АНДРЕЕВ Д.В., [email protected] Адъюнктура; Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7
ANDREEV D.V.,
Postgraduate courses;
Omsk Academy of the Ministry
of the Interior of the Russian Federation,
Komarova Ave. 7, Omsk, 644092,
Russian Federation
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ УГРОЗ, ИСХОДЯЩИХ ОТ ПРОДАЖИ ИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ИЛИ ИНОЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация. Статья посвящена проблемным вопросам детской и подростковой алкоголизации. В работе рассматриваются меры профилактики детского алкоголизма, принимавшиеся в России в различные периоды. Одной из важнейших профилактических мер названо ограничение доступности несовершеннолетним алкогольной продукции. Административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции предусмотрена частью 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В результате анализа законодательства, материалов правоприменительной практики, научной литературы по исследуемой теме автором статьи сделан вывод о том, что данная норма не может быть признана эффективной мерой защиты несовершеннолетних. С целью разрешения выявленных проблем в рассматриваемой сфере предложено, в частности, внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность; алкогольная продукция; спиртосодержащая пищевая продукция; административно-правовая защита несовершеннолетних; специальный субъект правонарушения.
Для цитирования: Андреев Д.В. Административно-правовая защита несовершеннолетних от угроз, исходящих от продажи им алкогольной или иной спиртосодержащей продукции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. N 4 (54). С. 89-97.
ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION OF MINORS AGAINST THREATS ARISING FROM SELLING ALCOHOLIC BEVERAGES OR OTHER PRODUCTS CONTAINING ALCOHOL TO THEM
Annotation. The article is devoted to the problematic issues of child and adolescent alcoholism. The author of the article examines the measures taken to prevent child alcoholism in Russia in different time periods. The restriction of the availability of alcoholic beverages to minors is recognized as one of the most important preventive measures. Administrative responsibility for the retail sale of alcoholic beverages to a minor is provided by part 2.1 of Article 14.16 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. Basing on the results of the analysis of legislation, materials of law enforcement practice, as well as scientific literature concerning the subject under study, the author of the article came to the conclusion that this rule cannot be recognized as an effective measure for the protection of minors. In order to resolve the identified problems in the considered area, it is proposed to amend the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.
Keywords: law enforcement activities; alcoholic beverages; food products containing alcohol; administrative and legal protection of minors; special subject of the offence.
For citation: Andreev D.V. Administrative and legal protection of minors against threats arising from selling alcoholic beverages or other products containing alcohol to them // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2020. No. 4 (54). P. 89-97.
Проблема злоупотребления алкогольной продукцией существовала в разные периоды развития Российского государства. Общество сталкивалось с се-
рьезными негативными последствиями злоупотребления спиртными напитками, и это требовало принятия от государства решительных мер, таких, например, как
полный запрет продажи и потребления алкогольной продукции в 1914 году и запрет производства и продажи ликероводочной продукции в 1980 году.
Следует отметить, что проблема алкоголизации остается актуальной и для современной России. При этом наибольшего внимания требуют вопросы детского и подросткового алкоголизма, а также профилактики потребления алкоголя гражданами данной категории. Специалисты и ученые, исследующие проблемы детского алкоголизма, высказывают единое мнение о том, что даже слабоалкогольный напиток в незначительных дозах способен нанести существенный вред детскому организму.
Проблемы, связанные с детским алкоголизмом, известны в России достаточно давно. Существовали обычаи и традиции, которые способствовали привыканию к алкоголю с детства. Например, детский врач В.Ф. Якубович в 1893 году описывал факты того, как в семьях низшего сословия детей приучали к потреблению водки с грудного возраста. В тот период времени влияние спиртных напитков на организм человека было недостаточно изучено. Считалось, что если давать детям водку, то став взрослыми, они не будут употреблять спиртные напитки [1, с. 31]. В работах детского врача Г.П. Горячкина отмечалось, что в бедных слоях населения спиртосодержащая жидкость считалась универсальным лечебным средством [см.: 2, с. 4].
С началом XX века связано углубленное изучение влияния алкоголя на организм. И.В. Сажин в работе «Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма» описал результаты исследований о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка, согласно которым даже незначительные дозы спиртного губительно сказываются на функционировании мозга человека [см.: 2, с. 6]. Доктор медицины К.В. Шмидт утверждал, что противодействовать алкоголизации возможно при активной деятельности государства «...путем издания законов по ограничению продажи и потребления алкоголя, введением обязательного преподавания в школах учения о вреде алкоголя, проведением антиалкогольных лекций» [цит. по: 3, с. 196].
