Научная статья на тему 'ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / СВЕДЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заброда Д.Г., Капранов А.В., Соколов В.А.

Пвышение эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних, которые совершаются ими в ходе публичных мероприятий, непосредственно связано со своевременностью оказания уполномоченными субъектами индивидуального профилактического воздействия на их поведение и окружающую среду. Среди таких субъектов важную роль в получении информации о личности несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению ими соответствующих правонарушений, выполняют участковые уполномоченные полиции, деятельность которых в ходе проведения контрольных мероприятий требует дальнейшего совершенствования. Материалы и методы: исследование базируется на изучении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участковых уполномоченных полиции, материалах правоприменительной практики, содержащих данные о несовершеннолетних лицах, привлекавшихся к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, или склонных к их совершению; научных публикациях, в которых рассматривается данная проблематика. Основу методов исследования составляет анализ и синтез, методы группировки и классификации, анкетирование сотрудников полиции и др. Результаты исследования: приводят к выводу о необходимости уточнения содержания нормативных и локальных актов, регламентирующих профилактическую деятельность участковых уполномоченных полиции, повышения эффективности их взаимодействия с другими субъектами, участвующими в контроле за поведением несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, а также повышения качества проведения контрольно-профилактических мероприятий. Выводы и заключения: в результате исследования сформулированы предложения по конкретизации его полномочий в должностном регламенте (должностной инструкции), оптимизации взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и общественностью, конкретизации алгоритмов проведения контрольных мероприятий участковыми уполномоченными полиции, а также формирования у них навыков общения с несовершеннолетними и их окружением для получения объективной информации о личности правонарушителя или ее проверке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заброда Д.Г., Капранов А.В., Соколов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CIRCUMSTANCES REVEALED BY THE DISTRICT POLICE OFFICER DURING THE MONITORING THE MINORS‘ BEHAVIOR WHO HAVE COMMITTED OFFENSES THAT INFRINGE ON THE PROCEDURE OF CONDUCTING SOCIO-POLITICAL EVENTS

Improving the effectiveness of countering juvenile delinquency committed by them during public events is directly related to the timeliness of the provision by authorized entities of individual preventive impact on their behavior and the environment. Among such subjects, an important role in obtaining information about the identity of minors, the causes and conditions that contribute to their commission of relevant offenses is performed by district police commissioners, whose activities during control measures require further improvement. Materials and methods: the research is based on the study of normative legal acts regulating the activities of district police officers, materials of law enforcement practice containing data on minors who have been held administratively liable for violating the procedure for holding public events, or who are prone to commit them; scientific publications that address this issue. The basis of research methods is analysis and synthesis, methods of grouping and classification, questioning of police officers, etc. Results of the research: they lead to the conclusion that it is necessary to clarify the content of regulatory and local acts regulating the preventive activities of district police officers, to increase the effectiveness of their interaction with other entities involved in monitoring the behavior of minors brought to administrative responsibility for violating the procedure for holding public events, as well as to improve the quality of control and preventive measures. Conclusions: as a result of the study, proposals were formulated to concretize his powers in the official regulations (job description), optimize interaction with other subjects of juvenile delinquency prevention, including the public, concretize algorithms for control measures by district police officers, as well as the formation of their communication skills with minors and their environment to obtain objective information about the identity of the offender or its verification.

Текст научной работы на тему «ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2(105). С. 19-25. Jurist-Pravoved. 2023. № 2(105). Р. 19-25.

Научная статья УДК 342.95

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ В ХОДЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Заброда Дмитрий Григорьевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, Симферополь, Российская Федерация zabroda_dg@mail.ru

Капранов Алексей Владимирович

Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация каргашу-61 @уаМех.ги

Соколов Валерий Анатольевич

Ростовский юридический институт МВД России, Ростов-на-Дону, Российская Федерация 8око1оу1364@таП.ги

Введение: повышение эффективности противодействия правонарушениям несовершеннолетних, которые совершаются ими в ходе публичных мероприятий, непосредственно связано со своевременностью оказания уполномоченными субъектами индивидуального профилактического воздействия на их поведение и окружающую среду. Среди таких субъектов важную роль в получении информации о личности несовершеннолетних, причинах и условиях, способствующих совершению ими соответствующих правонарушений, выполняют участковые уполномоченные полиции, деятельность которых в ходе проведения контрольных мероприятий требует дальнейшего совершенствования.

