УДК 334.78
И.М. Моровова
канд. экон. наук, кафедра экономики и управления, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ СВЯЗЕЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Аннотация. В статье показана продуктовая цепочка российского рынка, возможность участия в ней потребительской кооперации. Обоснована эффективность интеграции кооперативной системы с другими субъектами агропромышленного комплекса и создание вертикальных связей.
Ключевые слова: продовольственные рынки, вертикальная кооперация, интеграция, продовольственная цепочка, эффект синергии.
I.M. Morovova, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch
THE ROLE OF THE CONSUMER COOPERATION IN THE DEVELOPMENT OF RELATIONS OF
AGRICULTURAL PRODUCERS AND CONSUMERS
Abstract. The article shows the food chain of the russian market, the possibility of participation of consumer cooperation. The efficiency of integration of the cooperative system with other entities of the agroindustrial complex and the creation of vertical linkages.
Keywords: food markets, vertical cooperation, integration, food chain synergy effect.
Развитие кооперации и интеграции производителей сельскохозяйственной продукции с закупочными и перерабатывающими организациями широко обсуждается учеными и практиками. Но при этом недооценивается роль вертикальных звеньев, которые объединяют взаимосвязанные производства ряда отраслей и форм собственности. Кооперацией называется горизонтальное объединение усилий сельхозпроизводителей по углублению производственного процесса.
Переход продовольственного сектора России к рынку характеризовался появлением новых структур и связей в продовольственных сегментах. Под продовольственным сегментом здесь следует понимать вертикальный продуктовый комплекс, который может рассматриваться как автономная экономическая система.
В России долго существовала плановая экономика, которая регламентировала движение продукции. В этих условиях альтернативу государству в продовольственном комплексе составляла потребительская кооперация, которая давала некоторую свободу частному предпринимательству в реализации товарной продукции сельского хозяйства. Но доля потребительской кооперации в совокупном объеме товарной продукции страны был незначителен. К тому же потребительская кооперация находилась под контролем государства. Все это позволило И.Храмовой и П. Верхайму в своих трудах называть потребительскую кооперацию «квазиальтернативной структурой» [1, с. 114]. Ими определена продуктовая цепочка как совокупность вертикальных последовательных уровней движения продукта от сельхозпроизводства до конечного потребительского рынка. Перемещения продукта с одного уровня цепочки на другой сопровождается изменением его стоимости и собственника.
По материалам обследования, проведенного лабораторией аграрной политики совместно с институтом экономики продовольственного комплекса и проблем продовольственного потребления вышеуказанными авторами определена традиционная продовольственная цепочка для России, которая может быть представлена следующими уровнями:
1. Первичные сельскохозяйственные рынки.
2. Переработка сельскохозяйственной продукции и сырья.
3. Оптовое звено.
4. Розничное звено и общественное питание.
Исследования показали, что потребительская кооперация может стать равноправным участником на каждом этапе продуктовой цепочки. Этому способствуют ее заготовительная деятельность, перерабатывающие предприятия, розничная и оптовая торговля, общественное питание. Роль и место потребительской кооперации как субъекта АПК рассмотрено через призму экономической и социальной эффективности АПК регионального при условии участия в его деятельности предприятий кооперативной системы.
Изучение эффективности участия потребительской кооперации на этапе оптового звена позволяет сделать вывод о необходимости подобных посреднических структур, так как упрощение цепочек вызвано стремлением сельхозпроизводителей к сокращению посреднических издержек, повышающих цену продукции. Но данное сокращение возможно в краткосрочном периоде, в долгосрочном же периоде издержки эти с сокращением посреднических структур растут, так как разрозненные производители не могут диктовать условия потребителям.
Опыт стран с развитым сельским хозяйством подтверждает экономическую обоснованность наличия на рынке специализированных посреднических структур, которые позволяют сэкономить покупателям на объемах деятельности, а продавцам - на транспортных издержках.
Таким образом, интеграция потребительской кооперации с другими субъектами АПК дает эффект, больший по значению суммы их эффектов при работе раздельно (эффект синергии), что подтверждает ее эффективность.
Продуктовую цепочку национального или регионального уровней можно определить как совокупность вертикальных последовательных уровней движения продукта от сельхозпроизводства до конечного потребительского рынка. Перемещения продукта с одного уровня цепочки на другой сопровождается изменением его стоимости и собственника. Это положение дает право говорить о различиях между кооперацией и интеграцией. Кооперацию и интеграцию отличают различия в их социальной и экономической базе, которые зависят от интересов участников, нередко противоположных друг другу. В интегрированных организациях некооперативного типа сельхозтоваропроизводители попадают под влияние интегратора. В создании вертикальных кооперативных организаций в России могут сыграть определенную роль и субъекты потребительской кооперации.
На начальном этапе формирования вертикального кооператива его целью может стать установление таких экономических взаимоотношений между хозяйствами и перерабатывающим предприятием потребительской кооперации, которые обеспечили бы максимальное удовлетворение потребностей сельскохозяйственных производителей в своевременной переработке и реализации произведенной продукции, последующее возмещение затрат и получение доли прибыли, распределяемой между членами кооператива в соответствии с их вкладом в общий результат.
Потенциальные преимущества участников вертикального кооператива меняются в зависимости от отрасли. Каждая из организаций, входящих в вертикальный кооператив, преследует свои интересы. Перерабатывающие предприятия получают возможность разрабатывать адекватную стратегию, обеспечивать максимально возможную загрузку производственных мощностей, снижать относительные издержки. Сельхозпроизводителям участие в вертикальном кооперативе даст возможность увеличить объемы за счет более высокой закупочной цены и сокращать затраты на ее сбыт. Основным критерием при построении организационно-экономического механизма вертикальной кооперации является повышение доходности объединяющихся хозяйств на всех технологических стадиях. Проведенные исследования показали, что вертикальная интеграция потребительской кооперации с другими субъектами АПК дает эффект, больший суммы их эффектов при работе раздельно, что подтверждает ее эффективность.
Список литературы:
1. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в переходный период / И. Храмова, П. Верхайм // Вопросы экономики. - 1997. - № 8, 1997. - С. 112-124.