Научная статья на тему 'Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп'

Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2860
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОСТИ / ПСИХО-ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Францева Виктория Олеговна

Изучены признаки девиантности у школьников разных возрастных групп на основе анкетирования. Установлено, что по частоте проявлений признаков отклоняющегося поведения более благоприятна средняя школьная группа. Среди школьников 11-13 лет частота встречаемости пяти признаков девиации выше, чем в других группах. В самой младшей группе школьников отмечается высокий показатель (35%) распространения признаков девиации с частотой 5 и более.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика девиантного поведения у детей разных возрастных групп»

ХРОНИЧЕСКАЯ ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯРНАЯ ПАТОЛОГИЯ У ПАЦИЕНТОВ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

И.Н. ДОЛГОВА, А.И. СТАРОДУБЦЕВ

Проведено клинико-инструментальное обследование 145 пациентов с артериальной гипертензией (АГ) I и II степеней и 105 пациентов с эссенциальной артериальной гипотензией (ЭАГ) молодого возраста. Дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭ) I стадии была выявлена у 33,1% больных АГ и у 36,2% больных ЭАГ ДЭ II стадии была выявлена у 66,9% больных и у 63,8% больных соответственно. Определены клинические особенности ДЭ, обусловленной АГ и ЭАГ В обеих группах выявлены характерные очаговые неврологические симптомы. При ДЭ II стадии установлены легкие когнитивные нарушения у 46,4% больных АГ и у 67,2% больных ЭАГ Гемодинамически значимых нарушений кровотока по сонным и позвоночным артериям не наблюдалось. На КТ головного мозга определена легкая атрофия лобной и теменной долей у 38,2% больных АГ и у 26,7% больных ЭАГ

Ключевые слова: артериальная гипертензия, эс-сенциальная артериальная гипотензия, дисциркуля-торная энцефалопатия

THE CHRONIC CEREBROVASCULAR PATHOLOGY

IN YOUNG PATIENTS

DOLGOVA I.N., STARODUBTSEV A.I.

The clinical and instrumental investigation of 145 young patients with arterial hypertension (AH) of 1st and 2nd degree and 105 young patients with essential arterial hypotension (EAH) was carried out. The angioencephalopathy (AE) of 1st stage was revealed in 33,1 % of patients with AH and in 36,2 % of EAH cases. The AE of 2nd degree was revealed in 66,9 % of patients with AH and in 63,8 % of EAH cases. The clinical peculiarities of AE in patients with AH and EAH were determined. The special local neurological symptoms were revealed in the studied groups.

The mild cognitive impairments were revealed in 46,4% of AH patients and in 67,2 % of patients with EAH. The significant changes in carotid and vertebral hemodynamics were not observed. The signs of mild atrophy of the frontal and parietal lobes were revealed by CT in 38,2 % of patients with AH and in 26,7 % of EAH cases.

Key words: arterial hypertension, essential arterial hypotension, angioencephalopathy

© В.О. Францева, 2011

УДК 616.89-008.447:616-053.2/.4

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

В.О. Францева

Ставропольская государственная медицинская академия

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения детей и подростков. Можно констатировать появление целого направления в науке, посвященного изучению этиологии и факторов девиантного поведения, находящегося на мультидисциплинарном стыке медицины, социологии, психологии [3,4]. Интерес к обозначенной теме обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. С 1970-х до 1990-х гг. число детей с девиантным поведением неуклонно росло, и сейчас эти дети составляют примерно 20% от общего числа подростков [5]. Одной из существенных проблем для проведения адекватного анализа и прогнозирования является сложность диагностики девиантного поведения. Проблема - в решении вопроса о том, что считать нормой, с которой и следует осуществлять сравнение поведения того или иного ребенка. По оценкам некоторых авторов [2,5], норма представляет собой отвлеченное понятие некоторой средней величины наиболее частых случаев и на деле встречается не в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому точных границ

Францева Виктория Олеговна, кандидат медицинских наук, доцент, проректор по лечебной работе СтГМА, тел.: (8652)359463; e-mail: uzstav@mail.ru.

между нормальным и ненормальным поведением не существует. Однако отклонения иногда достигают таких количественно внушительных размеров, что становится возможным говорить о ненормальном поведении. В социальных науках «норма» — это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень» [1]. С этой точки зрения проблема «ненормальности» обнаруживается в пограничных состояниях. В целом социальная норма — это социальные явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека. Вместе с тем нормы динамичны по своей сути и часто находятся под влиянием внешних обстоятельств, в том числе социальных.

Цель исследования: определение признаков девиантного поведения или предрасположенности к нему и оценка изменений в социально-психологическом статусе школьников в различные возрастные периоды.

Материал и методы. Исследование проводилось с помощью анкетирования школьников. Анкеты включали перечень вопросов, позволяющих получить оценку важнейших видов психо-физической деятельности ребенка, выявить состояние мотивационной сферы, в том числе к самоопределению и саморазвитию, оценить проблемы в физическом, психо-эмоциональном, социальном функционировании, а также умственное развитие и способность к обучению.