В тот же период возникла идея о полном отказе от алкоголя. Она поддерживалась в период правления Николая II, когда государством оказывалось содействие в проведении пропаганды трезвого образа жизни. Антиалкогольная программа активно разворачивалась, и уже к 1900 году на территории Российской империи насчитывалось 461 общество трезвости, а в 1911 году - 1767 [4, с. 82].
Наравне с врачами и педагогами активно принимали участие в антиалкогольной компании и священнослужители. Ими была организована деятельность детских трезвеннических кружков. Следует отметить, что антиалкогольная программа в общеобразовательных организациях финансировалась только в Центральной России. В Сибири организация трезвеннических кружков осуществлялась церковноприходскими школами [4, с. 83].
Работе государственных программ, направленных на противодействие алкоголизации детей, помешали негативные факторы:
1) вступление Российской империи в Первую мировую войну;
2) Гражданская война в России.
Последствия этих факторов привели к тому, что сотни тысяч детей остались без попечения родителей и близких родственников, и это стало причиной резкого роста безнадзорности несовершеннолетних. Согласно статистике, в 1921 году беспризорников насчитывалось более 4,5 млн, а в 1922 году - около 7 млн [5, с. 32]. Безнадзорность является одной из социальных причин потребления несовершеннолетними алкогольных напитков и массового детского алкоголизма. Как отмечает Н. Тяпугин, за период с 1924 по 1925 год на учет в Московском наркодиспансере было поставлено 800 детей в возрасте до 18 лет с диагнозом «алкоголизм». Из 100 беспризорных детей, ночевавших в московских ночлежках, 35-40 потребляли алкоголь [6, с. 62].
Для решения данной проблемы требовалось принятие действенных государственных мер. В 1919 году был издан Декрет об учреждении Совета по защите детей под председательством наркома просвещения А.В. Луначарского. Задача Совета состояла в помещении беспризорников в стационарные учреждения, обеспече-
нии продовольствием и т.д., а в результате - в уменьшении количества беспризорных детей. В 1921 году образована Комиссия по улучшению жизни детей под руководством Ф.Э. Дзержинского. Беспризорников ставили на учет в милиции, государственном политическом управлении. Создавались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии [5, с. 33]. Достичь поставленных задач помешала Великая Отечественная война.
С начала Великой Отечественной войны производство и потребление алкогольной продукции осуществлялось под строгим контролем государства. В 1941 году Государственным комитетом обороны утверждено постановление N 562 «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии»*. Данное постановление регламентировало не только порядок поставок алкогольной продукции для нужд Красной армии с целью применения в медицине, для смазки и протирки инженерных и электрических узлов и агрегатов, но и потребление алкоголя среди военнослужащих.
Следует отметить, что в период войны произошло резкое сокращение производства алкогольной продукции. Некоторые заводы по ее производству перешли на выпуск зажигательной смеси («коктейль Молотова»). В части городов Советского Союза водочная продукция отсутствовала в розничной торговле, что, безусловно, отразилось на снижении количества потребления алкогольной продукции как среди взрослого населения, так и среди несовершеннолетних.
На низком уровне потребление алкогольной продукции находилось и в первые годы после окончания Великой Отечественной войны из-за высокой цены на эту продукцию [7, с. 77].
В послевоенный период противодействие алкоголизму продолжилось. С развитием и укреплением идеи прав и свобод ребенка в Европе и мире все большее внимание уделяется вопросам защиты жизни и здоровья детей. В связи с этим изучение влияния спиртных напитков на детский организм стало масштабным.
Исследователями в области медицины указывается, что не только крепкие спиртные напитки вредны организму несовершеннолетнего, но и слабоалкогольные продукты чрезвычайно опасны и наносят серьезный вред. В 2009 году Л.А. Новикова и Н.С. Ишеков, исследовавшие особенности вегетативной регуляции сердечной деятельности при пивной алкоголизации у несовершеннолетних, пришли к выводу о негативном влиянии пива на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы [8, с. 20].
В современных условиях, учитывая полученные знания о вреде алкогольной и спиртосодержащей продукции, граждане не используют ее в качестве лекарственного средства и для профилактики потребления детьми в дальнейшем. Вместе с тем уровень детского и подросткового алкоголизма остается высоким.
