Научная статья на тему 'Проблемы регулирования регионального продовольственного рынка в условиях реформирования АПК'

Проблемы регулирования регионального продовольственного рынка в условиях реформирования АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНДЫ / FEDERAL AND REGIONAL FUNDS / ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ / LIBERALIZATIONS OF MARKETS / МОДИФИКАЦИЯ / MODIFICATION / ЧАСТНЫЕ ПОСРЕДНИКИ / PRIVATE MEDIATORS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ЗВЕНО / PURVEYING LINK / СЕГМЕНТЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / SEGMENTS OF FOOD MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ибаев Рустам Камилович

Работа посвящена вопросам регулирования продовольственного рынка и формирования продовольственных фондов в условиях децентрализации управленческих полномочий центральной власти и увеличения полномочий регионов. В ней выявлены существенные изменения, которые претерпела институциональная структура российского продовольственного рынка, раскрыты проблемы, связанные с отсутствием оптового звена на первичном рынке производства и реализации продукции. Особое внимание уделено специфике молочного и зернового сегментов продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADJUSTING OF REGIONAL FOOD MARKET IN THE CONDITIONS OF REFORMATION OF APK

Work is devoted the questions of adjusting of food market and forming of food funds in the conditions of decentralization of administrative plenary powers of central power and increase of plenary powers of regions. Substantial changes which was suffered by the institucional'naya structure of the Russian food market are exposed in it, problems, related to absence of wholesale link at the primary market of production and realization of products, are exposed. The special attention is spared the specific of suckling and corn segments of food market

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования регионального продовольственного рынка в условиях реформирования АПК»

ИБАЕВ Р.К.

ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК

Работа посвящена вопросам регулирования продовольственного рынка и формирования продовольственных фондов в условиях децентрализации управленческих полномочий центральной власти и увеличения полномочий регионов. В ней выявлены существенные изменения, которые претерпела институциональная структура российского продовольственного рынка, раскрыты проблемы, связанные с отсутствием оптового звена на первичном рынке производства и реализации продукции. Особое внимание уделено специфике молочного и зернового сегментов продовольственного рынка.

1ВАЕУРК.

PROBLEMS OF REGULATION OF THE REGIONAL FOOD MARKET IN THE CONDITIONS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX

REFORMING

Work is devoted the questions of adjusting of food market and forming of food funds in the conditions of decentralization of administrative plenary powers of central power and increase of plenary powers of regions. Substantial changes which was suffered by the institucional'naya structure of the Russian food market are exposed in it, problems, related to absence of wholesale link at the primary market of production and realization of products, are exposed. The special attention is spared the specific of suckling and corn segments offood market

Ключевые слова: продовольственный рынок, федеральный и региональный фонды, либерализации рынков, модификация, частные посредники, интеграция, заготовительное звено, сегменты продовольственного рынка.

Keywords: food market, federal and regional funds, liberalizations of markets, modification, private mediators, integration, purveying link, segments of food market.

В условиях рыночной либерализации структура продовольственного рынка претерпела определенные изменения. Так, в 60-е годы розничная торговля и общепит перешли в местное подчинение. Позже, в 70-80-е гг., производители получили определенную свободу при реализации и закупках излишков продукции, возросло значение прямых поставок продукции.

Однако в целом, оставаясь в рамках планово-распределительной системы, функциональная структура продовольственного рынка осталась нетронутой:

❖ государство доминировало на рынке, цены оставались фиксированными;

❖ квазиальтернативные структуры потребкооперации занимали весьма узкую рыночную нишу и также находились под государственным контролем;

❖ удельный вес городского рынка как островка частного предпринимательства в движении товарной продукции ограничивался несколькими процентами.

Переломным моментом в переходе к рынку явились отмена директивного планирования и провозглашение свободы предпринимательства в 1992 г. Помимо либерализации цен, в том же 1992 г. в централизованном порядке была начата реорганизация управленческих и функциональных структур. Для этой цели был принят особый порядок их акционирования, в результате которого часть предприятий низового уровня отпочковалась от пирамид, начав самостоятельную деятельность. В оставшихся структурах 50 % акций сохранилось за государством, которое передало их в трастовое управление различным холдингам [2].

В этот же период времени произошли децентрализация управленческих полномочий центральной власти и увеличение полномочий регионов, к которым, в частности, перешли функции самостоятельного обеспечения продовольствием, регулирования продовольственного рынка и формирования продовольственных фондов. В 1993г. произошло деление на федеральный и региональный фонды.

Федеральный фонд создан для удовлетворения потребностей в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, экологически загрязненных территорий, сил обороны и государственной безопасности и приравненных к ним спецпотребителей независимо от их размещения, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Региональные фонды - для удовлетворения потребностей субъектов Российской Федерации в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии.

