Научная статья на тему 'Роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от вредоносной информации'

Роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от вредоносной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / работа с несовершеннолетними / информационная безопасность детей / предупреждение безнадзорности несовершеннолетних / пропаганда здорового образа жизни / district police commissioner / work with minors / information security of children / prevention of neglect of minors / promotion of a healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыдченко Кирилл Дмитриевич, Динисламова Айза Зубаировна

В статье рассматривается роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию. Обращается внимание на особенности работы участкового уполномоченного полиции на административном участке. Делается акцент на влияние цифровых технологий на деятельность участковых уполномоченных полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыдченко Кирилл Дмитриевич, Динисламова Айза Зубаировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of District Police Commissioners in Protecting Children From Malicious Information

The article examines the role of district police officers in the field of protecting children from information that can harm their health and development. Attention is drawn to the peculiarities of the work of the district police commissioner at the administrative precinct. The emphasis is on the impact of digital technologies on the activities of district police officers.

Текст научной работы на тему «Роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от вредоносной информации»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

Роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от вредоносной информации

РЫДЧЕНКО КИРИЛЛ ДМИТРИЕВИЧ,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности ОВД Краснодарский университет МВД России Российская Федерация, Краснодарский край, 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128

ДИНИСЛАМОВА АЙЗА ЗУБАИРОВНА,

адъюнкт кафедры административной деятельности ОВД Краснодарский университет МВД России Российская Федерация, Краснодарский край, 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, 128 E-mail: ayza.dinislamova@mail.ru

The Role of District Police Commissioners in Protecting Children

From Malicious Information

RYDCHENKO KIRILL DMITRIEVICH,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, Krasnodar Territory, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya St., 128

DINISLAMOVA AIZA ZUBAIROVNA,

Adjunct of the Department of Administrative Affairs of the Department of Internal Affairs Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, Krasnodar Territory, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya St., 128 E-mail: ayza.dinislamova@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается роль участковых уполномоченных полиции в сфере защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию. Обращается внимание на особенности работы участкового уполномоченного полиции на административном участке. Делается акцент на влияние цифровых технологий на деятельность участковых уполномоченных полиции.

Ключевые слова и словосочетания: участковый уполномоченный полиции; работа с несовершеннолетними; информационная безопасность детей; предупреждение безнадзорности несовершеннолетних; пропаганда здорового образа жизни.

УДК 351.75

Annotation. The article examines the role of district police officers in the field of protecting children from information that can harm their health and development. Attention is drawn to the peculiarities of the work of the district police commissioner at the administrative precinct. The emphasis is on the impact of digital technologies on the activities of district police officers.

Keywords and phrases: district police commissioner; work with minors; information security of children; prevention of neglect of minors; promotion of a healthy lifestyle.

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

В любом государстве «семья, материнство и детство являются одними из важнейших и наиболее охраняемых ценностей» [1; 2; 5, с . 196]. Подрастающее поколение — перспектива общественного благополучия и процветания, в связи с чем формированию должного уровня мировоззрения, ценностей, духовного и нравственного воспитания уделяется большое внимание со стороны органов государственной власти . Одним из ведущих органов государственной власти, который наряду с другими ведомствами, обеспечивающими защиту прав несовершеннолетних, выступает Министерство внутренних дел Российской Федерации .

Согласно федеральным законам от 7 февраля 2011 г . № З-ФЗ «О полиции»1 и от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»2, приказу МВД России от 29 марта 2019 г № 205 «О несении службы участковым уполномоченных полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности»3 и другим нормативным правовым актам подразделения органов внутренних дел, том числе участковые уполномоченные полиции, выполняют функции, направленные на предупреждение безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение и пресечение совершенных ими административных правонарушений и преступлений

Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном за ним участке имеет огромное значение и занимает важное место в работе с несовершеннолетними Сам факт нахождения участкового уполномоченного полиции на обслуживаемой территории будет препятствовать, хоть и в малой степени, вовлечению несовершеннолетних в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, распространению среди молодежи опасных психоактивных и одурманивающих веществ, пропаганде асоциального поведения со стороны взрослых

Анализ статистических данных ГИАЦ МВД России показывает, что в период с 2017 по 2022 г количество пресеченных участковыми уполномоченными полиции административных правонарушений, предусмотренных ч . 1 ст . 5 . 35 КоАП РФ, с каждым годом уменьшалось . Так, если в 2017 г . было выявле-

1 О полиции: Федер . закон от 7 февраля 2011 г . № З-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

2 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федер . закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

3 О несении службы участковым уполномоченных полиции

на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 .

но 39 330 случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению, то в 2022 г эти показатели уменьшились на 10 276 и составили 29 054 правонарушения Аналогичная ситуация прослеживается со ст . 6 .10 КоАП РФ . Установлено, что за последние 5 лет количество случаев вовлечения несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции уменьшился с 958 до 719 . Те же действия, совершенные со стороны родителей и законных представителей, в 2017 г . составили 43, а в 2022 г . — 24 случая . В 2017 г . подразделением участковых было пресечено 45 административных правонарушений, предусмотренных ст 6 13 КоАП РФ, а в 2022 г данный показатель заметно увеличился до 300 выявленных случаев пропаганды наркотических средств, психотропных веществ . Печально, что такую пропаганду ведут и несовершеннолетние: по сравнению с 2017 г , когда УУП был выявлен один случай, в 2022 г . было пресечено 12 таких фактов [4] . Приведенные сведения подтверждают значимость деятельности подразделений участковых уполномоченных полиции для обеспечения защиты прав несовершеннолетних

Следует помнить, что в эпоху общедоступности практически любой информации помимо вышеперечисленных задач органы внутренних дел, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»4, обязаны обеспечить защиту детей от вредоносной информации .