Материалы и методы: исследование базируется на изучении нормативных правовых актов, регулирующих деятельность участковых уполномоченных полиции, материалах правоприменительной практики, содержащих данные о несовершеннолетних лицах, привлекавшихся к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, или склонных к их совершению; научных публикациях, в которых рассматривается данная проблематика. Основу методов исследования составляет анализ и синтез, методы группировки и классификации, анкетирование сотрудников полиции и др.

Результаты исследования: приводят к выводу о необходимости уточнения содержания нормативных и локальных актов, регламентирующих профилактическую деятельность участковых уполномоченных полиции, повышения эффективности их взаимодействия с другими субъектами, участвующими в контроле за поведением несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности за нарушение порядка проведения публичных мероприятий, а также повышения качества проведения контрольно-профилактических мероприятий.

Выводы и заключения: в результате исследования сформулированы предложения по конкретизации его полномочий в должностном регламенте (должностной инструкции), оптимизации взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних, в том числе и общественностью, конкретизации алгоритмов проведения контрольных мероприятий участковыми уполномоченными полиции, а также формирования у них навыков общения с несовершеннолетними и их окружением для получения объективной информации о личности правонарушителя или ее проверке.

Ключевые слова: обстоятельства, сведения, информация, общественно-политические мероприятия, несовершеннолетние, участковый уполномоченный полиции, контроль.

Для цитирования: Заброда Д. Г., Капранов А. В., Соколов В. А. Обстоятельства, выявляемые участковым уполномоченным полиции в ходе контроля за поведением несовершеннолетних, совершивших правонарушения, посягающие на порядок проведения общественно-политических мероприятий / Д. Г. Заброда, А. В. Капранов, В. А. Соколов // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-метод. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 2(105). - С. 19-25.

Original paper

THE CIRCUMSTANCES REVEALED BY THE DISTRICT POLICE OFFICER DURING THE MONITORING THE MINORS' BEHAVIOR WHO HAVE COMMITTED OFFENSES THAT INFRINGE ON THE PROCEDURE OF CONDUCTING SOCIO- POLITICAL EVENTS

Zabroda Dmitriy Grigorievich

Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol, Russian Federation

Kapranov Alexey Vladimirovich

Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russian Federation Sokolov Valeriy Anatolievich

Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Rostov-on-Don, Russian Federation

Introduction: improving the effectiveness of countering juvenile delinquency committed by them during public events is directly related to the timeliness of the provision by authorized entities of individual preventive impact on their behavior and the environment. Among such subjects, an important role in obtaining information about the identity of minors, the causes and conditions that contribute to their commission of relevant offenses is performed by district police commissioners, whose activities during control measures require further improvement.

Materials and methods: the research is based on the study of normative legal acts regulating the activities of district police officers, materials of law enforcement practice containing data on minors who have been held administratively liable for violating the procedure for holding public events, or who are prone to commit them; scientific publications that address this issue. The basis of research methods is analysis and synthesis, methods of grouping and classification, questioning of police officers, etc.

Results of the research: they lead to the conclusion that it is necessary to clarify the content of regulatory and local acts regulating the preventive activities of district police officers, to increase the effectiveness of their interaction with other entities involved in monitoring the behavior of minors brought to administrative responsibility for violating the procedure for holding public events, as well as to improve the quality of control and preventive measures.

Conclusions: as a result of the study, proposals were formulated to concretize his powers in the official regulations (job description), optimize interaction with other subjects of juvenile delinquency prevention, including the public, concretize algorithms for control measures by district police officers, as well as the formation of their communication skills with minors and their environment to obtain objective information about the identity of the offender or its verification.

