Научная статья на тему 'О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ: НОВАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА'

О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ: НОВАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ / МВД РОССИИ / РОСГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каинов Владимир Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

Проводится анализ вновь принятых мер административного пресечения, применяемых федеральными органами исполнительной власти, а также особым кругом лиц, определяемых законодателем. Акцентируется внимание на некоторых мерах административного пресечения, применяемых МВД России и Росгвардией; указывается на тот факт, что ряд таких мер применяется должностными лицами войск национальной гвардии, в то время как для сотрудников органов внутренних дел такие меры только прорабатываются и находятся на уровне законопроекта. Отмечается, что введены такие меры, как применение экипажем самолета спецсредств к дебоширам, а также задержание, осуществляемое работниками Банка России и ПАО «Сбербанк России», осуществляющими охранные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каинов Владимир Иванович, Шеншин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL REGULATION OF CERTAIN MEASURES OF ADMINISTRATIVE RESTRAINT APPLIED BY LAW ENFORCEMENT AGENCIES: INNOVATIONS IN ADMINISTRATIVE LAW

The analysis of newly adopted measures of administrative restraint applied by federal executive authorities, as well as by a special circle of persons determined by the legislator, is carried out. Attention is focused on some measures of administrative restraint applied by the Ministry of Internal Affairs of Russia and Rosgvardiya; it is pointed out that a number of such measures are applied by officials of the National Guard troops, while for employees of internal affairs bodies such measures are only being worked out and are at the level of the bill. It is noted that such measures have been introduced as the use of special means by the crew of the aircraft to rowdy people, as well as detention carried out by employees of the Bank of Russia and Sberbank of Russia PJSC performing security functions.

Текст научной работы на тему «О ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ НЕКОТОРЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ: НОВАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/! 0.24412/2073-0454-2022-5-145-153 NIION: 2003-0059-5/22-434 MOSURED: 77/27-003-2022-05-633

О правовой регламентации некоторых мер административного пресечения, применяемых правоохранительными органами: новации административного права

Владимир Иванович Кайнов1, Виктор Михайлович Шеншин2

1 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, Санкт-Петербург, Россия,

kaynov_v@m ail.ru

2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, vitya-shen@mail.ru

Аннотация. Проводится анализ вновь принятых мер административного пресечения, применяемых федеральными органами исполнительной власти, а также особым кругом лиц, определяемых законодателем. Акцентируется внимание на некоторых мерах административного пресечения, применяемых МВД России и Росгвардией; указывается на тот факт, что ряд таких мер применяется должностными лицами войск национальной гвардии, в то время как для сотрудников органов внутренних дел такие меры только прорабатываются и находятся на уровне законопроекта. Отмечается, что введены такие меры, как применение экипажем самолета спецсредств к дебоширам, а также задержание, осуществляемое работниками Банка России и ПАО «Сбербанк России», осуществляющими охранные функции.

Ключевые слова: административное принуждение, административно-юрисдикционная деятельность, меры административного пресечения, МВД России, Росгвардия

Для цитирования: Кайнов В. И., Шеншин В. М. О правовой регламентации некоторых мер административного пресечения, применяемых правоохранительными органами: новации административного права // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 145-153. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-145-153.

Original article

On the legal regulation of certain measures of administrative restraint applied by law enforcement agencies: innovations in administrative law

Vladimir I. Kainov1, Viktor M. Shenshin2

1 North-Western branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia, kaynov_v@mail.ru

2 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg, Russia, vitya-shen@mail.ru

Abstract. The analysis of newly adopted measures of administrative restraint applied by federal executive authorities, as well as by a special circle of persons determined by the legislator, is carried out. Attention is focused on some measures of administrative restraint applied by the Ministry of Internal Affairs of Russia and Rosgvardiya; it is pointed out that a number of such measures are applied by officials of the National Guard troops, while for employees of internal affairs bodies such measures are only being worked out and are at the level of the bill. It is noted that such measures have been introduced as the use of special means by the crew of the aircraft to rowdy people, as well as detention carried out by employees of the Bank of Russia and Sberbank of Russia PJSC performing security functions.

Keywords: administrative coercion, administrative and jurisdictional activity, measures of administrative restraint, Ministry of Internal Affairs of Russia, Rosgvardiya

For citation: Kainov V. I., Shenshin V. M. On the legal regulation of certain measures of administrative restraint applied by law enforcement agencies: innovations in administrative law. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5): 145-153. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-145-153.

