равнялся 4 г, средний вес остальных — 7,4 г; средний вес 6 внешне нормальных крысят, родившихся у третьей самки, составлял 7,5 г).
Что касается изменений окрашиваемое™ тканей крысят 2-го поколения 1-й группы (см. табл. 2), то необходимо учесть, что инбридинг был нами сознательно исключен. Исследованные крысята были взяты от 2 самок. У одной из них 3 из 9 родившихся крысят погибли в различные сроки после рождения. У другой самки 1 из 7 крысят в 2-недельном возрасте весил 11,6 г; вес всех остальных крысят от обеих самок колебался в пределах 14,8+16,7 г (в среднем 15,41 ±0,15 г против 20,41+0,52 г в контроле; Р<0,01). Все эти крысята также оставались слепыми. Кроме того, ряд неблагоприятных исходов беременности отмечен у 4 других самок 1-го поколения: у одной самки 4 из 6 крысят родились мертвыми, у другой — 1 из 9; у третьей самки 2 из 5 живорожденных крысят оказались нежизнеспособными (один погиб к исходу первых суток, второй — на 3-й сутки после рождения); в помете четвертой самки 1 из 6 крысят значительно отставал в росте и весе.
Следовательно, ТХП действительно приводил к таким изменениям в организме крысят 1-го поколения, которые в дальнейшем оказали влияние на их потомство (2-е поколение). Возможно, что эти изменения обусловлены непосредственным воздействием ТХП на эмбрионы и крысят 1-го поколения в период лактации их матерей.
У взрослых животных 3-й опытной группы обнаружено повышение сорбционной способности коры больших полушарий (4,07+0,17 против 3,57+0,14 условных единиц в контроле; Р-<0,05), подкорковой части мозга (6,28+0,24 против 5,04+0,31 условных единиц в контроле; Р<0,01) и сердца (5,44+0,48 против 4,20+0,30 условных единиц в контроле; Р<0,05). У 2-недельных крысят той же группы найдено снижение сорбционной способности почек (15,49+0,79 против 19,73+0,67 условных единиц в контроле; Р<0,01).
Таким образом, ТХП в концентрации 1 мг/кг все еще влияет как на взрослых крысят, так и на их потомство. К сказанному можно добавить, что по общему весу крысята соответствующей группы превосходили контрольных (18,60+0,15 против 17,80+0,31 г; Р<0,05). Длительное воздействие на организм малых концентраций ТХП влечет за собой существенные функциональные и структурные изменения не только у взрослых крыс, но и у их потомства, включая потомство 2-го поколения.
ЛИТЕРАТУРА
ГжегоцкийМ. И. В кн.: Гигиена и токсикология пестицидов и клиника отравлений. Киев, 1966, в 4. с. 218. — Гжегоцкий М. И., Мартынюк В. 3. Врач, дело, 1966, № 10, с. 92.
Поступила 3/\П1 1967 г.
УДК 637.526:576.851.557
К ВОПРОСУ о возможных ПУТЯХ ЗАГРЯЗНЕНИЯ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ С1. регМвдепв
Кандидаты мед. наук Г. И. Сидоренко и Ю. П. Пивоваров,
В. С. Ничипорук
Кафедра общей гигиены II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова
Начиная с 1962 г. мы исследовали около 1000 проб сырого мяса. При этом установлено, что оно содержите!. регГг^епэ в 30—50% случаев, а мясо ослабленных животных еще чаще. Естественно, что в фарше, приготовленном из мяса, содержащего С1. регГпг^епБ, будет также находиться этот микроорганизм. Если же учесть возможность размножения С1. регГг^епв в колбасном фарше уже по ходу технологического процесса созревания последнего, то, очевидно, будет отмечаться довольно значительный уровень обсеменения сырья, идущего на шприцовку колбас. Исследуя 275 проб фарша различных видов колбас непосредственно перед шприцовкой, мы нашли, что от 48 до 100% его содержат С1. регГг^епз от нескольких десятков до десятков тысяч микробных клеток в 1 г. Более высокий процент выделения и наиболее высокий уровень обсеменения С1. регГпг^епэ был у фарша ливерной колбасы и наименьший — у фарша «Брауншвейской» сырокопченой колбасы, приготовленного из высокосортного сырья. Среди штаммов, выделенных из колбасного фарша, около 20% составляли штаммы С1. регГг^епв типа А, способные вырабатывать споры с высокой термоустойчивостью, т. е. такие штаммы, которые, по литературным данным и результатам наших наблюдений, могут служить причиной пищевого отравления у людей.