Keywords: circumstances, information, information, socio-political events, minors, district police commissioner, control.

For citation: Zabroda D. G., Kapranov A. V., Sokolov V. A. Obstoyatel'stva, vyyavlyaemye uchastkovym upolnomochennym policii v hode kontrolya za povedeniem nesovershennoletnih, sovershivshih pravonarush-eniya, posyagayushchie na poryadok provedeniya obshchestvenno-politicheskih meropriyatij [The circumstances revealed by the district police officer during the monitoring the minors' behavior who have committed offenses that infringe on the procedure of conducting socio-political events]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 2(105). P. 19-25.

Среди негативных явлений, сопровождающих развитие российского общества, по нашему мнению, являются процессы, активизирующие вовлечение несовершеннолетних в про-тестную деятельность, в ходе которых ими совершаются противоправные деяния, преимущественно административные правонарушения, посягающие на общественных порядок и общественную безопасность.

Кроме того, ситуация усугубляется целенаправленным информационным воздействием отдельных граждан или их групп (как формальных, так и неформальных), использующих возможности социальных сетей («ВКонтакте» мессенджеров - «Телеграмм», «Whatsapp» и др., а также видеохостингов для размещения соответствующих агитационных материалов и расширения аудитории) на подростковую аудиторию с целью формирования убежденности в необходимости участия несовершеннолетних в протестных акциях, а также правильности

поддержания подобных мероприятий как формы несогласия с решения органов государственной власти.

В отдельных случаях, не ограничиваясь информационным воздействием, несовершеннолетние вовлекаются путем обещания и предоставления им денег, продуктов питания, содействия в защите от привлечения к административной ответственности, а также оплаты административного штрафа (в случае изучения административного наказания) и др.

К наиболее эффективным средствам воздействия на несовершеннолетних, совершающих административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических мероприятий, традиционно относятся административная ответственность, имеющая воспитательное-предупредитель-ный арсенал, а также комплексные меры общей и индивидуальной профилактики, применяемые полицией.

Несмотря на принимаемые уполномоченными органами меры, в том числе и широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации, направленные на предупреждение участия несовершеннолетних в несанкционированных публичных мероприятиях или нарушения ими порядка их проведения, исключить соответствующие противоправные действия подростков не удается.

Например, по данным ГУ МВД России по г. Москве, сотрудниками полиции было выявлено и доставлено в отделы полиции 200 несовершеннолетних за участие 23.12.2021 г. в несанкционированной акции. В отношении 136 несовершеннолетних лиц, достигших возраста административной ответственности, составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.3 и 20.2 КоАП РФ. Материалы об административном правонарушении направлены на рассмотрение в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: районов Москвы - 99, городских округов Московской области -35 и иных субъектов Российской Федерации - 2. Кроме того, в отношении 84 законных представителей несовершеннолетних лиц составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 5.35 КоАП РФ (URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/April2022/ 2trXBG8IQIpDS75uKzURpdf. (дата обращения: 06.02.2023)).

Одним из субъектов, которые принимают участие в контроле за поведением данной категории граждан, выступают участковые уполномоченные полиции (далее - УУП). В частности, обслуживая территорию закрепленных за ними административных участков, УУП в ходе профилактического обхода и непосредственного общения с гражданами получают информацию, свидетельствующую об признаках участия несовершеннолетних в различного рода несанкционированных публичных мероприятиях, подготовке ими соответствующей атрибутики, определении мест сбора, участии в этих процессах взрослых лиц, а также сведениях о личности профилактируемого и его окружении.

Исходя из анализа нормативных правовых актов, УУП в пределах компетенции «...участвует в предупреждении безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних», а также в осуществлении контроля за подведением «несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних территориального органа (п. 10.1 и п. 36.2 приказа МВД России от 29.05.2019 № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» (далее - приказ МВД России от 29.05.2019 № 205)). Основанием для проведения профилактической работы является сообщение ПДН ОВД о постановке на учет указанных лиц.