Проводимая в современных условиях административная реформа не обошла стороной и институт административного принуждения [1, с. 218-219; 5, с. 237; 4], активно применяемого федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими административно-юридикционной деятельно© Кайнов В. И., Шеншин В. М., 2022

сти. Характерным признаком при этом выступает тот факт, что изменения вносятся в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, в то время как современная формация раз-

вития административного права характеризуется разработкой нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отметим, что принимаемые изменения в действующее административное законодательство не всегда учитываются в проекте нового КоАП Российской Федерации или ПрКоАП Российской Федерации.

Учитывая важность и значимость полномочий, осуществляемых органами внутренних дел, представляется необходимым остановиться на мерах административного пресечения [6, с. 190-192; 2, с. 276; 3, с. 499], которыми наделено МВД России и которые ведомство само определяет.

Так, проектом Федерального закона № 955380-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»» предусмотрен перечень оснований, согласно которым полиции предоставлено право вскрытия транспортных средств, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также, в том числе: для спасения жизни граждан; для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления.

Помимо указанных полномочий, приведенным законопроектом расширяется перечень оснований, в которых полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности. В границах оцепления (блокирования) полиция может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств.

Отметим, что подобные полномочия, к примеру, предусмотрены приказом Росгвардии от 30 сентября 2016 г. № 112 [8], а также приказом Росгвардии от 22 мая 2017 г. № 144 [9].

Федеральным законом от 16 октября 2019 г. № З37-Ф3 внесены дополнения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» в соответствии с которым сотрудники полиции наделены полномочием по объявлению гражданам предо стер ежения.

Документ предусматривает право сотрудников полиции объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Смысл таких поправок заключается в том, что предостережение объявляется при отсутствии оснований для привлечения к уголовной или административной ответственности и содержит обязательное для исполнения требование о недопустимости действий либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. В качестве примера приводится ситуация, когда необходимо пресечь антиобщественное поведение лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте или в квартире, тем самым не допустив совершения им более тяжкого деяния.

Причем предостережение — это не просто замечание полицейского, а официальный документ, направляемый гражданину. Порядок его направления и вручения, форму, а также должностных лиц, уполномоченных объявлять официальное предостережение, утвердит МВД России. Предостережение является обязательным для гражданина — за его неисполнение и продолжение антиобщественного поведения в последующем могут быть ужесточены санкции при привлечении гражданина к административной или уголовной ответственности.

Помимо сотрудников органов внутренних дел, предостережения также могут объявлять сотрудники ФСБ России и прокуратуры в рамках своей компетенции. Так, основанием для их объявления могут служить достаточные и предварительно подтвержденные сведения о конкретных действиях физического лица, создающих условия для совершения преступлений:

♦ проявляющих вовне (словесно, письменно или иным образом) намерения совершить определенное преступление при отсутствии признаков приготовления к преступлению или покушения на преступление;

JURISPRUDENCE

♦ образующих приготовление к преступлениям небольшой и средней тяжести либо непосредственно направленных на совершение таких преступлений при отсутствии признаков покушения (приложение № 1 к приказу ФСБ России от 2 ноября 2010 г. № 544).

Закон носит профилактический характер и направлен, в первую очередь, на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, оказание воспитательного воздействия на лиц, их еще не совершивших [10].

Приведем пример еще одной новации в сфере мер административного пресечения. Так, приказом МВД России от 25 мая 2020 г. № 369 [11] утвержден Порядок информирования полицией собственника нежилого помещения или земельного участка либо его законного представителя о случае проникновения (в его отсутствие) со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в нежилое помещение или на земельный участок, сотрудника полиции.

Указанный Порядок регламентирует действия сотрудников полиции по информированию собственника нежилого помещения или земельного участка либо его законного представителя о случае проникновения (в его отсутствие) со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в нежилое помещение или на земельный участок, сотрудника полиции [12].

МВД России, определяя порядок уведомления собственника нежилого помещения о проникновении сотрудника полиции на объект, предписало, что в случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок, он обязан сообщить собственнику либо его законному представителю о таком проникновении, если оно было произведено в его отсутствие. МВД России также определило порядок и способы уведомления [13].

Аналогичный порядок действий прописан для должностных лиц Росгвардии в приказе Росгвардии от 30 сентября 2016 г. № 111 [14].

Еще одной мерой административного пресечения, применяемой полицией, выступает доставление лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции [15].

