УДК 316.62 Кузьмичева И.Н., Дарижапова М.Н.
Кузьмичева И.Н.
магистрант кафедры общей и социальной психологии
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
СПЕЦИФИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Аннотация: в данной статье рассмотрены психологические особенности девиантного поведения студентов. Подробно изучен вопрос систематизации девиации и их классификация, представлен анализ существующих видов девиантного поведения. Тщательно проанализированы различные теоретические подходы к изучению проблемы девиации. Авторами исследованы механизмы формирования девиации.
Ключевые слова: девиация, девиантное поведение, студенты, теории.
В современном мире большое внимание уделяются исследованию различных явлений и процессов, протекающих в нашем обществе и негативно влияющих на такую важную социальную группу как студенческая молодежь.
Как отмечают Б.Г. Ананьев, Г.А. Епанчинцева, Т.Н. Козловская студенческий возраст характеризуется периодом активного развития личности. Именно в этом возрасте идет становление нравственных и этических норм, проявляется самосознание, происходит стабилизация характера, формируются основные свои жизненные цели и смыслы, система ценностей, жизненные
стратегии. Кроме того, происходит переход от социального и нравственного самоопределения к самореализации в социуме. [2, С.103]
Но наряду с этим активным периодом становления личности студента, этот период студенчества может быть подвержен различным девиациям, например деструкция отношений, алкоголизм, безнадзорность, правонарушения, наркомания и т.д. Поэтому проблема изучения девиаций среди студенчества носит актуальный характер. Необходима профилактика и коррекция девиантного поведения студентов как носителей духовного, культурного развития общества.
Анализируя отечественную и зарубежную литературу по данной проблеме, можно отметить, что за рубежом психология девиантного (отклоняющегося) поведения существует как самостоятельная наука. В России же пока идет становление единой теории к рассмотрению проблемы девиантного поведения.
В последние годы интерес исследователей к данной проблеме увеличился. Некоторые исследователи выделяют кроме психологического и социального подходов, также психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный и феноменологический подходы к проблеме девиации.
В рамках психологического подхода, девиантное поведение рассматривается в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности. Причиной девиантного поведения является блокирование личностного роста и даже деградация личности, являющиеся следствием, а иногда и целью отклоняющегося поведения.
Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека.
Психиатрический подход подразумевает под девиантными формами поведения преморбидные (доболезненные) особенности личности. Они способствуют формированию психических расстройств и заболеваний.
В этнокультуральном подходе девиации рассматриваются сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Различия в нормах поведения одной этнокультуральной группы могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. Соответственно необходимо учитывать этнические, национальные, расовые, религиозные особенности человека.
В рамках возрастного подхода девиация поведения изучается с позиции возрастных особенностей и норм.
Отклоняющимся поведением считается такое поведение, которое не соответствует возрастным шаблонам и традициям. Их разделяют:
- на количественные отклонения, куда входят отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм,
- качественные инверсии.
В рамках гендерного подхода девиантным поведением считается гиперролевое поведение и инверсия шаблонов гендерного стиля. Изменения сексуальных предпочтений и ориентации относят к сексуальным девиациям.
В феноменологическом подходе учитываются все отклонения от нормы: негативные, положительные, нейтральные, например, аутистическое поведение, трудоголизм и др. Каждое отклонение в поведении рассматривается как механизм психогенеза, который помогает выбрать в будущем эффективную тактику коррекции поведения.
Другие же исследователи, например Н.П. Татьянченко теорию девиантного поведения рассматривают в рамках трех основных направлений: биологического (антропологического), психологического и
социологического.[7, С.39]
Также девиантное поведение, с точки зрения В.Д. Менделевича, может разделяться на пять видов: деликвентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое, поведение на базе гиперспособностей. [5, С. 55]
Делинквентное поведение характеризуется степенью осознания личностью собственных противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредных последствий для окружающих.
Патохарактерологический тип девиантного поведения представляет поведение, детерминированное патологическими изменениями характера, которые сформировались в процессе воспитания. К ним следует отнести психопатии и выраженные акцентуации характера (личности).
Можно согласиться с Ж.В. Коробановой, М.В. Полевой, что не существует «нормальных» и «девиантных» типов поведения по своей природе и по содержанию. Различные виды и образцы поведения могут быть «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся социальных норм в обществе в актуальный период его существования.[4,С. 151]
Как было выявлено существует много факторов и особенностей девиантного поведения, которые наряду с нарастанием темпа жизни, урбанизацией, информационных перегрузок, дефицита информации и времени, адинамии, нестабильной экономической ситуацией, влияют на количество студентов с девиантным поведением.
Последствия девиации отражаются не только на личности студента и его поведении, страдает и образовательный процесс, и общество в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения:. Минск, 2009, 164с.;
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.- М., 1980. 230с.;
3. Ерохина О.А., Буров А.Э. Тендерные особенности проявлений девиантного поведения среди студентов 1 курса // Сибирский педагогический журнал. 2010. №1. С.373-377.;
4. Коробанова Ж. В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. С. 145-154.;
5. Менделевич В. Д. Проблема дифференциации психопатологических расстройств и поведенческой патологии (на модели физиологически обусловленных расстройств волевой регуляции) // Российский психиатрический журнал. 2013. №5. С. 54-60.;
6. Набойченко, Е. С. Психология отклоняющегося поведения подростков: монография / Е. С. Набойченко. - Екатеринбург, 2007. - 285 с.;
7. Татьянченко Н. П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. 2018. №4. С.38-45. Kuzmicheva I.N., Darizhapova M.N.
Kuzmicheva I.N. Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
SPECIFICS OF DEVIANT BEHAVIOR OF UNIVERSITY STUDENTS
Abstract: this article discusses the psychological features of deviant behavior of students. The issue of systematization of deviation and their classification is studied in detail, an analysis of existing types of deviant behavior is presented. Various theoretical approaches to the study of the deviation problem are thoroughly analyzed. The authors investigated the mechanisms of deviation formation.
Keywords: deviation, deviant behavior, students, theories.