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ

Сбор информации осуществлялся в учреждениях образования различного типа, в городах и сельской местности Ставропольского края. В качестве базовых учреждений были выбраны: ГСУО «Ставропольский социальный приют для детей и подростков», МОУ лицей №5 (Ставрополь), МОУ СОШ №34 (Ставрополь), детский дом №12 (Апанасенковский район), сельская школа (Дивное).

Общий объем выборочной совокупности составил 449 анкет. Возрастная группировка школьников (7-10, 11-13, 14-16 лет) позволила обозначить возрастные группы как периоды социально-психологического развития детей, получившие в психологии название младшего школьного возраста, младшего подросткового возраста, старшего подросткового возраста, или возраста ранней юности. Приведенная возрастная градация указывает на существенную социально-психологическую дифференциацию этих возрастных групп (табл. 1).

Исследование проводилось социологическим методом и включало элементы психологического тестирования. Статистическая обработка результатов осуществлялась на персональном компьютере

с использованием пакета статистических программ (БРЭБ). При анализе информации рассчитывали частотные показатели, коэффициенты Спирмана (корреляционный анализ), сравнение проводилось на основе интегральных оценок по блокам вопросов. Интегральная оценка в виде среднего балла использовалась и в качестве маркера случаев отклоняющегося поведения. Вопросы анкеты по физическому, психоэмоциональному, социальному функционированию и умственному развитию ребенка построены таким образом, что балльная оценка имеет обратное значение (чем ниже индивидуальная оценка (балл), тем лучше ситуация, чем выше оценка - тем хуже). Так, проявление негативных моментов занимает в шкале оценки «0» позицию, самым высоким баллом оценивается наиболее частая встречаемость проблем.

Перечни признаков девиантности для разных возрастных групп школьников, выявленные с помощью экспертной оценки на основании информации из анкет, включают проявления, относящиеся к наиболее динамически развивающимся в школьный период сферам личности ребенка: интеллектуальной, социальной, психо-эмоциональной (табл.2).

Таблица 1

Распределение респондентов по группам анализа (чел.)

Всего 7-10 лет 11-13 лет 14-16 лет

Учреждения Все- го в т.ч. Все- го в т.ч Все- го в т.ч Все- го в т.ч

м ж н/д м ж н/д м ж н/д м ж н/д

Всего 449 200 219 30 143 64 67 12 147 67 76 4 159 69 76 14

Детские учреждения (приют, детский дом) 58 33 21 4 13 8 5 0 14 9 4 1 31 16 12 3

Село школа 192 83 98 11 63 27 30 6 66 26 38 2 63 30 30 3

Итого 199 84 100 15 67 29 32 6 67 32 34 1 65 23 24 4

Город X лицей 87 40 40 7 23 11 10 2 34 17 16 1 30 12 14 4

ь ш СОШ 112 44 60 8 44 18 22 4 33 15 18 0 35 11 20 4

*н/д - нет данных.

Признаки девиантности, выделенные на основании информации из анкет

Таблица 2

7-10 лет

11-13 лет

14-16 лет

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

• не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание;

• снижение зрения слуха, речевых навыков;

• с трудом усваивает новые понятия, знания;

• снижение ориентации во времени и пространстве;

• не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения.

2. Непонимание взрослыми трудностей детей:

конфликтует с родителями, выражен негативизм, склонен ко лжи.

3. Склонность к противоправным действиям:

склонен к противоправным действиям (кража, пропуски занятий в школе, бродяжничество).

4. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

• трудности контроля своего поведения;

• отсутствие интереса и эмоций радости;

• неуверенность в себе, подавленность, страхи;

• повышенная возбудимость, суетливость;

• выражены приступы злости и агрессии;

• затруднены контакты с другими детьми

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

• не может усидеть на месте, длительно концентрировать внимание;

• снижение зрения, слуха, речевых навыков;

• с трудом усваивает новые понятия, знания;

• не может планировать действия, анализировать ситуацию, принимать решения.

2. Непонимание взрослыми трудностей детей:

конфликтует с родителями, часто упрямится, склонен ко лжи.

3. Склонность к противоправным действиям:

пропускает занятия в школе, бродяжничает, не всегда делает то, что дозволено, крадет.

4. Социальное функционирование (проблемы):

затруднены контакты с другими детьми.

5. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

• трудности контроля своего поведения;

• отсутствие интереса и эмоций радости;

• неуверенность в себе, подавленность, страхи;

• повышенная возбудимость, суетливость;

• выражены приступы злости и агрессии

1. Слабость интеллектуальной сферы ребенка:

• рассеянное внимание;

• сложности с усвоением новых понятий, знаний;

• низкий самоанализ и самоконтроль.

2. Непонимание взрослыми трудностей детей:

• конфликты с родителями, учителями;

• отсутствие теплых эмоциональных отношений с родителями.

