ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23) 2016
УДК 37.034
К.В. Бутинов
РОЛЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРА ПОЛИЦИИ
В статье рассматривается проблема развития гражданских качеств у будущих офицеров полиции в сложных условиях современных политических, экономических и социокультурных изменений в стране и в мире. Отмечается роль гражданских ценностей, и особенно патриотизма, в системе комплексной профессиональной подготовки и развития личных качеств офицера - защитника закона, конституционных прав и свобод, безопасности отечества. Предлагается использовать потенциал культурно-досуговых учреждений для мотивированного развития гражданско-патриотических качеств курсан-тов-будущих офицеров полиции.
Ключевые слова: гражданские ценности, защита отечества, личные качества офицера полиции, социализация, патриотизм, роль культурно-досуговых учреждений.
Офицер полиции, являясь защитником прав и свобод граждан, уполномочен противодействовать преступности, охранять общественный порядок, гарантировать общественную безопасность. Это предъявляет особые требования не только к его профессиональным качествам, но и к профессиональной культуре, к его морально-нравственным качествам и характеристикам. При этом следует признать, что в вузы МВД России даже при наличии соответствующего отбора приходят молодые люди, чье становление пришлось на трудные годы так называемого «реформирования», годы социально-политических и экономических изменений в России, наложивших свой отпечаток на все сферы жизнедеятельности, взаимоотношения и мировоззрение людей.
В этот период, во-первых, шло целенаправленное изменение ценностно-правовой, ценностно-нормативной и духовно-нравственной культуры общества. В сложившейся социальной среде интеллигентные и высоконравственные люди выглядели инородным явлением»; приветствовалась безнравственность, при этом наибольшего успеха в тот период России добивались «индивиды, адаптированные именно к ней и обладающие соответствующими качествами» [4, с. 10].
Во-вторых, активно насаждались (и, к сожалению, продолжают насаждаться) западная культура и западные ценности, являющиеся достаточно зна-
чимым противодействием социализации российской молодёжи, так как активно пропагандируемые западными образцами культуры «принцип индивидуальности и принцип приоритетности личного <. .> обретают основания и созидают новую социальность» [2, с. 30]. Коммерциализация всех отношений и процессов в обществе привела по сути к разрушению лучших проявлений духовности альтруизма и жертвенности во имя родины (что всегда было отличием русского офицера), так как западные идеология и культура по-прежнему ориентируют на утверждение приоритетности прагматизма, вседозволенности и потребительства как главных слагаемых жизненного успеха. В связи с этим сложно себе представить, что прагматично-индивидуалистически и эгоистично ориентированный молодой человек, получивший образование в системе МВД для сферы «человек-человек», будет ответственно, активно, сознательно и на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности.
Как справедливо отмечают Д.Н. Рыбин и И.С. Рыбина, «процессы «отчуждения» человека от результатов его труда не обошли стороной и будущих офицеров, обучающихся в вузах системы МВД России, которые также в большинстве своем являются частью молодого поколения нашей страны и испытывают на себе все глобальные социально-экономические изменения» [7, с.135]. Например, можно отметить стратегию избегания
Бутинов Константин Владимирович, старший преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Бутинов К.В., 2016 Статья получена: 25.01.2016
116
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
проблем и ухода от ответственности, попытки приобрести какие-то преференции, поступая не по совести, а по выгоде, желание «не служить», а «услужить». Хотя объективности ради следует заметить, что причиной этого могут являться не только особенности социализации современного молодого человека, но и жесткие сугубо дисциплинарно-уставные рамки, в которых оказывается курсант с самого начала своего обучения. И в то же время, исходя из отмеченного, можно констатировать, что все большую актуальность приобретает проблема пересмотра условий и форм профессионального образования, развития в вузах МВД России не только интеллектуального потенциала личности будущего офицера, но и аксиологического потенциала, который имеет не менее важное (а может, и большее) значение в профессиональной подготовке и достойной службе Отечеству. Говоря о личности человека, стоящего на защите отечества, не можем не привести слова В. А. Ядова, отмечавшего, что вершину иерархически организованной системы диспозиций любой личности образуют базовые ценностные ориентации как продукт воздействия всей совокупности условий жизнедеятельности [8].
Понимая под аксиологической компонентой облика сотрудника полиции характеристику личности с точки зрения гражданских приоритетов сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств, присущих людям данной профессии, можно признать, что одна из главных целей профессионально образования и воспитания сотрудников полиции, особенно офицерского состава, объектом труда которых является человек, есть, выражаясь словами Аристотеля, «воспитание достойного гражданина общества» [6]. Гражданские качества представляют собой высшую социальную ценность для развития общества и личности.
Применительно к будущим офицерам полиции это в нашем понимании не только готовность активно действовать при обеспечении правопорядка в стране, но и совокупность таких качеств, как патриотизм, гражданственность, чувство ответственности и уважения к закону, к каждому человеку, моральная чистота и интеллигентность, что отвечает всем требованиям социального заказа общества. Особенно важно в иерархии гражданских качеств будущего офицера как защитника конституционных прав и свобод чувство патриотизма, которое составляет духовно-нравственную основу личности, формирующую её гражданскую позицию и готовность к самоотверженному, вплоть до самопожертвования, служению России.
