Научная статья на тему 'К вопросу о возможностях взаимодействия потребительской кооперации и мелкотоварных сельскохозяйственных производителей'

К вопросу о возможностях взаимодействия потребительской кооперации и мелкотоварных сельскохозяйственных производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ЦЕПОЧКИ / КАНАЛЫ ДВИЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / INTEGRATION / DIVERSIFICATION / CONSUMER COOPERATIVES / FOOD CHAINS / THE CHANNELS OF AGRICULTURAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моровова И. М.

В статье проведен анализ возможной интеграции организаций системы потребительской кооперации с производителями сельхозпродукции и сырья, определены основные направления их интеграции и диверсификации деятельности потребительской кооперации, задачи взаимодействия данных структур. Рассмотрено место хозяйствующей системы потребительской кооперации в организации продовольственных цепочек России, повышения ее продовольственной безопасности и импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE POSSIBILITY CONSUMER COOPERATION AND INTERACTION SMALL-SCALE AGRICULTURAL PRODUCERS

In Article analyzes the possible integration of consumer cooperation with the producers of agricultural products and raw materials, the basic directions of integration and diversification of consumer cooperation, the problem of interaction of these structures. The place of business run system of consumer cooperatives in the organization of food chains in Russia, increasing its food security and import substitution.

Текст научной работы на тему «К вопросу о возможностях взаимодействия потребительской кооперации и мелкотоварных сельскохозяйственных производителей»

УДК 338.121

И.М. Моровова

канд. экон. наук, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И МЕЛКОТОВАРНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье проведен анализ возможной интеграции организаций системы потребительской кооперации с производителями сельхозпродукции и сырья, определены основные направления их интеграции и диверсификации деятельности потребительской кооперации, задачи взаимодействия данных структур. Рассмотрено место хозяйствующей системы потребительской кооперации в организации продовольственных цепочек России, повышения ее продовольственной безопасности и импортозамещения.

Ключевые слова: интеграция, диверсификация, потребительская кооперация, продовольственные цепочки, каналы движения сельскохозяйственной продукции.

I.M. Могоуоуа, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

ON THE POSSIBILITY CONSUMER COOPERATION AND INTERACTION SMALL-SCALE

AGRICULTURAL PRODUCERS

Abstract. In Article analyzes the possible integration of consumer cooperation with the producers of agricultural products and raw materials, the basic directions of integration and diversification of consumer cooperation, the problem of interaction of these structures. The place of business run system of consumer cooperatives in the organization of food chains in Russia, increasing its food security and import substitution.

Keywords: integration, diversification, consumer cooperatives, food chains, the channels of agricultural

products.

Основным условием жизнеобеспечения населения при любом экономическом строе является производство продовольствия. Современное состояние экономики сельского хозяйства России привело к сокращению объемов отечественного производства продовольствия и увеличению импорта продуктов питания. Это в конечном итоге создает угрозу продовольственной безопасности страны. В настоящее время при актуализации импортозамещения во многих отраслях РФ, в том числе продовольственного рынка, остро встает необходимость использования ресурса мелкотоварных сельскохозяйственных производителей для обеспечения продовольственной безопасности России.

Так как продовольственные ресурсы в значительной мере в настоящее время находятся в частной собственности, в том числе в личных подсобных хозяйствах, их вклад в формирование продовольственного рынка приобретает особое значение. Так как использование ресурсов сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах крупным закупщикам и переработчикам экономически неэффективно, эту функцию реально могут взять на себя заготовительные и перерабатывающие предприятия потребительской кооперации, у которых имеется для этого материально-техническая база и опыт работы.

Диверсификация каналов движения сельскохозяйственной продукции в России происходит, в основном, за счет возникновения нетрадиционных для дореформенной России каналов движения. При переходе к рынку в России выделяется как основное направление развития продуктовых цепочек их упрощение на первичном рынке (сокращение заготовителей и на рынке готовой сельскохозяйственной продукции и сырья (снижение роли оптового звена). До перехода в нашей стране к рыночным условиям хозяйствования оптовое звено представлялось на сельхозрынках государством и потребительской кооперацией. Упрощение продуктовых цепочек вызвано стремлением сельхозпроизводителей к сокращению посреднических издержек, повышающих цену реализуемой продукции. Но данное сокращение возможно в кратковременном периоде, в долговременном периоде издержки эти (трансакционные) с

сокращением посреднических структур на рынке растут, так как разрозненные производители не могут диктовать условия крупным структурам потребителей сырья и продукции [1].

Опыт стран с развитым сельским хозяйством подтверждает экономическую обоснованность наличия на рынке специализированных посреднических структур, которые позволяют сэкономить покупателям на объемах деятельности, а продавцам сельскохозяйственной продукции и сырья - на транспортных издержках. Отсюда вытекает объективная необходимость сотрудничества потребительской кооперации и мелких сельхозпроизводителей.

Уровень развития и состояние имеющихся интеграционных связей агропромышленного комплекса и потребительской кооперации определяется экономическими показателями объемов произведенной сельскохозяйственной продукции определенного вида и объемами закупленной, переработанной и реализованной продукции системой потребкооперации. Возможности развития данной интеграции определяются:

- природными особенностями, определяющими развитие отдельных отраслей и направлений сельского хозяйства отдельных территорий;

- наличием перерабатывающих предприятий и комплексов потребительской кооперации на данной территории и ее возможностей по закупке, переработке продукции сельского хозяйства и дальнейшей реализации произведенных продукции и товаров;

- возможностями дальнейшего развития материально-технической базы потребительской кооперации, позволяющей углублять интеграцию с сельхозпроизводителями.

