Научная статья на тему 'К вопросу о выполнении участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей в жилом секторе в условиях чрезвычайных обстоятельств (на примере деятельности в условиях пандемии COVID-19)'

К вопросу о выполнении участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей в жилом секторе в условиях чрезвычайных обстоятельств (на примере деятельности в условиях пандемии COVID-19) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковые уполномоченные полиции / оперативная обстановка / административный участок / жилой сектор / противоправные действия / COVID-19 / precinct police officers / operational situation / administrative area / residential sector / illegal actions / COVID-19

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Бондарь Елена Олеговна

В статье авторы отмечают, что с развитием российского общества и законодательства у участковых уполномоченных полиции появляются новые задачи, первоочередное разрешение которых позволит поддерживать оперативную обстановку на обслуживаемом административном участке на должном уровне. Особое внимание уделяется профилактике и предотвращению правонарушений непосредственно в жилом секторе. Авторы определяют специальные полномочия участковых уполномоченных полиции по предупреждению противоправных действий и поддержанию спокойствия и благополучия населения в период распространения коронавируса (COVID-19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сосновская Юлия Николаевна, Бондарь Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of the Performance by the District Police Commissioners of Their Official Duties in the Residential Sector under Emergency Circumstances (Using the Example of Activities in the Context of the COVID-19 Pandemic)

In the article, the authors note that with the development of Russian society and legislation, district police commissioners have new tasks, the priority resolution of which will allow maintaining the operational situation at the serviced administrative area at the proper level. Special attention is paid to the prevention and prevention of offenses directly in the residential sector. The authors define the special powers of the district police commissioners to prevent illegal actions and maintain the peace and well-being of the population during the spread of the coronavirus (COVID-19).

Текст научной работы на тему «К вопросу о выполнении участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей в жилом секторе в условиях чрезвычайных обстоятельств (на примере деятельности в условиях пандемии COVID-19)»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

К вопросу о выполнении участковыми уполномоченными полиции своих должностных обязанностей в жилом секторе

в условиях чрезвычайных обстоятельств (на примере деятельности в условиях пандемии COVID-19)

СОСНОВСКАЯ ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: lisenok1214@yandex.ru

БОНДАРЬ ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12 E-mail: bondar_elena@mail.ru

On the Issue of the Performance by the District Police Commissioners of Their Official Duties in the Residential Sector

under Emergency Circumstances (Using the Example of Activities in the Context of the COVID-19 Pandemic)

SOSNOVSKAYA YULIA NIKOLAEVNA,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya . Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: lisenok1214@yandex.ru

BONDAR ELENA OLEGOVNA,

Candidate of Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Administrative Law Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V. Ya . Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina St., 12 E-mail: bondar_elena@mail.ru

УДК 342.9

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Аннотация. В статье авторы отмечают, что с развитием российского общества и законодательства у участковых уполномоченных полиции появляются новые задачи, первоочередное разрешение которых позволит поддерживать оперативную обстановку на обслуживаемом административном участке на должном уровне. Особое внимание уделяется профилактике и предотвращению правонарушений непосредственно в жилом секторе. Авторы определяют специальные полномочия участковых уполномоченных полиции по предупреждению противоправных действий и поддержанию спокойствия и благополучия населения в период распространения коронави-руса (COVID-19).

Ключевые слова и словосочетания: участковые уполномоченные полиции; оперативная обстановка; административный участок; жилой сектор; противоправные действия; COVID-19.

Annotation. In the article, the authors note that with the development of Russian society and legislation, district police commissioners have new tasks, the priority resolution of which will allow maintaining the operational situation at the serviced administrative area at the proper level. Special attention is paid to the prevention and prevention of offenses directly in the residential sector. The authors define the special powers of the district police commissioners to prevent illegal actions and maintain the peace and well-being of the population during the spread of the coro-navirus (COVID-19).

Keywords and phrases: precinct police officers; operational situation; administrative area; residential sector; illegal actions; COVID-19.

В последнее время значительно изменились основные направления деятельности в сфере профилактики правонарушений [1; 4; 6; 8]. Если в начале двухтысячных годов основное внимание уделялось уличной преступности и профилактике правонарушений, посягающих на порядок управления или общественный порядок, то в процессе развития общества и внедрения в жизнь новых информационных технологий, усовершенствования средств связи и передачи информации, но одновременно социальной разобщенности приоритеты изменились . Появились новые формы правонарушений: телефонные мошенничества, противоправные действия в отношении социально незащищенных слоев населения (пенсионеров, малолетних и лиц, страдающих различными физиологическими или психическими недугами) .

В подобных условиях особую значимость приобретают действия, направленные не только на само предупреждение и профилактику правонарушений в целом, но и на установление причин и условий, способствующих их совершению, а также выбор сил и средств, необходимых для осуществления профилактических мероприятий [1; 9].

