К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИИ ПОНЯТИЯ «AMERICAN DREAM» - «АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА»1
© Бондарева Е.Е.*
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
В данной статье рассмотрены основные моменты, касающиеся появления понятия «American dream» - «Американская мечта». Особое внимание уделено тому факту как американцы относятся к своей истории и основным философским концепциям. Необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что споры вызывает не только вопрос о происхождении «Американской мечты», но и современное состояние данного концепта. Проводя анализ общественно-исторический и культурный контекст появления романов Ф.С. Фицджеральда было отмечено, что для Соединенных Штатов Америки конец Первой мировой войны означал рубеж истории. В заключении автор говорит, романы, написанные в США в то время, выделяет повышенный интерес к проблемам политики и социального положения. Автор приходит к выводу, что Френсис Скотт смог создать художественную энциклопедию жизни и сумел сказать всю правду о Соединенных Штатах Америки.
Ключевые слова понятие, концепт, язык, писатель, культура, история, человек, мечта, надежда, успех, будущее.
Изучению природы концепта в лингвистике на современном этапе уделяется первостепенное значение. Объективная реальность и в частности культура находят отражение в языке, который, в свою очередь, участвует в формировании когнитивных и культурных концептов. В своей книге «Лингво-философский анализ абстрактного имени» Л.О. Чернейко пишет, что «представления культуры выражаются в первую очередь языком, воплотившим в себя опыт поколений» [9, с. 287]. Концепт, своего рода, отражает определённые культурно-обусловленные представления человека о мире.
Вопрос о времени зарождения понятия «American dream» - «Американская мечта» остаётся открытым и вызывает ряд разногласий. Впервые словосочетание «Американская мечта» употребил Генри Адамс в «Истории Соединенных штатов » ещё в 1884 году. В 1931 году Г.Т. Адамс сделал попытку рассмотреть всю историю США через призму «Американской мечты». «Американскую мечту» Адамс описал, как мечту «о стране, в которой перед каждым человеком открываются возможности, соответствующие его способностям и его заслугам» [3, с. 158]. «Американская мечта» - это наде-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского конкурса «Инициатива» НИУ
«БелГУ» (грант № ВКГИ 006-2013).
* Ассистент кафедры Иностранных языков N° 2.
жда на высокую зарплату и на общество, в котором каждый сможет добиться успеха и при желании полностью реализоваться.
Одной из наиболее распространенных версий является мнение о том, что появление понятия «Американская мечта» относится ещё к самому зарождению США, а именно к 1607 году, когда на «берег Нового Света высадились первые переселенцы» [8, с. 4].
Некоторые исследователи относят зарождение «Американской мечты» ещё к истории индейцев-ацтеков, у которых существовало особое божество -«бородатый бог с белой кожей, возвращение которого на землю они ожидали». «Мечта же была у каждого. Гораздо чаще она была связана с библейскими идеями, с представлением об Америке как о божественной стране, которая должна спасти погрязший в грехе Старый Свет» [3, с. 18].
Подобные точки зрения представляют интерес для понимания того обстоятельства, как американцы относятся к своей истории и основным философским концепциям. США является одной из самых молодых стран мира, и именно этот факт накладывает отпечаток на восприятие американцами мировой и собственной истории. Как свидетельствует В.П. Шестаков это «вполне естественно, что многие американские политики и историки пытались найти более глубокие, чем начало XVII века, корни США». Шестаков В.П. также ссылается на высказывание Э. Тоффлера об «Американской мечте как мечте каждого отдельного человека, создающего своё независимое будущее, продукте эпохи Просвещения, французской революции, философии Декарта и Локка» [10, с. 71].
Желание американских авторов так глубоко материализовать свою «мечту» понятно, так как вся история США характеризуется попытками найти теоретическое обоснование уникальности страны, её избранности. Естественно «Американская мечта» создавалась на основе философских концепций Старого Света. Бурстин Д., исследователь американской истории и «Американской мечты», попытался разобраться в вопросе, почему Америка «питала такое обилие надежд» и выдвинул свои предположения. «Америка начала процветать ещё до того, как была исследована», а изначально карта Америки «была практически незаполненной, и там, где не было фактических сведений, возникали мифы, в основном европейского происхождения» [2, с. 285].
