УДК 159 Денисова В.М., Дарижапова М.Н.
Денисова В.М.
магистрант
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук, доцент
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
К ВОПРОСУ О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация: в статье исследована проблема определения понятий ценности и ценностных ориентаций на нынешнем этапе развития гуманитарных наук, выделена специфика данных терминов в психологии. В исследовании показана связь между недостатком специализированных программ по созданию просоциальных ценностей у подростков и их поведением, уклоняющимся от принятых в обществе норм. Данная точка зрения подтверждается очерчиванием особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением, выявленных в ходе эмпирического изучения, среди которых отмечается их индивидуалистический нрав, который отражает агрессивное поведение к самоутверждению в убыток ценностям, связанным с духовно-нравственным саморазвитием.
Ключевые слова: ценности подростков, жизненная ориентация, девиантное поведение.
XX в. был ознаменован процессами, поставившими под колебание многие значения и эталоны человечества. Конфигурация в политической, финансовой и духовной сферах нашего общества происходят и по сей день,
собственно, что делает долговременную надобность в продолжении изучений, приуроченных к исследованию ценностной сферы личности[1]. Есть большое количество определений «ценность» и «ценностные ориентации». Понятие «ценность» имеет возможность приобретать различный смысл в зависимости от рассматриваемого объекта: - общественный идеал, выработанный обществом, содержащееся в нем теоретическое представление об атрибутах подобающего во всевозможных сферах социальной жизни - это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности, - значения, предстающие в объективированной форме, в облике произведений вещественной и духовной культуры или человечных поступков, - общественные ценности, которые, преломляясь сквозь призму личностной жизнедеятельности, входят в эмоциональную структуру личности в форме личных ценностей. Нужно обозначить, что ценности являются объектом исследования большей частью философии и социологии, в рамках которых они понимаются как общественно важные для личности, общественной общности, общества в целом, вещественные, общественные объекты, духовная деятельность человека и ее конечные результаты, как социально значимые представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба. Ценности вне сомнения, они служат примером для всех людей и предметом стремления, интереса и даже потребности. Предметом психического анализа считаются ценностные ориентации как личностное воспитание, избирательное отношение личности к ценностям, которое характеризуется осознанностью, стабильностью, позитивной психологической окрашенностью, готовностью воплотить ее в жизнь. Одним из более популярных подходов к исследованию ценностных ориентаций считается концепция М. Рокича. Он определяет понятие ценностей двойственно: или как убеждение индивидуума в превосходстве каких-то целей, конкретного значения существования по сопоставлению с другими целями, или как убеждение индивидуума в превосходстве конкретных типов поведения по сопоставлению с другими типами. В связи с этим, формулируется догадка о двух обликах человеческих ценностей: ценностях-целях и ценностях-средствах.
Ценности-цели он именует терминальными, в них отображается приоритетность для индивидуума конкретных актуальных целей. Ценности-средства именуются инструментальными, они говорят о приоритетности для индивидуума конкретных типов поведения, которые ведут к реализации надлежащих терминальных ценностей. Потому что ценностные ориентации как правило ориентируются как направление личности на цели и способы работы и выражают ее отношение к миру, то есть считаются составляющей миропонимания, разумно представить, что составление их как целостной психической структуры наступает в этапе между старшим подростковым возрастом и началом юношеского возраста. О, том, что как раз подростковый возраст считается этапом усиленного формирования ценностных ориентаций, говорит довольно высокий уровень рефлексии, приобретение важного морального навыка, случайное поведение подростков. Процесс формирования системы ценностных ориентаций еще стимулируется важным расширением круга общения, конфликтом с разнообразием форм поведения, взоров, эталонов, интересов[2].
