УДК 351.74 ББК 35.078
В.В. Денисенко*
Деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних: проблемы и пути их решения
В статье рассмотрены вопросы координации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции, проблемы осуществления ими профилактической деятельности с несовершеннолетними правонарушителями, поведение которых приобрело крайние формы девиации, предложены возможные пути их решения.
Ключевые слова: профилактика правонарушений несовершеннолетних, безнадзорность несовершеннолетних, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый уполномоченный полиции, административные наказания несовершеннолетних, ювенальная юстиция.
V.V. Denisenko*. Activities of the juvenile inspectors and divisional inspectors for the prevention of juvenile delinquency: problems and their solutions. In view of the objective reality of today in our country, preventive work to prevent and combat administrative and other juvenile delinquency is mainly juvenile inspectors and police precinct, as they are bringing up the rear in a long series of subjects of the state of prevention of neglect and juvenile persons the age of majority. Thus, the task of the police is, on the one hand, to mitigate the consequences caused by the inefficiency of preventive activities of other entities in the earlier stages of prevention, on the other hand, the implementation of preventive measures directly with juvenile offenders whose behavior has become extreme forms of deviation. The article deals with the coordination of the activities of the inspectors for minors and the police precinct, the problems of implementation of preventive work with juvenile offenders, offered possible solutions.
Keywords: prevention of juvenile delinquency, child neglect, juvenile inspector, the divisional inspector, administrative punishment of juveniles, the juvenile justice system.
«Яне против полиции: я просто боюсь ее!»
Альфред Хичкок
В настоящее время существует множество государственных и негосударственных органов, учреждений, общественных организаций, сообществ, занимающихся превенцией правонарушений несовершеннолетних, оказывающих помощь подросткам, нуждающимся в социальной реабилитации. Но такое количество всевозможных учреждений и органов не означает, что профилактическая деятельность и помощь оказывается каждому нуждающемуся в ней ребенку, потому что зачастую вся поддержка оказывается единоразовой или вовсе формальной. Для достижения эффективной работы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних профилактическая деятельность ее элементов должна строиться на началах взаимодействия функционально-специализированных конкурирующих субъектов, объединенных общей глобальной целью, итогом которого станет не сумма результатов отдельных звеньев, а многократно возросший совокупный результат системы.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [8], органы внутренних дел комплексно в пределах своей компетенции осуществляют предупреждение правонарушений несовершеннолетних. В своей массе это касается в основном подразделений полиции по охране общественного порядка. Вся ответственность за положительную или отрицательную динамику в состоянии детской преступности и административных правонарушений несовершеннолетних возлагается на органы внутренних дел. Однако система профилактики □ это масштабный комплекс органов и учреждений, а работа по предупреждению и профилактике правонарушений несовершеннолетних — это не только пресечение и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, но и анализ состояния детской преступности, и работа над психологическим, нравственным, морально-эстетическим воспитанием несовершеннолетних, а также их социальная реабилитация. Все это предполагает совместную многогранную работу профилирующих органов и учреждений по проведению профилактических мероприятий с несовершеннолетними, анализ оперативной обстановки и криминогенного состояния, разработку
* Денисенко, Виктор Васильевич, профессор кафедры административного и конституционного права Краснодарского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Адрес: Россия, 350005, г. Краснодар, ул. Ярославская, д. 128. Телефон: 8(861)258-47-08. E-mail: [email protected].
* Denisenko, Victor Vasiliyevich, Doctor of Law, Professor of a Chair of Constitutional and Administrative Law of Krasnodar University of the Ministry ofthe Interior of Russia. Address: Russia, 350005, Krasnodar, Yaroslavskaya str., 128. Ph.: 8(861)258-47-08. E-mail: [email protected].
© Денисенко В.В., 2015
Конституционное право, административное право
и реализацию программ по противодействию детской преступности и административным правонарушениям несовершеннолетних.
