Научная статья на тему 'Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы его применения'

Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы его применения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5424
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕОДНОКРАТНОСТЬ / РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА / АЛКОГОЛЬ / САНКЦИИ / MINORS / CRIMINAL RESPONSIBILITY / RECURRENCE / RETAIL SALE / ALCOHOL / PENALTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Купирова Ч. Ш.

Введение уголовной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним органично вписывается в общую систему государственных мер, направленных на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. криминализация соответствующих действий обусловлена положениями конституции РФ, Федерального закона «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. отмечается недостаточная эффективность (несмотря на рост статистических показателей) применения статьи 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. В целях единообразного применения закона необходимо уточнение минимального возраста несовершеннолетнего потерпевшего от преступления. Требуют конкретизации условия наступления уголовной ответственности для продавца алкогольной продукции. Показана неоднозначность толкования термина «неоднократность» в тексте статьи. Аргументируется целесообразность увеличения санкций (размера штрафа) за совершение рассматриваемых преступлений. Необходимо решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции на дому и (или) через сеть Интернет. Требует доработки редакция статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЭ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части требований к информационной продукции, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Рассматриваются проблемы формирования доказательственной базы для привлечения виновного за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, с учетом практики толкования и применения закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Купирова Ч. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETAIL SALE OF ALCOHOLIC BEVERAGES TO MINORS: LAW AND PROBLEMS OF ITS APPLICATION

Establishing criminal responsibility for the retail sale of alcoholic beverages to minors is an important element of the general system of government measures aimed to protect children from the factors that negatively affect their physical, intellectual, mental, spiritual and moral development. Criminalization of such actions is justified by provisions of the RF Constitution, the Federal Law "On Basic Guarantees of the Child Rights in the RF", and the Concept of the state policy to reduce alcohol abuse and prevent alcoholism among the RF population. There is insufficient efficacy (despite the increasing statistics) of the application of Article 151.1 of the RF Criminal Code, establishing criminal liability for the retail sale of alcohol to minors. To ensure uniform application of the law it is necessary to clarify the minimum age of a minor as a crime victim. The specification of the conditions of criminal responsibility for the alcohol seller is required. The ambiguity of interpretation of the term "recurrence" in the article is shown. The expediency of increasing penalties (fine amount) for committing the examined offences is argued. It is necessary to solve the question about bringing to criminal responsibility for the sale of alcohol to minors at home and through the Internet. The Article 15 of the Federal Law of December 29, 2010, N 436 "On the protection of children from information harmful to their health and development" concerning the requirements for information distributed by information and telecommunication networks requires revision. The problems of the evidence base formation are considered.

Текст научной работы на тему «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции: закон и проблемы его применения»

КУПИРОВА Ч.Ш., [email protected] Кафедра уголовно-правовых дисциплин;

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 428034, г. Чебоксары, Университетская, 38

KUPIROVA Ch.Sh.,

[email protected]

Chair of criminal law disciplines;

Chuvash State University

named after I.N. Ulyanov,

Universitetskaya St. 38, Cheboksary,

428034, Russian Federation

РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАКОН И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ

Реферат. Введение уголовной ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним органично вписывается в общую систему государственных мер, направленных на защиту детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Криминализация соответствующих действий обусловлена положениями Конституции РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. Отмечается недостаточная эффективность (несмотря на рост статистических показателей) применения статьи 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. В целях единообразного применения закона необходимо уточнение минимального возраста несовершеннолетнего — потерпевшего от преступления. Требуют конкретизации условия наступления уголовной ответственности для продавца алкогольной продукции. Показана неоднозначность толкования термина «неоднократность» в тексте статьи. Аргументируется целесообразность увеличения санкций (размера штрафа) за совершение рассматриваемых преступлений. Необходимо решение вопроса о привлечении к уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции на дому и (или) через сеть Интернет. Требует доработки редакция статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в части требований к информационной продукции, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. Рассматриваются проблемы формирования доказательственной базы для привлечения виновного за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, с учетом практики толкования и применения закона.

Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность, неоднократность, розничная продажа, алкоголь, санкции.

RETAIL SALE OF ALCOHOLIC BEVERAGES TO MINORS:

LAW AND PROBLEMS OF ITS APPLICATION

Abstract. Establishing criminal responsibility for the retail sale of alcoholic beverages to minors is an important element of the general system of government measures aimed to protect children from the factors that negatively affect their physical, intellectual, mental, spiritual and moral development. Criminalization of such actions is justified by provisions of the RF Constitution, the Federal Law "On Basic Guarantees of the Child Rights in the RF”, and the Concept of the state policy to reduce alcohol abuse and prevent alcoholism among the RF population. There is insufficient efficacy (despite the increasing statistics) of the application of Article 151.1 of the RF Criminal Code, establishing criminal liability for the retail sale of alcohol to minors. To ensure uniform application of the law it is necessary to clarify the minimum age of a minor as a crime victim. The specification of the conditions of criminal responsibility for the alcohol seller is required. The ambiguity of interpretation of the term "recurrence” in the article is shown. The expediency of increasing penalties (fine amount) for committing the examined offences is argued. It is necessary to solve the question about bringing to criminal responsibility for the sale of alcohol to minors at home and through the Internet. The Article 15 of the Federal Law of December 29, 2010, N 436 "On the protection of children from information harmful to their health and development” concerning the requirements for information distributed by information and telecommunication networks requires revision. The problems of the evidence base formation are considered.

Keywords: minors, criminal responsibility, recurrence, retail sale, alcohol, penalties.

Российская Федерация есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»* перечислены цели государственной политики в интересах семьи, одной из которых является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. На сегодняшний день подобных негативных факторов достаточное количество: это и пропаганда насилия в компьютерных играх, и доступность для несовершеннолетних табака, алкогольной продукции. Последнее вызывает серьезную обеспокоенность.

Алкоголизация населения, особенно молодежи, достигла критической точки, и проблема борьбы с алкоголем на современном этапе является одной из приоритетных. Так, по данным Роспотребнадзора, в России из 10 млн лиц в возрасте от 11 до 18 лет более половины регулярно употребляют спиртные напитки [1]. И чаще всего несовершеннолетние приобщаются к употреблению алкоголя по причине свободной продажи им спиртных напитков продавцами магазинов, которые игнорируют установленные законодательством запреты и возраст подростков.

Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет. Согласно результатам последних социологических опросов, напитки, которые наиболее часто покупают дети в возрасте от 13 до 17 лет, - алкогольные коктейли [2, с. 15].

В целях усиления борьбы с детским алкоголизмом Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 253-Ф3 в Уголовный кодекс Российской Федерации была введена статья 151.1, предусматривающая уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной про-

* Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. N 31. Ст. 3802.

дукции**. Введению данной статьи в Уголовный кодекс предшествовало принятие Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации***, ряд положений которой направлен прежде всего на защиту несовершеннолетних от пьянства и алкоголизма, а также на формирование стимулов к здоровому образу жизни. В качестве основных мер реализации данной Концепции выступают в первую очередь снижение доступности алкогольной продукции, включая пиво, путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени; усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе нормативно установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также усиление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний. Согласно указанной Концепции к 2020 году потребление алкоголя в России должно сократиться с нынешних 18 до 5-8 литров на человека в год.

Усиление мер ответственности за реализацию алкогольной продукции несовершеннолетним соответствует и общемировым тенденциям усиления борьбы с детским алкоголизмом, противодействия росту алкоголизации несовершеннолетних. Так, в Глобальной стратегии сокращения вредного употребления алкоголя, одобренной в мае 2010 г. 63-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, обращается особое внимание на «установление

** О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции: федер. закон от 21 июля 2011 г. N 253-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4601.

*** О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 дек. 2009 г. N 2128-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 2. Ст. 264.