Подзаконное правовое регулирование, осуществляемое МВД России, предусматривает установление порядка доставления граждан, находящихся в состоянии опьянения, в медицинские организации, вытрезвители или подразделение полиции. Граждан, которые находятся в состоянии опьянения в общественном месте и которые не могут самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, сотрудники полиции доставляют в медицинскую организацию или вытрезвитель. Доставить в вытрезвитель или полицию могут и из дома, если пьяный гражданин может причинить вред жизни и здоровью других лиц, нанести ущерб имуществу. Но для этого необходимо письменное заявление от граждан, находящихся совместно с ним в жилище.

Состояние опьянения определяется по критериям, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации. Пьяного гражданина проверяют по оперативно-справочным и разыскным учетам, устанавливают его личность. При необходимости сотрудники полиции оказывают ему первую помощь, вызывают скорую, обеспечивают сохранность его имущества.

Если необходимости в медицинской эвакуации нет или пьяный гражданин отказался от медицинского вмешательства, его доставляют в вытрезвитель, а при наличии оснований для задержания — в полицию.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и МВД России от 30 июня 2021 г. № 689н/440н/509 [16] предусмотрены правила работы вытрезвителей. Основной задачей специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения выступает обеспечение их естественного вытрезвления.

В вытрезвитель принимают как доставленных граждан, так и тех, кто обратился самостоятельно. При этом следует получить согласие лица на помещение в вытрезвитель и пребывание в нем. Срок пребывания в вытрезвителе не должен превышать 24 часов. Определены виды помощи, оказываемой гражданам в вытрезвителе.

Здесь нужно обратить внимание на тот факт, что Конституционный Суд Российской Федерации признал порядок исчисления срока административного задержания нетрезвых граждан не соответствующим

Конституции Российской Федерации [17]. По мнению судей, по общему правилу до принятия судебного решения граждане не могут быть подвергнуты задержанию более чем на 48 часов (ч. 3 ст. 27.5 КоАП) [18]. Судом подчеркнуто, что задержание на неопределенный срок не может рассматриваться как допустимое ограничение права каждого на свободу и личную неприкосновенность. Судьи акцентировали внимание на том, что в рамках реализации положений ч. 4 ст. 27.5 КоАП общая продолжительность внесудебного принудительного ограничения личной свободы граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, зачастую превышает 48 часов. Это противоречит как ст. 22 Конституции Российской Федерации, так и позиции ЕСПЧ, согласно которой принудительное ограничение свободы таких лиц является лишением свободы (постановление ЕСПЧ от 8 июня 2004 г. по делу «Хильда Хафстейнс-доттир (Hilda Hafsteinsdottir) против Исландии», постановление ЕСПЧ от 3 февраля 2011 г. по делу «Ха-рин против России»).

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации признал ч. 4 ст. 27.5 КоАП, согласно которой срок административного задержания нетрезвого лица исчисляется со времени его вытрезвления, не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в которой она допускает ограничение свободы лица, подлежащего административному аресту, до судебного решения на срок более 48 часов. Федеральному законодателю было поручено внести соответствующие изменения в действующий порядок исчисления срока административного задержания [7].

Политику в сфере правового регулирования применения мер пресечения в том числе определяют соглашения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Так, «Соглашением между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Татарстан о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных Кодексом Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ» определено, что со дня вступления

в силу Соглашения Кабинет Министров Республики Татарстан передает Министерству внутренних дел Российской Федерации осуществление части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Кабинет Министров Республики Татарстан осуществляет финансовое обеспечение реализации полномочий, запрашивает и получает информацию по вопросам, связанным с исполнением переданных полномочий; рассматривает в 30-дневный срок предложения МВД по Республике Татарстан по вопросам, связанным с Соглашением, сообщает о результатах их рассмотрения Министру внутренних дел по Республике Татарстан. МВД по Республике Татарстан принимает на себя обязательства соблюдать федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области передаваемых Соглашением полномочий; направлять ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в адрес Кабинета Министров Республики Татарстан отчет о расходовании финансовых средств, выделенных в целях обеспечения реализации полномочий, переданных в соответствии с Соглашением, и информацию о количестве составленных протоколов (рассмотренных сообщений). За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Финансовое обеспечение осуществления МВД России полномочий Кабинета Министров Республики Татарстан, передаваемых на основании Соглашения, осуществляется за счет субвенции, предоставляемой федеральному бюджету из бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год. Соглашение заключено на срок до 31 декабря 2025 г. включительно.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность составления должностными лицами органов внутренних дел (полиции) протоколов о посягающих на общественный порядок и общественную безопасность административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации [19].

Конституционный Суд Российской Федерации признал абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП не противоречащим Конституции Российской Федерации.