Согласно данным Росстата, в 2019 году в Российской Федерации на профилактическом учете в связи с употреблением алкоголя с вредными последствиями состояло 12 557 несовершеннолетних**.
На государственном уровне алкоголизм признается угрозой национальной безопасности. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683***, одной из главных угроз национальной безопасности является массовое распространение алкоголизма. 30 декабря 2009 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2128-р утверждена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года**** (далее - Концепция). Данная Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продук-
* ГКО постановляет // Военно-исторический журнал. 1992. N 4-5. С. 22.
** Росстат: официальный сайт. 11К1_: ИНрБ:// rosstat.gov.ru
*** См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
**** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 2. Ст. 264.
цией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Следует отметить, что на территории Российской Федерации происходит ежегодное увеличение производства и продажи слабоалкогольных напитков, включая пиво. Сочетание этилового спирта и тонизирующих веществ (в частности, кофеина) в составе слабоалкогольных напитков ускоряет пристрастие населения, особенно несовершеннолетних, к алкогольной продукции.
Спиртные напитки способствуют развитию психологических отклонений и патологий. Учеными в области медицины отмечается, что ребенок становится неуравновешенным, замыкается в себе, это приводит к отклонению от общепринятых норм и впоследствии совершению противоправных деяний (делинквентности).
Подростки, не усвоив в полной мере нравственные нормы и будучи неспособными отдавать отчет своим деяниям, склонны к совершению правонарушений. Анализ статистических данных МВД России позволяет сделать вывод об отрицательной динамике преступлений, совершенных несовершеннолетними. Например, в 2018 году лицами, не достигшими совершеннолетия, в состоянии алкогольного опьянения совершено 1485 преступлений, в 2019 году - 1410 преступлений, за 6 месяцев 2020 года - 688 (АППГ - 722)*. При этом необходимо учитывать фактор ограничительных мероприятий в период пандемии коронавирусной инфекции СОУЮ-19.
Одной из причин делинквентности несовершеннолетних лиц является доступность спиртосодержащей продукции. Концепция предусматривает ряд мер, которые должны способствовать снижению потребления населением, в том числе несовершеннолетними, алкогольной продукции, а также заболеваемости алкоголизмом. Важнейшими мерами следует считать ограничение доступности алкогольной продукции путем четкой регламентации розничной продажи по месту и времени, усиление административной ответственности за роз-
ничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний.
При отпуске алкогольной продукции несовершеннолетним торговые организации стремятся к получению прибыли, пренебрегая нравственными нормами. Тем самым причиняется вред здоровью несовершеннолетних и создаются условия для совершения ими преступлений. Как отмечает В.С. Соловьев, «человек, который пренебрегает нравственными интересами и действует только из-за выгоды или из самолюбия, заслуживает всякого осуждения <...> нравственные интересы отдельных людей порождают общий нравственный интерес народа, относящийся уже не к отдельным единицам, а к народной совокупности» [9, с. 238]. Изложенное подчеркивает то, что принимать участие в решении проблем детской алкоголизации должны не только ученые и органы государственной власти, но и каждый гражданин, общество в целом.
Исследователями проблем детского алкоголизма высказываются предложения об установлении административного воздействия на самих приобретателей алкоголя. Например, в 2013 году был подготовлен законопроект, предусматривавший административную ответственность за приобретение алкогольной продукции лицами, не достигшими 21 года. По мнению разработчика проекта закона, воздействие только на предприятия торговли является малоэффективным, необходимо применение мер государственного принуждения к покупателям алкоголя. Настоящий законопроект вызвал множество споров, в первую очередь в части предложения о повышении возраста несовершеннолетия до 21 года, что в итоге стало одной из причин его отклонения**.
С подобной инициативой в 2016 году выступило Министерство промышленно-
* Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. 11К1_: ИйрБ:// мвд.рф
** Пояснительная записка к законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части, касающейся привлечения к административной ответственности за приобретение алкогольной продукции лицом, не достигшим 21 года)» // Система обеспечения законодательной деятельности: сайт. URL: http:// sozd.duma.gov.ru
сти и торговли Российской Федерации, которое предложило ввести административную ответственность для лиц, достигших возраста 16-17 лет, за приобретение алкогольной продукции*. По мнению представителя Минпромторга России, данное правонарушение совершают обе стороны - лицо, отпускающее товар (алкогольную продукцию), и лицо, его приобретающее, однако в случае совершения деликта к ответственности привлекается только продавец. Вместе с тем несовершеннолетние, не понесшие наказание, совершают их в дальнейшем [10].
