Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ'

К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОКУПКА / СКЛОНЕНИЕ К УПОТРЕБЛЕНИЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лихолет Елена Николаевна, Сливко Никита Константинович, Бондаренко Дина Максимовна

На основе изучения медицинских данных, свидетельствующих о высокой степени опасности влияния алкоголя на организм несовершеннолетнего, анализа новелл регионального законодательства, направленных на противодействие алкоголизации лиц, не достигших 18-лет, а также учета мнений ведущих ученых-юристов, исследовавших данную проблематику, авторами предлагается возможный вариант закрепления административной ответственности для лиц, приобретающих алкогольную и спиртосодержащую продукцию несовершеннолетним в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Показано, что вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртосодержащей продукции, совершённое как посторонними лицами, так и родителями (законными представителями) влечет за собой ответственность в соответствии с нормами УК РФ (ст. 151), причем критерием разграничения с нормами административного законодательства здесь выступает принцип систематичности деяния. На основе анализа ряда норм, принятых на уровне субъектов Российской Федерации обоснована необходимость установления административной ответственности за приобретение алкогольной продукции несовершеннолетним на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лихолет Елена Николаевна, Сливко Никита Константинович, Бондаренко Дина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE PURCHASE AND TRANSFER OF ALCOHOLIC PRODUCTS TO MINORS

On the basis of study of medical data, indicating a high degree of danger of the influence of alcohol on the minor’s health, an analysis of the novelties of regional legislation, aimed at counteracting the minor’s alcoholization and taking into account the opinions of leading legal scientists in this field, a possible variant of fixing administrative responsibility for persons, who purchase alcoholic and alcohol-containing products to minors in the norms of the Code of Administrative Offenses of Russia is proposed by the authors. It is shown that the involvement of a minor in the use of alcohol-containing products, committed by both unauthorized persons and parents (legal representatives) entails liability in accordance with the norms of the Criminal Code of the Russian Federation (Article 151), and the criterion for distinguishing from the norms of administrative legislation here is the principle of systematic action. Based on the analysis of a number of norms adopted at the level of the constituent entities of the Russian Federation, the necessity of establishing administrative responsibility for the purchase of alcoholic beverages by minors at the federal level is substantiated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ»

12. Барциц И.Н. Понятие «публичная услуга» в контексте Федерального закона № 2Ю-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и вне его // Государство и нраво. 2013. № 10. С. 4Q-51.

13. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

14. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-нортал правовой информации http://pravo.gov.ru/

References and Sources

1. Yusupov V.A. Metody administrativno-upravlencheskogo prava // Publichnoe pravo segodnya. 2020. № 4. S. 82-92.

2. Zapol'skij S.V. Predpriyatie i reformy upravleniya ekonomikoj : uroki proshlogo// Publichnoe pravo segodnya. 2020. № 4. S. 95-96.

3. Publichnaya vlast': sistema, kompetencii. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2Q21. 237 s.

4. Kupryashin G.L. Administrativnaya reforma: modeli i mekhanizmy// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2Q16. Vyp. 58. Oktyabr'.

5. Glazunova I.V. Formirovanie metodov pravovogo regulirovaniya v processe administrativnyh reform// Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2Q22. № 2. S. 65-74.

6. Zubarev S.M. K voprosu ob ogosudarstvlenii mestnogo samoupravleniya// Lex Russica. 2018. № 12 (145). S. 83-89.

7. Ne bar'er, a gran' sopryazheniya: Nauchnyj doklad ob aktual'nyh problemah i perspektivah razvitiya sovremennoj otechestvennoj modeli razgranicheniya polnomochij mezhdu regional'nym i municipal'nym urovnyami vlasti / V.V. Balytnikov, A.A. Gorbylyov, E.N. Mihajlov i dr. M.: IIU MGOU, 2Q19. 28 s.

8. Glazunova I.V., Bondarenko A.A. Vzaimodejstvie organov publichnoj vlasti goroda Moskvy i municipal'nyh obrazovanij pri realizacii gosudarstvennyh polnomochij (administrativno-pravovoj aspekt) // Municipal'naya akademiya. 2019. № 3. S. 16-2Q.