Популяризация деструктивной информации для сознания несовершеннолетних осуществляется с применением социальных сетей и других ресурсов глобальной сети Интернет [3, с 53] Соответственно, выясняя условия проживания несовершеннолетних детей подучетного элемента, участковому уполномоченному полиции следует обращать внимание и на информационную среду ребенка, имеются ли у ребенка признаки вовлечения в употребление психоактивных веществ, криминальную и наркотическую субкультуры Для этого особое внимание следует обращать на внешние атрибуты: одежду, стиль речи (сленг), музыку и видеоматериалы, которыми интересуется ребенок, а также на степень участия родителей в отборе и фильтрации потребляемого контента . Участковый на ран-

4 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федер . закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»

Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности»

(издаются в авторской редакции)

них этапах может выявить у ребенка элементы асоциального, делинкветного поведения, развивающегося посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что позволит сотрудникам полиции вовремя отреагировать и провести профилактические беседы и мероприятия, направленные на исправление девиации

Отдельного внимания применительно к деятельности участкового уполномоченного полиции заслуживает приказ МВД России от 8 июля 2011 г . № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»1, в котором раскрывается порядок организации систематического постпенитенциарного полицейского надзора. Особенным субъектом наблюдения при этом являются лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, в том числе преступления против половой неприкосновенности и половой свободы . Обеспечение ограничения общения данной категории лиц с несовершеннолетними имеет значительный профилактический потенциал, однако самостоятельно органы внутренних дел эту задачу решить не могут, так как подобная коммуникация чаще происходит как раз в киберпространстве, нежели в реальном мире . Не имея специальных знаний и полномочий по надзору за действиями данной категории в сети Интернет, участковые не смогут предотвратить готовящиеся посягательства посредством негативного информационного воздействия на несовершеннолетнего

Для обеспечения возможности выявления подобных деликтов представляется правильным дополнить Федеральный закон от 6 апреля 2011 г . № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2 и указанный приказ МВД России № 818 новым административным ограничением — «предоставление доступа к информационно-техническим устройствам поднадзорного лица, имеющим возможность использования ИТС, в том числе сеть Интернет» . Данное положение позволит контролировать информационное пространство данной категории лиц и провести раннюю профилактику по недопущению нежелательного контакта несовершеннолетнего с ними

1 О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 .

2 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федер . закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» .

Кроме того, обратим внимание на одну особенность правового статуса участкового: в случае выявления им признаков противоправного деяния согласно нормам Наставления он информирует об этом не «заинтересованные органы», как это указано в Инструкции о деятельности ПДН, а «заинтересованные подразделения полиции» (п. 37 .24 Наставления), начальника и дежурную часть территориального органа МВД России (п . 58, 61 Наставления) . Таким образом, единственными каналами связи между органами внутренних дел и иными органами публичной власти, заинтересованными в обеспечении информационной безопасности несовершеннолетних, являются рабочие контакты подразделений по делам несовершеннолетних как непосредственно, так и через совместное участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Однозначно сформулированных указаний о необходимости информационного обмена с субъектами системы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, при изучении указанных выше нормативных актов не выявлено .

Участковый уполномоченный полиции часто контактирует со всеми слоями населения, что позволяет ему быть в курсе всего происходящего на его территории . В целях профилактики он может принимать участие в мероприятиях, проводимых образовательными организациями, уделять внимание проблемам правового и информационного просвещения подростков и формированию у них нравственных качеств, устойчивых позиций по неприятию вредоносной информации в сети Интернет .

Усердная, последовательная и планомерная деятельность участкового уполномоченного полиции совместно с подразделениями по делам несовершеннолетних способна улучшить и усилить правовую защиту подрастающего поколения и оказать воспитательное воздействие, сформировать должное поведение, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет

Давая общую оценку полномочиям участковых уполномоченных полиции в сфере юве-нальной превенции, а следовательно, и в сфере обеспечения информационной безопасности детей, следует заключить, что они зачастую выступают инициаторами пресечения уже совершенных в отношении несовершеннолетних информационных правонарушений, а также оказывают содействие в профилактической работе подразделений по делам несовершеннолетних

Материалы Международной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и общественной безопасности» (издаются в авторской редакции)

Список литературы:

1 Доказывание в правосудии Российской Федерации / В . Н . Галузо, Н . А. Канафин, В . М . Редкоус . 6-е изд ., испр . и доп . Москва, 2022

2 Доктрина права и безопасность в современном мире / И . Беата, А. А. Васильев, Х . Вы-рэмбек и др Тамбов, 2020

3. Кирюхин В. В. О формировании административно-правовых мер, направленных на противодействие деятельности в сети Интернет, побуждающей несовершенно-

летних к суицидальному поведению // Административное право и процесс . 2020 . № 6 .

4 . Состояние преступности // Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт . URL: https://мвд . рфДоЫег/101762 (дата обращения: 10 .04.2023) .

5. Хозикова Е. С. Защита материнства и детства в государствах — членах Совета Европы: вопросы конституционно-правового регулирования // Вестник Владимирского юридического института . 2015 . № 2 (35) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.