Необходимо подчеркнуть тот факт, что споры вызывает не только вопрос о происхождении «Американской мечты», но и состояние данного концепта на протяжении XX века. В это время «Американская мечта» продолжает интересовать писателей, и произведения Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтс-би» (1925), «Последний магнат» (1941), пьеса Э. Олби «Американская мечта» (1961), роман Н. Мейлера «Американская мечта» (1978) являются ярким тому доказательством.
Анализируя общественно-историческую и культурную ситуацию появления романов Френсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» и «По-
84
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
следний магнат», в первую очередь нужно сказать, что для Соединенных Штатов Америки конец Первой мировой войны означал рубеж истории. Первая мировая война обнажила пороки капиталистического строя. Также необходимо отметить, что Великая Октябрьская социалистическая революция в России имела огромное значение для развития общественной мысли и литературы в США. Усилилось рабочее движение в стране, увеличилось количество стачек и забастовок. «Октябрьская революция не только осветила ослепительным светом болезни капитализма, но и выявила преходящий характер всего буржуазного миропорядка самим фактом существования первого в мире рабоче-крестьянского государства» [5, с. 90]. Все это ускорило процесс осознания трагической судьбы человеческой личности в капиталистической Америке.
Необходимо отметить, что ситуация, сложившаяся в США в первые послевоенные годы ознаменовала собой наступление периода временной экономической стабилизации. Это была эра бума, которая не смогла сгладить общественных противоречий, эра «разрекламированного на весь мир процветания», главным официальным лозунгом которого стало изречение президента Кулиджа: «Дело Америки - бизнес» [4, с. 15]. Известные американские историки А. Невинс и Г. С. Коммаджер так описали США 20-х годов: «Устав от высоких идеалов и разочаровавшись в войне с ее последствиями, американцы с беззастенчивым энтузиазмом посвятили себя добыванию и трате денег... Население страны увеличилось на 17 миллионов, а ее богатство возрастало еще более быстрыми темпами; если это богатство и распределялось неравномерно, то все же денег было достаточно, и люди бойко заговорили о новой эре, означавшей цыпленка в каждой кастрюле и две машины в каждом гараже» [4, с. 15]. «Еще никогда ранее Америка не была так горда своей мощью и благополучием, на время ослепившими беззаботных и легкомысленных искателей приключении «века джаза»» [4, с. 15].
Двадцатые годы были временем, когда особенно увеличились в цене сиюминутные радости жизни. После войны все как будто бросились наверстывать упущенное и дорожили немедленным, сиюминутным успехом и наслаждением, не оглядываясь на прошлое и не думая о будущем. «Это было время праздничности, карнавальности, веселья, на первый взгляд безудержного, а по сути ущербного, - это всего только разгулявшиеся потребительские амбиции, своего рода стремление заглушить гнетущее и неотступное ощущение пустоты» [6, с. 26]. А пока этот карнавал был в разгаре, большой бизнес укреплял свои прочные позиции. Это была одна из причин, почему литература избрала фигуру предпринимателя одной из своих основных мишеней.
С другой стороны, настроения вернувшихся из армии молодых людей распространились подобно «цепной реакции» и охватили целое поколение, резко отделив его от отцов. «Это были сложные настроения. В них совмещались ярость и подавленность, горечь и гнев. Порою - цинизм. И обяза-
тельно - неимоверно обостренная войной жажда настоящей, полноценной жизни, творчества, любви» [6, с. 27].
Говоря о послеоктябрьском периоде, 20-х годов XX века, и анализируя 30-е годы, в первую очередь нужно сказать, что они также занимают особое место в истории США.
