УДК 821.112.2
Ю.К. Казакова
ст. преподаватель, кафедра «Основы международных коммуникаций», Елабужский институт ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
А.П. Пиккар
студент, факультет иностранных языков, Елабужский институт ФГБОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА
Аннотация. В статье рассмотрено влияние исторических событий 20-30-х годов XX века на творчество писателя Френсиса Скотта Фицджеральда. Социально-критическая направленность, новаторское продолжение традиций, глубина психологического анализа, лирико-эмоциональный стиль, идейно-художественная цельность творчества Фицджеральда позволяют отнести его к самым заметным явлениям в литературе США 1920-30-х гг. В прошлое ушли навязчивые мнения и явственнее стал виден вклад, внесенный в американскую художественную культуру XX века Френсисом Скоттом Фицджеральдом, лучшие произведения которого по праву считаются классикой современной литературы США.
Ключевые слова: Френсис Скотт Фицджеральд, «потерянное поколение», «век джаза», «американская
мечта».
Yu.K. Kazakova, Yelabuzhskiy Institute of Kazan (Privolzhskiy) Federal University
A.P. Pikkar, Yelabuzhskiy Institute of Kazan (Privolzhskiy) Federal University
HISTORIC AND BIOGRAPHIC ASPECT IN FITZGERALD'S WORKS
Abstract. The article deals with the influence of historical events of the 20-30th years of the XX century in Francis Scott Fitzgerald's works. Socio-critical orientation, innovative continuation of traditions, psychological analysis depth lyrical and emotional style, ideological and artistic integrity creativity Fitzgerald allow to assign him to the most notable events in American literature in 1920-30. The intrusive opinions have gone and visible contribution became more clearly to the American artistic culture of XX century made by Francis Scott Fitzgerald, whose best works are considered to be a classic of modern American literature.
Keywords: Francis Scott Fitzgerald, «the lost generation», «the jazz century», «the American dream».
Френсис Скотт Кей Фицджеральд - американский писатель, который вошёл в историю мировой литературы благодаря великолепным романам о жизни Америки в 1920-30-е годы. Скотт Фицджеральд - автор множества замечательных произведений, которые до сих пор привлекают читателя актуальностью своих тем и трогают души современных людей. Главной особенностью творчества Фицджеральда является историзм его художественного метода, а также взаимосвязь судеб страны и отдельной личности [6].
Своеобразие художественного видения - одна из важнейших составных частей американской литературы 1920-30-х годов. Фицджеральд выступил как тонкий, самобытный художник, без творчества которого трудно представить историю развития США. Это послужило причиной того, что изучение творчества Фицджеральда на фоне наиболее значительных художественных достижений американской литературы в указанный период представляется важным и актуальным. Сегодня творчество Фицджеральда занимает одно из ведущих мест не только в период «между войнами», но и во всей американской литературе XX века.
Некоторые литературные критики, такие как Эндрю Тернбелл и Артур Майзенер, анализируя творчество Фицджеральда, признают, что писатель смог изобразить во многих чертах последствия страшных потрясений, которые пережило «потерянное поколение», - мировой войны, экономического кризиса и как закономерность утрату им «американской мечты». Фицджеральд как художник сумел подняться над пережитыми им драмами и выразить прощание с иллюзиями, типичными для американского сознания как главный по значимости процесс, кото-
рый определяет духовную историю США в ХХ веке.
В ранних произведениях Фицджеральда, относящихся к началу 1920-х гг., таких как роман «Прекрасные, но обреченные» (1922), сборники новелл «Эмансипированные и глубокомысленные» (1920) и «Сказки века джаза» (1922), критическое восприятие действительности прослеживается не достаточно явно, проявляясь больше в ироническом настрое повествования [2].
Позже пришло время разочарования, наступившее после мировой войны, время крушения многих надежд и «потерянного поколения», ставшего темой романов многих писателей. Фицджеральд необычайно тонко почувствовал начальные, ещё самые слабые толчки этого, грозящие перейти в опустошающее политическое землетрясение. Он первым в литературе США ощутил и воплотил в художественном произведении трагические противоречия «века джаза», одним из первых ощутив опасность фашизма, а его неоконченный роман о Голливуде до сих пор остается лучшим такого рода произведением в литературе США. Историческая прозорливость позволила ему - впервые в истории американской литературы - коснуться темы «потерянного поколения».
«Теперь наша музыка - джаз. Взвинченный, нервный джаз - наш кумир. Бешеный, жаркий мотив, простроченный воем ударных, - кошачий, скребущий вой... А утро наше полно одиночества. И это наше одиночество утром - как стекло. Прохладно и хрупко. И прозрачно насквозь Мужское одиночество. Мы - поколение без привязанностей и без глубин. Наша глубина - бездна. Мы - поколение без счастья, без родины, без прощанья. Наше солнце - скудно, наша любовь - жестока, наша юность не ведает юности. Итак, мы поколение без бога, ибо мы - поколение без привязанностей, без прошлого, без признания» [1, с. 196].
Давая характеристику этого времени, исследователь Ю.Я. Лидский пишет: «После 1918 года картина мира чрезвычайно усложнилась. Важнейшие национальные проблемы приобрели характер международных. Большие вопросы и тенденции времени нашли отражение в идеологии, политике, этике и морали, во всех сторонах жизни человека. Новые условия вызвали появление многих, часто прямо противоположных, форм и направлений в искусстве. В рамках критического реализма «стиль эпохи» по-разному воплощался в творчестве выдающихся писателей.» [4, с. 65].