Подростковый возраст - трудный период становления человека. Он обозначается специалистами как переходный, сложный, опасный. В поведении молодых людей проявляются следующие особенности: дефицитность актуального навыка, невысокая степень самокритичности, недоступность всесторонней оценки жизненных обстоятельств, завышенная чувственная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная энергичность, внушаемость, подражательность, ощущение независимости, влечение к пафосу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения. В оптимальных условиях воспитания эти характеристики могут быть возмещены социально позитивной деятельностью. При плохих условиях они могут стать катализаторами вредных влияний и приобрести негативную направленность. Поэтому динамичный характер психологической активности подростков делает их одинаково уязвимыми для социально позитивных и социально негативных влияний. Девиантное поведение среди подростков в
настоящее время становится широко распространенным явлением[3]. Еще с ранних времен начали считать, что плохое поведение является неотъемлемой частью людей, выросших в неблагополучных семьях. Содержание понятия «девиантное поведение» развивалось из более привычных педагогических терминов: ребенок, трудно поддающийся воспитанию, социально и педагогически запущенный. В современной педагогической, психологической, социологической, медицинской и криминологической литературе термин «девиантность» имеет свою специфику употребления и познавательные характеристики, но в любом случае речь идет о ситуациях, в которых поведение человека отклоняется от норм, принятых в определенный культурный, исторический и временной период развития данного общества. Девиантное поведение можно классифицировать по следующим параметрам: - вид преступления (уголовное, административное) и аморальное поведение (пьянство, проституция), уровень и масштаб девиантности (принадлежность к определенной социальной группе, половозрастной профиль), направленность девиантности на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и т.д.) или на себя (суицид). Многие факторы способствуют формированию и представлению аномальных поведенческих моделей. В руководстве по профилактике несовершеннолетних из различных групп социального риска для педагогов, психологов и социальных работников подчеркиваются следующие моменты:
1 Личностные факторы, действующие на уровне биологических предпосылок к антисоциальному поведению, которые препятствуют социальной адаптации индивида.
2. Психолого-педагогические факторы, проявляющиеся в недостатках школьного и семейного воспитания.
3. Психосоциальные факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия подростка с ближайшим окружением на улице и в школе.
4. Личностные факторы, проявляющиеся в первую очередь в активном выборе подростком отношения к предпочитаемой среде общения, его коммуникативным нормам и ценностям, а также в личностной направленности и личностной саморегуляции поведения.
5. Социальные факторы, которые определяются социальными и социально-экономическими условиями жизни общества. Авторы утверждают, что выявить плохое влияние трудно, потому что это взаимодействие различных факторов, которые вносят негативный вклад в развитие девиантного поведения [5].
В итоге проведения последовательности изучений в сфере девиантного поведения (В.Г. Бочарова, Л.И. Белозерова, С.А. Беличева, К.Е. Игошев, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, В.Г. Степанов и др.) создалась научная система взоров, которая глубоко отражает сложные процессы видоизменения массового разума подростков. Но большинство сделанных работ принадлежит ко времени развития общества, которое отличается своими общественными параметрами от нынешних конкретно-исторических условий. Наша работа должна внести свою лепту в понимание на нынешнем периоде особенностей ценностных ориентаций подростков с девиантным поведением. Изучения, которые провели студенты у подростков тринадцати и четырнадцати лет, показали, что в разуме детей с плохим поведением бурно протекает процесс, который отталкивает такие нормы нравственности, как добро, милость, порядочность, честность, ответственность. Вместо этого прогрессирует агрессия и стремление к самоутверждению. У подростков с отклонениями в поведении на первом месте стоят индивидуальные ценности. Они становятся мало духовными, не хотят сами развиваться, трудиться, образовываться. Поэтому очень важно изучать подростковые группы, чтобы повлиять на перемену в разуме подростков. Создать программы, которые могут помочь в этом. Профилактика плохого поведения детей, на наш взгляд, намеревается выполнить формирование положительно ценностных ориентаций через разные программы, которые проводятся в школах (например, лекции против употребления алкоголя и
наркотиков, помощь детям в формировании правильных взаимоотношений с родителями и т.п.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности. - М., 2002. С. 61-63;
2. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях л ичности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108-115;
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 288;
4. Быстрова Е.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. 2015. № 24 (104). С.1071-1074;
5. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/104/24572/ (дата обращения: 19.05.2022).
Denisova V.M., Darizhapova M.N.
Denisova V.M.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
THE QUESTION OF LIFE VALUES OF MODERN ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
Abstract: the article examines the problem of defining the concepts of value and value orientations at the current stage of the development of the humanities, highlights the specificity of these terms in psychology. The study shows a link between the lack of specialized programs to create prosocial values in adolescents and their behavior that deviates from socially accepted norms. This point of view is confirmed by outlining the features of the value orientations of adolescents with deviant behavior identified during empirical research, among which their individualistic disposition is noted, which reflects aggressive behavior towards self-affirmation at the expense of values associated with spiritual and moral self-development.
Keywords: adolescent values, life orientation, deviant behavior.