Научная статья на тему 'Эффективность профилактики преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях'

Эффективность профилактики преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сервие Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность профилактики преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях»

Е. В. СЕРБМЕ старший преподаватель кафедры юридических дисциплин

ФКОУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России, полковник внутренней службы

Эффективность профилактики преступлений среди лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях

Уголовно-исполнительное законодательство имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения с их стороны новых преступлений (ч. 1 ст. 1 УИК РФ).

Согласно Положению об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729, одной из основных задач УИИ является предупреждение преступлений и иных правонарушений среди осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества.

В подп. «в» п. 4 Положения разъясняется, что под предупреждением следует понимать реализацию мер предупреждения, воздействующих на причины преступлений и правонарушений, а также на лиц и социальные группы, которые эти явления (причины) порождают.

В подп. «к» п. 7 Положения указывается, что основной обязанностью УИИ является «выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению».

Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, определяя компетенцию УИИ, устанавливает необходимость взаимодействия:

а) с подразделениями органов внутренних дел;

б) администрациями предприятий, учреждений, организаций, в которых работают осужденные;

в) органами местного самоуправления;

г) органами прокуратуры;

д) судебными органами;

е) общественными объединениями.

В соответствии с Регламентом взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, утвержденным приказом Минюста России и МВД России от 04.10.2012 № 190/912, УИИ:

- на основе анализа работы по выполнению планов взаимодействия, динамики роста преступности среди осужденных ежеквартально готовят информационно-аналитические материалы для руководства ОВД о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, вносят предложения по совершенствованию взаимодействия;

- составляют и направляют в ОВД списки осужденных не реже одного раза в квартал;

- осуществляют в отношении осужденных направление запросов (требований) в соответствующие подразделения территориальных органов МВД России на районном уровне для проверки по автоматизированным учетам ИЦ территориальных органов МВД России на региональном уровне наличия сведений о привлечении осужденных к административной или уголовной ответственности;

- в день поступления копии постановления (определения) суда о замене осужденному неотбытого наказания другим видом нака-

зания либо об отказе суда в удовлетворении представления УИИ о замене наказания информируют соответствующие подразделения ОВД;

- с целью обеспечения участия в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежемесячно направляют в ОВД списки несовершеннолетних осужденных;

- в случае прибытия для постановки на учет осужденного, проживающего на обслуживаемой территории без регистрации по месту жительства или по месту пребывания (без постановки на учет по месту пребывания), немедленно информируют ОВД для принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер;

- при получении информации о готовящихся, совершаемых либо совершенных преступлениях, а также об осужденных, скрывающихся от следствия, дознания и суда, немедленно направляют информацию в ОВД;

- в день снятия с учета осужденного направляют информацию об этом в ОВД.

В соответствии с регламентом ОВД:

- рассматривают поступившую из УИИ информацию об осужденных;

- обеспечивают направление в УИИ информации о возбуждении органами предварительного следствия и дознания ОВД уголовных дел в отношении осужденных;

- принимают участие в осуществлении контроля за поведением осужденных;

- при совершении осужденным административного правонарушения или преступления в течение трех рабочих дней направляют в УИИ информацию о данных фактах.

Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД:

- при поступлении из УИИ с копией приговора (определения, постановления) суда информации о постановке на учет несовершеннолетнего осужденного в течение пяти рабочих дней ставят его на учет;

- принимают участие в контроле за несовершеннолетними осужденными в общественных местах, по месту их жительства, учебы или работы, проводят с ними профилактическую работу с целью предупреждения нарушений общественного порядка. Не реже одного раза в полугодие представляют в УИИ справку о проведенной индивидуально-про-

филактической работе в отношении каждого осужденного;

- при совершении несовершеннолетними осужденными преступлений и (или) административных правонарушений в течение трех рабочих дней после рассмотрения административного протокола, возбуждения уголовного дела и рассмотрения инициативного рапорта руководством ОВД информируют УИИ (с приложением копий объяснений несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей);

- принимают участие в подготовке материалов, направляемых УИИ в суд для решения вопроса о замене наказания;

- по запросу УИИ представляют сведения, характеризующие поведение несовершеннолетнего осужденного по месту жительства, учебы или работы;

- при получении информации о том, что несовершеннолетний осужденный изменил место жительства без уведомления об этом УИИ, оказывают содействие УИИ в проведении мероприятий по установлению его местонахождения и выявлению причин уклонения от отбывания наказания;

- совместно с сотрудниками УИИ не реже одного раза в полугодие проводят обследование семейно-бытовых условий несовершеннолетних осужденных с составлением акта обследования, оригинал которого приобщается к учетно-профилактическому делу, копия - к личному делу осужденного в УИИ;

- при достижении состоящими на учете несовершеннолетними осужденными восемнадцатилетнего возраста направляют в УИИ обобщенную справку о результатах проведения с ними профилактической работы.