Перечень и объемы закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в федеральный фонд определяются Правительством Российской Федерации и формируются на договорной основе преимущественно в зонах товарного производства на территории Российской Федерации, а при отсутствии или недостатке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Российской федерации - за ее пределами.

Федеральные и региональные фонды главным образом используются на государственные нужды. Именно они определяют стабильность продовольственного рынка в стране. Заказчиками по закупкам и поставкам выступают федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации (потребительские кооперативы). Функции государственных заказчиков могут

выполнять продовольственные корпорации, создаваемые на основе взаимных соглашений между субъектами Российской Федерации.

Всего за несколько лет, прошедших после либерализации рынков, институциональная структура российского продовольственного рынка претерпела весьма существенные изменения (рис.1), к которым можно отнести:

Рис. 1. Институциональная структура продовольственного сектора.

традиционные структуры нетрадиционные структуры традиционные, но в модифицированном виде

1) расширение институциональной базы сельскохозяйственных и продовольственных рынков. На всех уровнях продовольственных цепочек появились прежде не существовавшие структуры - фермерские хозяйства. Они дают пока лишь 11,7% [1] валовой продукции аграрного рыночного сектора. Соответственно, их доля на сельскохозяйственных рынках незначительна, но фермерские хозяйства показывают альтернативный путь развития производства, составляют конкуренцию традиционным производителям на отдельных рынках продовольствия и формируют новые продуктовые цепочки. Основными поставщиками сельскохозяйственной продукции стали личные подсобные хозяйства населения. Их доля на сельскохозяйственных рынках составляет более 80% [1]. Поэтому они сегодня непосредственно определяют реальное становление рыночной инфраструктуры продовольственного рынка;

2) на продовольственных рынках появилась новая фигура - частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьируется, но, однозначно повсюду увеличивается. При этом частный посредник не представляет собой какую-то однородную массу, их огромное множество. Это индивидуальные посредники, которые занимаются торговлей мелкооптовыми партиями продовольствия, и неорганизованные посредники, которые на своей машине объезжают несколько подворий, закупают скот и уже сравнительно крупную партию поставляют на переработку.

Высока динамика частных посреднических структур на потребительском рынке. Предприятия розничной торговли и общепита, обслуживающие конечного потребителя, раньше других отреагировали на либерализацию рынка. Здесь раньше чем на других уровнях продуктовых цепочек, возникли частные рыночные структуры, резко увеличилось число каналов закупок продукции и сократилось значение традиционных каналов;

3) постепенно происходит модификация самих институциональных структур продовольственного комплекса; создаются новые современные формы торговли: цепочки магазинов, объединения под единой торговой маркой розничных магазинов и общепита, происходит слияние розничного звена с перерабатывающими предприятиями. То, что в современных развитых странах представляет собой научно обоснованную стратегию маркетинга, в условиях переходной экономики возникает стихийно;

4) следующим важным изменением последних лет является модификация функций государства на сельскохозяйственных и продовольственных рынках. Из рыночного монополиста государство достаточно быстро превратилось в обычного рыночного агента, занимающегося рамках своей рыночной квоты закупками продукции в региональные и федеральный фонды;

5) проблемы сырьевой обеспеченности, а также трудности сбыта готовой продукции заставляют перерабатывающие предприятия диверсифицировать каналы закупок главным образом прибегая к услугам частных посредников, все больше закупать сырье у фермеров и личных подворий. С другой

стороны, перерабатывающие предприятия диверсифицируют каналы сбыта, меняют и расширяют ассортимент продукции;

6) важной специфической чертой переходной экономики является постепенно формирующаяся межрегиональная интеграция на уровне самих рыночных агентов, то есть самостоятельный выход и производителей продукции, и потребителей за пределы региона, на общенациональный рынок. В прежние годы такой проблемы не было: за производителями были «закреплены» конкретные получатели продукции, поэтому ни первые, ни вторые не беспокоились о том, где купить и кому продать продукцию.

В числе препятствий для динамичной межрегиональной торговли выступают информационный вакуум и инерция. Поэтому основной поток сельскохозяйственной продукции, если и выходит за пределы региона, то, как правило, в приграничные или близлежащие регионы.

Серьезным ограничителем для вывоза продукции в другие регионы самими производителями являются высокие транспортные издержки, делающие нецелесообразным поставки. В этих случаях производители охотно продают продукцию посредникам, приезжающим из других регионов, которые берут на себя транспортировку продукции;

7) важной чертой продовольственных рынков в переходной экономике является упрощение продуктовых цепочек главным образом за счет исчезновения традиционного посреднического звена - оптовых организаций на первичном рынке и на рынке готовой продукции.

До начала 90-х гг. в России оптовое звено на сельскохозяйственных рынках существовало в виде государственных заготовительных организаций и организаций системы потребительской кооперации [2]. Сельскохозяйственное сырье, не поступавшее напрямую на переработку, реализовалось через заготовительное звено. Однако в условиях переходной экономики значение традиционного заготовительного звена резко сократилось. Повсеместно наблюдается возникновение коротких рыночных цепочек, сведение отношений между производителями и потребителями продукции к прямым поставкам.

