КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК МЕХАНИЗМ СОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПОЗИТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Кожушко А.А.
Кожушко Александра Александровна - магистрант, кафедра общей и практической психологии и социальной работы, Ставропольского государственного педагогического института, г. Ставрополь
Аннотация: в статье актуализирована проблема изучения девиантного поведения студентов колледжа. Описано понятие девиантного поведения и актуальность его коррекции в контексте обеспечения позитивного социального взаимодействия обучающихся.
Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, социализация, коррекционная педагогика.
Проблема девиантности, несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований в различных областях научного знания, является сложной, неоднозначной и актуальной. Её актуальность с каждым годом возрастает, так как наблюдается тенденция к увеличению числа детей и подростков с отклонениями в поведении. Повышенный интерес к проблеме девиантного поведения и в целом к девиантности личности наблюдается среди учёных и анализируются в научных работах В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, В.И. Добренькова, А.Ю. Егорова, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, М.А. Ковальчук, Г.И. Колесниковой, И.С. Кона, В.Т. Кондратенко, А.И. Кравченко, А.И. Ложкина, В.В. Лозового, В.Д. Менделевича, Е.С. Набойченко, А.И. Невского, В.А. Пятунина, В.Г. Степанова и др.
Как правило, девиантность рассматривается как, отклоняющееся от социальных стандартов, поведение. Девиантность является характеристикой поведения, которое не совпадает с социальными ценностями и нормами, установленными в обществе. По мнению М.А. Ковальчук и И.Ю. Тархановой девиантность является проявлением нарушенности социальной регуляции поведения [5].
Для понимания природы девиации рассматривается ценностно-мотивационный аспект, что позволяет воспринимать его как источник отклоняющегося поведения. Вместе с этим у девиантной личности наблюдается ряд наиболее значимых психологических особенностей, которые позволяют понять механизм формирования отклоняющегося поведения.
Это такие особенности как:
а) когнитивная, то есть внутренние мыслительные процессы вызваны когнитивными искажениями и стереотипами мышления, блокировкой самореализации, эгоцентризмом и неадекватными установками фиксации на состоянии комфорта, проблемами смысла жизни и т.д.; девиация структурируется на уровне убеждений, представлений, стремлений и т.д.;
б) эмоциональная, когда индивидуальный стиль переживаний и субъективной чувствительности задаёт блокирование эмоций, фрустрация базовых потребностей, импульсивность, агрессия, конфликтность, др.;
в) поведенческая, связанная с проблемами самоконтроля и саморегуляции, искажением морально-этических норм, избеганием ответственности и т.д. и включающей в себя различные формы девиации;
г) конативная, когда психические процессы, связанные с желаниями и стремлениями обеспечивают способности девиантной личности к волевому усилию в эмоциональной, когнитивной, и поведенческой сферах [7].
В современном мире социализация студента в образовательном пространстве происходит в условиях нарастания темпа жизни, информационных перегрузок, урбанизации, дефицита времени и информации, адинамии и т.п. В связи с этим, важным является понимание элементов механизма формирования отклоняющегося поведения [6].
Склонность к девиациям проявляется с детства, при формировании характера у ребенка. Важное значение на этом этапе имеет ближайшее окружение (семья). Родители закладывают фундаментальные основы личности, которые и формируют особенности характера. Поощрение положительных личностных качеств и наказание за проявление отрицательных со стороны родителей или значимого взрослого просто необходимо для формирования социально принимаемых ценностей. В подростковом возрасте ребёнок проявляет свои личностные особенности в поведении, но его модель была ранее усвоена на основе наблюдения и подражания. Семья является микросоциумом, который закладывает определенную базу развития личности в будущем [4].
Если в детском и подростковом возрасте личностные особенности поддаются коррекции, то уже в молодёжном их изменить довольно тяжело. На молодого человека оказывает влияние в большей степени уже не воспитание, а его темпераментные особенности. Как пример, чрезмерная активность, не реализовавшаяся в нужном направлении, может проявиться в различных видах девиантного поведения. В частности, на формирование девиантного поведения у студентов колледжа могут влиять такие особенности, как заниженная самооценка, чувство безнадёжности и повышенная тревожность. Данные особенности
личности имеют не врожденный характер, а являются результатом влияния внутренних и внешних факторов, которые при целенаправленной коррекционной работе поддаются изменениям. На снижение проявления девиантного поведения косвенным образом влияют такие качества, как познавательная активность, самостоятельность, усердие, любознательность, трудолюбие и др., которые являются важной основой учебного процесса [1].
Коррекция девиантного поведения является психологическим и социально-педагогическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных процедур и операций, которые направлены на регуляцию ценностных ориентаций, мотиваций, поведения личности и установок, а уже через неё - на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, которые характеризуют отношение к социальным поступкам и действиям. В отечественной и зарубежной науке описываются общие методы и принципы коррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип системности профилактических, развивающих и коррекционных задач;
- единство диагностики и коррекции, коррекции и развития;
- единство индивидуального и возрастно-психологического и в развитии;
- принцип коррекции «сверху вниз» (обеспечение зоны ближайшего развития);
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка способностей, которые уже сформированы);
- деятельностный принцип осуществления коррекции;
- нравственно-гуманистическая направленность психо лого-педагогической помощи;
- сочувствие и понимание;
- прагматизм психо лого-педагогического воздействия;
- своевременность психолого-педагогической поддержки и помощи;
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия материала и др. [3].
В рамках единого педагогического процесса коррекция является совокупностью коррекционно-развивающей и коррекционно-воспитательной деятельности. Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю систему мер педагогического воздействия на личность ребёнка с отклоняющимся поведением. Она направлена как на изменение его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, познавательных способностей (особенно в младшем возрасте), так и на развитие его склонностей и интересов. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период является ведущим видом деятельности у большей части детей и подростков [6].
Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс оперативного, эмоционального и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, которая проявляется в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету в целом и к школе в частности. Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: спортивно-оздоровительной, общественно-полезной, трудовой, игровой, художественно-эстетической и др. Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что трудновоспитуемым и педагогически запущенным подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить свои способности, реализовать свои потребности, иметь возможность оценивать самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения. [6]
Вывод.
Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) даёт возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых нравственно-поведенческих и эмоционально-волевых качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений. Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», важно учитывать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, поведение, чувства, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной системы подростков. Явные изменения в социализации подростков проявляются уже на ранних этапах комплексной коррекционной работы. А формирование устойчивого позитивного взаимодействия наблюдается при регулярной психолого-педагогической работе.
Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность и помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков действенным, реальным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми. Только комплексный подход, психолого-педагогические методы, сочетание
учебной и внеучебной профилактической работы, индивидуальная коррекционная работа и групповые занятия с подростками склонными к девиантному поведению способствуют формированию и поддержанию позитивного социального взаимодействия в коллективе [5].
Список литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / Москва: Магистр, 1999. - 96 с.
2. Данилова Е. В. Формирование позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. - 205 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология. Москва: Академия, 2004. 288 с.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2000. - 304 с.
5. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекциа, реабилитация / М.А. Ковальчук, Тарханова. И.Ю. - Владос-Пресс- 2010. - 217с.
6. Татьянченко Н. П. Личностные детерминанты в формировании девиантного поведения у студентов техникума // Психолог. — 2018. — № 4. — С. 38-45.
7. Тачина С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2003. — 191 с.