Статистика свидетельствует, что УУП в 2021 г. должны были участвовать в осуществлении контроля за поведением около 900 несовершеннолетних рассматриваемой нами категории, что следует из статистического наблюдения Федеральной службы государственной статистики «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия» (раздел 5.6 «Число состоявших на начало отчетного периода на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и поставленных на учет лиц в отчетном периоде») (URL: https: //rosstatgov.ru/folder/13807 (дата обращения: 06.02.2023)).

Актуальность вопросов профилактики правонарушений несовершеннолетних в целом, а также допускающих нарушения порядка проведения публичных мероприятий подтверждается и увеличением в последние годы числа научных публикаций, посвященных данным проблемам.

Так, среди ученых, комплексно или фрагментарно исследовавших роль УУП в контроле за поведением подучетных несовершеннолетних, можно выделить А.А. Беженцева, А.В. Гам-зину, А.Г. Гришакова, А.А. Гришакову, Т.М. Занину, Г.Ю. Каримову, О.В. Катаеву, Ю.В. Капранову, Е.В. Кашкину, Ю.Н. Кочерова, Е.А. Кулеш, Е.В. Поликарпову, К.Д. Рыдченка, А.С. Ускову, И.В. Федорову, А.В. Хандогину, В.Н. Цындри и др.

Одним из направлений научного поиска в данной области выступает выявление источников данных, характеризующих обстоятельства жизни несовершеннолетних правонарушителей, поведение которых контролируется участковым уполномоченным полиции.

В частности, рассмотрение научных и учебных публикаций [1, с. 170-171; 2, с. 42-47; 3, с. 32-35; 4, с. 140-152], а также анализ результатов практики работы УУП и ПДН ОВД позволяют выделить следующие обстоятельства, подлежащие контролю, касающиеся:

1) их образа жизни, связей и намерений (например, степени вовлеченности в общественно-политическую жизнь (пребывание в общественных организациях, участие в организации и проведении санкционированных публичных мероприятий, наличие случаев вовлечения в участие в несанкционированном собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании);

2) признаках, свидетельствующих о намерениях несовершеннолетнего участвовать в массовых мероприятиях общественно-политического характера (высказывание соответствующего желания, подготовка агитационных средств (например, плакатов, транспарантов), активизация общения в социальных сетях с организаторами таких мероприятий, наличии фактов задержания несовершеннолетнего в ходе несанкционированных публичных мероприятий);

3) отношения родителей, законных представителей (опекунов, попечителей), близких родственников к факту совершения несовершеннолетним административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических мероприятий, а также их роли в недопущении их совершения;

4) изменений в поведении несовершеннолетнего после проведения в отношении профилактических мероприятий УУП и сотрудниками ПДН ОВД (отказ от намерений совершения повторных правонарушений, активизация занятий спортом, учебой, трудовой деятельностью, выход из членства общественных объединений, допустивших нарушение порядка проведения публичного мероприятия);

5) лиц, которые могут оказывать позитивное воздействие на несовершеннолетнего для трансформации его антиобщественных установок;

6) поиска взрослых лиц, которые втягивают несовершеннолетнего в противоправную деятельность, несанкционированные публичные мероприятия, а также антиобщественное поведение, детерминирующее совершение им административных правонарушений;

7) обстоятельств жизни несовершеннолетнего и его семьи, требующие вмешательства других субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Также следует более глубоко изучать причины и условия, способствовавшие совершению рассматриваемых нами административных правонарушений отдельными несовершеннолетними (например, являющимися организаторами собраний и митингов, совершивших действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, и повторные правонарушения, предусмотренные частями 1-6.1 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ), а также лицами, не достигшими возраста административной ответстнности.

