Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ВРЕДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЛИЦА / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ADMINISTRATIVE DETENTION / CALCULATION OF THE TERMS OF ADMINISTRATIVE DETENTION / SOCIAL HARM / RESTRICTION OF THE PERSON'S FREEDOM OF MOVEMENT / MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поликарпов Денис Игоревич, Шубакин Алексей Алексеевич

В статье исследуются походы к исчислению сроков административного задержания с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Отмечается, что комплексный подход к определению взаимосвязи применения мер обеспечения с наличием соразмерных законных средств полицейского принуждения позволяет выявить обоснование начала их применения с предполагаемой целью реализации административного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поликарпов Денис Игоревич, Шубакин Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CALCULATING THE PERIODS OF ADMINISTRATIVE DETENTION

The article examines approaches to calculating the terms of administrative detention from the moment of actual restriction of a person's freedom of movement. The comprehensive approach to determining the relationship between the use of security measures and the availability of proportionate legal means of police enforcement makes it possible to identify the rationale for starting their application with the intended purpose of implementing administrative legislation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ СРОКОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ»

Поликарпов Денис Игоревич Шубакин Алексей Алексеевич

К вопросу об исчислении сроков административного задержания

В статье исследуются походы к исчислению сроков административного задержания с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Отмечается, что комплексный подход к определению взаимосвязи применения мер обеспечения с наличием соразмерных законных средств полицейского принуждения позволяет выявить обоснование начала их применения с предполагаемой целью реализации административного законодательства.

Ключевые слова: административное задержание, исчисление сроков административного задержания, общественная вредность, ограничение свободы передвижения лица, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

On the issue of calculating the periods of administrative detention

The article examines approaches to calculating the terms of administrative detention from the moment of actual restriction of a person's freedom of movement. The comprehensive approach to determining the relationship between the use of security measures and the availability of proportionate legal means of police enforcement makes it possible to identify the rationale for starting their application with the intended purpose of implementing administrative legislation.

Keywords: administrative detention, calculation of the terms of administrative detention, social harm, restriction of the person's freedom of movement, measures to ensure the proceedings in cases of administrative offenses.

Проблема баланса применения мер административного принуждения и соблюдения прав и законных интересов граждан никогда не утратит своей актуальности.

Практическая направленность исследований в области применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (далее - АПН) эманируется в соотнесении норм права с реальным исполнением закона в условиях его несовершенства. Специфике применения сотрудниками полиции мер административного принуждения посвящены труды следующих ученых: Д.Н. Бахра-ха, который рассматривает административное задержание как форму ограничения прав личности [1, с. 210]; С.С. Алексеева, выделяющего административное задержание в качестве особого порядка правового регулирования, основанного на сочетании взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний [2, с. 243]; Г.П. Щедро-вицкого, который исследует административное задержание в комплексе деятельностных сил, возникающих по поводу его применения [3, с. 110]. Нельзя не согласиться с мнением каждого из указанных исследователей, т. к. социальная значимость рассматриваемой проблемы уступает, возможно, лишь уголовно-правовым мерам пресечения. Так, в России ежегодно около 2 млн человек подвергаются

административному задержанию, каждый случай по-своему уникален и регулируется специальными административно-правовыми механизмами.

Порядок административного задержания урегулирован нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [4] (далее - КоАП РФ), законодательными и ведомственными (подзаконными) нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность должностных лиц, наделенных правом применения мер государственного принуждения, связанных с кратковременным ограничением свободы передвижения лица.

В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации [5] граждане, в том числе иностранные, а также лица без гражданства, имеющие правовые основания нахождения на территории нашей страны, наделены естественным правом на свободу передвижения, которое может быть ограничено, в том числе в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Основного закона России).

Общественные интересы облекаются в законы, которые регулируют публичные отношения. Административное законодательство не является исключением и регламентирует значительную часть вопросов, связанных с защитой прав личности, собственности, здоровья и

84

иных общественных институтов, основу которых составляют регулятивные и властно-распорядительные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание определяется как кратковременное ограничение свободы физического лица. Данная мера применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АПН, исполнения постановления по делу об АПН. Исчерпывающий перечень таких случаев законодателем не утвержден и сигнифицирован этапами производства по делу об АПН в соответствии с деяниями должностных лиц, вовлеченных в ограничительные административные процедуры, либо своими действиями, способными инициировать их (например, в случае доставления с целью задержания).

