Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России в борьбе с преступностью'

К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России в борьбе с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие / межведомственное взаимодействие / сотрудничество пенитенциарная система / борьба с преступностью / преступления / interaction / interdepartmental interaction / cooperation penitentiary system / fight against crime / crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Валерьевич Фролов

Актуальность и цели. Сегодня борьба с преступностью выходит на новый уровень, сталкивается с новыми вызовами, угрозами и рисками. В этой связи повышается роль координации и взаимодействия различных правоохранительных структур. При этом важными правоохранительными структурами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Министерство внутренних дел (МВД) России. Поэтому их взаимодействие в борьбе с преступностью является важным направлением межведомственного взаимодействия правоохранительных структур. Так, основная цель МВД России, полиции состоит в профилактике и раскрытии преступлений, а ФСИН своей основной задачей имеет исправление осужденных за различные преступления. В этой связи взаимодействие данных ведомств позволяет предотвращать и профилактировать преступления в местах лишения свободы, повышать эффективность деятельности по исправлению осужденных, а также предпринимать более действенные шаги по профилактике преступности в целом. Взаимодействие рассматривается как универсальная категория, употребляющаяся для многих сфер человеческой деятельности. В целом данный термин обозначает взаимное влияние различных субъектов друг на друга либо совместную деятельность данных субъектов по достижению общих целей. Именно взаимодействие элементов является необходимым залогом выживания и развития любой системы. Это в полной мере относится к такой сфере, как правоохранительная деятельность. При этом нельзя не отметить, что взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Целью работы является выработка направлений совершенствования взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью. Результаты. Исследованы проблемы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения проблем взаимодействия МВД РФ и ФСИН России. Выводы. Взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо расширять и дополнять нормативно-правовые аспекты межведомственного взаимодействия (ряд нормативно-правовых актов в этой сфере нуждаются в дополнениях, необходимо принятие новых), а также совершенствовать организационно-управленческую и методическую сторону взаимодействия данных правоохранительных структур. Предлагается развивать взаимодействие МВД России и ФСИН по следующим направлениям: а) совершенствование межведомственной работы МВД и ФСИН России, направленной на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление; б) совершенствование совместных оперативно-профилактических мероприятий; в) развитие совместной деятельности психологических служб МВД и ФСИН России; г) совершенствование информационного взаимодействия. Не менее важно развивать и совершенствовать тактику и стратегию межведомственного взаимодействия, именно от этого зависит его эффективная реализация. Особого внимания требует развитие форм и методов совместной оперативно-розыскной и профилактической работы. Таким образом, видно, что взаимодействие МВД России и ФСИН – это многофакторное и многоаспектное явление, в рамках которого требуется учитывать множество составляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дмитрий Валерьевич Фролов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime

Background. Today, the fight against crime is reaching a new level, facing new challenges, threats and risks. In this regard, the role of coordination and interaction of various law enforcement structures is increasing. At the same time, the Federal Penitentiary Service and the Ministry of Internal Affairs of Russia are important law enforcement agencies. Therefore, their interaction in the fight against crime is an important area of interagency cooperation between law enforcement agencies. So, the main goal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the police is to prevent and solve crimes, and the Federal Penitentiary Servicehas as its main task the correction of those convicted of various crimes. In this regard, the interaction of these departments makes it possible to prevent and profiling crimes in places of deprivation of liberty, to increase the efficiency of activities to correct convicts, and to take more effective steps to prevent crime in general. Interaction is considered as a universal category used for many spheres of human activity. In general, this term refers to the mutual influence of various subjects on each other or the joint activity of these objects to achieve common goals. It is the interaction of elements that is a necessary guarantee of the survival and development of any system. This fully applies to such a sphere as law enforcement. At the same time, it should be noted that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service needs to be further improved. It is necessary to expand and supplement the legal and regulatory aspects of interdepartmental interaction (a number of legal acts in this area need to be supplemented, new ones need to be adopted), as well as to improve the organizational, managerial and methodological side of the interaction of these law enforcement structures. The purpose of the study is to develop directions for improving the interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the positions of some scientists who study the organizational and legal foundations of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in modern conditions. The methodological potential includes methods of comparative legal and historical legal analysis, which allow us to compare the approaches and features of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime. Results. The problems of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime in modern conditions are studied, the issues of development and improvement of legislation in this area are identified, attempts are made to solve the problems of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions. It is concluded that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service needs to be further improved. It is necessary to expand and supplement the legal and regulatory aspects of interdepartmental interaction (a number of legal acts in this area need to be supplemented, new ones need to be adopted), as well as to improve the organizational, managerial and methodological side of the interaction of these law enforcement structures. It is proposed to develop interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service in the following areas: a) improving the interdepartmental work of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service of Russia, aimed at depriving the convict of an objective opportunity to commit a crime; b) improvement of joint operational and preventive measures; c) development of joint activities of the psychological services of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service of Russia; d) improvement of information interaction. It is no less important to develop and improve the tactics and strategy of interdepartmental interaction, this is what its effective implementation depends on. The development of forms and methods of joint operational-search and preventive work requires special attention. Thus, it is clear that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service is a multifactorial and multidimensional phenomenon, within which many components must be taken into account.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России в борьбе с преступностью»