Считаем, что привлечение лиц, достигших возраста 16-17 лет, к административной ответственности за приобретение алкогольной продукции - справедливая и эффективная мера профилактики детского алкоголизма, так как они осознают противоправность своих действий. Кроме того, полагаем необходимым привлечение родителей лиц, не достигших 16-летнего возраста, к административной ответственности по аналогии со ст. 20.22 КоАП РФ, согласно которой ответственность за нахождение в состоянии опьянения либо потребление алкогольной продукции лицом, не достигшим возраста 16 лет, несет родитель или иной законный представитель.
Позицию, направленную на защиту несовершеннолетних от продажи им алкогольной продукции, занимает А.И. Смо-ляков. Автор предлагает введение общественного контроля во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время общественный контроль осуществляется в Пермском крае в рамках Закона от 21 декабря 2011 г. N 888-ПК «Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае»**. Общественный контроль предполагает, что инициативная группа минимум из трех человек, один из которых обязательно должен быть совершеннолетним лицом, наблюдает за торговыми объектами с целью недопущения продажи алкогольной
* Минпромторг предлагает наказывать подростков за покупку алкоголя // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/601580
** Об общественном (гражданском) контроле в Пермском крае: закон от 21 дек. 2011 г. N 888-ПК // Собр. законодательства Пермского края. 2011. N 12 (60).
продукции несовершеннолетним. Маршрут и торговые объекты инициативная группа выбирает самостоятельно. В случае обнаружения такого рода правонарушения группа информирует ближайшую дежурную часть полиции с целью дальнейшего принятия мер реагирования и документирования правонарушения [11, с. 95].
По нашему мнению, множество вопросов возникает при осуществлении такого рода деятельности с привлечением несовершеннолетних лиц. Например, о субъекте ответственности в случае возникновения конфликта и причинения какого-либо вреда здоровью несовершеннолетнему или о мерах, которые может принимать инициативная группа в отношении лиц, купивших алкогольную продукцию, до прибытия сотрудников полиции.
В пункте 11 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»*** (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Административная ответственность за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним предусмотрена частью 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ
Анализ статистических данных МВД России показал, что в 2018 году на территории Российской Федерации полицией пресечено 22 654 правонарушения, предусмотренных ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в 2019 году произошло незначительное снижение (до 22 391). Данный вид правонарушений составляет 40 % от общего числа правонарушений, связанных с несоблюдением правил торговли алкогольной продукцией****.
*** О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 нояб. 1995 г. N 171-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 48. Ст. 4553.
**** Министерство внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт. URL: httpsy/мвд.рф
Следует обратить внимание на то, что ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ затрагивает деятельность только торговых предприятий и определяет запрет продажи именно алкогольной продукции, что создает ряд проблем в правоприменительной практике.
Рассматриваемая норма содержится в статье, которая регламентирует правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Правила продажи и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены ст.ст. 11 и 16 Федерального закона N 171-ФЗ. Данные правила распространяются на организации, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу алкогольной продукции, а также организации, оказывающие услуги общественного питания. Таким образом, ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним будут нести организация или индивидуальный предприниматель. Однако согласно ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ субъектами правонарушения выступают как юридические лица (организации), должностные лица (индивидуальные предприниматели), так и граждане (продавцы).
В подпункте 11 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что не допускается продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить его возраст.
Продавец - гражданин, работник торгового предприятия либо индивидуального предпринимателя, осуществляющий деятельность по продаже товаров на основании трудового договора либо такого же договора в устной форме между работником и работодателем. Значит, субъектом правонарушения в рассматриваемой статье КоАП РФ выступает продавец, осуществляющий деятельность по продаже товаров на основе трудового договора, на которого и распространяются правила продажи алкогольной продукции, а не общий субъект (гражданин).
Данная позиция подтверждается и решениями судов. Например, 3 апреля 2017 г. мировой судья судебного участка
N 183 Подольского судебного района Московской области рассмотрел материалы дела об административном правонарушении в отношении гражданки А., составленного по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, которая в торговом павильоне индивидуального предпринимателя продала алкогольную продукцию несовершеннолетнему. Поскольку в материалах дела отсутствовали копии трудового договора, заключенного между индивидуальным предпринимателем и гражданкой А., то в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ материалы дела были возвращены для устранения недостатков*.