Немаловажное значение в указанной сфере уделяется и деятельности участкового уполномоченного полиции

С развитием российского законодательства перед участковыми уполномоченными были обозначены новые перспективы и задачи, первоочередное разрешение которых позволит поддерживать оперативную обстановку

на обслуживаемом административном участке на должном уровне1 .

Особое внимание в обозначенных перспективах и задачах уделяется профилактике и предотвращению правонарушений, характерных для жилого сектора, а также профилактике бытовых правонарушений

Отметим, что в настоящее время понятие жилого сектора нормами российского законодательства не закреплено На основе анализа решений коллегий МВД России было определено, что под жилым сектором в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел следует понимать часть территории муниципального образования, включающей территории многоквартирных домов, находящихся в ведении товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций, а также частных домовладений, расположенных как в муниципальных образованиях, так и за их пределами

При этом к жилому сектору не относятся места, территории и объекты, в пределах которых расположены промышленные предприятия, объекты торговли, места массового пребывания людей (улицы, парки, скверы, площади), объекты инфраструктуры (дома быта, образовательные организации, спортивные объекты, учреждения культуры, объекты транспорта) и сло-

1 Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

жились производственные, досугово-бытовые и иные общественные отношения, не относящиеся к семейно-бытовым и коммунально-бытовым

При осуществлении своей служебной деятельности для достижения определенных целей и задач участковые уполномоченные полиции реализуют такие функции, как профилактический обход административного участка; рассмотрение обращений граждан; индивидуальная профилактическая работа; прием граждан; отчеты перед населением о проделанной работе

Применение каждой из этих форм связано с осуществлением непосредственного взаимодействия участкового уполномоченного полиции с населением

Немаловажное значение имеет использование участковым уполномоченным полиции в процессе индивидуально-профилактической деятельности таких форм профилактического воздействия, как профилактическая беседа, профилактический учет и правовое информирование

Пандемия коронавируса в 2020 г ., безусловно, затронула интересы всего мирового сообщества

Последствия, вызванные распространением вируса нового типа COVID-19, оказали существенное влияние не только на социальную жизнь, но и подорвали экономики многих стран мира, вызвали определенную панику среди населения, значительно повысив уровень социальной незащищенности и недоверия к органам государственной власти

Пандемия коронавируса затронула и социально-экономические интересы нашего государства. В целях надлежащего информирования населения о мерах безопасности и предотвращения распространения вируса на территории России органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества и средствами массовой информации были приняты действия, направленные на своевременное доведение до граждан информации о мерах по предупреждению заболеваний новым типом пневмонии; все экстренные службы были переведены в режим максимальной готовности; осуществлялся регулярный мониторинг санитарно-эпидемиологической ситуации в России [7].

В целях обеспечения безопасности населения очные занятия в школах и образовательных учреждениях среднего профессионального обучения были отменены . Многие вузы перешли на режим дистанционного обучения; ограничены движение транспорта, доступ на посеще-

ние ресторанов, торговых центров, кинотеатров и иных мест массового скопления граждан, минимизировано авиасообщение, в первую очередь международное

В целях стабилизации ситуации в государстве Правительством Российской Федерации также были предприняты меры по закрытию границ и ограничению выезда граждан России в страны с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией

Несмотря на принятые меры, общая эпидемиологическая ситуация оставалась достаточно напряженной ввиду высокой степени латентно-сти распространения нового типа пневмонии, что вызвало дополнительную напряженность среди граждан

Полномочия по стабилизации социальной напряженности Президентом Российской Федерации были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации .

Безусловно, специальные полномочия по предупреждению противоправных действий и поддержанию спокойствия и благополучия населения реализовывались и участковыми уполномоченными полиции

Отметим, что при несении службы на административном участке участковому уполномоченному полиции в условиях чрезвычайных обстоятельств рекомендуется, соблюдая меры личной безопасности и санитарно-эпидемиологические правила, посещать наиболее социально активных граждан; лиц, легко поддающихся внушению, престарелых лиц; лиц, страдающих психическими заболеваниями1 .

В ходе посещения указанных категорий в условиях пандемии особое внимание участковыми уполномоченными полиции уделялось правовому информированию о деятельности органов государственной власти по стабилизации обострившейся эпидемиологической ситуации в стране; выявлению лиц с признаками заболевания, а также тех, чьи действия могут существенно осложнить оперативную обстановку, о чем своевременно информировались специальные и социальные службы, а также медицинские учреждения, не допуская эскалации конфликтов среди населения

Кроме того, особое внимание уделялось мигрантам, которые вынуждены были пребывать на территории Российской Федерации в период пандемии и обосновываться в жилом секторе Обеспокоенность вызывали иностранные граждане, чье пребывание на территории Россий-

1 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер . закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

ской Федерации истекало в период ограничительных мер [3].