УДК 343.8

doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-15

К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России в борьбе с преступностью

Д. В. Фролов

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия d.v.frolov1988@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Сегодня борьба с преступностью выходит на новый уровень, сталкивается с новыми вызовами, угрозами и рисками. В этой связи повышается роль координации и взаимодействия различных правоохранительных структур. При этом важными правоохранительными структурами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Министерство внутренних дел (МВД) России. Поэтому их взаимодействие в борьбе с преступностью является важным направлением межведомственного взаимодействия правоохранительных структур. Так, основная цель МВД России, полиции состоит в профилактике и раскрытии преступлений, а ФСИН своей основной задачей имеет исправление осужденных за различные преступления. В этой связи взаимодействие данных ведомств позволяет предотвращать и профилактировать преступления в местах лишения свободы, повышать эффективность деятельности по исправлению осужденных, а также предпринимать более действенные шаги по профилактике преступности в целом. Взаимодействие рассматривается как универсальная категория, употребляющаяся для многих сфер человеческой деятельности. В целом данный термин обозначает взаимное влияние различных субъектов друг на друга либо совместную деятельность данных субъектов по достижению общих целей. Именно взаимодействие элементов является необходимым залогом выживания и развития любой системы. Это в полной мере относится к такой сфере, как правоохранительная деятельность. При этом нельзя не отметить, что взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Целью работы является выработка направлений совершенствования взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью. Результаты. Исследованы проблемы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения проблем взаимодействия МВД РФ и ФСИН России. Выводы. Взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо расширять и дополнять нормативно-правовые аспекты межведомственного взаимодействия (ряд нормативно-правовых актов в этой сфере нуждаются в дополнениях, необходимо принятие новых), а также

© Фролов Д. В., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

совершенствовать организационно-управленческую и методическую сторону взаимодействия данных правоохранительных структур. Предлагается развивать взаимодействие МВД России и ФСИН по следующим направлениям: а) совершенствование межведомственной работы МВД и ФСИН России, направленной на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление; б) совершенствование совместных оперативно-профилактических мероприятий; в) развитие совместной деятельности психологических служб МВД и ФСИН России; г) совершенствование информационного взаимодействия. Не менее важно развивать и совершенствовать тактику и стратегию межведомственного взаимодействия, именно от этого зависит его эффективная реализация. Особого внимания требует развитие форм и методов совместной оперативно-розыскной и профилактической работы. Таким образом, видно, что взаимодействие МВД России и ФСИН - это многофакторное и многоаспектное явление, в рамках которого требуется учитывать множество составляющих.

Ключевые слова: взаимодействие, межведомственное взаимодействие, сотрудничество пенитенциарная система, борьба с преступностью, преступления Для цитирования: Фролов Д. В. К вопросу о взаимодействии Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний России в борьбе с преступностью // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 3. С. 203-217. doi: 10.21685/2072-30162023-3-15

On the issue of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime

D.V. Frolov

Penza State University, Penza, Russia d.v.frolov1988@mail.ru

Abstract. Background. Today, the fight against crime is reaching a new level, facing new challenges, threats and risks. In this regard, the role of coordination and interaction of various law enforcement structures is increasing. At the same time, the Federal Penitentiary Service and the Ministry of Internal Affairs of Russia are important law enforcement agencies. Therefore, their interaction in the fight against crime is an important area of interagency cooperation between law enforcement agencies. So, the main goal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the police is to prevent and solve crimes, and the Federal Penitentiary Servicehas as its main task the correction of those convicted of various crimes. In this regard, the interaction of these departments makes it possible to prevent and profiling crimes in places of deprivation of liberty, to increase the efficiency of activities to correct convicts, and to take more effective steps to prevent crime in general. Interaction is considered as a universal category used for many spheres of human activity. In general, this term refers to the mutual influence of various subjects on each other or the joint activity of these objects to achieve common goals. It is the interaction of elements that is a necessary guarantee of the survival and development of any system. This fully applies to such a sphere as law enforcement. At the same time, it should be noted that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service needs to be further improved. It is necessary to expand and supplement the legal and regulatory aspects of in-