Например, при проведении профилактического обхода административного участка УУП в процессе визуального наблюдения, общения с гражданами может получать информацию, характеризующую антиобщественное или противоправное поведение несовершеннолетних, выявлять причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними правонарушений, и докладывает соответствующую информацию прямым начальникам и передает ее сотрудникам ПДН ОВД, на учете у которых пребывает конкретный несовершеннолетний.

Кроме этого, взаимодействуя с сотрудниками ПДН ОВД, УУП получает от них материалы, характеризующие личность правонарушителя, информацию о его семье или окружении. Например, данные о характере совершенного им правонарушения при проведении публичного мероприятия, поведении в ходе административного расследования, наличии взрослых лиц, отрицательно влияющих на подростка, а также другие сведения, полученные в процессе изучения личности подростка в процессе профилактирования [5, с. 385].

Они отражаются в рапортах сотрудников ПДН ОВД, которые должны содержать «...сведения об образе жизни лица, состоявшего на профилактическом учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах» (п. 64.4.2 приказа МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Приказ МВД России от 12.10.2013 № 845).

Такая информация содержится и в обращениях граждан, в первую очередь - жалобах на их противоправное поведение несовершеннолетних, их участие в неформальных молодежных организациях (в первую очередь, экстремистской направленности, использовании ими различных деструктивных интернет-ресурсов), а также фактах вовлечения несовершеннолетних в несанкционированную протестную деятельность, в том числе со стороны родителей.

Необходимые сведения могут быть получены УУП и в рамках внутриведомственного взаимодействия как при использовании ресурсов Сервиса обеспечения охраны общественного порядка на базе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, так и непосредственно.

Например, УУП, взаимодействуя с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, получают от них информацию о местах концентрации групп несовершеннолетних, в том числе и замышляющих нарушение правопорядка при проведении публичных мероприятиях, поведении подростков при их задержании во время пресечения нарушений порядка во время массовых акций и доставлении в территориальные органы внутренних дел (например, агрессивном провоцирующем поведении в отношении сотрудников полиции), а также имеющейся при них атрибутике, свидетельствующих о подготовке к правонарушению (плакатах, листовках, одежде или ее элементах с надписями соответствующего содержания и т. п.).

Также УУП может ориентировать наряды 1111С на выявление несовершеннолетних, совершивших правонарушения, посягающие на порядок проведения общественно-политических мероприятий, непосредственно во время охраны общественного порядка или проведения соответствующих оперативно-профилактических операций.

Несмотря на наличие достаточных возможностей воздействия на поведение несовершеннолетних, проведенный нами в 2019-2022 гг. опрос более 100 сотрудников данного подразделения показал, что к основным проблемам, снижающих эффективность индивидуальной профилактической работы в этой области, относятся:

- отсутствие нормативно закрепленных критериев разграничения компетенции УУП и сотрудников ПДН ОВД по оказанию воздействия на несовершеннолетних, одновременно подпадающих под разные категории профилактического учета;

- недостаточный уровень подготовки УУП к общению с несовершеннолетними правонарушителями;

- сложности в осуществлении комплексного анализа данных о личности несовершеннолетнего, а также его окружении;

- отсутствие у большинства УУП навыков мониторинга в социальных сетях информации о призывах к участию несовершеннолетних в несанкционированным публичным мероприятиям, группах несовершеннолетних, подготавливающихся к совершению правонарушений во время их проведения, а также действиях по дальнейшему использованию полученных данных в целях их предотвращения;

- низкий уровень привлечения к профилактической работе представителей общественных организаций, ориентированных на оказание помощи несовершеннолетним, которым свойственна антиобщественная установка и склонность к публичному протесту и др.