Общий предельный срок административного задержания не должен составлять более 3 ч. Его превышение является исключительным и ограничено конституционным положением о недопустимости внесудебного задержания на срок свыше 48 ч. Основания продления срока задержания нормативно закреплены в ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ.

Следует обратить внимание на то, что необходимость установления личности правонарушителя не является основанием для его задержания на срок более 3 ч. При этом данная процедура может занять больше времени, чем определено в законе [6, с. 207].

Преследуемое или задерживаемое лицо не обязано иметь при себе документ, удостоверяющий личность, если его поведение не связано с государственными регистрационными процедурами. В юридической науке длительное время ведется дискуссия о допустимости обя-зывания граждан иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Так, А.В. Равнюш-кин и К.Д. Рыдченко отмечают, что праву полиции проверять документы, удостоверяющие личность, должна соответствовать обязанность граждан иметь их при себе и передавать для ознакомления уполномоченному субъекту [7, с. 163]. С.А. Романькова, основываясь на закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве положениях, утверждает, что согласно принципу презумпции невиновности бремя доказывания виновности лица лежит на правоохранительных органах [8, с. 73]. Поэтому установление личности правонарушителя может превратиться в долгую процедуру истребования необходимых справок из подразделений по вопросам миграции, доставления паспорта родственниками гражданина по просьбе органов внутренних дел, сравнения

данных о человеке со сведениями, имеющимися в информационных базах МВД России, проведения дактилоскопической регистрации в ситуациях, предусмотренных законодательством [9]. В случае отсутствия фотографии лица либо записей о нем в информационных базах данных органов внутренних дел, а также технической возможности в течение короткого времени истребовать форму № 1П из подразделения, производящего выдачу (замену) паспорта, регистрацию в дактилоскопической (геномной) базе данных документа, удостоверяющего личность, субъекта правонарушения установить сложно, а значит, он может избежать ответственности.

Другое административное основание задержания лица на срок, не превышающий 48 ч, связано с санкциями статьи, предусматривающей ответственность за совершенное правонарушение. Административный арест назначается только судьей. В случае возникновения обстоятельств, при которых судья не может вынести решение (например, выходной день), назначение такого срока административного задержания оправдано. Несмотря на то что судья может принять решение о наложении иного вида административного наказания, наличие санкции в виде административного ареста дает право правоприменителю задерживать лицо на срок, не превышающий 48 ч, для передачи его в суд. Аналогичное правило действует и в отношении административного выдворения.

Исчисление сроков административного задержания, на первый взгляд, понятно и обосновано. Началом срока административного задержания является момент доставления правонарушителя в отдел полиции, который фиксируется в протоколе о доставлении либо протоколе об АПН (в стандартном бланке, используемом полицией, такая графа отсутствует) или в протоколе об административном задержании, который составляет, как правило, сотрудник дежурной части. Практика «передачи рапортом» доставленного лица в дежурную часть до конца себя еще не изжила, она позволяет дежурному поставить «свое» время доставления в протоколе. Возможно, это связано с большой загруженностью и сокращением штата в ряде территориальных органов МВД России должности дежурного по разбору с задержанными и доставленными. Однако эти обстоятельства не должны оправдывать длительное оформление материалов, о чем говорят многочисленные судебные решения о нарушении сроков административного задержания [10]. Особенно это актуально при проведении оперативно-профилактических мероприятий или задержании нарушителей общественного

85

порядка, когда в районные отделы доставляется значительное количество граждан.

В статье 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» разъяснен порядок исчисления сроков задержания лица -с момента фактического ограничения свободы перемещения, за исключением случаев, регулируемых административным законодательством, согласно которому срок исчисляется с момента доставления. Следовательно, по «криминальным» основаниям срок задержания исчисляется с момента ограничения свободы передвижения, а по «административным» - с момента доставления. С связи с этим возникает вопрос: как быть при производстве по делам об АПН, в рамках которых на первоначальной стадии доставление не применялось, а последующие процедуры весьма затратны по времени?