terdepartmental interaction (a number of legal acts in this area need to be supplemented, new ones need to be adopted), as well as to improve the organizational, managerial and methodological side of the interaction of these law enforcement structures. The purpose of the study is to develop directions for improving the interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved on the basis of an analysis of the positions of some scientists who study the organizational and legal foundations of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in modern conditions. The methodological potential includes methods of comparative legal and historical legal analysis, which allow us to compare the approaches and features of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime. Results. The problems of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime in modern conditions are studied, the issues of development and improvement of legislation in this area are identified, attempts are made to solve the problems of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia. Conclusions. It is concluded that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service needs to be further improved. It is necessary to expand and supplement the legal and regulatory aspects of interdepartmental interaction (a number of legal acts in this area need to be supplemented, new ones need to be adopted), as well as to improve the organizational, managerial and methodological side of the interaction of these law enforcement structures. It is proposed to develop interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service in the following areas: a) improving the interdepartmental work of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service of Russia, aimed at depriving the convict of an objective opportunity to commit a crime; b) improvement of joint operational and preventive measures; c) development of joint activities of the psychological services of the Ministry of Internal Affairs and the Federal Penitentiary Service of Russia; d) improvement of information interaction. It is no less important to develop and improve the tactics and strategy of interdepartmental interaction, this is what its effective implementation depends on. The development of forms and methods of joint operational-search and preventive work requires special attention. Thus, it is clear that the interaction between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Penitentiary Service is a multifactorial and multidimensional phenomenon, within which many components must be taken into account.

Keywords: interaction, interdepartmental interaction, cooperation penitentiary system, fight against crime, crimes

For citation: Frolov D.V. On the issue of interaction between the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Federal Penitentiary Service of Russia in the fight against crime. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(3):203-217. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-3-15

Введение

Сегодня Российская Федерация и мир в целом переживают непростые времена социально-политических и экономических трансформаций. В этих условиях риски, связанные с обеспечением правопорядка и безопасности, обостряются до своего максимума. При этом в российском обществе происходят процессы планомерной демократизации, основы которых заложены в Конституции РФ 1993 г. При этом важнейшей основой Конституции РФ является приоритет прав и свобод человека и гражданина - право на жизнь и личную неприкосновенность, право на здоровье и безопасность, неприкосновенность частной собственности, жилища, охрана частной жизни. Именно эти принципы являются ориентиром и основной задачей деятельности государства. В своей деятельности органы государственной власти должны исходить из того, что обеспечение данных принципов и целей должно находить воплощение в их работе.

Среди прочего на обеспечение данных принципов направлена реализация различных государственных программ в сфере борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка. В рамках данных программ государство ставит цель реализовать конституционные принципы в плане создания дополнительных гарантий обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан на разных уровнях - местном, региональном и федеральном.

При этом важно отметить, что обеспечение правопорядка - это не только то, что государство делает исключительно для граждан, это не только обязанность государства [1, ^ 3]. Без должного уровня обеспечения общественной безопасности не может существовать само государство, т.е. это является залогом его существования и благополучия. При невозможности обеспечения общественной безопасности, стабильности государство рискует погрузиться в хаос и анархию. Если не будет обеспечена должная охрана общественных отношений, собственности, защита жизни и здоровья граждан, порядок в общественных местах и при проведении массовых мероприятий, нарушатся процессы и связи в политической, экономической, социальных и иных сферах общества, государство просто перестанет существовать. Поэтому высокий уровень преступности имеет риски как для общества и граждан, так и для государства в лице его органов.

Сегодня борьба с преступностью выходит на новый уровень, сталкивается с новыми вызовами, угрозами и рисками. В этой связи повышается роль координации и взаимодействия различных правоохранительных структур. При этом важными правоохранительными структурами являются Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Министерство внутренних дел (МВД) России. Поэтому их взаимодействие в борьбе с преступностью является важным направлением межведомственного взаимодействия правоохранительных структур. Так, основная цель МВД России, полиции состоит в профилактике и раскрытии преступлений, а ФСИН своей основной задачей имеет исправление осужденных за различные преступления. В этой связи

взаимодействие данных ведомств позволяет предотвращать и профилактиро-вать преступления в местах лишения свободы, повышать эффективность деятельности по исправлению осужденных, а также предпринимать более действенные шаги по профилактике преступности в целом [2, а 50].

Взаимодействие рассматривается как универсальная категория, употребляющаяся для многих сфер человеческой деятельности. В целом данный термин обозначает взаимное влияние различных субъектов друг на друга либо совместную деятельность данных субъектов по достижению общих целей. Именно взаимодействие элементов является необходимым залогом выживания и развития любой системы. Это в полной мере относится к такой сфере, как правоохранительная деятельность.