3. Склонность к противоправным действиям:

чувствует склонность к противоправным действиям

4. Социальное функционирование (проблемы):

• чувствует неприспособленность к жизни в обществе, стремится к уединению;

• испытывает трудности общения с людьми, в том числе с лицами противоположного пола;

5. Психо-эмоциональное функционирование (проблемы):

• трудности контроля эмоций, выраженные приступы раздражительности, злости и агрессии;

• чувство обреченности, мысли о самоубийстве

Таблица 3

Частота признаков девиантности у школьников разных возрастных групп

Возраст (лет) Количество признаков

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

7-10 22,38 12,59 9,79 9,09 11,19 11,19 7,69 6,29 4,20 1,40 2,80 0,70 0,00 0,70

22,38 42,7 35,0

11-13 20,55 19,86 15,07 17,12 9,59 7,53 3,42 4,11 0,68 1,37 0,68

20,55 61,7 17,8

14-16 29,56 13,84 22,01 9,43 8,81 5,66 5,03 1,89 3,77

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29,6 54,0 16,4

Признаки девиантности отсутствовали в младшей школьной группе у 22,4% респондентов, в средней - у 20,5%, в старшей - у 29,6%. От одного до пяти признаков девиантности были зафиксированы в группе младших школьников у 42,7%, среди школьников средней возрастной группы - у 61,7%, в старшей школьной группе - у 54% опрошенных. Пять и более признаков девиантности имелись у 35% школьников младшего возраста, у 17,75% школьников 11-13 лет и у 16,4% школьников старшего возраста (табл.3).

Признаки девиантности чаще регистрируется у школьников старшего возраста, несколько реже - в младших группах, причем в ранней подростковой даже реже, чем среди школьников 7-10 лет. Если судить по частоте проявлений, то средняя школьная группа и по этому показателю более благоприятна, так как среди школьников 11-13 лет частота случаев до пяти признаков значительно выше, чем в других группах. В самой младшей группе школьников отмечается высокий показатель (35%) распространения признаков девиации с частотой 5 и более.

Заключение. Таким образом, признаки девиантного поведения достаточно часто наблюдаются у школьников во всех возрастных группах. Только от 22% до 29% школьников не имеют проявлений девиантности, от 12% до 19% имеют по 1 девиантному признаку. В младшей группе 35% детей имеют 5 и более признаков, в средней - 18%, в старшей - 16%.

Половая принадлежность ребенка не играет какой-либо заметной роли в частоте распространения девиаций в средней и старшей группах, небольшое различие имеется только среди младших школьников.

ДИАГНОСТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

В.О. ФРАНЦЕВА

Изучены признаки девиантности у школьников разных возрастных групп на основе анкетирования. Установлено, что по частоте проявлений признаков отклоняющегося поведения более благоприятна средняя школьная группа. Среди школьников 11-13 лет частота встречаемости пяти признаков девиации выше, чем в других группах. В самой младшей группе школьников отмечается высокий показатель (35%) распространения признаков девиации с частотой 5 и более.

Ключевые слова: девиантное поведение, признаки девиантности, психо-физическая деятельность, социально-психологический статус, дети и подростки

Гендерные различия проявляются в динамике структуры признаков девиантности по сферам функционирования с взрослением детей, при этом не выявлено четкой закономерности.

Наибольшее число детей с признаками девиаций - в детских учреждениях. С возрастом в детских учреждениях нарастают девиации в интеллектуальной сфере и области правонарушений, в лицеях при самой низкой по сравнению с другими учреждениями доли интеллектуальных девиаций происходит рост девиаций, связанных с непониманием подростков взрослыми.

Литература

1. Дроздовский, Ю.В. Клинико-диагностическое изучение и реабилитация при патохарактерологических отклонениях у подростков с девиантным и деликвентным поведением / Ю.В. Дроздовский // Совр. пробл. наркологич. и девиант. состояний. - Томск, 1996. - С. 90-91.

2. Дюркгейм, Э. Норма и патология // Рубеж: альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1991. - № 2. - С. 82-88.

3. Менделевич, В.Д. Поведенческие расстройства или девиации поведения? / В.Д. Менделевич // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2000. - № 6. - С. 166-168.

4. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. -М., 2001. - 432 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Трикста, 2005. - 336 с.

DEVIANT BEHAVIOR DIAGNOSTICS AT CHILDREN

OF DIFFERENT AGE GROUPS

FRANTSEVA V.O.

Signs of different age group children’s deviance are studied in this article, based upon student questioning in different schools of the Stavropol Region. It was established that middle age group is more favorable for deviant behavior signs manifestation frequency; frequency of 5 deviation signs occurrence is higher among 11-13 years old school students than in other groups. High index (35%) of deviation signs frequency of 5 or more is registered in the most junior group.

Key words: deviant behavior, signs of deviance, psychophysical activities, psychosocial status, questioning of kids and teenagers

зі

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.