Специфика противоправных проявлений не достигших восемнадцатилетия лиц, ее определенная обособленность от преступности взрослых при всем их диалектическом единстве и взаимосвязи требует вести борьбу с такими проявлениями по своим специализированным программам в рамках специально разработанной концепции стратегических и тактических приемов и подходов [3, с. 22]. Базисом успешной работы с несовершеннолетними выступает информационно-аналитическая деятельность, вследствие чего одним из условий успешной борьбы с детской безнадзорностью и преступностью выступает постоянный обмен информацией между субъектами превентивного воздействия. Своевременная работа по сбору информации о несовершеннолетних правонарушителях, ее обработка, анализ, четкая группировка и хранение помогают вовремя реагировать и пресекать возможные правонарушения в будущем.
Говоря о взаимодействии всех органов и подразделений полиции в рассматриваемом направлении, невозможно не обратить внимания на плотное общение подразделений по делам несовершеннолетних с участковыми уполномоченными полиции, т.к. именно данные должностные лица полиции наделены наиболее широкими полномочиями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Несмотря на то, что Федеральный закон N° 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не говорит прямо об инспекторах полиции по делам несовершеннолетних и об участковых уполномоченных полиции как о субъектах данной системы, что является упущением, а упоминает органы внутренних дел в целом, профилактика и предотвращение правонарушений являются основной задачей данных служб. Зачастую их обязанности по превенции безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних переплетаются в повседневной работе, что позволяет им оказывать взаимную помощь и осуществлять плотное сотрудничество.
Между участковыми уполномоченными и инспекторами по делам несовершеннолетних существуют определенные формы взаимодействия:
- совместный анализ и оценка оперативной обстановки - как ее общего состояния, так и состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- оказание помощи другим подразделениям по поддержанию правопорядка на обслуживаемой территории;
- совместная обработка информации, проведение бесед с общественностью, направленных на разъяснение прав и обязанностей несовершеннолетних, родителей и законных представителей;
- совместная работа по индивидуальной профилактике правонарушений с несовершеннолетними;
- совместное планирование, разработка различных комплексных программ, мероприятий, рейдов и специальных операций, таких как «Полиция и дети», «Подросток», «Всеобуч», «Усыновитель», «Семья»;
- оказание взаимной помощи в поквартирных обходах и других служебных мероприятиях.
У участковых уполномоченных полиции немало обязанностей, выполнение которых требует от них огромной физической, интеллектуальной и профессиональной отдачи. В научных источниках говорится, что на участкового уполномоченного полиции возложено от 100 до 120 профессиональных обязанностей, а на инспектора подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел - около 50. Только активное взаимодействие данных подразделений позволит охватить большинство объектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, однако только взаимодействие всех без исключения служб и подразделений органов внутренних дел совместно с остальными субъектами данной системы даст возможность охватить их все. Для этого требуется посильная помощь со стороны патрульно-постовой службы, подразделений уголовного розыска, подразделений ГИБДД, лицензионно-разрешительной системы, вневедомственной охраны, т.е. тех служб, которые имеют возможность минимизировать распространение административных правонарушений и преступности со стороны несовершеннолетних лиц. Требуется всестороннее и обобщенное руководство данными силами для их успешного функционирования.
В ходе анализа деятельности подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел и участковых уполномоченных полиции в сегменте превенции правонарушений не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц были выявлены следующие проблемы.
- Нет законодательного акта ни на федеральном уровне, ни на уровне МВД России, который регулировал бы совместную деятельность данных подразделений. Следовательно, существует необходимость принятия законодательных актов, касающихся усовершенствования системы профилактики безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних, в которых требуется установить конкретные рамки административно-юрисдикционной и административно-надзорной деятельности, а также допустимые пределы вмешательства в семейную и личную жизнь несовершеннолетних. Для усовершенствования совместной деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел необходимо издание ведомственного приказа, в котором будет иметь место четкое разграничение обязанностей, будут прописаны общие детали для успешного решения комплексных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Примерное наименование Приказа МВД России может быть «Об основах взаимодействия инспекторов по делам
несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Также существует объективная необходимость внесения в Федеральный Закон Российской Федерации № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дополнений, касающихся пошагового устройства несовершеннолетних в Центры временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей.
