: Дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2001.

10. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. М., 2003.

Ставропольский государственный университет

8 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.