9. Petuhov R.V. Razvitie territorij municipal'nyh obrazovanij: problema balansa interesov // Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii: Izmenenie balansa interesov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya / Pod red. E. S. SHugrinoj. M: Izd-vo «Prospekt», 2Q17. S. 14-19.

1Q. Glazunova I.V. Peredacha polnomochij kak odin iz effektivnyh mekhanizmov administrativno-pravovogo regulirovaniya //Pravo i praktika. 2Q22. № 2. S. 52-58.

11. Administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere ekonomiki (sovremennye formy i metody). Voronezh: Nauchnaya kniga, 2Q21. 256 s.

12. Barcic I.N. Ponyatie «publichnaya usluga» v kontekste Federal'nogo zakona № 210-FZ «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» i vne ego // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 10. S. 40-51.

13. Federal'nyj zakon ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug» // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

14. Zakon Rossijskoj Federacii o popravke k Konstitucii Rossijskoj Federacii ot 14.03.2020 № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i fonkcionirovaniya publichnoj vlasti» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru/

ГЛАЗУНОВА ИНЕССА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук. GLAZUNOVA, INESSA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Senior Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences ([email protected]).

УДК 342.9 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-64-69

ЛИХОЛЕТ Е.Н., СЛИВКО Н.К., БОНДАРЕНКО Д.М. К ВОПРОСУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПЕРЕДАЧУ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Ключевые слова: административные правонарушения, административная ответственность, несовершеннолетний, подростковый алкоголизм, алкогольная продукция, покупка, склонение к употреблению.

На основе изучения медицинских данных, свидетельствующих о высокой степени опасности влияния алкоголя на организм несовершеннолетнего, анализа новелл регионального законодательства, направленных на противодействие алкоголизации лиц, не достигших 18-лет, а также учета мнений ведущих ученых-юристов, исследовавших данную проблематику, авторами предлагается возможный вариант закрепления административной ответственности для лиц, приобретающих алкогольную и спиртосодержащую продукцию несовершеннолетним в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Показано, что вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртосодержащей продукции, совершённое как посторонними лицами, так и родителями (законными представителями) влечет за собой ответственность в соответствии с нормами УК РФ (ст. 151), причем критерием разграничения с нормами административного законодательства здесь выступает принцип систематичности деяния. На основе анализа ряда норм, принятых на уровне субъектов Российской Федерации обоснована необходимость установления административной ответственности за приобретение алкогольной продукции несовершеннолетним на федеральном уровне.

LIKHOLET, E.N., SLIVKO, N.K., BONDARENKO, D.M. ON THE ISSUE OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR THE PURCHASE AND TRANSFER OF ALCOHOLIC

PRODUCTS TO MINORS

Key words: administrative offenses, administrative responsibility, minor, teenage alcoholism, alcoholic products, purchase, inclination to consumption.

On the basis of study of medical data, indicating a high degree of danger of the influence of alcohol on the minor's health, an analysis of the novelties of regional legislation, aimed at counteracting the minor's alcoholization and taking into account the opinions of leading legal scientists in this field, a possible variant of fixing administrative responsibility for persons, who purchase alcoholic and alcohol-containing products to minors in the norms of the Code of Administrative Offenses of Russia is proposed by the authors. It is shown that the involvement of a minor in the use of alcohol-containing products, committed by both unauthorized persons and parents (legal representatives) entails liability in accordance with the norms of the Criminal Code of the Russian Federation (Article 151), and the criterion for distinguishing from the norms of administrative legislation here is the principle of systematic action. Based on the analysis of a number of norms

adopted at the level of the constituent entities of the Russian Federation, the necessity of establishing administrative responsibility for the purchase of alcoholic beverages by minors at the federal level is substantiated.