- Установленные в отношении несовершеннолетних за совершенные ими правонарушения санкции малорезультативны. Так, с учетом сложившихся экономических условий в Российской Федерации не может не вызывать вопросов существующая в настоящий момент система административных наказаний. Выходом из ситуации видится введение в разрабатываемое материальное административное законодательство альтернативной замены для несовершеннолетних такой меры административного наказания, как штраф, который в условиях современных экономических реалий достаточно проблематично получить в казну государства. Заменой может служить отработка в течение нескольких часов в неделю несовершеннолетним правонарушителем на общественно полезных работах, к примеру, по высадке, выращиванию и уборке сельскохозяйственных культур, по высадке цветов на клумбах в общественных местах, уборке и очистке мест остановок общественного транспорта, благоустройству территории. Введение принудительных работ вытекает из условий материального положения несовершеннолетних лиц, т.к. это чаще всего дети из материально неблагополучных семей, не занятые работой или учебой и, соответственно, не имеющие средств для уплаты взыскиваемых штрафов. Появление же данных мер принудительного воздействия явилось бы действенным средством правопослушного воспитания несовершеннолетних правонарушителей, формирования у них уважительного отношения к труду.
- В настоящее время наблюдается низкий уровень работы социальных педагогов с несовершеннолетними, находящимися в «группе риска», отсутствует взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции. В целях решения данной проблемы необходимо вновь вернуться к комплектованию всех территориальных органов внутренних дел штатными должностями школьных инспекторов полиции. Подготовка инспекторов полиции, закрепленных за образовательными учреждениями, должна носить универсальный, всесторонний характер, и включать в себя не только знание своих должностных прав и обязанностей, но и функциональных обязанностей директора школы и социального педагога. В результате изучения должностных инструкций школьного инспектора полиции и функциональных обязанностей руководства образовательных учреждений можно прийти к выводу о частичном дублировании отдельных функций сотрудника полиции и представителей руководства школы. Известны случаи перенесения функций педагогических работников на штатного инспектора полиции. Во избежание возникновения таких ситуаций, а также параллелизма и дублирования в работе необходимо коллегиальное обсуждение сферы ведения и полномочий всех лиц, участвующих в процессе воспитания и обучения несовершеннолетних, разграничения их функций, четкое определение обязанностей.
- Средства массовой информации недостаточно привлекаются к профилактике административных правонарушений несовершеннолетних, раскрытию преступлений, совершаемых ими. Интернет, газеты, радио и телевидение - эффективное средство профилактики, однако иногда они помогают и в решении оперативно-служебных вопросов полиции. Практически всегда несовершеннолетние правонарушители скрываются с места совершения противоправных действий. Несмотря на то, что такие происшествия вызывают широкий общественный резонанс, отсутствие виновных лиц, очевидцев, а также нахождение потерпевших в тяжелом состоянии не позволяют сразу установить все обстоятельства совершения преступных деяний. Полученная с места происшествия оперативная информация может быть передана на несколько радиостанций, газет, на телевидение, в глобальную сеть Интернет и спустя некоторое время, благодаря поступившей от граждан информации, правонарушители, как правило, устанавливаются. Благодаря координации деятельности, разработанным методическим рекомендациям по взаимодействию инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции со средствами массовой информации количество раскрытых преступлений, совершенных как несовершеннолетними, так и в их отношении ежегодно увеличивается.
