УДК 159 Денисова В.М., Дарижапова М.Н.
Денисова В.М.
магистрант
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук, доцент
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
(г. Улан-Удэ, Россия)
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НА ФОРМИРОВАНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация: объектом исследования данной статьи является проблема влияния социальных установок на формирование девиантного поведения у подростков. В рамках психологии выделены данные термины с учетом их специфики. Основное внимание будет уделено изучению связи между социальными установками и девиантным поведением у подростков. Взаимодействие данных факторов может иметь значительные последствия для развития подросткового возраста и требует более детального анализа.
В статье будет представлен аналитический подход к изучению влияния социальных установок на формирование девиантного поведения, а также будет проведен обзор основных терминов, используемых в психологической литературе в этой области. Понимание значимости социальных установок и их роли в формировании девиантного поведения является важным аспектом для разработки эффективных психологических интервенций и превентивных мер. Определение специфики этих терминов позволит более точно анализировать факторы, влияющие на девиантное поведение подростков, и разрабатывать соответствующие программы для их регуляции и коррекции. В этой статье будет представлен обзор современных исследований в этой области и предложены рекомендации для дальнейших исследований.
Ключевые слова: социальные установки, девиантное поведение, формирование ценностей, подростки.
Подростки характеризуются рядом особенностей в их поведении, которые специалисты называют переходными, сложными и опасными. Эти особенности включают: недостаток определенных навыков, низкую самокритичность, ограниченное понимание окружающих обстоятельств, повышенную чувствительность, импульсивность, активность в двигательной и вербальной сфере, склонность к подражанию, ощущение независимости, стремление к подчеркиванию своей значимости в группе, негативизм, неуравновешенность эмоций и контроля над ними.
В хороших условиях воспитания эти особенности могут быть преодолены путем вовлечения подростков в положительные социальные активности. Однако, в неблагоприятных условиях, эти особенности могут стать факторами, способствующими негативному влиянию и формированию негативных установок.
Из-за динамичного характера психологической активности подростков они одинаково восприимчивы как к положительным, так и к отрицательным социальным влияниям. В большинстве случаев, девиантное поведение подростков связано с искаженным восприятием мира и социальными установками. Девиантное поведение подростков отличается отклонениями от социально принятых моральных и правовых норм, что может привести к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя (девианта). Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция и сексуальные девиации. Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свои специфические особенности и рассматривается как результат социопатогенеза, связанного с различными организованными и неорганизованными воздействиями на личность подростка.
Личностные факторы играют важную роль в формировании и представлении аномальных поведенческих моделей у несовершеннолетних. Эти факторы могут включать биологические предпосылки, которые затрудняют социальную адаптацию индивида. Они определяются индивидуальными особенностями личности, возможными генетическими
предрасположенностями, нервно-психическими состояниями и функциональными особенностями мозга.
Важно отметить, что педагоги, психологи и социальные работники, работающие с несовершеннолетними группами социального риска, должны учитывать эти личностные факторы при разработке и реализации программ профилактики. Это поможет преодолеть препятствия в социальной адаптации и обеспечить более успешное социальное включение и развитие у молодых людей.
Верно, психолого-педагогические факторы, такие как недостатки в школьном и семейном воспитании, могут оказывать влияние на формирование девиантного поведения у несовершеннолетних. Недостаточное внимание к развитию и воспитанию в школе и семье, конфликты и проблемы взаимоотношений, недостаточная педагогическая поддержка могут способствовать возникновению отклоняющегося поведения.
Психосоциальные факторы также играют важную роль. Они отражают неблагоприятные особенности взаимодействия подростка с ближайшей социальной средой, включая уличную среду и школу. Неблагоприятные условия, насилие, социальная изоляция, конфликты в коллективе и отсутствие поддержки могут способствовать девиантному поведению.
Личностные факторы также значимы. Различные аспекты личности, такие как предпочтения в среде общения, коммуникативные нормы, ценности, а также личностная направленность и саморегуляция поведения, могут быть связаны с девиантным поведением у подростков.
Наконец, социальные факторы, определяемые социальными и экономическими условиями жизни общества, также могут сыграть роль в
развитии девиантного поведения. Эти факторы обычно представляют собой сложное взаимодействие различных социальных факторов и условий, которые могут оказывать негативное влияние на развитие несовершеннолетних.
В целом, выявление и понимание всех этих факторов помогает более эффективно противодействовать девиантному поведению и разрабатывать программы профилактики и поддержки для несовершеннолетних в рисковой социальной группе.
Понимание особенностей ценностных ориентаций и влияния на разум подростков с помощью проведения исследований является важным шагом для разработки эффективных программ. Программы, направленные на формирование положительных ценностных ориентаций и развитие межличностных навыков, могут сыграть роль в предотвращении девиантного поведения.
Упомянутые нами мероприятия, такие как лекции по противодействию употреблению алкоголя и наркотиков или помощь в формировании здоровых взаимоотношений с родителями, являются важными элементами профилактических программ. Они могут помочь подросткам осознать последствия своих действий, развить навыки принятия решений и развить положительные ценности.
Важно продолжать проводить исследования и совершенствовать программы, чтобы адаптироваться к текущим социальным условиям и изменяющимся потребностям подростков. Совместные усилия педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов помогут разработать эффективные инструменты и подходы для предотвращения девиантного поведения и поддержки развития подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Собкин В.С. Ценностные ориентации старшеклассников в условиях социальной нестабильности. - М., 2002. С. 61-63;
2. Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях л ичности // Личность и деятельность. Л., 1982. С. 108-115;
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 288;
4. Быстрова Е.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. 2015. № 24 (104). С.1071-1074;
5. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/104/24572/ (дата обращения: 19.05.2022).
Denisova V.M., Darizhapova M.N.
Denisova V.M. Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University (Ulan-Ude, Russia)
INFLUENCE OF SOCIAL AITUDES ON FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR IN ADOLESCENTS
Abstract: the object of the study of this article is the problem of the influence of social attitudes on the formation of deviant behavior in adolescents. Within the framework of psychology, these terms are highlighted, taking into account their specifics. The main focus will be on studying the relationship between social attitudes and deviant behavior in adolescents. The interaction of these factors can have significant consequences for the development of adolescence and requires a more detailed analysis.
Keywords: social attitudes, deviant behavior, adolescents.