соответствующего минимального возраста для приобретения или потребления алкогольных напитков и других мер политики для создания барьеров против продажи алкогольных напитков подросткам или их употребления подростками; недопущение продажи алкогольных напитков лицам в состоянии опьянения или не достигшим установленного законом возраста и рассмотрение вопроса о введении механизмов возложения ответственности на продавцов и лиц, обслуживающих клиентов, в соответствии с национальным законодательством»*.

Во многих зарубежных странах уже давно установлены подобные запреты на продажу несовершеннолетним алкогольной продукции. Так, в Эстонии за нарушение данного запрета грозит тюремное заключение на срок до одного года, в Швеции - на срок до 6 лет [3].

Считаем установление уголовной ответственности за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в России необходимой мерой, хотя и несколько запоздалой. В целом по России за время действия данной нормы по ст. 151.1 УК РФ возбуждено 394 уголовных дела, к уголовной ответственности привлечено 412 человек, в том числе по Приволжскому федеральному округу - 86 дел, к ответственности привлечен 81 человек, в Чувашской Республике возбуждено лишь 2 дела, к уголовной ответственности привлечено 3 человека**.

Проанализируем содержание комментируемой законодательной новеллы. Диспозиция статьи 151.1 УК РФ, на первый взгляд, достаточно проста и конкретна, однако имеется ряд вопросов, требующих дополнительного толкования.

Статья 151.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.

Объектом данного преступления являются интересы нравственного и психо-

* URL: http://alcdata.narod.ru/WHO_2010_GS/ WHO_2010_Global_Strategy.pdf (дата обращения: 20 февр. 2014 г.).

** Статистические данные ФКУ «ГИАЦ МВД России». URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statis-^ДероИ^/Н:е1Т|/1963983/ (дата обращения: 20 февр. 2014 г.).

физиологического формирования личности несовершеннолетнего, а в качестве дополнительного объекта может выступать здоровье несовершеннолетнего.

Федеральным законом от 18 июля

2011 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе"»*** (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), в подп. 7 ст. 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»**** (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) внесены изменения, существенно расширившие понятие алкогольной продукции.

Так, с 1 июля 2012 г. под алкогольной понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная

*** О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе»: федер. закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011.

N 30 (ч. I). Ст. 4566.

**** о гоО/дэрудаемтвжн ншм/лиррвармжвнро-про-изводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22 нояб.

1995 г. N 171-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 48. Ст. 4553.

продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также слабоалкогольные коктейли.

Таким образом, действие Федерального закона N 171-ФЗ распространяется и на деятельность по производству и обороту пива и напитков, изготавливаемых на основе пива. Пиво и пивные напитки и до принятия Федерального закона N 218-ФЗ относились к алкогольной продукции, однако ограничения, установленные Федеральным законом N 171-ФЗ, на деятельность по их производству и обороту не распространялись.

Под розничной продажей алкогольной продукции применительно к анализируемой статье следует понимать реализацию алкогольной продукции юридическими лицами (организациями), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, состоящими с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющими отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы).

В соответствии с ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц

- от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно примечанию к ст. 151.1 УК РФ неоднократной признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение ста восьмидесяти дней. Таким образом, состав преступления предполагает административную преюдицию, которая действует в течение 180 дней со дня назначения администра-

тивного наказания. Согласно же ст. 4.6 КоАП РФ данный срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. На наш взгляд, в целях единообразного применения закона срок действия неоднократности необходимо привести в соответствие с административным законодательством. На этот факт обоснованно указывает А.И. Рарог [4, с. 25], поскольку общественная опасность данного деяния не становится меньше, если оно совершается позже, чем через полгода. В случае вторичного нарушения запрета на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему наступит уголовная ответственность. В связи с этим из примечания к ст. 151.1 УК РФ слова «в течение ста восьмидесяти дней» следует исключить.