Как было уже отмечено, общая цель ФСИН и МВД России состоит в реализации правоохранительной функции государства. Поэтому четко отлаженная система межведомственного взаимодействия данных структур во многом призвана повысить качество правоохранительной деятельности в нашей стране. Чем более эффективно будут решать задачи по исправлению осужденных, по профилактике преступного поведения, тем более стабильным и преуспевающим будет российское общество.

Законодатель, осознавая важность вопросов развития взаимодействия МВД России и ФСИН, разработал и принял ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих различные формы и методы такого взаимодействия. Ведущие ученые в области управления также попытались адаптировать общие основы управленческого взаимодействия к специфике правоохранительной деятельности.

При этом нельзя не отметить, что взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо расширять и дополнять нормативно-правовые аспекты межведомственного взаимодействия (ряд нормативно-правовых актов (НПА) в этой сфере нуждаются в дополнениях, необходимо принятие новых), а также совершенствовать организационно-управленческую и методическую сторону взаимодействия данных правоохранительных структур.

Целью работы является выработка направлений совершенствования взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью. Сделан вывод о том, что данное взаимодействие должно опираться на развитую нормативно-правовую базу и учитывать комплекс факторов.

Материалы и методы

Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа позиций некоторых ученых, которые изучают организационно-правовые основы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в современных условиях. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового и историко-правового анализа, которые позволяют сопоставить подходы и особенности взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью.

Исследованы проблемы взаимодействия МВД РФ и ФСИН России в борьбе с преступностью в современных условиях, обозначены вопросы развития и совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере, предприняты попытки решения проблем взаимодействия МВД РФ и ФСИН России.

Результаты и обсуждение

Термин «Взаимодействие» означает взаимную связь между предметами в действии, а также согласование действий между кем-нибудь. В юридической литературе это понятие освещено достаточно широко. Анализ мнений различных авторов о сущности взаимодействия дает основание выделить несколько подходов к проблеме ее определения.

При этом следует отметить, что в некоторых определениях имеют место попытки сочетания следующих подходов, а поэтому деление является в определенной степени условным.

По мнению И. В. Кубарева, правильное сочетание и эффективное использование составляет скорее промежуточную цель взаимодействия, условие результативности, чем ее сущность [3, с. 182].

Какие же бывают формы межведомственного взаимодействия?

Прежде всего можно выделить информационное взаимодействие. В рамках правоохранительных подразделений оно может иметь форму обмена оперативной информацией (данные об оперативной обстановке, результаты оперативных мероприятий, ориентировки, прогнозы и т.д.), обмена документами и официальными данными и т.д. При этом информирование может иметь как вертикальный, так и горизонтальный характер. Именно налаживание потоков информирования горизонтального характера имеет особое значение для организации межведомственных контактов.

Совместное консультирование - это форма межведомственного взаимодействия, которая вытекает из информационного обмена. Привлечение специалистов для совместных консультаций, ознакомление с результатами работы - все это имеет значимую роль в достижении общих задач силовых ведомств.

Надо сказать, что роль взаимных консультаций особо актуализируется во время проведения силовыми структурами совместных операций.

Для межведомственного взаимодействия в рамках правоохранительных структур очень важным направлением является функциональное взаимодействие. Суть функционального взаимодействия выявляется через совместную координацию управленческих функций. Функциональное взаимодействие силовых структур может проявляться в совместной разработке оперативных планов, в совместном осуществлении охранной, оперативно-розыскной, контртеррористической деятельности, в совместном осуществлении контрольных функций.

Межведомственное взаимодействие может также разделяться по срокам (долгосрочное и краткосрочное), постоянству (непрерывное и эпизодическое),

направленности (одностороннее и двустороннее), а также по иным критериям.

Правоохранительные ведомства в рамках взаимодействия по реализации возложенных на них государством и обществом задач в пределах своей компетенции организуют оперативно-профилактические, охранные, розыскные и иные мероприятия, необходимые для выполнения совместных оперативных планов. При этом они опираются на обмен информацией, совместное использование личного состава и другие методы взаимодействия. Также подразделения совместно применяют необходимую боевую технику и технические средства, средства связи и иную техническую базу.

Имеет место также практика формирования совместных оперативно-следственных групп и бригад.

Могут также иметь место совместные командировки, проведение заседаний, научно-практических конференции и методических семинаров.

Организация взаимодействия - это процесс создания структуры управления в отношении реализации поставленных общих задач перед данными органами для достижения соответствующих эффективных результатов от такого вида общей деятельности.

Необходимо отметить, что важным фактором эффективности правоохранительной системы (особенно органов, напрямую задействованных в борьбе с преступностью) является четкая и слаженная работа отдельных элементов этой системы, т.е. эффективно выстроенная система взаимодействия.