Действие алкоголя на организм человека детально изучено медициной. Частое его употребление ведёт к развитию алкоголизма с последующей личностной деградацией. Со временем, испытывая непреодолимое влечение к алкоголю, зависимые от него лица могут начать страдать слуховыми и зрительными галлюцинациями, бредовыми идеями, а также отличаться неконтролируемой агрессией [1], следствием которой может стать совершение преступных деяний различной степени тяжести. Так, по данным ГИАЦ МВД России за 6 месяцев 2022 года, почти каждое четвертое преступление (24,7 %) было совершено в состоянии алкогольного опьянения [2].

Анализируя опубликованные данные Федеральной службы государственной статистики, представляется возможным заметить положительную тенденцию к снижению числа лиц с впервые установленным диагнозом «алкоголизм». Так, с 2015 по 2020 год их число сократилось с 103,6 до 59,1 тысяч человек. В тоже время, не может не вызывать опасений тот факт, что в общей сложности на профилактическом учете, связанном с вредными последствиями алкоголя, на конец 2020 года состояло более 140 тысяч человек, в их числе более 12 тысяч детей и подростков (малолетние в возрасте 0-14 лет и несовершеннолетние в возрасте 15-17 лет) [3, с. 45, 46, 70, 77].

Очевидно, что малолетние и несовершеннолетние лица являются одними из наиболее уязвимых к алкоголизму социальных групп. Как справедливо отмечает А.В. Смирнова, существенное влияние на возможность развития подросткового алкоголизма оказывают семья, в которой может культивироваться толерантное отношение к алкоголю и происходить приобщение детей к его употреблению во время семейных праздников; средства массовой информации, прививающие идею о том, что алкоголь является неотъемлемым атрибутом качественного досуга. Алкоголизм формируется у подростков быстрее, чем у взрослых и, затрагивая практически все органы и системы организма, в течение 2-3 лет может привести к значительному снижению интеллекта и нарушениям эмоционально-волевой сферы. На почве употребления алкогольной продукции, лица в возрасте до 18-ти лет становятся более конфликтными и склонными к общественно-опасному поведению [4, с. 348, 353]. Впоследствии, по мнению А.А. Беженцева, такая категория подростков может стать «своеобразным резервом для зрелой и рецидивной преступности» [5, с. 167].

На основании изложенного, представляется возможным выявить способы ограждения подрастающего поколения от отмеченного негативного социального явления. Сделать это представляется возможным за счет создания правовых средств противодействия алкоголизации несовершеннолетнего населения.

В современной России борьба с пагубным явлением раннего пристрастия к алкогольным напиткам представлена как в виде предупредительных мер разъяснительного характера, так и в виде мер пресечения при попадании нарушителей в поле зрения правоохранительных органов. Базовым документом, направленным на обеспечение законного оборота продукции, содержащей этиловый спирт, выступает Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В п. 11 ч. 2 ст. 16 указанного Закона закреплено требование о недопустимости продажи алкогольной продукции несовершеннолетним в предприятиях розничной торговли и общественного питания [6]. Розничная продажа спиртных напитков разрешается со дня, следующего за днём рождения при исполнении 18 лет (ст. 191 ГК РФ) [7]. С этого дня наступает период обретения лицом гражданской дееспособности в полном объёме, в том числе, связанной с приобретением и употреблением спиртных напитков.

Не менее важную роль в процессе правового регулирования процесса отпуска алкогольной продукции населению играют нормы административного и уголовного законодательства, которые применяются при наличии конкретных случаев нарушения требований закона об ограничении потребления алкогольной продукции.

В первую очередь, таким случаем можно считать продажу несовершеннолетним алкогольных напитков в розничных торговых точках. В процессе купли-продажи, продавец не всегда может чётко определить возраст покупателя. В этом случае, в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 16 ФЗ № 171, лицо, осуществляющее отпуск алкоголя, обязано потребовать у покупателя

документ, позволяющий установить его возраст. Перечень таких документов утвержден приказом Минпромторга России от 31 мая 2017 г. № 1728 [8]. Если же продавец пренебрег исполнением данной обязанности, и факт осуществления продажи спиртного несовершеннолетнему был зафиксирован уполномоченными на то должностными лицами, то в первый раз его действия будут квалифицироваться по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ [9]. При повторно зафиксированном факте продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему продавцом, ранее подвергнутым административному наказанию, последний может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 151.1 УК РФ [10].