Моментом окончания данного преступления будет считаться момент повторной продажи алкогольной продукции несовершеннолетнему лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции неоднократно и желает совершить данные действия. Важно установить следующее: виновный осознавал, что лицо, которому он продавал алкогольную продукцию, не достигло совершеннолетия. Анализ следственной практики позволяет сделать вывод о том, что при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 151.1 УК РФ, неоднозначно подходят к пониманию субъективной стороны указанного состава преступления: в одних случаях исходят только из достоверного знания виновным о реальном возрасте покупателя, а в других - допускают возможность предположительного знания об этом. Полагаем, что уголовная ответственность должна наступать не только при достоверном, но и при предположительном знании субъекта о несовершеннолетии лица, вовлекаемого в преступление. Кроме того, данный подход будет соответствовать практике применения ст. 150 УК РФ.

При возникновении у продавца сомнения относительно достижения покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у него документ, удостове-

ряющий личность и позволяющий точно установить возраст этого покупателя, а в случае отсутствия документа - отказаться от продажи алкогольной продукции.

В соответствии с приказом Минпро-мторга России от 15 апреля 2011 г. N 524 к документам, удостоверяющим личность и позволяющим установить возраст покупателя алкогольной продукции, относятся: паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, общегражданский заграничный паспорт, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, паспорт моряка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности военнослужащего или военный билет гражданина Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, удостоверение беженца и т.д.* Следует отметить, что при установлении возраста продавец должен обращать внимание не только на год рождения, но и на число и месяц. Лицо считается достигшим момента совершеннолетия на следующий день после исполнения 18 лет.

В случае продажи продавцом алкогольной продукции по невнимательности, когда продавец, засомневавшись в возрасте покупателя, требует документ, подтверждающий возраст, и смотрит только на год рождения покупателя, оставляя без внимания число и месяц его рождения, из-за чего ошибается в возрасте несовершеннолетнего на несколько месяцев или даже дней, не исключается умысел и, следовательно, ответственность.

Субъект преступления специальный -лицо, осуществляющее розничную продажу алкогольной продукции (продавец). В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ им является физическое лицо, непосредственно осуществляющее отпуск алкогольной продукции несовершеннолетнему (продавец). В соответствии со ст. 492 ГК РФ продавцом по договору розничной

* Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия: приказ Минпромторга Российской Федерации от 15 апр. 2011 г. N 524 // Рос. газ. 2011. 10 июня.

купли-продажи может выступать только лицо, ведущее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

Должностные лица, а также индивидуальные предприниматели, которые непосредственно не осуществляли продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему, но способствовали либо подстрекали лицо, состоящее с ними в трудовых отношениях, к совершению преступления, подлежат ответственности по данной статье с применением также соответствующей части статьи 33 УК РФ.

Кроме того, как справедливо отмечает Н. Косевич, согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности виновного физического лица не освобождает от административной ответственности за такое правонарушение юридическое лицо [5, с. 103].

Приведем следующий пример. Сотрудниками Управления МВД России по Ненецкому автономному округу 18 декабря

2012 г. проведена проверка в кафе-баре. В ходе проверочных мероприятий установлено, что в его деятельности допущена розничная продажа несовершеннолетней Ш. (10.10.1995 г.р.) алкогольной продукции - красного вина, о чем в присутствии законного представителя был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении виновного.

Суд правомерно посчитал, что неисполнение юридическим лицом требований действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от административной ответственности, а свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководителя за действиями своих работников**.

Санкция статьи предусматривает за данное преступление наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

** Дело N А05-6/2013 // Архив Арбитражного суда Архангельской области.

до шести месяцев либо исправительных работ на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Следует отметить, что за совершение правонарушения, предусмотренного п. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, на граждан налагается административный штраф в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц

- от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. К субъектам преступления, предусмотренного статьей 151.1 УК РФ, относятся те же самые лица, предусмотренные в п. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, кроме юридических лиц. Однако в соответствии с УК РФ им может быть назначен штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, что, по нашему мнению, достаточно мало по сравнению с санкцией КоАП РФ. Поскольку УК РФ охраняет более важные общественные отношения, то и санкции за совершение преступлений должны быть более строгими, чем за совершение схожего деяния, но с меньшей общественной опасностью. В санкции ст. 151.1 УК РФ ее нижний предел не указан. В соответствии с ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в размере от пяти тысяч рублей. Следовательно, минимальный размер штрафа за данное деяние - пять тысяч рублей. Суды назначают наказание в пределах минимума, что не соответствует нижнему пределу административного штрафа