Так, органы пенитенциарной системы в первую очередь находятся во взаимодействии со структурами, осуществляющими оперативно-розыскную работу. Систему таких органов раскрывает Закон РФ «Об оперативно-розыской деятельности» - это органы полиции, Федеральной службы безопасности, внешней разведки и т.д. С одной стороны, органы уголовно-исполнительной системы (УИС) оказывают оперативным подразделениям содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в раскрытии преступлений. С другой стороны, данные органы (органы полиции в первую очередь) оказывают содействие УИС в профилактике и предупреждении преступлений среди осужденных. Т.е., как видим, налицо взаимная потенциальная заинтересованность обеих структур в слаженной совместной работе. Важно в этой связи принятие таких поправок в действующее законодательство, которые мотивировали бы и развивали взаимодействие МВД и ФСИН и, напротив, нивелировали бы факторы развития конкуренции двух ведомств.

Важно также отметить необходимость слаженного взаимодействия органов УИС и следственных органов (следственных управлений МВД РФ, Следственного комитета РФ). Основой такого взаимодействия являются ст. 21 и 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Данными статьями на органы следствия возлагаются обязанности не только по раскрытию преступлений, но и по анализу причин и факторов, способствовавших

их совершению (т.е. в данном случае Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации выделяет криминологический аспект) [4, с. 193].

И данное положение имеет серьезное значение в плане совместной работы органов следствия и УИС в деле профилактики преступлений, совершаемых среди осужденных в местах лишения свободы. Однако при этом важно, чтобы данное положение носило не чисто теоретический, формализованный характер, не «оставалось на бумаге», но было конкретизировано в подзаконных нормативно-правовых актах, регламентирующих вопросы межведомственного взаимодействия.

Как видим, четко налаженная система межведомственного взаимодействия ФСИН России и других правоохранительных структур (прежде всего МВД РФ) является основным условием успешного предотвращения противоправных деяний, совершаемых осужденными. Эффективная профилактическая работа органов УИС в этом аспекте может быть выстроена только на началах тесного межведомственного взаимодействия и сотрудничества.

Важно тут учитывать и работу по смежным направлениям. Так, оба ведомства - и МВД РФ, и ФСИН России - заинтересованы в эффективной профилактике преступлений среди лиц, находящихся на профилактическом учете (условно осужденных, находящихся под административным надзором, находящихся на учете уголовно-исполнительных инспекций и т.д.). Особенно важна совместная профилактика преступлений и правонарушений в подростково-молодежной среде [5, с. 140].

Поэтому взаимодействие исследуемых структур в аспекте предотвращения преступлений среди осужденных на самом деле затрагивает самые разные сферы взаимодействия.

При этом, если говорить о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимодействие МВД РФ и ФСИН России, данную систему следует признать довольно разветвленной, так как отдельные аспекты межведомственного взаимодействия содержатся в НПА различного уровня - начиная от Конституции РФ, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, заканчивая ведомственными инструкциями и распоряжениями [6, с. 205].

Рассмотрим некоторые из них.

К примеру, Федеральный закон «О полиции» в ч. 1 ст. 10 указывает на необходимость полиции в слаженном взаимодействии с другими ведомствами при осуществлении своих задач - это и другие правоохранительные структуры, и органы государственной и муниципальной власти, и общественные организации. Из логики данного положения вытекает, что и полиция, в свою очередь, обязана содействовать тем органам, с которыми она находится во взаимодействии. Понятно, что в первую очередь это касается таких структур, как ФСИН России, так как имеет место общая цель - борьба с преступностью.

Отдельные положения Закона «О полиции» конкретизируют направления данного взаимодействия - к примеру, ч. 1 ст. 12 (п. 13) и ч. 1 ст. 13 (п. 13

и 14). В соответствие с данными положениями, полиция содействует органам УИС в проведении розыска и осуществлении задержания лиц, скрывающихся от наказания, совершивших побег из мест отбывания исполнения наказаний. А п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» предоставляет органам полиции право задерживать и ограничивать свободу граждан, если имеются основания полагать, что они уклоняются от исполнения уголовного наказания, совершили побег и т.д.

Взаимодействие МВД РФ и ФСИН России раскрывается также в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Впрочем, вопросам межведомственного взаимодействия посвящены только две статьи. Так, ч. 4 ст. 12 уполномочивает органы полиции на конвоирование и охрану лиц, содержащихся в следственных изоляторах, подведомственных ФСИН России. А ч. 2 ст. 26 данного закона уполномочивает сотрудников УИС к непосредственному предотвращению и пресечению противоправных деяний в случае их обнаружения, к задержанию лиц, подозреваемых в совершении данных деяний (с последующей передачей материалов по данным происшествиям в органы полиции). Т.е. в экстренных случаях сотрудники УИС правомочны выполнять функции полиции.

Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в п. 5 ч. 1 ст. 12 указывает, что органы полиции обязаны осуществлять мероприятия по объявлению в розыск и проводить розыск лиц, находящихся под административным надзором, но прекративших являться по требованию уполномоченных сотрудников.

При этом непосредственно вопросам межведомственного взаимодействия МВД РФ и ФСИН России посвящены два ведомственных документа. Прежде всего, это Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений». Согласно данному документу, территориальные органы ФСИН России и органы внутренних дел проводят совместную работу по целому ряду направлений (от совместных выездов и заседаний до координации и внесения предложений по совершенствованию действующих НПА).

Далее следует отметить Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и МВД России от 6 сентября 2012 г. № 178/851 «Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и их филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании». Данный документ выделяет участников оперативного обмена информацией.

Таким образом, система нормативно-правового регулирования взаимодействия ФСИН и МВД России сегодня активно развивается. При этом ряд положений, регламентирующих взаимодействие данных структур, нуждаются в уточнении и расширении. Законодательную базу в сфере взаимодействия

двух исследуемых ведомств следует совершенствовать в аспекте детализации и конкретизации отдельных положений, т.е. необходима более четкая регламентация существующих НПА и принятие новых в сфере регламентации двусторонних отношений данных структур по различным направлениям их совместной работы.

В основу совершенствования законодательства по рассматриваемой проблеме предлагается заложить следующие принципы повышения эффективности взаимодействия ФСИН и МВД России в сфере борьбы с преступностью:

а) повышение четкости в планировании совместных мероприятий;

б) оптимизация системы взаимного информационного обмена;

в) совершенствование документационно-методической базы, отражающей различные аспекты совместного взаимодействия;

г) обмен передовым опытом в рамках проведения совместных совещаний и научно-практических конференций;

д) совершенствование обучающих мероприятий в рамках передачи опыта совместного взаимодействия;

е) нормативно-правовое совершенствование существующего порядка взаимодействия;

ж) планирование рисков нарушения взаимодействия и резервов для его восстановления.

При этом можно выделить конкретные шаги по совершенствованию совместной работы МВД и ФСИН России в сфере борьбы с преступлениями:

1. Совершенствование межведомственной работы МВД и ФСИН России, направленной на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление.

В рамках данного направления важно развивать как технические составляющие контроля за противоправной деятельностью осужденных, так и совместные профилактические мероприятия [7, с. 96].

Очень важна совместная работа по выработке мер и мероприятий по воздействию на осужденных в плане изменения их ценностной картины, формирования новых установок, связанных с исправлением и изменением образа жизни.

2. Совершенствование совместных оперативно-профилактических мероприятий.

Важно развивать совместную деятельность МВД и ФСИН России по профилактике среди осужденных, имеющих рецидивную личностную установку (т.е. склонных к совершению новых преступлений). Важно применять превентивные меры к данной категории лиц. При этом превентивные меры должны не только носить карательный характер, но и мотивировать осужденных к изменению модели преступного поведения, к исправлению [8, с. 125].

Важно совместно уделить внимание работе с таким контингентом отбывающих наказание, как лидеры преступной среды (так называемые «авторитеты», «воры в законе», «блатные» и т.д.).

Однако не только с лидерами отрицательных группировок следует проводить индивидуально-профилактическую работу. Согласно ведомственным нормативно-правовым актам, на профилактический учет в уголовно-исполнительных учреждениях должны быть поставлены следующие категории осужденных [9, ^ 50]:

а) причисляющие себя к лидерам и «авторитетам» преступной среды, «ворам в законе»;

б) осужденные за преступления против основ национальной безопасности;

в) осужденные за убийство на заказ;

г) осужденные за бандитизм;

д) наркодельцы с межрегиональными связями;

е) склонные к употреблению и распространению наркотических и одурманивающих веществ, спиртных напитков;

ж) склонные к бегству;

з) склонные к нападению, захвату заложников;

и) склонные к злостному неповиновению требованиям администрации и действиям, дезорганизующим работу учреждений;

к) склонные к изготовлению оружия, взрывных устройств; л) склонные к установлению неразрешенных связей; м) занимающиеся поборами и притеснением других осужденных; н) организаторы и активные участники группировок отрицательной направленности;

о) организаторы и участники азартных игр; п) склонные к гомосексуализму; р) имеющие психические пороки;

с) склонные к изготовлению запрещенных предметов и других веществ, не предусмотренных производственной программой;

т) находящиеся в конфликтных отношениях с другими осужденными; у) лица, которые содержались в дисциплинарном изоляторе и помещении камерного типа (одиночной камере).