Алкоголь может попасть к несовершеннолетним и другим путем, в частности, в результате противоправных действий, ответственность за которые предусмотрена ст. 6.10 КоАП РФ [9]. Это вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртосодержащей продукции, совершённое как посторонними лицами, так и родителями или законными представителями. Ответственность за совершение подобных действий предусмотрена и нормами УК РФ (ст. 151) [10]. В данном случае критерием разграничения с нормами административного законодательства, будет принцип систематичности деяния. Необходимо отметить, что, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», под вовлечением несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия, которые могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий (п. 42) [11].

На сегодняшний день неясным остается вопрос о возможной юридической ответственности лиц, покупающих алкогольную продукцию несовершеннолетним по их просьбе. Как уже было отмечено выше, передача спиртных напитков несовершеннолетнему со стороны продавца имеет состав правонарушения, а если такую же передачу произвёл посторонний гражданин за пределами магазина, то уже отсутствует чёткое понимание, в соответствии с каким нормативным правовым актом данные действия должны рассматриваться. При этом оба случая ведут к одинаковому результату - употреблению несовершеннолетним алкогольной продукции. Возможны и случаи приобретения алкоголя для несовершеннолетних за вознаграждение. Вопрос о том может ли такой факт квалифицироваться по ст. 6.10 КоАП РФ остаётся дискуссионным, так как в содержании самой статьи отсутствует указание на то, что покупка алкоголя несовершеннолетнему считается вовлечением к их употреблению.

Важно учитывать, что инициатива приобретения алкоголя и адресованная в связи с этим просьба/предложение взрослому может исходить от самого несовершеннолетнего. В данном случае приобретатель алкогольной продукции может не иметь прямого умысла на вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной продукции, но осознавая примерный возраст подростка и предвидя возможные негативные последствия для его здоровья, на наш взгляд, также должен нести ответственность, даже если видит подростка «в первый и последний раз». В этой связи, считаем, что такие деяния как вовлечение в употребление алкогольной продукции и приобретение алкогольной продукции для лица, не достигшего 18-ти летнего возраста, целесообразно разграничивать.

Стоит отметить, что в ряде регионов нашей страны проблема разграничения фактов приобретения алкогольной продукции несовершеннолетнему и его вовлечения в употребление алкоголя уже нашла свое решение. Так, в 2020 году прокурором Тюменской области на рассмотрение в региональный парламент был внесен законопроект о внесении изменений в местные законодательные акты, предусматривающие административную ответственность за приобретение взрослыми алкоголя для подростков [12]. Результатом рассмотрения законопроекта стало введение в Кодекс Тюменской области об административной ответственности статьи 2.10, предусматривающей наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей за передачу алкогольной продукции несовершеннолетнему, в том числе, приобретенной по его просьбе [13].

Прокуратура стала инициатором изменений регионального законодательства и во Владимирской области. В том же 2020 году Законодательным Собранием региона был принят

Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Владимирской области» [14], затронувший областной закон от 14.02.2003 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области». Статья 5 указанного Закона была дополнена частью 15-2, предусматривающей административную ответственность для граждан, приобретающих и (или) передающих алкогольную продукцию несовершеннолетним. На лиц, совершивших указанные действия, налагается административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей [15].

В 2022 году была предпринята попытка продвижения вопроса об установлении административной ответственности за приобретение алкогольной продукции несовершеннолетним уже на федеральном уровне. В Государственную Думу РФ поступил законопроект Госсовета Удмуртии «О внесении изменений в статью 6.10 КоАП РФ». Авторами законопроекта было предложено часть первую указанной статьи после слов «одурманивающих веществ» дополнить словами «а равно приобретение их для несовершеннолетних» [16]. Внесение отмеченного законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу, является весьма прогрессивным и своевременным шагом. В тоже время, стоит отметить, что содержание законопроекта не лишено недостатков.