Патриотизм выступает на сегодняшний день сложным многогранным понятием и рассматрива-
ется как осмысленный человеком духовный аспект его гражданских качеств. Представая как своего рода опосредованная связь личностных качеств человека, его возможностей с требованиями социума, патриотизм выступает «системой определённых установок по отношению к себе как к субъекту служения Отечеству, а также определенной готовностью человека в этой связи к осознанным деятельности и поведению» [5, с.42]. Это значимо именно потому, что ценностные ориентации в сознании каждого человека выступают как конкретные социальные установки, выражающиеся в виде чувств и мотивов, ориентирующих личность на определенный тип поведения в конкретной ситуации. Говоря при этом о ценностях патриотизма, важно подчеркнуть, что их система соотносится с «интересами курсантов к нравственной тематике, к историческому наследию своей Родины, к ее героическому прошлому», которые в процессе целенаправленного воспитания, будучи окрашенными значимыми эмоциями, переходят на социогенный уровень в виде принимаемой иерархии ценностей, норм, идеалов, целей, интегрирующим моментом которых выступают осознанные «представления о высших интересах общества, активная реализация идеи нравственности, духовности, красоты, идеалов, служения Отечеству» [3].
В педагогической науке подчёркивается, что развитие ценностных ориентаций как системы смысловых отношений происходит, как правило, в контексте эмоционально-познавательной среды, под которой понимается совокупность педагогических элементов и условий, влияющих на воспитание и развитие личности через процесс совместной познавательной деятельности. В связи с этим воспитание патриотизма у курсантов вузов МВД России должно идти в рамках специально созданной и поддерживаемой в вузе обстановки эмоционального подъема восприятия и обсуждения гражданско-патриотических ценностей, совместной активной деятельности курсантов, «имеющей проблемно-рефлексивный характер» и «расширяющей опыт социально-профессиональных отношений» [1].
При этом важно так организовать эту совместную познавательную деятельность, чтобы через призму знаний, представлений и действий курсанты воспринимали окружающий мир в рамках добровольного свободного выбора гражданско-патриотических ценностей. Осознание возможности добровольного свободного выбора с опорой как на опыт предшествующих поколений, так и на личный опыт, собственные оценки и взгляды рождает у молодых людей чувство удовольствия, радости, душевного подъема. На основе именно такого отношения возникает осмыслен-
117
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
ное принятие духовно-нравственных ценностей, которые собирают курсантов в одно целое, объединяют их, создавая атмосферу положительного эмоционального настроя. Превращение на этой основе общих знаний и представлений в систему смысловых отношений к избранной профессии полицейского, ко всему окружающему миру в целом, к Отечеству обретает мотивированное индивидуальное значение для личности, для того или иного действия и поступка.
Особую значимость, на наш взгляд, приобретает совместная деятельность курсантов в рамках культурно-досуговых учреждений. Важнейшая особенность этих учреждений заключается в том, что при правильной организации их деятельности в свободное от учебы время они не только дают молодым людям специальный объем знаний, необходимых для будущего защитника Родины, формируют соответствующие умения и навыки, но и способствуют формированию коллектива единомышленников в осмыслении тех или иных гражданско-патриотических качеств. К примеру, обсуждение книг, где извращаются важнейшие события, причины и итоги Великой Отечественной войны (Б. Красильников «Разгром Советского Союза», А. Лебединцев и Ю. Мухин «Отцы-командиры» и др.), совместно с серией встреч с людьми , которые прошли эту войну, может стать основой серьёзного разговора о том, кому и почему выгодно извращать роль Советского Союза, военнослужащих и их командиров, политических деятелей, всего народа в кровопролитнейшей войне XX столетия, как отстоять и сохранить духовные ценности защитников отечества. Через культурно-досуговые учреждения можно органи-
зовать также целенаправленную деятельность по воспитанию у курсантов желания подражать людям, проявившим себя и как сильные личности, и как настоящие патриоты.
Психолого-педагогическим обоснованием значимости культурно-досуговых учреждений для воспитания курсантов выступают, на наш взгляд, следующие факты:
- данная форма социальной деятельности всемерно привлекательна для молодых людей;
- создаются условия для самоопределения, самодеятельности и самовоспитания;
- своеобразие социально-психологического микроклимата культурно-досуговых учреждений определяет качественную сторону межличностных отношений курсантов;
- свобода межличностных взаимоотношений выступает условием гражданской и патриотической социализации.
Таким образом, отмечая большую значимость патриотизма в системе гражданских качеств офицера полиции, можем констатировать, что воспитание соответствующих качеств может быть эффективным только в рамках взаимосвязанной педагогической системы, которая благоприятствует формированию личности гражданина-патри-ота. Исходя из этого утверждения, мы хотели бы подчеркнуть особую значимость педагогического потенциала культурно-досуговых учреждений, где через совместную патриотическую деятельность приобретаются опыт и убеждения и молодой человек полнее воспринимает смысл будущей профессиональной деятельности, осознанно воспринимает такие понятия, как «Родина», честь»,«долг».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байдашева Е. Н. К вопросу о создании эффективной системы профессионального воспитания студентов вуза // Вестник ЧитГУ 2008. № 5 (50). С. 9-11.
2. Баткин Л. М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. М.: Изд-во РГГУ, 2000. 1008 с.
3. Деникин А. В., Сливин Т. С. Цивилизационно-культурные основания образования // Мир образования - образование в мире. 2012. № 2. С. 7-10.
4. Журавлев А. Л., Юревич А. В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. 413 с.
5. Климов С. Н., Музяков С. И. Творчество выдающихся философов России как фактор формирования патриотизма в вузе // Вестник Военного университета. 2012. № 1. С. 42-50.
6. Лосев А. Ф. Сочинения: в 9-и томах. М.: Мысль, 1993. Том 2: Очерки античного символизма и мифологии. 960 с.
7. Рыбин Д. Н., Рыбина И. С. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД России к профессионально-нравственной самореализации // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1. С. 135-137.
8. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 92-105.
118