JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34.342.98
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-57-60 NIION: 2003-0059-6/22-486 MOSURED: 77/27-003-2022-06-685
К вопросу о задержании: взаимосвязь теории и практики
Александр Александрович Булавкин1, Анна Павловна Светлова2
1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
Аннотация. Проведен анализ положений действующего законодательства, касающихся вопросов задержания, в частности, исчисления срока задержания, административного задержания и задержания лица в состоянии опьянения и их прямой зависимости от внешних факторов: реорганизации государственных учреждений, являющихся важной частью самого механизма реализации правовых норм на практике и восстановления существующих пробелов, путем их введения в действие.
Ключевые слова: закон, задержание, административное задержание, срок задержания лица в состоянии опьянения, субъекты общественных отношений, уполномоченные должностные лица, практика реализации правовых норм, квалифицированная помощь, специализированные организации
Для цитирования: Булавкин А. А., Светлова А. П. К вопросу о задержании: взаимосвязь теории и практики // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №° 6. С. 57-60. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-57-60.
Original article
To the issue about detention: relationship of theory and practice
Alexander A. Bulavkin1, Anna P. Svetlova2
1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia
Abstract. The analysis has been made of the provisions of the current legislation concerning the issues of detention, in particular, the calculation of the period of detention, administrative detention and detention of a person in a state of intoxication and their direct dependence on external factors: the reorganization of state institutions, which are an important part of the very mechanism for implementing legal norms in practice and filling existing gaps by putting them into action.
Keywords: law, detention, administrative detention, term of detention of a person in a state of intoxication, subjects of public relations, authorized officials, practice of implementing legal norms, qualified assistance, specialized organizations
For citation: Bulavkin A. A., Svetlova A. P. To the issue about detention: relationship of theory and practice. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):57-60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-57-60.
Вновь обращаясь к положениям действующего законодательства, мнению суда в проблемных вопросах применения и толкования норм права, касающихся единообразного подхода в разрешении прецедентов, связанных с определением исчисления срока задержания, срока административного задержания, отрадно отметить, что практика не только способствует апробации теоретических положений в реальных условиях, но и восстанавливает разрушенные элементы, воссоздает утраченные раннее механизмы реализации субъектами общественных отношений своих прав и обязанностей. Статус каждого из участников — сама по себе тема актуальная, многогранная и противоречивая, вызывающая аргументированные доводы как одной стороны, так и ее оппонентов. Одно не вызывает сомнения: Законом определен статус каждого из участников. Он наделяет
полномочиями и определяет их пределы; в соответствии с ним обязаны выстраивать свои действия должностные лица органов исполнительной власти; исходя из требований закона, обязаны действовать граждан (физические и юридические лица). Незнание же закона не освобождает от ответственности ни одну из сторон. В связи с чем, весьма интересным представляется анализ норм административного законодательства в ретроспективе, на соответствие строгих временных рамок и их воплощения на практике, касающихся административного задержания. Точки соприкосновения субъектов общественных отношений, регулируемых нормами административного законодательства, это, как правило, ограничение прав одних правами (обязанностью) других, что в реальности является очень тонкой гранью, предметом постоянных дискуссий и по-прежнему продолжает быть актуальным.
© Булавкин А. А., Светлова А. П., 2022
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Итак, рассматривая законодательство, касающееся исчисления срока задержания, а также задержания лица в состоянии опьянения, необходимо обратиться к положению его норм и проследить изменения их правового восприятиях под влиянием практики применения и то, как последовательность совершенствования закона отражается в деятельности сотрудника полиции. Насколько длителен процесс выявления, даже не коллизии или пробела, сколько правового молчания. Насколько долог путь практики, для инициирования восстановления разрушенных звеньев механизма государственного управления, со временем нашедших свое достойное отражение в праве.
Вопросы задержания всегда были камнем преткновения. «Что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется...» [1]. В здании именуемом Правом важен каждый «камень» составляющий его стены и решение об «утрате значения» одного из них и не восполнении другим, в начале ведет к непрочности его основ, затем к медленному разрушению. Вместе с тем, здание само может обветшать и не соответствовать назначению. Поэтому требует постоянной реконструкции: правового совершенствования.
Норма закона о полиции гласит, что «срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Административного задержания — в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях» [2, ч. 4 ст. 14]. В данном изложении воли законодателя уже содержится явный временной интервал исчисления, к которому мы вернемся [3].
При совершении правонарушения сотрудник имеет право доставлять такое лицо в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в орган местного самоуправления [4, ст. 27.2]. Только в этом случае действие возымеет юридические последствия, то есть будет составлен соответствующий процессуальный документ, и тем самым, возбуждено дело об административном правонарушении с последующим его разрешением. И только с момента доставления исчисляется срок административного задержания.