Для получения наиболее полной информации УИИ изучаются обзорные справки участковых уполномоченных полиции, информация оперативных подразделений ОВД, запрашиваются характеристики с места работы, учебы и жительства осужденных, информация из медицинских учреждений о прохождении лечения от наркомании или алкоголизма, беседы с родственниками, соседями осужденного.

Осуществляются систематические выходы по месту работы осужденных, проводятся беседы с ними и представителями администраций, в которых работают осужденные,

организовывается своевременное предоставление работодателями информации об отношении осужденных к труду, нарушениях ими трудовой дисциплины.

Основным методом работы УИИ по индивидуальной профилактике правонарушений является убеждение, которое осуществляется в строго индивидуальном порядке, с учетом характерных признаков того или иного типа профилактируемых осужденных, условий их жизнедеятельности в сочетании с применением предусмотренных законом предупредительных мер воздействия.

УИИ в деятельности по предупреждению рецидивной преступности со стороны осужденных придерживаются системного подхода, ориентированного на конкретную личность. Под индивидуальной профилактикой понимается работа по выявлению осужденных, которые способны и намерены продолжать антиобщественный образ жизни, совершать правонарушения, и воздействию на них в целях предупреждения преступлений. Это обусловлено тем, что осужденный находится по месту своего жительства (пребывания) и имеет возможность свободно передвигаться и общаться с различными лицами, в том числе имеющими криминальную направленность.

В отношении осужденных УИИ проводят предупредительно-профилактическую работу в виде профилактических бесед.

Профилактическая беседа - основной источник получения необходимых сведений об осужденном.

Важное значение имеет первоначальная беседа с осужденным, которая проводится после постановки осужденного на учет. В процессе беседы осужденному разъясняются порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, его права, обязанности, законные интересы, ответственность за несоблюдение порядка и условий отбывания наказания, последствия совершения нового преступления; изучается личность осужденного, устанавливаются условия формирования его характера и поведения, оценивается уровень нравственной запущенности, определяются пути его исправления.

Промежуточная беседа позволяет сотруднику УИИ выяснить, произошли ли изменения в жизни осужденного, состоящего на учете,

нужна ли ему какая-нибудь помощь. Информация может быть получена от осужденного, из бесед с родственниками осужденного, администрацией работодателя, участковыми уполномоченными, соседями и др. Главное - установить, имеются ли причины и условия, способствующие совершению правонарушений и новых преступлений. Возможно проведение и внеплановой беседы с целью выяснения причин и условий, способствующих нарушению осужденным порядка и условий отбывания наказания.

Рыночные отношения, жесткие социальные условия, необходимость самостоятельно решать многочисленные жизненные проблемы ставят на первый план в работе с несовершеннолетними вопросы социальной адаптации и реабилитации. Основой социальной адаптации является привитие осужденным трудовых и социальных навыков. Без формирования адекватного (правильного) социального поведения современный человек никогда не будет законопослушным, он быстро превратится в правонарушителя с устойчивым криминогенным поведением.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» УИИ проводят с несовершеннолетними осужденными индивидуально-профилактическую работу.

Согласно указанному закону понятие индивидуально-профилактической работы включает в себя:

1) своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

2) их социально-педагогическую реабилитацию;

3) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, это лицо, которое:

1) вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию;

2) совершает правонарушение или антиобщественные действия (в том числе преступления).

Под семьей, находящейся в социально опасном положении, понимается:

1) семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении;

2) семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Появление у несовершеннолетнего адекватной реакции на жизненные ситуации приводит в подавляющем большинстве случаев к изменению поведения подростка в лучшую сторону.