JURISPRUDENCE

Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал следующее: установив в абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП, что составление протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов внутренних дел (полиции) возможно исключительно в случае передачи им соответствующих полномочий соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и компетентным федеральным органом исполнительной власти, федеральный законодатель, соблюдая конституционное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и образующих ее субъектов, не допустил каких-либо отступлений от конституционных принципов федеративного правового государства, верховенства закона, разделения властей и юридического равенства и не вышел за пределы своих дискреционных полномочий.

Соответственно, абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации не может быть признан противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему нормативному содержанию в системе действующего правового регулирования он предполагает, что:

♦ заключение соглашений о передаче осуществления полномочий по составлению протоколов о предусмотренных законами субъектов Российской Федерации административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, должностным лицам органов внутренних дел (полиции) направлено на обеспечение сбалансированного сочетания интересов, образующих единую систему исполнительной власти Российской Федерации федеральных и региональных органов исполнительной власти, отвечающего задачам эффективной административно-правовой защиты прав и свобод граждан;

♦ инициатива заключения таких соглашений должна исходить от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые не могут быть принуждены к их подписанию на неприемлемых для себя организационно-правовых, финансо-

вых или иных условиях, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, не вправе произвольно отказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в их заключении в случаях, когда проекты соответствующих соглашений отвечают требованиям, установленным федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

♦ должностные лица органов внутренних дел (полиции) обязаны — в рамках полномочий, возложенных на них КоАП Российской Федерации и Федеральным законом «О полиции», — оказывать содействие в привлечении виновных в совершении предусмотренных законами субъектов Российской Федерации административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, и при отсутствии соответствующих соглашений, заключенных между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и МВД России.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [20], п. 103 ч. 2 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации издан приказ Росгвардии от 30 июня 2021 г. № 248 «О внесении изменений в приказы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 апреля 2018 г. № 123 и от 14 ноября 2018 г. № 498» [21], которым в ряд приказов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации внесены изменения, касающиеся Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных выдавать руководителям важных государственных объектов или руководителям либо должностным лицам организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях, которые подлежат охране войсками национальной гвардии Российской Федерации (за исключением руководителей (должностных лиц) объектов использования атомной энергии), обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе осуществления ими своих полномочий нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных

государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, а также Перечня должностных лиц войск национальной гвардии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Российской Федерации, утвержденного приказом Росгвардии от 14 ноября 2018 г. № 498.

Важным при рассмотрении заявленной темы выступает также принятый Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в соответствии с которым установлено, что в целях предупреждения совершения правонарушений сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы вправе объявлять лицам, находящимся на территориях следственных изоляторов и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений и административных правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

В случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении), лица, которым оно было объявлено, могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок объявления официального предостережения (предостережения), в том числе порядок его направления (вручения), его форма, а также перечни категорий должностных лиц, уполномоченных объявлять указанное официальное предостережение (предостережение), определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Интересным фактом, с нашей точки зрения, выступает Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 400-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» в соответствии с которым члены экипажа воздушного судна и сотрудники службы авиационной безопасности эксплуатанта (авиационного предприятия) на основании распоряжения командира воздушного судна могут применять все необходимые меры, в том числе меры при-

нуждения, а также использовать специальные средства сдерживания, которые размещены на борту воздушного судна и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна.

Порядок действий членов экипажа воздушного судна и сотрудников службы авиационной безопасности при пресечении противоправных действий на борту воздушного судна устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В то же время, уже принятым Федеральным законом от 29 ноября 2021 г. № 378-ФЗ «О предоставлении публичному акционерному обществу «Сбербанк России» отдельных полномочий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» работники Банка России и ПАО «Сбербанк России», осуществляющие охранные функции, наделены полномочиями по задержанию правонарушителей, посягнувших на охраняемое ими имущество. Аналогичными полномочиями также наделены работники РОСИНКАС при охране ими денежных средств, драгоценных металлов, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей при их перевозке, инкассации наличных денежных средств, а также при охране объектов РОСИНКАС и объектов Банка России, предназначенных для хранения такого имущества. Задержанные лица подлежат незамедлительной передаче уполномоченным представителям подразделений органов внутренних дел (полиции).

Кроме этого, законом уточнены особенности получения работниками ЦБ РФ, ПАО Сбербанк и РОСИНКАС во временное пользование ручного стрелкового оружия и определено, что на них распространяются отдельные права, обязанности, ответственность и гарантии работников ведомственной охраны.