Что наблюдается: во-первых, при обнаружении признаков правонарушения возникают законные основания проверки документов сотрудником полиции, требования которые «обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами» [2, ч. 3 ст. 30]. По сути, уже «фактически ограничена свобода их передвижения», следовательно, исчисляется срок задержания. Во-вторых, если «имеется повод к возбуждению в отношении граждан дела об административном правонарушении», это еще не основание, а значит необходимо выяснение всех обстоятельств и только тогда принимать решение о совершении каких-либо действий в отношении лица и составлении процессуальных документов (направления на мед. освидетельствование, доставления и т. д.) [4, ст. 27.1]. Вместе с тем, сотрудник уже подошел для проверки документов, тем самым ограничив «свободное передвижение лица»; автоматически исчисляется срок задер-
жания (воля законодателя). Однако само это действие сотрудником полиции (о том, что он подошел) нигде не фиксируется, не предусмотрено никаким процессуальным документом. Законодательно не предусмотрено закрепление данного действия. Административный кодекс говорит об обязательном отражении в протоколе факта «административного задержания», а оно будет исчисляться только с момента доставления в отдел полиции [4, ч. 4 ст. 27.5]. И на вопрос гражданина (на месте проверки документов), на каком основании задержали (вполне законный, ведь идет отсчет времени), у сотрудника отсутствует почва отраслевого законодательства, обратившись к норме которого можно было бы четко объяснить связь (временную связь) между его (гражданина) административным правонарушением и задержанием, где применение данного термина логично в рамках уголовного преступления и фиксируется процессуально. Лишь твердый конституционный принцип, обязывающий сотрудника полиции с этого момента не превысить более 48 часов. В абсолютной логике, с точки зрения нормы права, чувствуется разрыв логичной реализации ее на практике [2, ч. 4 ст. 14; 4, ч. 4 ст. 27.5].
Далее, административный кодекс предписывает исчислять срок административного задержания лица совершившего правонарушение и находящегося в состоянии опьянения, с момента его вытрезвления. Напомним, что доставляют сотрудники в территориальный орган внутренних дел. В соответствии в внутриведомственным приказом, при наличии оснований, в зависимости от квалификации статьи и компетенции по рассмотрению дела, дальнейшие действия осуществляет оперативный дежурный. Все это время делинквент находится в отделе полиции. Также может быть помещен в специально отведенное для задержанных в административном порядке помещение органа внутренних дел [4, ст. 27.6], [4]. Однако закон (КоАП РФ) предписывал определять срок «с момента вытрезвления». Невольно возникает вопрос: а кто должен определить этот «момент». Сотрудники полиции не являются специалистами в сфере медицины и здравоохранения. Данные полномочия относятся к иной деятельности государственных органов исполнительной власти. И если законодатель одной нормой единого федерального закона об административных правонарушениях обязывает доставлять «в служебное помещение органов внутренних дел (полиции)», другой его нормой «исчислять срок. с момента вытрезвления», то как поминать его волю должностному лицу полиции, который с одной стороны не может не выполнить предписаний права — это его обязанность, с другой стороны, не имеет четкой последовательности действий.
Такое положение императивной нормы действовало вплоть до декабря 2017 года. Подобная ситуация сложилась в связи с ликвидацией медицинских вытрезвителей бывших «при отделе внутренних дел» и «являющихся специализированным учреждением милиции по оказанию медицинской помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения» [6]. Именно медицинские работники (специалисты) после доставления лица в территориальный орган, оказывая ему квалифицированную помощь в
JURISPRUDENCE
отдельном, специально оборудованном для этого помещении (не комнате), определяли «момент вытрезвления». Учреждение реорганизовали — правовая норма осталась без изменений [4, ст. 27.5]. «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?» [1]. «Кирпичик» убрали, «здание» не рухнуло, однако стена перестала быть «несущей». Малость, но такой незначительный факт на практике приводил к прецедентам, разрешить которые способен был только Конституционный Суд Российской Федерации.
Своим Постановлением Конституционный Суд РФ по делу Сизикова Е. С. решил ситуацию в правовом поле, указав законодателю внести соответствующие изменения в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [7], тем самым дополнив правовую норму в том виде, в котором она действует на сегодняшний день [4, ч. 4 ст. 27.5]. Было озвучено правовое молчание и дано четкое понимание правового смысла задержания, административного задержания, задержания лица в состоянии опьянения. Но не решена была проблема практики в отношении такого лица. Медицинские учреждения осуществляли процедуру освидетельствования, но не оказывали услуг по вытрезвлению такому специфическому контенгенту [8]. И только с подписанием приказа тремя министерствами и введением в действие специализированных организаций для оказания помощи лицам в состоянии опьянения, в середине прошлого года [9], теория и практика в вопросах исчисления срока административного задержания пришли к единению. Следовательно, в краеугольном камне «задержания» одна из граней стала менее острой.
