Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФСИН РОССИИ С МВД РОССИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФСИН РОССИИ С МВД РОССИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ ЛИЦ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич,

В статье рассматриваются правовые основы и вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России и ряда подразделений МВД России в области профилактики повторной преступности среди осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы, а также показаны эффективные пути совершенствования этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Габараев Алан Шотаевич,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE INTERACTION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WITH THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE FIELD OF CRIME PREVENTION AMONG PRISONERS SENTENCED TO PUNISHMENTS AND OTHER MEASURES OF A CRIMINAL LAW NATURE WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

The article discusses the theoretical, organizational and legal foundations of the interaction of the criminal-executive inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia and a number of units of the Russian Ministry of Internal Affairs. The joint activity of the two departments for the prevention of crime among convicted prisoners without isolation from society is analyzed. Effective ways to improve this activity are shown.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФСИН РОССИИ С МВД РОССИИ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА»

5.12. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФСИН РОССИИ С МВД РОССИИ В

СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ И ИНЫМ МЕРАМ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА

Габараев Алан Шотаевич, канд. полит. наук. Должность: старший научный сотрудник. Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России. Подразделение: отдел изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства. E-mail: gabiron@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются правовые основы и вопросы взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России и ряда подразделений МВД России в области профилактики повторной преступности среди осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы, а также показаны эффективные пути совершенствования этого процесса.

Ключевые слова: уголовно-исполнительные инспекции, профилактика преступлений осужденных лиц, межведомственное взаимодействие правоохранительных органов.

THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS OF THE INTERACTION OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA WITH THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF

RUSSIA IN THE FIELD OF CRIME PREVENTION AMONG PRISONERS SENTENCED TO PUNISHMENTS AND OTHER MEASURES OF A CRIMINAL LAW NATURE WITHOUT ISOLATION FROM SOCIETY

Gabaraev Alan Shotaevich, PhD in Political sciences. Position: Senior Researcher. Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Department: Study of domestic and foreign experience, history of the penitentiary system, comparative analysis of the penitentiary legislation. E-mail: gabiron@mail.ru

Annotation: The article discusses the theoretical, organizational and legal foundations of the interaction of the criminal-executive inspections of the Federal Penitentiary Service of Russia and a number of units of the Russian Ministry of Internal Affairs. The joint activity of the two departments for the prevention of crime among convicted prisoners without isolation from society is analyzed. Effective ways to improve this activity are shown. Keywords: criminal-executive inspections, crime prevention of convicted persons, interagency interaction of law enforcement agencies.

Вопрос о взаимодействии органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в области профилактики рецидивной преступности в последнее время актуален, как никогда.

Профилактика рецидивной преступности всегда имела значение в общественном сознании и государственной политике в качестве важной социальной задачи. Так как ее эффективность напрямую связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, общим уровнем преступности в обществе

Пенитенциарное законодательство (ст. 1 УИК РФ) и практика, наряду с исправлением осужденных, в качестве основных целей определили и профилактику повторной преступности.

Как правильно указывает C.B. Щербаков показатели рецидивной преступности, в настоящее время, являются одним из маркеров эффективности государственной уголовной политики [Щербаков, 2009: 7].

Целью настоящей статьи является анализ современного состояния дел в сфере профилактики преступлений, совершаемых лицами, состоящими на учете УИИ, а также взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел в вопросе профилактики правонарушений среди осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы.

В качестве объекта работы была определена система правоохранительных отношений уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России с подразделениями ОВД в деятельности по осуществлению контроля за осужденными к уголовным наказаниям без изоляции от общества.

Предметом статьи выступили организационные и правовые аспекты взаимодействия УИИ и ОВД по профилактике рецидивной преступности среди лиц, состоящих на учете УИИ.

Поскольку причины рецидивной преступности многообразны и разноплановы, очевидно, что снижение ее уровня не может быть достигнуто только правоохранительными усилиями Федеральной службы исполнения наказаний и является результатом функционирования и деятельности различных государственных и негоссударственных механизмов и специализированных субъектов, в том числе и органами внутренних дел.

Поэтому, в число приоритетных функций теории управления специалисты относят организацию взаимодействия соответствующих субъектов [Малков, 1979: 122-123].

По объему указанных критериев среди субъектов предупреждения преступности осужденных без изоляции от общества можно выделить три группы:

1) субъекты предупреждения преступности, исполняющие уголовные наказания и иные меры уголовно-правового характера без изоляции от общества (уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний);

2) субъекты предупреждения преступности, участвующие в исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (органы внутренних дел, администрации организаций, в которых работают осужденные к обязательным и исправительным работам);

3) субъекты предупреждения преступности, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества посредством контроля или надзора либо оказания содействия уголовно-исполнительным инспекциям (органы государственной власти, комиссии по делам несовершеннолетних, суды, вышестоящие органы Федеральной службы исполнения наказаний, прокуратура, органы местного самоуправления, общественные объединения).