Загрязнение колбасного фарша происходит, очевидно, за счет не только мяса, идущего на его изготовление, но и пыли из воздуха, где С1. регГпг^егв встречается довольно часто, загрязненного оборудования и аппаратуры, где он обнаруживается в 25—40% случаев,
а также различных добавок к фаршу. При исследовании нами 270 проб различных добавок и пряностей, идущих на приготовление колбас, С1. регГпг^епБ обнаружен в добавках в 26% случаев (в основном за счет обсеменения муки и крахмала, составляющего соответственно 79,6 и 66,6%). В пряностях С1. регГг^епз практически не обнаруживался.
Одним из возможных источников загрязнения кобласного фарша С1. рег^^епв, как показали наши исследования, могут явиться колбасные оболочки. Исследуя около 700 проб различных естественных и искусственных колбасных оболочек, мы установили их обсемененность приблизительно в 65% случаев. При этом естественные колбасные оболочки были загрязнены указанным микроорганизмом в 86% случаев, а искусственные — только в 2% . Естественные колбасные оболочки имели уровень обсеменения от десятков до сотен микробных тел на 1 см2 поверхности, тогда как на искусственных оболочках обычно содержались только единичные клетки микроорганизма.
Для решения вопроса о возможности загрязнения С1. регГпг^епв готовых колбасных изделий мы изучали проницаемость различных колбасных оболочек для вегетативных форм этого микроорганизма. Проведено более 900 опытов в 12 серий с использованием от 9 до 15 штаммов С1. рег^^еш в каждой. Для эксперимента использовали естественные и искусственные колбасные оболочки.
Оболочкой затягивали один конец стеклянной трубки диаметром 20—50 мм (в зависимости от вида оболочки) и высотой 80 мм. Трубки помещали в стерильные банки с крышками и подвергали тепловой обработке, соответствующей технологии изготовления тех или иных видов колбас. После термической обработки оболочки охлаждали и с наружной поверхности каждой исследуемой в опыте колбасной оболочки делали смыв, в котором определяли наличие С1. регМг^епв путем посева на сульфит-полимиксин-неомициновую среду, модифицированную нами. Оболочки, на поверхности которых обнаруживали С1. регГпп-gens, в опыт не допускали.
На внутреннюю поверхность колбасных оболочек, взятых в опыт, наносили 1 млрд. микробной взвеси 18—20-часовой культуры С1. регГпп§епз в сконцентрированном путем центрифугирования виде и в виде взвеси в физиологическом растворе (1 мл). Пробы выдерживали в закупоренной стерильной посуде при 18—22°. Через 1, 2, 3, 5 и 7 суток хранения с наружной поверхности колбасных оболочек производили смывы с целью обнаружения С1. регО^епБ в посевах на указанной выше среде.
О проницаемости колбасных оболочек судили по появлению на наружной поверхности проб штаммов С1. регГиг^епв, идентичных тем, которые наносили на внутреннюю поверхность. Идентичность штаммов устанавливали путем постановки реакции агглютинации со специально выработанными к штаммам, взятым в эксперимент, сыворотками, полученными путем иммунизации кроликов.
Как показали исследования, проникновения С1. регГг^епз через естественные и искусственные колбасные оболочки наблюдается приблизительно в 1,5% случаев, да и то только при нанесении жидкой микробной взвеси.
Поступила 30/Х 1967 г.
УДК 813.48-053.2:678.«75
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕТСКИХ КОСТЮМОВ ИЗ НЕТКАНЫХ ТКАНЕЙ С ПРИМЕСЬЮ КАПРОНОВОГО
ВОЛОКНА
Канд. мед. наук Я- К■ Бабуцидзе, А. П. Дараселия, О. С. Кавта-радзе, В. П. Шламова
Научно-исследовательский институт санитарии и гигиены им. М. Г. Натадзе Министерства здравоохранения Грузинской ССР, Тбилиси
Мы подвергли изучению детские костюмы, состоявшие из куртки и брюк свободного покроя, не стеснявшие движений ребенка. Нижняя одежда состояла из однослойного хлопчатобумажного белья (майка, трусы). В течение дня проводили троекратные наблюдения (фон, ходьба, игра). Всего проведено свыше 200 опытов. Работа выполнена в контакте с Научно-исследовательским институтом текстильной промышленности Грузинской ССР, которым по нашим требованиям была изготовлена опытная партия готовых костюмов из нетканых тканей с применением синтетического волокна капрона с различным процентным содержанием его.
Предварительно нами были исследованы свойства нетканых тканей, предназначенных для изготовления детской одежды, которые характеризуются данными, приведенными в таблице. Следует отметить, что по отношению к капельно-жидкой влаге, по данным изучения капиллярности, водоемкости и испаряемости, нетканые ткани с капроном близко стоят к чистошерстяным нетканым тканям.