С целью оптимизации указанного направления индивидуальной профилактики обосновано расширение перечня категорий осужденных, подлежащих постановке на профилактический учет, а именно путем дополнения приведенного выше перечня следующими категориями лиц [10, ^ 30]:

а) склонных к совершению суицида и причинению телесных повреждений;

б) осужденных за совершение преступления во время отбывания наказания независимо от снятия или погашения судимости.

Эффективность индивидуальной работы во многом зависит от полноты собранной информации об осужденном. В ней должны быть отражены: его возрастные особенности, общеобразовательный уровень, социальная направленность, семейное положение, род трудовой деятельности на свободе, наличие специальности, состояние здоровья, связи, склонность к алкоголю

и наркотикам, интересы, увлечения, привычки, мотивы противоправного поведения и т.д.

3. Развитие совместной деятельности психологических служб МВД и ФСИН России.

Профилактическая работа должна учитывать тот факт, что степень вовлечения человека в криминальную среду напрямую связана со степенью его убежденности в правоте криминальной идеологии. Поэтому профилактическую и психолого-педагогическую работу с осужденными следует вести по двум направлениям.

Во-первых, как уже неоднократно подчеркивалось, важно менять ценностные ориентации осужденных, показывать им новые перспективы, достоинства законопослушного образа жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С другой стороны, важно вести работу по разобщению так называемой «блатной среды», резко пресекать формирование среди осужденных неформальных сообществ рецидивистов («блатных») - т.е. таких сред, где осужденные «подпитывались» бы друг от друга ценностями криминального образа жизни (понятно, что само по себе пенитенциарное учреждение является местом концентрации носителей криминальной идеологии, - здесь речь идет о максимально возможном разобщении и недопущении создания неформальных сообществ внутри мест лишения свободы (МЛС)).

Применение тех или иных мер индивидуальной профилактики должно опираться на глубокое изучение личности осужденного. Информацию о лицах, от которых вероятнее всего можно ожидать совершения преступлений против жизни и здоровья человека в уголовно-исполнительных учреждениях закрытого типа, администрация учреждения и оперативные работники получают из разных источников. Негативную оценку в среде осужденных получают лица, имеющие карточный долг, выступали свидетелями по факту преступлений, совершенных в исправительных колониях, или были заподозрены в связях с оперативными работниками. Именно в отношении вышеперечисленных осужденных совершается значительная часть преступлений против жизни и здоровья приговоренного к лишению свободы. Полученная первичная информация о вышеуказанных лицах в обязательном порядке проверяется. При ее подтверждении используются меры к тщательному изучению личности осужденного и установлению за ним повседневного наблюдения со стороны сотрудников отдела надзора и безопасности, психологов, начальников отделений, медицинских работников, а также негласного аппарата.

4. Совершенствование информационного взаимодействия.

Для создания оптимальной системы взаимной информации предлагается иметь в структурах ФСИН и МВД России отделения анализа и прогнозирования [11, с. 140].

Важно проводить слаженную и согласованную совместную работу и по другим направлениям - профилактика оборота наркотиков в МЛС, преступности среди подростков и молодежи, рецидивной преступности.

Заключение

Таким образом, межведомственное взаимодействие ФСИН России и МВД РФ охватывает различные направления деятельности. Прежде всего, это профилактика и предотвращение преступлений среди осужденных. Также выделяют розыск лиц, совершивших побег из МЛС, профилактика преступлений бывшими осужденными, информационный обмен, помощь в расследовании и раскрытии преступлений.

Аппараты полиции сотрудничают с органами исполнения наказаний с целью расследования и раскрытия преступлений и профилактики дальнейших преступлений со стороны рецидивистов, особо опасных преступников. В этой связи большую роль играет информационное взаимодействие, обмен данными о заключенных, бывших заключенных. Это помогает как эффективно раскрывать уже совершенные преступления, так и профилактировать рецидивную преступность.

При этом нельзя не отметить, что взаимодействие МВД России и ФСИН нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо расширять и дополнять нормативно-правовые аспекты межведомственного взаимодействия (ряд НПА в этой сфере нуждаются в дополнениях, необходимо принятие новых), а также совершенствовать организационно-управленческую и методическую сторону взаимодействия данных правоохранительных структур.

Предлагается развивать взаимодействие МВД России и ФСИН по следующим направлениям:

а) совершенствование межведомственной работы МВД и ФСИН России, направленной на лишение осужденного объективной возможности совершить преступление;

б) совершенствование совместных оперативно-профилактических мероприятий;

в) развитие совместной деятельности психологических служб МВД и ФСИН России;

г) совершенствование информационного взаимодействия.