Центральное место занимала профилактика любых видов правонарушений со стороны мигрантов, а также предупреждение возможных публичных выступлений и недовольств с их стороны в связи с вынужденным пребыванием в Российской Федерации и обострением ксено-фобных настроений в российском обществе [5].

Отдельное внимание в своей деятельности сотрудниками службы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних уделялось работе с малолетними и несовершеннолетними лицами, вынужденными пребывать вне учебных занятий на домашнем обучении, а также с родителями, допускающими их пребывание в общественных местах в период осуществления карантинных мероприятий [7].

В период пандемии наиболее целесообразной формой профилактики считалось проведение совместных рейдов в местах возможного скопления молодежи Недопущение больших скоплений людей помогало повлиять не только на показатели оперативной обстановки, но и предотвратить дальнейшее распространение инфекции [2; 10] .

Немаловажное значение в предупреждении возможных негативных проявлений общественной жизни имело и проведение различных оперативно-профилактических мероприятий, в которых непосредственное участие принимали участковые уполномоченные полиции . Такие оперативно-профилактические мероприятия, как «Нелегал», «Надзорник» или «Розыск», затрагивающие различные направления полицейской деятельности, при достаточной частоте их проведения позволяли своевременно регулировать уровень общественной напряженности, а также выстраивать стойкую тенденцию по формированию положительного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел у населения

Анализ полученной информации вследствие осуществления этих мероприятий позволил установить развитие и деятельность как отдель-

ных элементов, так и радикально настроенных групп

В целях профилактики возможной протест-ной активности среди населения участковыми уполномоченными полиции при организации работы на административных участках уделялось внимание и комплексному решению различных задач в рамках осуществления информационно-аналитической работы путем обеспечения взаимодействия структурных элементов с иными подразделениями органов внутренних дел (ГУВМ, ГУУР МВД России), а также подразделениями Росгвардии, спецслужбами, институтами гражданского общества и общественными объединениями правоохранительной направленности

Своевременный обмен необходимой информацией позволил более четко определить общие тренды развития общественно-политической жизни, реальное состояние общественного порядка и общественной безопасности, а также предотвратить совершение многих противоправных деяний в жилом секторе в период пандемии COVID-19 .

Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в жилом секторе имеет очень важное значение для нормализации оперативной обстановки как на всей территории закрепленного за ним административного участка, так и в целом на территории, обслуживаемой территориальным органом МВД России .

Немаловажное значение в процессе осуществления профилактики правонарушений в жилом секторе и в сфере семейно-бы-товых отношений, в частности, придается умениям и возможностям участкового уполномоченного полиции своевременно применять для решения поставленных перед ним задач имеющиеся в его арсенале формы профилактического воздействия, меры государственного и административного принуждения, а также общие и специальные права полиции

Список литературы:

1 . Административно-правовые отношения

в отраслях экономики / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . А. Агамагомедова, Н . Г . Андрианова и др . Воронеж, 2023 .

2 . Доказывание в правосудии Российской

Федерации / В . Н . Галузо, Н . А. Канафин, В . М . Редкоус . 6-е изд., испр . и доп. Москва, 2022 .

3 . Как пандемия повлияла на миграцию

и мигрантов: неутешительный доклад ОЭСР . URL: https://www . dw . com/ru/kak-pandemija-povlijala-na-migraciju-i-migrantov-doklad-ojesr/a-55318321 (дата обращения: 21.03.2023) .

4 . Настольная книга участкового уполномо-

ченного полиции / С . Ю . Волков, А. В . Семенистый, А. В . Шевцов и др . Москва, 2013 .

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

5 . Нерабочая сила . Коронавирус ударил

по российской экономике . Почему ее восстановление зависит от гастарбайте-ров? // Лента . ру: сайт . URL: https://lenta . ru/articles/2021/02/25/raboch/ (дата обращения: 21.03 .2023) .

6 . Организация охраны общественного порядка

и обеспечения общественной безопасности: учебник: в 2 ч . / А. Г . Елагин, В . В . Кирюхин, В . А. Милёхин, и др . Ч . 1 . Москва, 2017 .

7 . Пандемия COVID-19: Конец привычного

мира / А. В . Абрамов и др . // Вестник Московского государственного областного университета . 2020 . № 2 .

8 . Правовое регулирование публичных финан-

совых отношений в современной России / М . Н . Кобзарь-Фролова, С . В . Запольский, Е . Л . Васянина и др . Москва, 2022 . 9. Редкоус В. М. Основные направления административно-правовых исследований в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопас-

ности (по материалам расширенного заседания коллегии МВД России 20 марта 2023 г . ) // Актуальные вопросы применения норм административного права (Коре-невские чтения): сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции / сост . Г . Н . Василенко . Москва, 2023

10. Редкоус В. М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. 2009 . № 12 (60) .

11 . Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации / А М Воронов, М . Н . Кобзарь-Фролова, В . Е . Чиркин и др . Ч . I . Москва, 2020 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.