Также необходимо отметить, что вопрос об определении статуса субъекта возникает в органах дознания при квалификации деяния за повторное осуществление продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Анализ судебных решений по ст. 151.1 УК РФ показывает, что при рассмотрении дела по существу суд всегда обращает внимание на статус гражданина: является ли он продавцом, осуществляется ли им трудовая деятельность, возложены ли на него обязанности торговли алкогольной продукцией, то есть в данном случае имеется специальный субъект - лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции, например продавец винного магазина. Указанные обстоятельства являются важными при вынесении решения о признании лица виновным в совершении преступления. Следовательно, различие между составом преступления и составом административного правонарушения заключается только в количественном критерии противоправного деяния. При этом субъект правонарушения в обоих случаях имеет статус специального.
Проблема продажи алкогольной либо иной спиртосодержащей продукции несовершеннолетним не продавцами торговых павильонов и предприятий, а гражданами на придомовой территории, из транспортных средств, осуществляющих продажу с «доставкой», требует законодательного решения в рамках специального состава, предусматривающего
* Определение мирового судьи судебного участка N 183 Подольского судебного района Московской области от 3 апр. 2017 г. по делу N 5-269/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: сайт. URL: https://sudact.ru
административную ответственность таких граждан, поскольку их действия в указанных случаях в настоящее время не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ. За подобные действия ответственность граждан наступает на общих основаниях, как за продажу алкогольной продукции взрослому человеку.
В настоящее время административная ответственность предусматривается за розничную продажу несовершеннолетнему только алкогольной продукции. Это в определенной мере снижает эффективность защиты несовершеннолетних в рассматриваемой сфере, так как продажа любой иной спиртосодержащей продукции не охватывается ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.
В статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ сформулировано исчерпывающее понятие алкогольной продукции: «пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции». Вместе с тем видов спиртной продукции значительно больше, однако за продажу иной спиртной продукции ответственность не предусмотрена. Например, продажа косметических средств с содержанием этилового спирта будет квалифицироваться по ст. 14.2 КоАП РФ, которая предусматривает значительно менее строгую ответственность.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ не позволяет обеспечить эффективную защиту несовершеннолетних от продажи им спиртосодержащей продукции, так как:
1. Субъектом правонарушения является продавец - лицо, которое по письменному либо устному трудовому договору с работодателем осуществляет трудовую деятельность по продаже продуктов, товаров.
2. Предмет правонарушения ограничен только алкогольной продукцией.
Следует обратиться к главе 14 КоАП РФ, нормы которой охраняют и регулируют правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности. Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность - это самосто-
ятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Таким образом, одной из главных функций главы 14 КоАП РФ является охрана и регулирование деятельности хозяйствующих субъектов по получению прибыли, а также охрана экономических и материальных интересов. Диспозиция ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ является бланкетной и отсылает к нормам Федерального закона N 171-ФЗ в части правил торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Следовательно, действие рассматриваемой статьи заключается в регулировании правоотношений в сфере правил торговли. Вместе с тем учеными-административистами отмечается, что одним из признаков, характеризующих административное правонарушение, является общественная вредность [12, с. 524, 525].
С.А. Маршев, анализируя объективную сторону правонарушения, одним из ее признаков считает общественно вредное деяние, под которым он понимает действие или бездействие и общественно вредные последствия, то есть вред, который причиняется или может быть причинен действием или бездействием [13, с. 32-33].
В диспозиции рассматриваемой статьи КоАП РФ указано на активные действия продавца, направленные на продажу, возмездную передачу алкогольной продукции несовершеннолетним. Вместе с тем последствия данных действий причиняют либо могут причинить вред здоровью несовершеннолетних.
Учитывая крайне негативное влияние алкоголя на организм и психическое состояние несовершеннолетних, полагаем, что деяние, направленное на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, является общественно опасным, посягая прежде всего на их здоровье. При этом нарушение правил торговли должно являться факультативным объектом для рассматриваемого состава административного правонарушения.
Подводя итоги проведенного исследования, считаем, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, необходимо исключить из главы 14 КоАП РФ, включив его в главу 6 «Административные право-
нарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность». Предлагаем данную часть статьи выделить в виде самостоятельного состава административного правонарушения, изложив ее в следующей редакции:
«Статья 6.8.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной или иной спиртосодержащей продукции
Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной или иной спиртосодержащей продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.».