Проектом федерального закона [22] предусматривается возможность наделения сотрудников Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации полномочием по применению такой меры принудительного исполнения, как взламывание двери в помещения, где проходит перепланировка. Речь идет о принудительном доступе в помещение многоквартирного дома. Меру смогут применять

JURISPRUDENCE

при надзоре за соблюдением правил переустройства и перепланировки, обслуживания и ремонта внут-ридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Если должник в течение установленного в исполнительном документе срока сам не предоставит надзорным органам доступ в помещение, пристав будет действовать так: вынесет постановление о взыскании с должника исполнительского сбора; установит новый срок для предоставления доступа; предупредит должника, что по истечении этого срока доступ произведут без извещения.

При необходимости пристав сможет взломать замки на дверях, в том числе с помощью специализированных организаций. В любом случае принудительный доступ должен будет проходить в присутствии понятых. Кроме того, о проведении данной процедуры составят акт.

Отметим, пристава обяжут исключить проход посторонних лиц в помещение и обеспечить сохранность имущества должника. Позже с того взыщут расходы на организацию принудительного доступа.

Таким образом, правовое регулирование применения федеральными органами исполнительной власти и иными определяемыми законодателем лицами мер административного пресечения актуально и важно в настоящее время.

Недостаточность в правовом регулировании подтверждается значительным количеством изменений и дополнений, вносимых в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность должностных лиц властного органа в ходе осуществления административно-юрисдикционной деятельности.

Список источников

1. Административное право России: учебник / под ред. А. П. Коренева. Ч. 1. Государственное управление и административное право. М., 2002.

2. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М. : Зерцало, 1997.

3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. М. : Норма, 2005.

4. Васюхно И. О. Сущность мер административного пресечения как формы государственного принуждения // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 53-56.

5. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

6. Коренев А. П. Административное право России: учебник. В 3 ч. Ч. 1. М. : МЮИ МВД России, Щит-М, 1999.

7. Шеншин В. М. Особенности реализации функции государственного принуждения в виде задержания при осуществлении Росгвардией админи-стративно-юрисдикционной деятельности // Право в Вооруженных силах. 2020. № 2 (271). С. 77-84.

8. Приказ МВД России от 25 мая 2020 г. № 369 «Об утверждении Порядка информирования полицией собственника нежилого помещения или земельного участка либо его законного представителя о случае проникновения (в его отсутствие) со взломом (разрушением) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в нежилое помещение или на земельный участок, сотрудника полиции» // URL://www.pravo.gov.ru.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2016 г. № 25-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Е. С. Сизи-кова» // URL://www.pravo.gov.ru.

10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2018 г. № 27-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // URL://www.pravo.gov.ru.

11. Приказ МВД России от 13 апреля 2021 г. № 212 «Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции» // URL://www.pravo .gov.ru.

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ и МВД России от 30 июня 2021 г. № 689н/440н/509 «Об утверждении Правил организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкоголь-

ного, наркотического или иного токсического опьянения» // URL://www.pravo.gov.ru.

13. Приказ Росгвардии от 30 сентября 2016 г. № 111 «Об утверждении Порядка информирования военнослужащим (сотрудником) войск национальной гвардии Российской Федерации своего непосредственного командира (начальника), собственника помещения и (или) проживающих в нем граждан и прокурора о случае вхождения (проникновения) в жилое помещение» // URL://www.pravo.gov.ru.

14. Приказ Росгвардии от 30 июня 2021 г. № 248 «О внесении изменений в приказы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 10 апреля 2018 г. № 123 и от 14 ноября 2018 г. № 498» // URL://www.pravo.gov.ru.

15. Приказ Росгвардии от 30 сентября 2016 г. № 112 «Об утверждении Порядка информирования собственника транспортного средства о вскрытии транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие» // URL://www.pra-vo.gov.ru.

16. Приказ Росгвардии от 22 мая 2017 г. № 144 «Об утверждении Порядка и Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, принимающих решение об осуществлении оцепления (блокирования) участков местности (акваторий), жилых помещений, строений и других объектов» // URL://www.pravo.gov.ru.

17. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4159.

18. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

19. URL://http ://www.garant .ru/hotlaw/federal/13 9 0833/#ixzz6RKsw1qfI.

20. URL://https://regulation.gov.ru/p/94757.

21. URL://http ://www.garant .ru/news/129918 3/#ix zz6wMgGwXxi.

22. URL://http ://www.garant .ru/news/1013041/#ix zz6R790F61C.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Administrative Law of Russia: textbook / ed. by A. P. Korenev. Part 1. State administration and administrative law. M., 2002.