В романе «Последний магнат» Фицджеральд чутко уловил новое направление политической жизни США. Могущество главного героя оказывается неабсолютным. Как человек, остро реагирующий на всё новое, он видит действующую силу в профсоюзах и коммунистах, и поэтому, чтобы лучше понять мощное рабочее движение, угрожающее благополучию буржуазии, он просит Сесилию Брейди помочь ему встретиться с одним из коммунистов, желательно не рядовым, а организатором, руководителем, пропагандистом. Стар хорошо готовится к этой встрече. Но его невежество в политике так же разительно, как и его невежество в литературе и искусстве. Чтобы понять основы коммунистического движения, его теорию и практику, Стар просматривает несколько «русских революционных лент», а также фильмы «Доктор Калигари» и «Андалузский пёс» известного художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Теперь он считает себя достаточно подготовленным к разговору с одним из «организаторов» коммунистической партии США, так же, как в свое время, прочитав двухстраничный конспект «Манифеста коммунистической партии», он считал, что знаком с марксизмом [5].
На родине Фицджеральда протест молодых людей послевоенного поколения принял другую форму, чувства и мысли «потерянного поколения» (одним из главных «оракулов» которого и стал Ф.С. Фицджеральд), он зазвучал там с новой силой. И начиная с этого времени, многие американские писатели обращаются к творчеству Фицджеральда. Естественно, речь идет не столько о прямом литературном влиянии, сколько о мощном воздействии незаурядной творческой индивидуальности писателя.
В наши дни очевидно, что буржуазный «прогресс» оборачивается и регрессом духовных ценностей. В обществе потребления разочаровавшаяся во всех идеалах личность пытается запол-
нить духовный вакуум наркотиками, алкоголем, - любыми средствами. Фицджеральд, как никто другой из американских писателей XX века, смог показать, что богатство, которое должно было раскрепостить человека для полноценной духовной жизни, подавляет личность, слишком поздно осознавшую, как она платит за мнимое благополучие. Подчас в погоне за материальными благами человек не только не становится богаче духовно, но и часто теряет то, что ранее имел.
Выстраивая сюжеты своих произведений на соотношении материального и духовного миров, автор указывает на происходящую с бешеной скоростью трансформацию этого соотношения в сторону деградации человеческой личности, и от внимательного читателя не ускользает то, на что упорно указывает автор: на непокидающее ощущение тревоги. Писатель «фокусируется на проблемах обезличивания, копирования, обесценивания оригинала» [3, с. 67] как основных причинах варваризации общества. Деньги «превращаются в метафору изменчивости, символизируют повсеместное тиражирование человека, ведут к изменению нравственного облика человека» [3, с. 69].
Фицджеральд в обостренной форме отразил важные черты духовной жизни своей эпохи, процесс распада человеческой личности в буржуазном обществе, лишенном исторической перспективы. Через судьбу отдельной романтической личности Фицджеральд демонстрирует также нравственный упадок всего буржуазного общества Америки 1920-х годов, полное несоответствие такой личности системе ценностей буржуазного мира.
Не став на путь бескомпромиссного осуждения капитализма, писатель все же сумел проявить себя социальным критиком, изобразив уродливые проявления человеческих отношений в мире капитала, губительное влияние «больших денег», внутренний кризис личности и, как следствие, гибель идеала, надежд, иллюзий и мечты.
Многократно сталкивая действительность с мечтой, прошлое с настоящим, реальное с конкретно-символическим, Ф.С. Фицджеральд приближает свою прозу к поэтическому языку. Внутренний монолог, несобственно-прямая речь и меняющиеся ракурсы повествования способствуют углубленному психологическому анализу. Важной чертой художественного письма Фицджеральда является то, что оно представляется своеобразным синтезом романтических тенденций и социально-психологических завоеваний критического реализма XX века.
Социально-критическая направленность, новаторское продолжение традиций, глубина психологического анализа, лирико-эмоциональный стиль, идейно-художественная цельность творчества Фицджеральда позволяют отнести его к самым заметным явлениям в литературе США в 1920-30-е годы. В прошлое ушли навязчивые мнения тех лет и явственнее стал виден вклад, внесенный в американскую художественную культуру XX века Френсисом Скоттом Фицджеральдом, лучшие произведения которого по праву считаются классикой современной литературы США.
Список литературы:
1. Зверев А. Фицджеральд // Писатели США. - М.: Радуга, 1999.
2. Казакова Ю.К. «Новые рассказывающие» в австрийской прозе конца ХХ - начала ХХ1 в. (на примере творчества Д. Кельмана) // Альманах современной науки и образования. - 2013. - № 9 (76). - С. 66-69.
3. Лидский Ю.Я. Творчество Эрнеста Хемингуэя. - Изд. 2-е. - К.: Наукова думка, 1998.
4. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби; Последний магнат; Рассказы. - М.: Художеств. лит., 1996.
5. Борхерт В. Избранное [Электронный ресурс]. - URL: http://antimilitary.narod.ru/ antology/borchert/borchert_manifest.htm
6. Френсис Скотт Фицджеральд [Электронный ресурс] // Wikipedia, свободная энциклопедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фицджеральд,_Фрэнсис_Скотт (дата обращения 24.03.14).