Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1158
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административное задержание / производство по делам об административных правонарушениях / административное принуждение / сотрудники полиции / физическое лицо / administrative detention / proceedings on cases of administrative offenses / administrative coercion / police officers / individual

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саида Назировна Керамова

В статье анализируются особенности применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Рассматриваются основные проблемы, связанные с осуществлением административного задержания. Приводятся примеры из судебной практики. Делаются выводы о необходимости детализации данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative detention as a measure to ensure the proceedings in cases of administrative offenses

The article analyzes the features of the use of administrative detention as a measure to ensure the proceedings in cases of administrative offenses, including those in a state of alcoholic intoxication. The main problems associated with the implementation of administrative detention are considered. Examples from judicial practice are given. Conclusions are made about the need to detail this institution.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

УДК 342.9 ББК 67.401

DOI 10.24412/2073-3313-2021-10-209-211

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Саида Назировна КЕРАМОВА, старший преподаватель кафедры административного, финансового и таможенного права Дагестанского государственного университета

saida14@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье анализируются особенности применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в том числе лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Рассматриваются основные проблемы, связанные с осуществлением административного задержания. Приводятся примеры из судебной практики. Делаются выводы о необходимости детализации данного института.

Ключевые слова: административное задержание, производство по делам об административных правонарушениях, административное принуждение, сотрудники полиции, физическое лицо.

Annotation. The article analyzes the features of the use of administrative detention as a measure to ensure the proceedings in cases of administrative offenses, including those in a state of alcoholic intoxication. The main problems associated with the implementation of administrative detention are considered. Examples from judicial practice are given. Conclusions are made about the need to detail this institution.

Keywords: administrative detention, proceedings on cases of administrative offenses, administrative coercion, police officers, individual.

Греди мер обеспечения производства по делам об административных правонару-'^»«'•шениях важным представляется административное задержание, условия которого закреплены в Кодексе об административных правонарушениях (в ред. от 01.07.2021 г.) и в Федеральном законе «О полиции» (в ред. от 24.08.2021 г.).

Актуальность темы статьи обусловлена возникновением ряда проблем при осуществлении административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно КоАП РФ административное задержание является кратковременным ограничением свободы физического лица, может применяться в исключительных случаях, если возникает необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 КоАП

РФ). При этом обязательным условием его применения следует считать соблюдение порядка, места и сроков административного задержания (статьи 27.5 и 27.6 КоАП РФ).

В Федеральном законе «О полиции» отсутствует определение административного задержания, дается лишь перечень оснований, при наличии которых возможно задержание лица. В Законе административное задержание выступает как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Как подчеркивает М.Ю. Филь, «административное задержание является мерой административного принуждения наряду с иными видами задержания»1, однако отождествлять его с иными видами задержания, закрепленными в Законе «О полиции», нельзя. Такого же мнения придерживаются Р.А. Изаксон и К.В. Смирнова2.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

Административное задержание правомерно при соблюдении ряда условий. Как было сказано выше, эта мера исключительная, применяемая для установления личности правонарушителя, своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Административным правонарушением можно назвать мелкое хулиганство, употребление алкоголя, неповиновение законному распоряжению должностного лица и т.д. Что же следует считать исключительным случаем?

Таковым, думается, является то, что правонарушитель, например, может совершить побег, оставшись один на один с сотрудником полиции.

Так, Буйнакским районным судом Республики Дагестан было рассмотрено дело об административном правонарушении в отношении М.Т., задержанного по ст. 27.3 КоАП РФ.

Так как в соответствии с законом полиция обязана пресекать административные правонарушения, сотрудники полиции имеют право потребовать от граждан прекращения противоправных действий. Суд установил, что на требование сотрудника полиции о прекращении противоправных действий М.Т. не отреагировал, выразил недовольство и отказался представить документ, удостоверяющий его личность, пытался убежать от сотрудников полиции.

Таким образом, М.Т. воспрепятствовал исполнению сотрудниками полиции своих служебных обязанностей. С учетом характера правонарушения, личности задержанного для достижения целей наказания суд счел возможным и целесообразным назначить М.Т. наказание в виде административного штрафа3.

Как видим, задержание было осуществлено в связи исключительным случаем — неповиновением лица сотрудникам полиции и возможностью совершения побега.

Надо также сказать о наличии ряда проблем в правовом регулировании административного задержания.

Одной из проблем является отсутствие в КоАП РФ перечисления лиц, к которым невозможно применение данной меры, что порождает у сотрудников полиции определенные трудности при осуществлении административного задержания.