Представляется, что при подготовке проекта Федерального закона его авторы в недостаточной степени уделили внимание изучению уже имеющихся предложений, выдвигавшихся ранее учеными-юристами. В частности, незаслуженно обделено вниманием прогрессивное предложение И.Д. Мотровича, выдвинутое им в диссертационном исследовании и касающееся более строгой степени ответственности для тех приобретателей, которые имеют по отношению к несовершеннолетнему статус родителя, либо законного представителя [17, с. 15].

В отношении содержания законопроекта также видится недальновидным останавливаться на внесении изменений исключительно в административное законодательство. Очевидно, что, исходя из сущности рассматриваемого противоправного деяния, нормы, закрепляющие ответственность за приобретение алкогольной продукции для несовершеннолетних должны обладать административно-преюдициальной структурой, подразумевающей возможность привлечения «приобретателя» алкогольной продукции для несовершеннолетнего при повторном зафиксированном случае приобретения уже не к административной, а к уголовной ответственности.

На основе проведенного анализа, считаем необходимым пересмотреть существующий законопроект. По нашему мнению, представляется более логичным и целесообразным внести следующие изменения в действующее законодательство:

1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнить статьей 6.10.1 «Приобретение несовершеннолетнему алкогольной и спиртосодержащей продукции», изложив ее в следующей редакции:

«Приобретение алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетнему, если это действие не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на совершеннолетних лиц в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также лиц, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетнего, - от четырех до пяти тысяч рублей».

2) Уголовный кодекс Российской Федерации дополнить статьей 152 «Приобретение алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетнему», изложив ее в следующей редакции:

1. «Приобретение несовершеннолетнему алкогольной и спиртосодержащей продукции, если это деяние, совершенно неоднократно, наказывается штрафом в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником, либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается штрафом в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Примечание. Приобретением несовершеннолетнему алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенной лицом неоднократно, признается приобретение несовершеннолетнему

алкогольной и спиртосодержащей продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию».

Представляется, что предлагаемые нами изменения в нормы административного и уголовного законодательства, при условии их реализации, смогут не только разрешить открытый на сегодняшний день вопрос о возможной юридической ответственности лиц, покупающих алкогольную продукцию несовершеннолетним, но и стать серьезным шагом в противодействии алкоголизации несовершеннолетнего населения нашей страны.

Литература и источники

1. Ракицкий Г.Ф., Сливко К.Ю., Литвинов А.В., Камышанская О.И. Агрессивное и аутоагрессивное поведение пациентов с зависимостью от психоактивных веществ // Здравоохранение Дальнего Востока. 2020. № 2 (84). С. 54-59.

2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-июнь 2022 года. // URL: https://мвд.рф/reports/item/31209853/ (дата обращения: 12.08.2022).

3. Здравоохранение в России. 2021: Статистический сборник / Росстат. М., 2021.

4. Смирнова А.В. Социальные причины подросткового алкоголизма // Евразия и глобальные социально-экономические изменения: VII Международный конгресс социологов тюркского мира: сборник научных трудов, Казань, 12-13 марта 2020 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020.

5. Беженцев A.A. Деятельность учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними алкогольной продукции и наркотических средств: административно-правовой аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3 (83).

6. Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

8. Приказ Минпромторга России от 31.05.2017 г. № 1728 «Об утверждении перечня документов, позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия, и признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 15 апреля 2011 г. № 524 «Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия» // Российская газета. 2017. № 139.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ// СЗ РФ. 2002. №1. Ст.1.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

11. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета. 2011. № 29.

12. В Тюменской области ввели штраф за покупку алкоголя детям // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4684324 (дата обращения: 14.08.2022 г.).

13. Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 г. № 55 (принят Тюменской областной Думой 20.12.2007 г.) // Вестник Тюменской областной Думы. 2007. № 10.

14. По инициативе прокурора области принят закон, устанавливающий ответственность за приобретение по просьбе несовершеннолетних и передачу последним алкогольной продукции. Прокуратура Владимирской области. // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=51660205 (дата обращения: 15.08.2022 г.).