По нашему мнению, совершенствование деятельности УУП в ходе контроля за поведением несовершеннолетних, совершивших правонарушения, посягающие на порядок проведения общественно-политических мероприятий, предусматривает: детализацию в должностных регламентах (должностных инструкциях) УУП (старших УУП) полномочий по осуществлению профилактической работы с несовершеннолетними, а также организации взаимодействия с другими подразделениями полиции и субъектами профилактики правонарушений несовершеннолетних (для старших УУП); обеспечение в процессе подготовки специалистов в образовательных организациях системы МВД России, профессиональной подготовки действующих УУП формирования навыков общения с несовершеннолетними различных возрастов, оказания воздействия на их поведение с использованием психологических и

педагогических методик; более широкое использование возможности общественных структур, в том числе и молодежных, спортивных организаций, путем их привлечения к проведению мероприятий в рамках правового просвещения, организации досуга несовершеннолетних, волонтерству, участию в движениях патриотической направленности и т. п.; разработку типовых опросных листов и алгоритмов проведения профилактических бесед с несовершеннолетними данной категории, анкет для изучения материалов дел об административных правонарушениях, запросов для получения необходимой информации, характеризующей личность и поведение несовершеннолетнего.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Заброда Д.Г., Куряшкин А.Н., Соколов В.А. Характеристика основных форм профилактического воздействия участкового уполномоченного полиции в отношении лиц, допускающих насилие в семейно-бытовой сфере // Юристъ-Правоведъ. 2021. № 2(97).

2. Кашкина Е.В., Хандогина А.В. Проведение индивидуальной профилактической работы участковыми уполномочеными полиции с отдельными категориями граждан, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел Российской Федерации: учебно-методическое пособие. Домодедово, 2018.

3. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебник / М. Е. Тру-фанов и др. / под общ. ред. К. Д. Рыдченко. Краснодар, 2020.

4. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, инспектора по исполнению административного законодательства: курс лекций / К.Д. Рыдченко и др. Воронеж, 2019.

5. Костоварова Е.А., Капранова Ю.В. Совершенствование деятельности полиции по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних: сб. материалов XIX Всероссийской научно-теоретической конференции // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. Ростов н/Д, 2019.

REFERENCES

1. Zabroda D.G., Kuryashkin A.N., Sokolov V.A. Characteristics of the main forms of preventive influence of the district police commissioner against persons who commit violence in the family and household sphere // Jurist-Pravoved. 2021. №2 2(97).

2. Kashkina E.V., Khandogina A.V. Carrying out individual preventive work by district police officers with certain categories of citizens who are on preventive registration in the internal affairs bodies of the Russian Federation: an educational and methodological manual. Domodedovo, 2018.

3. Organization of the activities of the district police commissioner: textbook / M. E. Trufanov et al. / under the general editorship of K. D. Rydchenko. Krasnodar, 2020.

4. Organization of the activities of the district police commissioner, inspector for minors, inspector for the enforcement of administrative legislation: a course of lectures / K.D. Rydchenko et al. Voronezh, 2019.

5. Kostovarova E.A., Kapranova Yu.V. Improving the activities of the police on the prevention ofjuvenile delinquency: collection of materials of the XIX All-Russian Scientific and Theoretical Conference // Prospects of state and legal development of Russia in the XXI century. Rostov n/D, 2019.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Заброда Дмитрий Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России. 295053, Российская Федерация, г. Симферополь, ул. академика Стевена Х.Х., 14. ORCID: 0000-0002-4043-785

Капранов Алексей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры судебной экспертизы и криминалистики. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). 344002, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69. ORCID: 0000-0001-8346-5986

Соколов Валерий Анатольевич, кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры административного права. Ростовский юридический институт МВД России. 344015, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Еременко, 83. ORCID: 0000-0002-7935-0307

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Zabroda Dmitriy Grigorievich, PhD in Law, Associate Professor, Professor of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs. Crimean Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 14, Akademik Steven Kh.Kh. St., Simferopol 295053 Russian Federation.

Kapranov Alexey Vladimirovich, PhD in Law, Associate Professor, Associate, Professor

of the Department of Forensic Examination and Criminalistics. Rostov State University of Economics.

69, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don 344002 Russian Federation.

Sokolov Valeriy Anatolievich, PhD in Politics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law. Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 83, Eremenko St., Rostov-on-Don 344015 Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.