- В России растет проблема появления молодежных преступных формирований экстремистской направленности. Стремление подростков к объединению, совершению различных действий экстремистского характера в составе организованной группы - одна из главных причин развития указанного негативного явления не только в нашей стране, но и во всем мире [6, с. 132-137]. Данное отрицательное явление представляет непосредственную опасность для российской государственности, поскольку является орудием борьбы за власть радикальных организаций. Нарушение социального мира и стабильности не может не вызывать глубокой обеспокоенности не только политиков, общественных деятелей, представителей правоохранительных органов и правозащитных организаций, но и рядовых граждан [4]. Для решения указанной проблемы необходима взаимная разработка мероприятий, по пресечению деятельности данных организаций совместно участковыми уполномоченными полиции и подразделениями полиции по делам несовершеннолетних, на чьей территории оперативного обслуживания существует данное негативное явление. В их обязанности и должностные инструкции необходимо внести мероприятия по разобщению и переориентации несовершеннолетних, попавших
Конституционное право, административное право
под отрицательное влияние взрослых лиц, вовлекающих их в антиобщественную экстремистскую деятельность, привлечению совершеннолетних лиц к юридической ответственности. Разобщение состоит в создании условий, исключающих либо существенно ограничивающих возможность общения и совместной деятельности членов группы. В самой простой форме разобщение может заключаться в том, что члены неформальной экстремистской группы «разводятся» в разные учебные заведения или определяются на разные предприятия. Проводятся беседы с родителями об ослаблении контактов подростков друг с другом. Вносятся, при необходимости, предложения следователю об изменении на более строгие меры пресечения в отношении активных участников антиобщественных экстремистских формирований, совершивших преступления, готовятся материалы для изоляции этих лиц путем направления их в специальные учреждения, отмены условного осуждения, отсрочки исполнения приговора и направления их в места лишения свободы.
Для решения проблем в деятельности органов и учреждений системы профилактики правонарушений, не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц, в настоящее время в Российской Федерации поднимается вопрос о создании «ювенальной юстиции», которая представляет собой специализированную судебно-правовую систему защиты прав несовершеннолетних. В данную систему могут входить как государственные органы, так и негосударственные органы и учреждения. Государственным органам отводится роль по расследованию преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами, работа же по реабилитации лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, контроль за их исправлением и, конечно, профилактика детской преступности - это поле деятельности государственных и негосударственных учреждений превентивной направленности. Данная система развивается очень медленно, т.к. идут постоянные споры и разногласия о достоинствах и недостатках данной политики. Большинство экспертов убеждены, что законопроект о ювенальной юстиции встретит отпор в российском обществе. Такое мнение было выведено благодаря итогам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, согласно которому большинство опрошенных граждан высказалась против ювенальной юстиции [9]. К данной группе примыкает и Президент Российской Федерации В.В. Путин, по мнению которого, «непродуманное внедрение таких механизмов, по сути, нарушение суверенитета семьи может спровоцировать недоверие и разлад между родителями и детьми и даже прямую коррупцию, паразитирование на проблемах семьи» [2].
Итак, в профилактике административных и иных правонарушений несовершеннолетних задействовано множество служб и подразделений. У каждого из них, в свою очередь, существуют собственные узконаправленные цели и задачи, сводящиеся, в общем и целом к борьбе с детской преступностью, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Но до безупречного функционирования данной системы еще очень далеко, потому что каждый отдельный субъект стремится облегчить свою работу за счет другого субъекта. Увеличение числа совершения административных правонарушений несовершеннолетними лицами влечет рост общей преступности в арифметической прогрессии, после наступления совершеннолетия данных лиц. Для предотвращения этой негативной тенденции и решения поставленных задач необходима совместная работа органов власти, правоохранительных органов, общественных объединений, научных организаций в деле борьбы с детской преступностью, профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних.
Список литературы
1. Беженцев, А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. -М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2015.
2. Владимир Путин выступил на проходящем в Москве Съезде родителей России [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. - 2013. - 9 февраля. - Режим доступа: http://www. kremlin.ru/events/president/news/17469 (дата обращения: 20.03.2013)
3. Гаджикурбанов, А. Н. Борьба с правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними: по материалам Кабардино-Балкарской Республики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Пятигорск, 2004.
4. Евтушкин, Е. Ю. Молодежный политический экстремизм в современной России : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2009.
5. Лаврентьева, М. С., Кокорев, А. Н. Организация деятельности участковых уполномоченных. - М.: КноРус, 2010.
6. Мамедов, В. А. Экстремистская деятельность молодежных группировок скинхедов // Проблемы применения норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в деятельности правоохранительных органов. - Челябинск, 2004. - С. 132-137.
7. Телина, И. А. Социально-педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних : монография. - М.: Флинта, 2014.
8. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
9. Ювенальная юстиция: за и против : Пресс-выпуск № 2226 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ВЦИОМ. - 2013. - 8 февраля. - Режим допуска: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=113633 (дата обращения: 20.02.2013).