Примером может служить оформление пьяного водителя без доставления его в медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования. После остановки транспортного средства сотрудником полиции водитель, в случае если у него обнаружены признаки опьянения, ограничивается в праве на свободу передвижения до выяснения всех обстоятельств происшествия [3, с. 66]. При этом сотруднику ГИБДД необходимо выполнить следующие действия: выявить признаки опьянения у водителя; отстранить водителя от управления транспортным средством с составлением протокола (п. 1 ст. 27.12 КоАП РФ); потребовать прохождения процедуры выявления состояния алкогольного опьянения (ч. 11 ст. 27.12 КоАП РФ); провести медицинское освидетельствование на состояние опьянения (ч. 11 ст. 27.12 КоАП РФ); при положительном результате освидетельствования составить протокол об АПН за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (ст. 12.8 КоАП РФ); задержать транспортное средство и поместить его на специализированную стоянку [11, с. 44]. Очевидно, что даже если на каждую процедуру выделить в среднем по 10 мин, процесс оформления займет не менее одного часа. И это при условии, что правонарушитель согласен с фактом совершенного правонарушения, имеет при себе необходимые документы, ранее не был лишен права управления транспортным средством за вождение в пьяном виде, отсутствуют иные обстоятельства. Все это время правонарушитель не имеет возможности свободно перемещаться, т. к. его действия могут быть расценены как неповиновение законному требованию (распоряжению) сотрудника полиции. Лицо фактически является задержанным до выяснения всех обстоятельств произошедшего, при этом его до-

ставление в отдел полиции не осуществляется. Можно ли считать это нарушением прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об АПН? Очевидно, что нет, т. к. управление транспортным средством в состоянии опьянения обладает повышенной общественной опасностью, хотя действующая редакция КоАП РФ не содержит такую терминологию. Полагаем, что ситуации, при которых ограничивается свобода передвижения лица при производстве административных процедур, требуют дополнительного разъяснения.

Что нам предлагает проект нового КоАП РФ? Законодатель включил в него понятие «общественная вредность», наиболее точно отражающее последствия деяния, относящегося к категории «общественно опасные». Общественная вредность АПН коррелирует с риском причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Так, «административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых» [12]. Согласно ст. 2.2 проекта нового кодекса грубыми административными правонарушениями считаются в том числе противоправные деяния, связанные с:

экстремизмом;

коррупцией;

незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, инструментов и оборудования для их изготовления;

незаконным оборотом оружия;

посягательством на конкуренцию;

правонарушениями в области дорожного движения, совершенными лицами в состоянии опьянения.

Новый административный кодекс регламентирует не процессуальную часть производства, а порядок применения мер обеспечения [13]. Принцип оперативности производства по делам об АПН и исполнения АПН устанавливает, что «возбуждение, рассмотрение, пересмотр дел об административных правонарушениях, разрешение вопросов, связанных с исполнением административных наказаний, осуществляются в объеме, достаточном для их разрешения по существу, и оперативно в сроки, предусмотренные настоящим Кодексом» [13]. Положения, регламентирующие исчисление сроков административного задержания, в проекте процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях не претерпели существенных изменений. Учитывая, что доставление также осуществляется «в возможно короткий срок», момент, с которого лицо имеет возможность пользоваться своим правом на защитника и иными правами, может наступить

86

существенно позднее момента фактического ограничения его передвижения.

Исчисление сроков с момента вытрезвления также ограничено 48 ч суммарно с момента доставления. Следует помнить о том, что момент вытрезвления, т. е. способность адекватно оценивать окружающую действительность, пользоваться своими правами и нести обязанности в соответствии с законодательством, может определить только медицинский работник. Некоторые сотрудники зачастую соотносят момент вытрезвления со способностью правонарушителя расписаться в протоколе, что нарушает его права.

Сотрудники полиции, обнаружив лиц, находящихся в состоянии опьянения в общественных местах и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, при необходимости оказывают им первую помощь, организуют незамедлительный вызов на место бригады скорой медицинской помощи, о чем докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России. По прибытии на место медицинские работники могут доступными средствами помочь нетрезвому гражданину прийти в чувство. В этом случае время нахождения правонарушителя в адекватном состоянии будет ограничено, но, оказавшись в отапливаемом помещении дежурной части, он вновь может впасть в бессознательное состояние. Вышеизложенное

подтверждает актуальность инициативы МВД России, связанной с воссозданием специализированных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке [14].