15. Закон Владимирской области от 14.02.2003 г. № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях во Владимирской области» (принят постановлением Законодательным Собранием Владимирской области от 29.01.2003 г. № 11) // Владимирские ведомости. 2003. № 36-37.

16. Законопроект № 65362-8 «О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за приобретение для несовершеннолетних алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также потенциально опасных и одурманивающих веществ) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/65362-8 (дата обращения: 15.08.2022 г.).

17. Мотрович И.Д. Предупреждение и пресечение органами внутренних дел (полицией) административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртсодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Aвтореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2015.

References and Sources

1. Rakickij G.F., Slivko K.YU., Litvinov A.V., Kamyshanskaya O.I. Agressivnoe i autoagressivnoe povedenie pacientov s zavisimost'yu ot psihoaktivnyh veshchestv // Zdravoohranenie Dal'nego Vostoka. 2020. № 2 (84). S. 54-59.

2. Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federacii za yanvar'-iyun' 2Q22 goda. // URL: https://mvd.rf/reports/item/312Q9853/ (data obrashcheniya: 12.Q8.2Q22).

3. Zdravoohranenie v Rossii. 2Q21: Statisticheskij sbornik / Rosstat. M., 2Q21.

4. Smirnova A.V. Social'nye prichiny podrostkovogo alkogolizma // Evraziya i global'nye social'no-ekonomicheskie izmeneniya: VII Mezhdunarodnyj kongress sociologov tyurkskogo mira: sbornik nauchnyh trudov, Kazan', 12-13 marta 2Q2Q goda. Kazan': Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet, 2Q2Q.

5. Bezhencev A.A. Deyatel'nost' uchrezhdenij zdravoohraneniya po profilaktike potrebleniya nesovershennoletnimi alkogol'noj produkcii i narkoticheskih sredstv: administrativno-pravovoj aspekt // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 3 (83).

6. Federal'nyj zakon ot 22.11.1995 g. № 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noj produkcii» // SZ RF. 1995. № 48. St. 4553.

7. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ // SZ RF. 1994. № 32. St. 3301.

8. Prikaz Minpromtorga Rossii ot 31.05.2017 g. № 1728 «Ob utverzhdenii perechnya dokumentov, pozvolyayushchih ustanovit' vozrast pokupatelya alkogol'noj produkcii, kotorye prodavec vprave potrebovat' v sluchae vozniknoveniya u nego somneniya v dostizhenii etim pokupatelem sovershennoletiya, i priznanii utrativshim silu prikaza Minpromtorga Rossii ot 15 aprelya 2011 g. № 524 «Ob utverzhdenii Perechnya dokumentov,

udostoveryayushchih lichnost' i pozvolyayushchih ustanovit' vozrast pokupatelya alkogol'noj produkcii, kotorye prodavec vprave potrebovat' v sluchae vozniknoveniya u nego somneniya v dostizhenii etim pokupatelem sovershennoletiya» // Rossijskaya gazeta. 2017. №2 139.

9. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 g. № 195-FZ// SZ RF. 2002. №1. St.1.

10. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // SZ RF. 1996. № 25. St. 2954.

11. Postanovleniem Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 1 fevralya 2011 g. №2 1 «O sudebnoj praktike primeneniya zakonodatel'stva, reglamentiruyushchego osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti i nakazaniya nesovershennoletnih» // Rossijskaya gazeta. 2011. №2 29.

12. V Tyumenskoj oblasti vveli shtrafza pokupku alkogolya detyam // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4684324 (data obrashcheniya: 14.08.2022 g.).

13. Kodeks Tyumenskoj oblasti ob administrativnoj otvetstvennosti ot 27.12.2007 g. №2 55 (prinyat Tyumenskoj oblastnoj Dumoj 20.12.2007 g.) // Vestnik Tyumenskoj oblastnoj Dumy. 2007. № 10.