- тридцати тысячам рублей для граждан. Необходимо предусмотреть серьезную уголовную ответственность как для продавцов, так и для иных лиц за продажу спиртного, в том числе слабоалкогольных коктейлей, несовершеннолетним. В связи с этим считаем целесообразным увеличить нижний предел штрафа за совершение преступления, предусмотренного статьей 151.1 УК РФ, до пятидесяти тысяч рублей, а верхнего - до ста тысяч рублей.

Кроме того, имеются вопросы, требующие дополнительного рассмотрения. В частности, без внимания остался вопрос о привлечении к уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, например, на дому и (или) через сеть Интернет. Считаем целе-

сообразным дополнить ст. 151.1 УК РФ частью второй следующего содержания:

«2. Продажа несовершеннолетним алкогольной продукции с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), а также вне стационарной розничной сети,

- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет».

Одновременно требует доработки и ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»*. В частности, п. 3 ст. 15 необходимо изложить в следующей редакции: «3. Содержание и художественное оформление печатных изданий, полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции, иной информационной продукции, включая информационную продукцию, распространяемую посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, используемой в образовательном процессе, должны соответствовать требованиям статей 7-10 настоящего Федерального закона».

Введение в УК РФ данной нормы вполне логично вписывается в общую систему мер противодействия пьянству и алкоголизму. Однако установление уголовной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним - лишь звено в этой системе мер, направленных на борьбу с алкоголизацией и последующей деградацией несовершеннолетних, целесообразность и эффективность которых будет оценена только со временем. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование не отдельного института уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, а целого комплекса соответствующих правовых норм с учетом правоприменительной практики.

* Рос. газ. 2010. 31 дек.

Список литературы

1. URL: http://news.rumbler.ru/18020069/ (дата обращения: 20 февр. 2014 г.).

2. Артеменко Н.В., Шимбарева Н.Г. Установление уголовной ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции: оправдаются ли надежды? // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 4. С. 13-17.

3. URL: http://www.trezvpol.ru/2_4016.html (дата обращения 20 февр. 2014 г.).

4. Рарог А.И. Законодательные атаки на устои уголовного права // Государство и право. 2013. N 1. С. 24-32.

5. Косевич Н. Усиление мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции как проявление государственной политики по защите несовершеннолетних // Уголовное право. 2012. N 3. С. 101-104.

References

1. Available at: http://news.rumbler.ru/18020069/ (Accessed 20 February 2014).

2. Artemenko N.V., Shimbareva N.G. Ustanovlenie ugolovnoy otvetstvennosti za prodazhu nesovershennoletnim alkogol'noyproduktsii: opravdayutsyalinadezhdy? [Institution of criminal liability for the sale of alcoholic production to minors: will the hope be justified?]. Voprosy yuvenal'noy yustitsii - Questions of juvenile justice, 2012, no. 4, pp. 13-17.

3. Available at: http://www.trezvpol.ru/2_4016.html (Accessed 20 February 2014).

4. Rarog A.I. Zakonodatelnyeatakina ustoiugolovnogoprava [Legislative attacks of principles of criminal law]. Gosudarstvo ipravo - State and Law, 2013, no. 1, pр. 24-32.

5. Kosevich N. Usileniye mer po predotvrasheniyu prodazhi nesovershennoletnim alkogolnoy produktsii kak proyavleniyegosudarstvennoy politikipozashitenesovershennoletnih [Consolidation of measures on sale prevention of alcoholic production to minors as state policy display on protection of minors]. Ugolovnoyepravo - Criminal Law, 2012, no. 3, рp. 101-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.