Не менее важно развивать и совершенствовать тактику и стратегию межведомственного взаимодействия, именно от этого зависит его эффективная реализация. Особого внимания требует развитие форм и методов совместной оперативно-розыскной и профилактической работы.

Таким образом, видно, что взаимодействие МВД России и ФСИН - это многофакторное и многоаспектное явление, в рамках которого требуется учитывать множество составляющих.

Поэтому вопросы взаимодействия МВД России и ФСИН России нуждаются в дальнейшей проработке.

Список литературы

1. Гирько С. И. Научные основы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 2-13.

2. Боков А. В. Организация борьбы с преступностью. М. : Юрайт, 2013. 366 с.

3. Кубарев И. В. Понятие взаимодействия следователя и оперативных подразделений при расследовании преступлений // Наука Днепропетровского государственного университета внутренних дел. 2010. № 2. С. 181-185.

4. Дубинина А. А. Правовые основы взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Министерства внутренних дел Российской Федерации // Государственно-правовые исследования. 2018. Вып. 1. С. 205.

5. Сверчков В. В. Уголовное право. Особенная часть : курс лекций. М. : Высшее образование, 2014. 617 с.

6. Ильина О. В. Расследование преступлений, предусматривающих вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных деяний // Государство, право, общество - Россия и мировое сообщество: актуальные проблемы современности : монография / под общ. ред. Н. Б. Барановой, А. А. Грачева, С. Д. Морозова. Пенза : РИО ПГАУ, 2020. С. 139-148.

7. Котляров И. Д. Новый взгляд на функции уголовно-исполнительной системы: сервисный подход // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 1. С. 95-99.

8. Сергеев Н. И. Криминалистика. М. : Статут, 2017. 540 с.

9. Антонян Ю. М. Насилие среди осужденных. М. : ВНИИ МВД России, 1994. 116 с.

10. Мальчук О. И. Оперативно-розыскная профилактика преступности в исправительных учреждениях: теоретический аспект // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 1. С. 29-31.

11. Селиверстов В. И. Уголовно-исполнительная политика: современное состояние и направления развития // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития. Рязань : РГУ, 2013. С. 140.

References

1. Gir'ko S.I. Scientific basis for assessing the effectiveness of the activities of internal affairs bodies to ensure public safety. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process. 2021;(5):2-13. (In Russ.)

2. Bokov A.V. Organizatsiya bor'by s prestupnost'yu = Crime Fighting Organization. Moscow: Yurayt, 2013:366. (In Russ.)

3. Kubarev I.V. The concept of interaction between the investigator and operational units in the investigation of crimes. Nauka Dnepropetrovskogo gosudarstvennogo universi-teta vnutrennikh del = Bulletin of Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs. 2010;(2):181-185. (In Russ.)

4. Dubinina A.A. Legal basis for interaction between the Federal Penitentiary Service and the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Gosudarstvenno-pravovye is-sledovaniya = State-legal research. 2018;(1):205. (In Russ.)

5. Sverchkov V.V. Ugolovnoe pravo. Osobennaya chast': kurs lektsiy = Criminal law. Special part: lecture course. Moscow: Vysshee obrazovanie, 2014:617. (In Russ.)

6. Il'ina O.V. Investigation of crimes involving the involvement of minors in the commission of illegal acts. Gosudarstvo, pravo, obshchestvo - Rossiya i mirovoe soob-shchestvo: aktual'nye problemy sovremennosti: monografiya = State, law, society -Russia and the world community: current problems of our time: monograph. Penza: RIO PGAU, 2020:139-148. (In Russ.)

7. Kotlyarov I.D. A new look at the functions of the penal system: a service approach. Yuridicheskiy vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta = Legal Bulletin of Dagestan State University. 2014;(1):95-99. (In Russ.)

8. Sergeev N.I. Kriminalistika = Forensics. Moscow: Statut, 2017:540. (In Russ.)

9. Antonyan Yu.M. Nasilie sredi osuzhdennykh = Violence among convicts. Moscow: VNIIMVD Rossii, 1994:116. (In Russ.)

10. Mal'chuk O.I. Operational-search crime prevention in correctional institutions: theoretical aspect. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie = Penal system: law, economics, management. 2018;(1):29-31. (In Russ.)

11. Seliverstov V.I. Penal policy: current state and directions of development. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh modernizatsii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya = The penal system of the Russian Federation in the context of modernization: current state and development prospects. Ryazan: RGU, 2013:140. (In Russ.)

Информация об авторах / Information about the authors

Дмитрий Валерьевич Фролов

кандидат юридических наук, доцент кафедры правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Dmitrij V. Frolov Candidate of juridical sciences, associate professor of the sub-department of law enforcement, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

E-mail: d.v.frolov1988@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 13.06.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.08.2023 Принята к публикации / Accepted 14.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.