14. Po iniciative prokurora oblasti prinyat zakon, ustanavlivayushchij otvetstvennost' za priobretenie po pros'be nesovershennoletnih i peredachu poslednim alkogol'noj produkcii. Prokuratura Vladimirskoj oblasti. // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_cfo/mass-media/news/news-regional?item=51660205 (data obrashcheniya: 15.08.2022 g.).

15. Zakon Vladimirskoj oblasti ot 14.02.2003 g. №2 11-OZ «Ob administrativnyh pravonarusheniyah vo Vladimirskoj oblasti» (prinyat postanovleniem Zakonodatel'nym Sobraniem Vladimirskoj oblasti ot 29.01.2003 g. №2 11) // Vladimirskie vedomosti. 2003. №2 36-37.

16. Zakonoproekt №2 65362-8 «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 6.10 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» (ob ustanovlenii otvetstvennosti za priobretenie dlya nesovershennoletnih alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii, a takzhe potencial'no opasnyh i odurmanivayushchih veshchestv) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/65362-8 (data obrashcheniya: 15.08.2022 g.).

17. Motrovich I.D. Preduprezhdenie i presechenie organami vnutrennih del (policiej) administrativnyh pravonarushenij v sfere obshchestvennogo poryadka, svyazannyh s potrebleniem alkogol'noj i spirtsoderzhashchej produkcii i poyavleniem v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya v obshchestvennyh mestah. Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Habarovsk, 2015.

ЛИХОЛЕТ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел ДВЮИ МВД России, полковник полиции. СЛИВКО НИКИТА КОНСТАНТИНОВИЧ - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел ДВЮИ МВД России, капитан полиции.

БОНДАРЕНКО ДИНА МАКСИМОВНА - курсант факультета юриспруденции ДВЮИ МВД России. LIKHOLET, ELENA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of the law enforcement agencies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, colonel of police ([email protected]).

SLIVKO, NIKITA K. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative and Service Activities of Internal Affairs Bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, captain of police ([email protected]).

BONDARENKO, DINA M - Cadet of the Аaculty of Jurisprudence of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (dina.bondarenko.2001 @bk.ru).

УДК 336.2(470):351.713 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-69-76

БОЧАРОВА Н.Н.

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: налоговая реформа, налоговая система, Налоговый кодекс РФ, налоговая политика, бюджетная политика, налоговые льготы.

В статье исследуются понятие налоговой реформы и ее некоторые историко-правовые аспекты. Особое внимание уделено новым факторам, влияющим на характер проведения налоговой реформы на современном этапе (цифровизация, коронавирусные ограничения и др.). Проанализированы Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденные Минфином России; обозначены основные тенденции в реформировании налогообложения юридических и физических лиц. Особое внимание автор уделяет вопросам оптимизации налогов на доходы физических лиц. В данной связи рассматривается дискуссия по вопросу отмены уплаты НДФЛ для некоторых категорий граждан, прежде всего для малоимущих.

BOCHAROVA, N.N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TAX REFORM IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT Key words: tax reform, tax system, Tax Code of the Russian Federation, tax policy, budget policy, tax incentives.

The article explores the concept of tax reform and some of its historical and legal aspects. Particular attention is paid to new factors affecting the nature of the tax reform at the present stage (digitalization, coronavirus restrictions, etc.). The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2022 and for the planning period of 2023 and 2024, approved by the Ministry of Finance of Russia, were analyzed; the main trends in reforming the taxation of legal entities and individuals are indicated. The author pays special attention to the optimization of taxes on personal income. In this regard, a discussion is being considered on the issue of abolishing the payment of personal income tax for certain categories of citizens, primarily for the poor.

«Нет идеальных налоговых систем, тем более только появившихся» (И. Горский) [1]. Чтобы налоговая система была идеальной или хотя бы соответствующей реалиям общества и государства, удовлетворяющей потребности социально-экономического и политического развития, она должна меняться. Таким образом, мы можем говорить о принципе подвижности [2], как сущностной характеристике налоговой реформы. На сегодняшний день в законодательстве нет законодательно закрепленного понятия «налоговая реформа», что создает предпосылки для острой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.