Среди перечисленных субъектов, имеются такие, для которых предупредительная деятельность среди осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-

правового характера без изоляции от общества является одной из основных направлений их работы. К их числу относятся уголовно-исполнительные инспекции и отдельные подразделения органов внутренних дел, что актуализирует важность межведомственного взаимодействия

За последние два десятилетия произошли существенные изменения в деятельности этих ведомств, которые серьезным образом изменили концепцию их взаимоотношений. К наиболее значительным преобразованиям в этой сфере можно отнести: перевод уголовно-исполнительной системы из МВД России в ведение Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюста России) [Крымов, 2013: 68]. В результате изменения и нарушения системного единства двух ведомств, обновленная практика взаимодействия пошла по пути издания специальных, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие

На сегодня, основополагающим правовым документом, который определил порядок взаимодействия территориальных органов ФСИН России и органов МВД России на всех уровнях по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, стал совместный приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» (далее - Регламент взаимодействия ).

Регламент взаимодействия предусматривает совместный анализ оперативной обстановки и планирование профилактических мероприятий, взаимное информирование органов МВД России и ФСИН России о результатах своей деятельности, возбуждении уголовных дел в отношении осужденных, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы, отработку запросов к информационным массивам, контроль за поведением осужденных несовершеннолетних лиц.

Однако в этом документе отражены только общие вопросы взаимодействия. На основе указанного нормативного правового акта территориальные органы внутренних дел и уголовно-исполнительные инспекции (далее - УИИ, уголовно-исполнительные инспекции) разрабатывают и подписывают более детальные документы, например инструкции взаимодействия УИИ с органами внутренних дел с учетом особенностей своих территорий, условий работы и т. д.

Необходимо отметить, что взаимодействие УИИ ФСИН России и подразделений ОВД России по предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций, представляет особую сложность, так как осуществляется в рамках специально-криминологической практики работы с особым, непенитенциарным контингентом лиц, фактически находящимся на свободе.

Основными участниками такого взаимодействия выступают со стороны органов внутренних дел сотрудники патрульно-постовой службы, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних,

участковые уполномоченные полиции, криминальная полиция МВД, со стороны ФСИН России - сотрудники УИИ.

Взаимодействие УИИ с полицией осуществляется на основе действия положений Регламента, разработки и проведения совместных мероприятий, участия в специализированных операциях («Розыск», «Осужденный без изоляции от общества», «Исправление трудом», «Подросток» и прочее)

по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией и доведением ее до населения, в рамках пропаганды правопослушного поведения.

По мнению сотрудников УИИ, наиболее тесное взаимодействие структур органов ФСИН России и МВД России требуется при исполнении ограничения свободы (66,7 %), лишения свободы с условно испытательным сроком (48,1 %) и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (33,3 %) (см. Рисунок ).

Рис.

Виды н.1 к.|ишшг, 1Н ШН1.1 |Ш|.[\с и К'.ищщп от общества, П|«иУНШ11№ II I ИОН. III Ш'ШПИ н иимндгГнтпия V] [II с ОВД

100,00% ' - ^

66,70%

я Ограничение свободы

■ зад

■ Лишение свободы уелобнос испытательным сроком

■ Иправительныс работы

■ Обязательные работы

Одним из важных направлений взаимодействия УИИ с ОВД по вопросам контроля за поведением осужденных без изоляции от общества, является взаимодействие с полицией общественной безопасности органов внутренних дел, в частности с участковыми уполномоченными полиции. Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется приказом МВД России № 1166 [2].

В соответствии с п. 36.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, УУП ОМВД должны взаимодействовать с патрульно-постовой службой полиции территориального органа МВД России.

Огромное методологическое и практическое значение взаимодействие подразделений УИИ и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее - ПДН ОВД) в рамках осуществления комплексного контроля за поведением несовершеннолетних осуждённых.

Данная категория осуждённых переведена на учёт в УИИ с 2001 г. при одновременном контроле со стороны ПДН ОВД. При таком дублирующем контроле на практике возникают неопределённость полномочий, функций и недостаточность их координации.

В соответствии приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 данные подразделения проводят индивидуальную профилактическую работу с осуждёнными условно, проводят обследование семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего, вносят в УИИ органов юстиции предложения о применении к несовершеннолетним, мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ, вносят в УИИ ходатайство о продлении испытательного срока - при уклонении ус-

ловно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей или нарушении общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание, направляют в УИИ информацию о том, что в период условного осуждения или отсрочки отбывания наказания несовершеннолетняя скрылась с постоянного места проживания. и др. (п.п. 2.8; 73.2.3; 73.3.3 Приказа МВД России № 845) [3].

В тоже время, проведенное ФКУ НИИ ФСИН России исследование показало низкий уровень взаимодействия при осуществлении совместной работы по формированию комплексных планов взаимодействия МВД России и ФСИН России (12,43 %) и подготовке информационно-аналитических материалов для обоих ведомств по причинам и условиям преступности, а также предложений по совершенствованию межведомственного

взаимодействия (12,70 %). Причем 7,4 % руководителей УИИ отметили, что указанная коммуникация носит односторонний характер - информация в основном направляется из УИИ в ОВД.