Другая проблема касается сроков административного задержания.

Так, в соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ общий срок административного задержания не

должен превышать трех часов, а в исключительных случаях — 48 часов.

Согласно закону лицо считается задержанным с момента его доставления в служебное помещение территориального органа внутренних дел. С этого времени исчисляется срок его административного задержания. Однако следует подчеркнуть, что сроки административного задержания в нормативных правовых актах отражены по-разному.

В частности, в Федеральном законе «О полиции» он составляет не более 48 часов в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ (ч. 3), где установлен предельный срок задержания подозреваемого в совершении преступления — 48 часов. Допустимо его продление в судебном порядке на 72 часа.

В Федеральном законе «О полиции» и в УПК РФ начало исчисления срока задержания лица по подозрению в совершении преступления считается с момента фактического ограничения его свободы, а в КоАП РФ — с момента доставления в территориальный орган внутренних дел для лица, которое задержано за совершение административного правонарушения4.

Помимо этого, возникает проблема, связанная с задержанием лица, включая сроки задержания лица, находящегося в нетрезвом состоянии, что является исключительным случаем.

В соответствии с ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ полицейский обязан ему разъяснить его права и обязанности. Однако выпивший человек не в состоянии адекватно усвоить информацию, вследствие чего его необходимо перевезти в вытрезвитель, и после вытрезвления выяснить обстоятельства правонарушения.

Срок административного задержания такого лица, как отмечает А.Н. Шайжанова, следует исчислять с момента его вытрезвления. Начало исчисления срока задержания «должен определять врач, уполномоченный проводить освиде-тельствование»5.

Хотя общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления не должен быть больше 48 ч., в ч. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции» «срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица». Однако фактически ограничение свободы передвижения может возникнуть с момента препровождения задержанного в отдел внутренних дел, т.е. до вхождения в официальное помещение.

В связи со сказанным существенной проблемой является проблема расхождения между нор-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

мативными правовыми актами, где закреплен перечень лиц, к которым не применяется административное задержание, а именно, Законом «О полиции» и Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В частности, в Законе «О полиции» сказано, что административное задержание военнослужащего возможно лишь при подозрении его в совершении преступления, а в КоАП РФ (ч. 4.1 ст. 27.3) — что его задержание может быть применено, о чем необходимо немедленно известить военную полицию Вооруженных Сил РФ или воинскую часть, где он проходит службу.

Другой проблемой является то, что КоАП РФ закрепляет лишь одно право задержанного: сообщить родственникам, администрации по месту работы или учебы, защитнику о месте его нахождения. Других прав КоАП РФ не содержит. Однако таких прав намного больше, в частности, право на отказ от дачи объяснений, на юридическую помощь, на переводчика и другие права, которые закреплены в иных нормативных правовых актах.

В заключение сделаем следующие выводы.

Институт административного задержания нуждается в детализации и устранении неопределенностей и указанных выше противоречий.

Необходимо устранить противоречие в Законе «О полиции» и КоАП РФ с целью составления более точного перечня лиц, к которым можно применять вышеуказанные меры, установить перечень физических лиц, которых нельзя подвергнуть административному задержанию.

В КоАП РФ нужно внести дополнения по административному задержанию военнослужащих и лиц, которые призваны на военные сборы или проходят службу по контракту, и закрепить основные права и обязанности задержанных.

1 Филь М.Ю. К вопросу об особенностях применения административного задержания как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Актуальные проблемы административной деятельности органов внутренних дел: Сб. ст. межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 2018. С. 213.

2 Изаксон P.A., Смирнова К.В. Административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Науч. дайджест Восточно-Сибирского ин-та МВД России. Иркутск, 2019. № 2 (2). С. 101.

3 Постановление Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 25.10.2020 // URL: https://sudact.ru/ regular/doc/aWoLIiZlA0Z6/ (Дата обращения: 30.09.2021)

4 Демчишина А.И. Тактика применения административного задержания лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения при обеспечении общественного порядка // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: Сб. ст. межвуз.. науч.-практ. семинара / Отв. ред. А.А. Каримов, А.А. Сысоев. Иркутск, 2020. С. 40.

5 Гирьятович Д.В., Новичкова Е.Е. Применение административного задержания при обеспечении общественного порядка // Актуальные вопросы тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности: Сб. ст. межвуз.. науч.-практ. семинара / Отв. ред. А.А. Каримов, А.А. Сысоев. Иркутск, 2019. С. 15.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.