Таким образом, даже в условиях динамично развивающегося законодательства в области обеспечения мер производства по делам об АПН ряд вопросов, связанных с исчислением сроков административного задержания, законностью и правильностью процедуры его применения, остается открытым. Предпринимаемые шаги, направленные на внесение изменений в действующее федеральное законодательство об АПН, недостаточны и требуют экспертной оценки. В частности, заслуживает внимания вопрос о соблюдении прав и законных интересов граждан, вовлеченных в орбиту административного производства. Следует понимать, что предоставление лицам с момента фактического ограничения их права на свободу передвижения правовых гарантий на законное и адекватное применение административных процедур является неотъемлемой частью конституционно-правового прямого (непосредственного) регулирования общественных отношений.

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2010.

2. Алексеев С. С. Теория права. М., 1995.

3. Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций. М., 2000. Т. 4.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

6. Костин С. Г К вопросу о проблемах применения мер административного принуждения в виде направления правонарушителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2018. № 8.

7. Рыдченко К.Д., Равнюшкин А.В. Право полиции проверять удостоверяющие личность документы: административно-правовое регулирование и проблемы реализации // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 3.

1. Bahrah D.N. Administrative law of Russia. Moscow, 2010.

2. Alekseev S.S. Law theory. Moscow, 1995.

3. Shchedrovitsky G.P. Organizational thinking: ideology, methodology, technology: course of lectures. Moscow, 2000. Vol. 4.

4. Code of the Russian Federation on Administrative Offences d.d. Dec. 30, 2001 № 195-FL//Access from reference legal system «Garant».

5. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on Dec. 12, 1993 ) // Access from reference legal system «Garant».

6. Kostin S. G. On the issue of the problems of the use of administrative coercive measures in the form of sending the offender for a medical examination for intoxication // Administrative law and process. 2018. № 8.

7. Rydchenko K.D., Ravnyushkin A.V. The right of the police to check identity documents: administrative and legal regulation and implementation problems // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. № 3.

8. Romankova S.A. Classification of administrative coercive measures applied by the

87

8. Романькова С.А. Классификация мер административного принуждения, применяемых Государственной инспекцией безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2018. № 8.

9. О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П // Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

11. Лебедева О. О. Применение отдельных принудительных мер административного предупреждения как самостоятельное административное производство в структуре административного процесса // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3.

12. Проект кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 30.01.2020).

13. Проект процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. URL: https://regulation.gov.ru (дата обращения: 30.01.2020).

14. О проекте федерального закона № 709181-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части оказания помощи лицам, находящимся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившим способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке: постановление ГД ФС РФ от 5 ноября 2019 г. № 7022-7 ГД. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

State Inspectorate of Road Safety //Administrative law and process. 2018. № 8.

9. On state fingerprint registration in the Russian Federation: fed. law d.d. July 25, 1998 № 128-FL // Access from reference legal system «Garant».

10. Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation d.d. June 16, 2009 № 9-P. Access from reference legal system «Garant».

11. Lebedeva O.O. The application of certain coercive measures of administrative prevention as independent administrative proceedings in the structure of the administrative process // Leningrad Legal Journal. 2015. № 3.

12. Draft Code of the Russian Federation on Administrative Offenses. URL: https://regulation. gov.ru (date of access: 30.01.2020).

13. Draft Code of Procedure of the Russian Federation on Administrative Offenses. URL: https://regulation.gov.ru (date of access: 30.01.2020).

14. On the draft federal law № 709181-7 «On amending certain legislative acts of the Russian Federation in terms of assisting persons in public places who are in a state of alcohol, drug or other toxic intoxication, who have lost the ability to move or navigate independently in the environment: decree of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Nov. 5, 2019 № 7022-7 of the State Duma. Access from reference legal system «Garant».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Поликарпов Денис Игоревич, старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России; e-mail: polikarpovxxx@mail.ru;

Шубакин Алексей Алексеевич, преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России; e-mail: kadovd@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

D.I. Polikarpov, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Law of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: polikarpovxxx@mail.ru;

A.A. Shubakin, Lecturer of the Chair of Administrative Activities of the internal affairs bodies of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: kadovd@yandex.ru

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.