Список литературы
1. Якубович В.Ф. О пьянстве детей и о влиянии вина на детский организм: публ. лекция, чит. 16 февр. 1893 г. в С.-Петерб. собр. СПб.: Типо-лит. Б.М. Вольфа, 1894. 23 с.
2. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 144 с.
3. Дизер О.А. Административно-правовая защита общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.14. Омск, 2019. 475 с.
4. Терскова А.А. Кружки трезвости и уроки трезвости в церковно-приходских школах Енисейской губернии в начале ХХ в. // Гришаевские чтения: материалы I национальной науч. конф., посвященной памяти доктора исторических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Василия Васильевича Гри-шаева, 11 сентября 2018 г., г. Красноярск. Красноярск: Красноярский гос. аграрный ун-т, 2018. С. 82-86.
5. Жиляева С.К. К вопросу о мерах борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в первые годы советской власти // Научные записки ОрелГИЭТ. 2020. N 2. С. 32-34.
6. Тяпугин Н.П. Народные заблуждения и научная правда об алкоголе. М.: Изд-во Наркомздрава, 1926.
152 с.
7. Николаев А.В. Антиалкогольные кампании ХХ века в России // Вопросы истории. 2008. N 11. С. 67-78.
8. Новикова Л.А., Ишеков Н.С. Оценка вариабельности сердечного ритма у несовершеннолетних при пивной алкоголизации // Экология человека. 2009. N 11. С. 20-24.
9. Соловьев В.С. Соч.: в 2 т. Т. 1. Философская публицистика. М., 1989. 688 с.
10. Евтухов В. Административная ответственность для несовершеннолетних за покупку алкоголя - дополнительный барьер для подросткового алкоголизма // Минпромторг России: официальный сайт. URL: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения: 17 авг. 2020 г.).
11. Смоляков А.И. Участие граждан и общественных организаций в деятельности по выявлению фактов продажи алкогольной продукции и табака несовершеннолетним // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. N 1 (78). С. 95-97.
12. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд. М., 2005. 800 с.
13. Маршев С.А. Административная ответственность: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 488 с.
References
1. Yakubovich V.F. On the drunkenness of children and the influence of wine on the child's body. St. Petersburg, 1894. 23 p. (In Russ.).
2. Bratus' B.S., Sidorov P.I. Psychology, clinic and prevention of early alcoholism. Moscow, Publishing House of Moscow University, 1984.144 p. (In Russ.).
3. Dizer O.A. Administrative and legal protection of public morals. Doct. Diss. Omsk, 2019. 475 p. (In Russ.).
4. Terskova A.A. Sobriety circles and sobriety lessons in parish schools of the Yenisei province at the beginning of the 20th century. Grishaev readings. Krasnoyarsk, Krasnoyarsk state Agrarian University, 2018. Pp. 8286. (In Russ.).
5. Zhilyaeva S.K. On the issue of measures to combat child homelessness and neglect of minors in the early years of Soviet power. Scientific notes OrelGIET, 2020, no. 2, pp. 32-34. (In Russ.).
6. Tyapugin N.P. Popular misconceptions and scientific truth about alcohol. Moscow, 1926. 152 p. (In Russ.).
7. Nikolaev A.V. Anti-Alcohol campaigns of the twentieth century in Russia. History questions. 2008, no. 11, pp. 67-78. (In Russ.).
8. Novikova L. A., Ishekov N.S. Assessment of heart rate variability in minors with beer alcoholization. Human Ecology, 2009, no. 11, pp. 20-24. (In Russ.).
9. Solovyov V.S. Compositions. In 2 volumes. Volume 1. Philosophical journalism. Moscow, 1989. 688 p. (In Russ.).
10. Evtukhov V. Administrative responsibility for minors for buying alcohol - an additional barrier for adolescent alcoholism. Ministry of Industry and Trade of Russia: official website. Available at: http://minpromtorg. gov.ru (accessed August 17, 2020). (In Russ.).
11. Smolyakov A.I. Participation of citizens and public organizations in activities to identify the facts of sale of alcoholic beverages and tobacco to minors. Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov, 2019, no. 1 (78), pp. 95-97. (In Russ.).
12. Bahrakh D.N., Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative law. Moscow, 2005. 800 p. (In Russ.).
13. Marshev S. A. Administrative responsibility. Moscow, 2007. 488 p. (In Russ.).