Сотрудники УИИ выполняют задачи по обеспечению процесса исправления несовершеннолетних и принимают меры, направленные на предупреждение совершения ими новых преступлений.

Следуя принципу государственной охраны семьи и детства, все эти меры должны осуществляться в отношении несовершеннолетних не иначе, как с учетом возрастных особенностей, особенностей их личности, влияния на несовершеннолетних старших по возрасту лиц, с учетом характера социальной обстановки, в которой происходит социализация подростка.

Основной проблемой профилактики преступности несовершеннолетних в современных условиях является нахождение правильных, эффективных методов изменения поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России ответили1, что с 99 % осужденных УИИ проводят предупредительно-профилактическую работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению новых преступлений. Исключение составляют лица, которые изначально, после постановки на учет, в инспекцию не явились, злостно уклонялись от отбывания наказания и мер уголовно-правового характера, местонахождение которых неизвестно.

1 Опрос сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, повышающих квалификацию в Санкт-Петербургском институте повышения квалификации ФСИН России, проводился 12 апреля 2014 г.

С целью предупреждения рецидивной преступности со стороны осужденных проводится анализ состава осужденных, определяется круг лиц, относящихся к «группе риска». К данной категории относятся осужденные:

- имеющие судимость за аналогичное преступление;

- ранее неоднократно судимые;

- с самостоятельным исполнением приговора;

- несовершеннолетние;

- больные алкоголизмом и наркоманией;

- допускающие административные правонарушения;

- нарушающие порядок и условия отбывания наказания;

- не имеющие основной работы и учебы;

- не имеющие определенного места жительства.

С указанной группой лиц проводится пси-хокоррекционная работа по индивидуальным и групповым программам, осуществляется постоянный контроль за их поведением и образом жизни.

Мероприятия по осуществлению контроля за поведением осужденного в основном проводятся уголовно-исполнительной инспекцией, сотрудниками органов внутренних дел, родственниками и членами семей осужденных.

Составной частью предупредительной деятельности УИИ является своевременное выявление осужденных несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении. Поэтому уголовно-исполнительные инспекции не оставляют без внимания факты нахождения несовершеннолетних или семей в социально-опасном положении, информируя и привлекая к ним внимание других компетентных субъектов, а также должны содействовать их социально-педагогической реабилитации. Указанные направления деятельности являются предметом для взаимодействия УИИ с многочисленными субъектами, чьи функции включают решение задач, связанных с социальной и педагогической работой с несовершеннолетними. При этом необходимо помнить о главных задачах УИИ, которые не должны превращаться в органы социальной защиты или органы опеки и попечительства.

Учитывая специфику исправления несовершеннолетних, их качественный состав и

криминогенную направленность, во многих регионах повысилось внимание к вопросам их социальной реабилитации. Укреплены контакты с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, расширен круг заинтересованных лиц, работающих с подростками.

Назначение наказания, не связанного с изоляцией осужденных от общества, обусловлено прежде всего потенциальной способностью каждого оставленного на свободе осознать совершенное; раскаяться; используя свои внутренние волевые резервы, исправиться самостоятельно и более не совершать правонарушений и преступлений. Нередко такая потенциальная способность остается нереализованной и осужденный, состоящий на учете уголовно-исполнительной инспекции, совершает новое преступление.

Среди основных причин совершения преступлений значительное место занимают проблемы социального плана, например неумение самостоятельно решать вопросы бытового характера, неудовлетворенность своим положением в обществе, нежелание жить жизнью

правопослушного гражданина, невозможность изменить собственное окружение или вырваться из привычной «микросреды». Особенно это характерно для несовершеннолетних осужденных.

Подростки испытывают трудности с получением или восстановлением необходимых документов, с решением вопросов постановки на учет в центре занятости населения, поиском временной работы, обучением, с получением пособий, пенсий, с решением вопросов проживания (наличие, отсутствие, наем жилья), с разрешением конфликтных ситуаций в семье и т. д.

Для того чтобы минимизировать воздействие социальных проблем на психику подростка, необходимо организовывать оказание социальной помощи на местах. Инспекции сотрудничают с социально-реабилитационными центрами, которые оказывают психологическую, медицинскую, юридическую и иную помощь осужденным, предоставляют места для временного проживания осужденным, находящимся в трудной жизненной ситуации. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.