2. Alekhin A. P., Karmolitsky A. A., Kozlov Yu. M. Administrative law of the Russian Federation: textbook. M. : Zertsalo, 1997.

3. Bakhrach D. N., Rossinsky B. V., Starilov Yu. N. Administrative law: textbook for universities. M. : Norm, 2005.

4. Vasyukhno I. O. The essence of administrative restraint measures as a form of state coercion // Administrative law and process. 2017. No. 9. P. 53-56.

5. Kaplunov A. I. Administrative coercion applied by internal affairs bodies (system-legal analysis): diss. ... Dr. yurid. M., 2005.

6. Korenev A. P. Administrative law of Russia: textbook. At 3 h. h. 1. M. : MUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Shield-M, 1999.

7. Shenshin V. M. Features of the implementation of the function of state coercion in the form of detention in the implementation of administrative and jurisdictional activities by Rosgvardiya // Law in the Armed Forces. 2020. No. 2 (271). P. 77-84.

8. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 25, 2020 No. 369 «On Approval of the Procedure for Informing the Police of the owner of a Nonresidential premises or land plot or His Legal representative about the case of penetration (in his absence) with the breaking (destruction) of locking devices, elements and structures that prevent a police officer from entering a non-residential premises or a land plot» // URL://www. pravo.gov.ru.

9. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation No. 25-P dated November 17, 2016 «On the case of checking the constitutionality of Part 4 of Article 27.5 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen E. S. Sizikov» // URL://www.pravo.gov.ru.

10. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation Of July 2, 2018 No. 27-P «In the case of checking the constitutionality of the second paragraph of Part 6 of Article 28.3 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation in connection with the request of the Legislative Assembly of the Rostov region» // URL://www.pravo.gov.ru.

11. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 212 dated April 13, 2021 «On approval of the Procedure for delivering persons in a state of alcoholic, narcotic or other toxic intoxication to medical organizations or specialized organizations or to the office premises of territorial bodies or police units» // URL:// www.pravo.gov.ru.

12. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation, the Ministry of Labor and Social Protection

of the Russian Federation and the Ministry of Internal Affairs of Russia dated June 30, 2021 No. 689n/440n/509 «On approval of the Rules for organizing the activities of specialized organizations to assist persons in a state of alcoholic, narcotic or other toxic intoxication» // URL://www.pravo .gov.ru.

13. Order of Rosgvardiya No. 111 dated September 30, 2016 «On approval of the Procedure for informing a serviceman (employee) of the troops of the National Guard of the Russian Federation of his immediate commander (chief), the owner of the premises and (or) citizens living in it and the prosecutor about the case of entry (penetration) into a residential premises» // URL:// www.pravo.gov.ru.

14. Rosgvardiya Order No. 248 dated June 30, 2021 «On Amendments to the Orders of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation No. 123 dated April 10, 2018 and No. 498 dated November 14, 2018» // URL://www.pravo.gov.ru.

15. Rosgvardiya Order No. 112 dated September 30, 2016 «On Approval of the Procedure for informing the

owner of the vehicle about the autopsy of the vehicle, if such an autopsy was carried out in his absence» // URL://www.pravo .gov.ru.

16. Rosgvardiya Order No. 144 dated May 22, 2017 «On approval of the Procedure and List of officials of the National Guard troops of the Russian Federation who make decisions on the implementation of the cordon (blocking) of terrain (water areas), residential premises, buildings and other objects» // URL://www.pravo.gov.ru.

17. Federal Law No. 226-FZ of July 3, 2016 «On the Troops of the National Guard of the Russian Federation» // SZ RF. 2016. No. 27. St. 4159.

18. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 «On the Police» // SZ RF. 2011. No. 7. St. 900.

19. URL://http://www.garant.ru/hotlaw/federal/13 9 0833/#ixzz6 RKsw 1 qfl.

20. URL://http s ://regulation.gov.ru/p/94757.

21. URL://http://www.garant.ru/news/1299183/#ix zz6wMgGwXxi.

22. URL://http://www.garant.ru/news/1013041/#ix zz6R790F61C.

Информация об авторах

В. И. Кайнов — профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, доктор юридических наук, профессор;

В. М. Шеншин — доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors

V. I. Kainov — Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the North-Western Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Legal Sciences, Professor;

V. M. Shenshin — Associate Professor of the Department of Criminal Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 08.08.2022.

The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 10.06.2022; accepted for publication 08.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.