Тридцатые годы стали десятилетием страха и отчаяния, массовой безработицы и глумления над демократией со стороны итальянских фашистов и германских нацистов. «То было время, когда все неотвратимее обрисовывалась угроза тотальной войны. Двадцатые годы для многих были «веком либеральных надежд». Десятилетие спустя в обстановке прогрессирующего паралича свободы и демократии на Западе от былых надежд не осталось почти и следа» [1, с. 323].
В этой связи важно отметить, что социально-экономические болезни века сделались ведущей темой в литературе 30-х годов. Романы, написанные в США в то время, в целом отличались большим бунтарством и радикализмом. Но с другой стороны, американские романы также выделяет повышенный интерес к текущим проблемам политики и социального положения.
«Два десятилетия с небольшим, отделявшие одну от другой две мировые войны, были, по свидетельству самых различных по своим воззрениям американских критиков, временем подлинного взлета литературы США» [7, с. 10]. Творчество таких выдающихся американских романистов как Ф.С. Фицд-жеральд, Ш. Андерсон, Э. Хемингуэй, У Фолкнер и многих других «было пронизано чувством протеста против собственнических устоев и против милитаризма» и представляло собой в художественном отношении нечто чрезвычайно значимое [7, с. 10]. Писатели смогли создать художественную энциклопедию жизни, которая поразила многосторонностью, мастерством, готовностью смело говорить правду о Соединенных Штатах Америки.
Романы Ф.С. Фицджеральда также представляют собой своеобразную художественную энциклопедию жизни американцев «века джаза», в сознание которых господствовала «американская мечта». Благодаря увидевшим свет шести главам романа «Последний магнат», через всю совокупность событий можно проследить за блестящим описанием кинобизнеса и борьбы мира мечты, «американской мечты» о богатстве, с миром правды.
Список литературы:
1. Аллен У Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1970. - 424 с.
2. Бурстин Д. Американцы: Национальный опыт / Д. Бурстин. - М.: Прогресс, 1993. - 621 с.
3. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. «Американская мечта» и «американская действительность / Т.Г. Голенпольский, В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1981. - 208 с.
86
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. Горбунов А.Н. Романы Френсиса Скотта Фицджеральда. - М.: Наука, 1974. - 151 с.
5. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 504 с.
6. Зверев А.М. Американский роман 20-30-х годов. - М.: Худож. лит. 1982. - 256 с.
7. Мендельсон М.О. Роман США Сегодня. - М.: «Советский писатель», 1977. - 400 с.
8. Николюкин А.Н. Утраченные надежды (американская литература и крушение «американской мечты») / А.Н. Николюкин. - М.: Знание, 1984. -64 с.
9. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. -М.: 1997. - 320 с.
10. Шестаков В.П. Судьбы «американской мечты» в художественной культуре США: политический кинематограф США: итоги десятилетия // Американская художественная культура в социально-политическом контексте 70-х гг. XX в. - М., 1982. - С. 43-77.
КОНЦЕПТ «ЛЮБОВЬ» (МЭХЭББЭТ, LOVE) НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКОВ ХХ ВЕКА
© Валиуллина Г.Ф.*
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань
В исследовании рассматривается функционирование концепта «любовь» в татарской и английской поэзии ХХ века, задачей которого является выявление семантических единиц места и функции в стихотворном контексте.
Ключевые слова концепт, сопоставление, разноструктурные языки, категория.
В ходе работы были выявлены как схожие, так и отличительные черты концепта в сопоставляемых языках. Различия выявляются в основном структурном плане, так как татарский и английский языки относятся к разным языковым семьям. Схожесть объясняется законами мышления. Так, существительное «любовь» и его синонимы в обоих языках могут выступать в любой функции в предложении.
Категория субъекта - это категория носителя предикативного признака. В татарских стихах концепт «мэхэббэт» и форма его синонимов - сею, яра-ту - в функции субъекта может быть простым и сложным.
* Старший преподаватель кафедры Иностранных языков Института филологии и искусств.