Действующий кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях представляет собой, пожалуй, самый нестабильный из источников публичного законодательства [10]. Вместе с тем взаимосвязь практической реализации его норм «утративших силу» и приобретающих вновь говорит о жизнеспособности и правовой мудрости, которая восстанавливает по крупицам выбитые вением времени «камни» из мощного здания Права, гул дискуссий в котором да не прекратится, пока жив человек мыслящий, меняющий общество, меняющийся сам, стремящийся к совершенству.
Список источников
1. Исповедь русского путника. Опыт историко-философского и богословского исследования [Электронный ресурс] / С. Ратмиров ; научный редактор и составитель текста кандидат филологических наук С. М. Заяц. М. : ФЛИНТА, 2016.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru.
3. Светлова А. П. Имплицитные нормы исчисления срока задержания в рамках административного производства // Вестник КрУ МВД России. № 2 (44) 2019.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: КоАП : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://
garant.ru.
5. Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц Постановление Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 ( в ред. от 26.11.2013 № 1069) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант». http://garant.ru.
6. О неприменении правовых актов МВД СССР: Приказ МВД РФ от 31.01.2009 г. № 71 (Приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители» ( утратил силу)) [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». http:// www.consultant.ru.
7. По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е. С. Сизикова: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П [Электронный ресурс] // Информационно-правовая система «Законодательство России». URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 02.02.2022).
8. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): приказ Минздрава России от 18.12.2015 г. № 933н . [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс». http://www.consultant.ru.
9. Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения: Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и МВД России от 30 июня 2021 г. № 689н/440н/509.
10. Агапов А. Б. Публичное принуждение или общественная санкция URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 20.11.2021).
References
1. Confessions of a Russian traveler. The experience of historical, philosophical and theological research [Electronic resource] / S. Ratmirov ; scientific editor and compiler of the text Candidate of Philological Sciences S. M. Zayats. M. : FLINT, 2016.
2. Federal Law № 3-FZ of February 7, 2011 «On Police» [Electronic resource] // Access from the reference legal system «Garant». http://garant.ru.
3. Svetlova A. P. Implicit norms for calculating the period of detention in the framework of administrative proceedings // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. № 2 (44) 2019.
4. The Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Administrative Code : Federal Law № 195-FZ of December 30, 2001 [Electronic resource] // Access from the reference legal system «Garant». http://garant.ru.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
5. On the approval of the Regulations on the Conditions of Detention of Persons Detained for an Administrative Offense, the norms of nutrition and the Procedure for Medical care of Such Persons, Decree of the Government of the Russian Federation № 627 of October 15, 2003 (as amended. dated 26.11.2013 № 1069) [Electronic resource] // Access from the reference legal system «Garant». http://garant.ru.
6. On the non-application of legal acts of the Ministry of Internal Affairs of the USSR: Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation №. 71 dated 31.01.2009 (Order of the Ministry of Internal Affairs of the USSR № 106 dated May 30, 1985 «On approval of the Regulations on the medical detoxification unit at the City Agency of Internal Affairs and Instructions for providing medical care to persons delivered to medical detox centers» (expired)) [Electronic resource] // Access from the legal reference system «ConsultantPlus». http://www.consultant.ru.
7. In the case of checking the constitutionality of Part 4 of Article 27.5 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the complaint
of citizen E. S. Sizikov: Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated November 17, 2016 № 25-P [Electronic resource] // Information and Legal System «Legislation of Russia». URL: http://pravo.gov.ru / (accessed: 02.02.2022).
8. On the procedure for conducting a medical examination for intoxication (alcoholic, narcotic or other toxic): Order of the Ministry of Health of the Russian Federation № 933n dated 12/18/2015. [Electronic resource] // Access from the legal reference system «ConsultantPlus». http://www. consultant.ru.
9. On approval of the Rules for Organizing the Activities of specialized organizations to assist persons in a state of alcoholic, Narcotic or other toxic intoxication: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 30, 2021 № 689n/440n/509.
10. Agapov A. B. Public coercion or public URL authorization. https://cyberleninka.ru / (accessed: 20.11.2021).
Информация об авторах
А. А. Булавкин — заместитель начальника кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат социологических наук;
А. П. Светлова — старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.
Information about the authors
A. A. Bulavkin — Deputy Head of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Sociological Sciences;
A. P. Svetlova — Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.04.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 30.08.2022.
The article was submitted 21.04.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 30.08.2022.