Потребительская кооперация, работая с производителями сельскохозяйственной продукции сырья, может решать следующие социальные и экономические задачи:

- способствует обеспечению населения продуктами питания;

- обеспечивает сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции;

- способствует повышению занятости населения на селе;

- заготовительная и перерабатывающая деятельность потребительской кооперации, «освобождая» производителя от сбыта сельхозпродукции, способствует повышению производительности труда и создают условия для воспроизводства.

При оценке возможностей развития закупочной и перерабатывающей деятельности потребительской кооперации Нижегородской области учтены следующие особенности:

- организации потребительской кооперации являются некоммерческими;

- сеть предприятий потребительской кооперации максимально приближена к производителям сельхозпродукции и сырья;

- кооперативные предприятия являются системой отношений по формированию и направлению потока товаров и услуг, способствующих продвижению этих продуктов от производителя к потребителю.

Развитие кооперации и интеграции производителей сельхозпродукции с закупочными и перерабатывающими организациями широко обсуждается учеными и практиками. Но при этом недооценивается роль вертикальных звеньев, которые объединяют взаимосвязанные производства ряда отраслей и форм собственности. Кооперация (кооперирование) трактуется как организация длительных прямых производственных связей между хозяйствующими субъектами на основе углубления их специализации. Поэтому под кооперацией при формировании потребительского рынка можно понимать горизонтальное объединение усилий производителей по углублению производственного процесса.

В России продолжает развитие продовольственный рынок в условиях ограничения взаимодействия с большинством сложившихся ранее партнерских связей. Создание собственной модели экономической системы в соответствии со спецификой России должно привести к сокращению количества применяемых методов регулирования экономики [2].

Сокращение государственных закупок и расширение институциональной базы продовольственных рынков расширяют диверсификацию каналов движения продовольствия. Эта тенденция углубляется на всех уровнях продовольственных цепочек [3].

Трудности сбыта продукции вынуждают производителей к стихийному поиску новых покупателей. С одной стороны, данные отношения открывают новые возможности в сбыте продукции: позволяют расширять круг клиентов, сбывать продукцию самостоятельно. Но отсутствие развитой рыночной инфраструктуры в отдельных случаях приводит к тому, что производители вынуждены сознательно идти на потери от реализации собственной продукции за счет низких цен или из-за больших сроков оплаты за нее.

Таким образом, чрезмерная диверсификация каналов сбыта продукции приводит к тому, что производители, опасаясь не найти сбыта своей продукции, готовы сбывать ее на крайне невыгодных для себя условиях. Это утверждение можно проиллюстрировать следующими цифрами.

Таблица 1 - Структура рыночных агентов РФ, использующих диверсифицированные

и нетрадиционные каналы движения продукции, %

Диверсификация Нетрадиционные каналы

Сельскохозяйственные производители от 48 до 95 от 25 до 72

Заготовительные организации:

- закупка от 25 до 50 от 25 до 50

- сбыт от 39 до 80 от 50 до 75

Оптовые структуры

- закупка от 33 до 43 от 29 до 33

- сбыт от 43 до 67 от 30 до 57

Розничный сбыт от 68 до 82 от 50 до 82

Общественное питание от 80 до 100 от 88 до 100

На степень диверсификации каналов движения продовольствия влияют размеры организации: чем крупнее сельскохозяйственное производство, тем больше каналов оно может позволить себе использовать. Это подтверждает выявленная корреляционно-регрессионная связь зависимости показателей эффективности деятельности от ее объемов. Это предопределяет более низкий уровень издержек производства при сравнительно больших объемах реализации. Динамичное изменение рыночной среды ставит перед предприятиями новые цели - сохранение его устойчивости и развития [4]. Снижение уровня издержек способствует сохранению устойчивости развития.

Таким образом, мелкотоварное сельхозпроизводство наиболее подвержено ударам из-за отсутствия стабильных связей с контрагентами и наиболее уязвим с точки зрения экономической, финансовой, технологической. Именно этот сектор может стать равноправным участником не только формирования продовольственного рынка, но и решения социальных задач.

Таким образом, в связи с тем, что потребительская кооперация работает, в основном, с мелкотоварными сельскохозяйственными производителями, возможно ее участие на различных этапах формирования продовольственных цепочек в России. Кооперативные организации могут выступать организаторами сбыта продукции и личных подсобных хозяйств населения, и фермерских хозяйств, и сельскохозяйственных предприятий. Основные направления движения сельскохозяйственной продукции: в виде сырья - на перерабатывающие предприятия потребительской кооперации, откуда, - в переработанном виде - в розничные и оптовые предприятия, предприятия общественного питания.

Список литературы:

1. Моровова И.М. Формирование интеграционных систем на потребительском рынке сельхозпродукции / И.М. Моровова // Предпринимательство, 2008. - № 4 - С. 121-124.

2. Федотова Е.И. Формирование эффективной модели функционирования российских естественных монополий / Е.И. Федотова // Приволжский научный вестник, 2015. - № 6-3 (46). -С. 41-44

3. Моровова И.М. Формирование регионального продовольственного рынка в системе потребительской кооперации / И.М. Моровова // Предпринимательство, 2008. - № 5 - С. 191195.

4. Люшина Э.Ю. Анализ устойчивости денежных потоков коммерческой организации/ Э.Ю. Люшина // Экономический анализ: теория и практика, 2011. - № 11. С. 38-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.