Это достаточно тревожный показатель, так как взаимный обмен информацией является основной формой взаимодействия субъектов контроля, поскольку без него невозможна никакая координированная деятельность, поэтому такой обмен следует считать не только формой совместных действий, но и его фундаментом.

По мнению 37 % практических работников УИИ, одной из главных проблем во взаимодействии УИИ и ОВД является несоблюдение ОВД сроков предоставления информации в УИИ, относительно подучетных лиц, установленных Регламентом взаимодействия.

В качестве основных мотивов и причин несвоевременного представления ОВД информации о совершении повторного преступления осужденными, состоящими на учете УИИ, являются: большая служебная нагрузка сотрудников, неукомплектованность личного состава ОВД - 18,5 %, личная недисциплинированность сотрудника ОВД (отсутствие требовательности со стороны МВД) - 11,1 %. По мнению 14,8 % опрошенных работников УИИ, одной из главных причин несвоевременного представления ОВД информации, о совершении повторного преступления осужденными, состоящими на учете УИИ, является отсутствие информации у органов дознания и следствия о том, что подозреваемый или обвиняемый состоит у них (УИИ) на учете.

Названные недостатки являются наиболее общими, и их перечень, разумеется, не исчерпывает всех обстоятельств, затрудняющих достижение желаемых целей, а также фактов, способствующих сокращению преступлений.

В целом, анализ законодательных и подзаконных актов, регулирующих контроль за поведением осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, показывает, что при большом перечне таких органов и их значительно различающихся функциях законодательные акты лишь обозначают схему взаимодействия органов государственного контроля и во многих случаях не дают организационно-методического и ситуационного механизма практического ввода в действие соответствующих положений.

Вполне обоснованно сделать вывод, что до настоящего времени отсутствует системность в правовом регулировании вопросов взаимодействия подразделений УИИ и ОВД, что является серьезным недостатком. По

своему содержанию это взаимодействие является сложным, многоплановым и, безусловно, нуждается именно в комплексном правовом регулировании.

Список литературы:

1. Приказ Минюста РФ и МВД РФ от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений» (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф.

2. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 № 27763)» // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф.

3. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 № 31238) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. Версия Проф.

4. Крымов A.A. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в вопросах раскрытия и предупреждения преступлений/УВестник Томского государственного университета. Право. -2013. - № 2(8). С.68-71

5. Малков В. Д. Планирование в управлении органами внутренних дел (теоретические и организационно-методические проблемы): Дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1979. 35с.

6. Щербаков, С. В. Рецидивная преступность: криминологическая характеристика и проблемы предупреждения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Щербаков Сергей Васильевич; [Место защиты: Рос. акад. правосудия]. - Москва, 2009. - 26 с.

Рецензия

на статью «Теоретические и правовые аспекты взаимодействия ФСИН России с МВД России в сфере профилактики правонарушений среди осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества» старшего научного сотрудника отдела изучения отечественного и зарубежного опыта, истории УИС, сравнительного анализа пенитенциарного законодательства ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата политических наук Габараева Апа-на Шотаевича.

Профилактика рецидивной преступности всегда имела значение в общественном сознании и государственной политике в качестве важной социальной задачи, так как ее эффективность напрямую связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, общим уровнем преступности в обществе.

Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме, направленной на обеспечение криминологической безопасности общества - взаимодействию органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы в области профилактики рецидивной преступности среди осужденных к наказаниям, не связанных с изоляцией от общества.

Автором рассматриваются правовые основы и проблемные вопросы взаимодействия специальных субъектов профилактики повторной преступности среди

осужденных к наказаниям альтернативным лишению свободы, а также показаны эффективные пути совершенствования этого процесса.

В статье верно отмечается, что взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) ФСИН России и подразделений ОВД России по предупреждению совершения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных, состоящих на учетах УИИ, представляет особую сложность, так как осуществляется в рамках специально-криминологической практики работы с особым, непенитенциарным контингентом лиц, фактически находящимся на свободе. Взаимодействие УИИ с полицией осуществляется на основе положений совместного приказа Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими

на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений»

Настоящая работа рассчитана на преподавателей, студентов, аспирантов, занимающихся исследованием проблем уголовно-исполнительного права и деятельности специальных субъектов профилактики правонарушений.

В целом, содержание работы последовательно и структурно выдержано. Проверка статьи с помощью системы «Антиплагиат» показала высокую оригинальность представленного текста - 86,65 %.

Общее заключение. Считаю, что рецензируемая статья актуальна, имеет научно-теоретическую значимость и рекомендуется к опубликованию в открытой печати.

Профессор кафедры уголовного права РГУП, доктор юридических наук, доцент С.Л.Бабаян

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста- 86,65 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.