Упрощение продуктовой цепочки путем выпадения из нее традиционного посреднического звена объясняется стремлением и производителей, а главное, потребителей сэкономить на посреднических издержках. Естественно, присутствие посредника на рынке увеличивает цену продукции. Однако достигаемая в краткосрочном плане экономия в долгосрочном плане оборачивается потерями.

Первичные рынки представляют собой то звено продуктовой цепочки, где «встречаются» атомистические структуры производителей с крупными по отношению к сельскохозяйственным производителям структурами потребителей сырья. Именно в этой части продуктовых цепочек, как показывает опыт других стран, присутствие специализированного посреднического звена является экономически обоснованным, так как позволяет достичь экономии на масштабах закупок и на объемах транспортировки.

В то же время одновременно с уменьшением роли традиционных заготовительных структур постепенно возникают новые частные посреднические структуры, которые, как правило, существуют параллельно с традиционными посредниками, поскольку они пока еще не в состоянии полностью функционально заменить традиционных заготовителей.

Во-первых, деятельность повсеместно возникающих более или менее крупных посреднических структур, как правило, связана с поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия из других регионов либо с экспортно-импортными операциями. В то время как крупные посредники, работающие на локальном рынке, встречаются пока еще достаточно редко.

Во-вторых, на региональном рынке отсутствуют специализированные посредники, то есть компании, занимающие определенную продуктовую рыночную нишу.

В-третьих, там, где заготовительные организации сохранились, на сельскохозяйственных рынках начинают появляться два уровня посредников между производителем и переработчиком: мелкие частные посредники, которые закупают непосредственно у производителей, крупные локальные посредники, которые нередко полностью блокируют доступ к сырью «напрямую» для покупателей из других регионов. Купить продукцию можно только через посредников.

Несмотря на то, что в условиях переходной экономики происходят изменения на всех уровнях продовольственных цепочек, в отдельных продуктовых сегментах формирование цепочек имеет свою специфику и происходит под воздействием совокупности факторов технологического и экономического характера. Так, специфика зерновой цепочки уже видна на первичном рынке: основными поставщиками зерна являются крупные хозяйства (сельскохозяйственные предприятия), доля фермеров в поставках ограничивается несколькими процентами, личные подсобные хозяйства зерно не производят.

Уже только это обстоятельство оказывает существенное влияние на формирование рыночных структур; определяющее значение на первичном зерновом рынке имеют каналы, по которым движутся большие объемы продукции: заготовительные организации, частные посредники. Значение других каналов, таких, как городской рынок, продажа с машин, через розничную сеть, продажа населению, невелико.

Большое значение имеют и прямые поставки зерна на переработку. В зерновом сегменте возникает альтернативная крупным перерабатывающим предприятиям минипереработка зерна, муки и крупы (мельницы, минипекар-ни, крупорушки) в хозяйствах, а значит, формируются новые каналы сбыта. На конечном потребительском рынке при реализации хлеба резко возросло число каналов сбыта за счет появления таких нетрадиционных каналов, как продажа с машин, через собственную розничную сеть, на рынке.

Специфика молочного сегмента заключается в наличии на первичном рынке гораздо большего числа рыночных агентов. Высок удельный вес личных подсобных хозяйств в производстве и поставках молока и молочных

продуктов на переработку и на конечный потребительский рынок. При этом если производство молока сельскохозяйственными предприятиями постепенно сокращается, то у фермеров и ЛПХ производство растет.

В отличие от зернового сегмента в молочном подкомплексе практически исчезло посредническое заготовительное звено. Раньше оно было представлено молокосборными пунктами, которые осуществляли функции сбора и транспортировки на переработку больших партий сырья, теперь практически все молоко поступает напрямую на переработку. Кроме того, в отличие от других продуктовых сегментов в молочном высок удельный вес реализации сырого молока конечному потребителю: с машин, через розничные магазины, то есть сформировались короткие цепочки: производитель - конечный потребитель. Так же, как и на зерновом рынке, начинают создаваться мини-переработка в хозяйствах, но значение ее невелико. Часть молочной продукции перерабатывается на давальческих условиях и реализуется уже самими сельскохозяйственными производителями. Здесь так же, как и на зерновом рынке, получили распространение бартерные операции и натуроплата (расчеты молзаводов готовой молочной продукцией с поставщиками сырья).

Таким образом, в ходе реформ в агропродовольственном секторе Республики Дагестан сформировалась новая рыночная инфраструктура, которая включает в себя все основные компоненты продовольственной цепи. Роль государства как непосредственного агента распределения агропродовольствен-ной продукции резко сократилась. Появились новые типы агентов на этом рынке. Особенно быстро развивается сектор частных посредников, которые демонстрируют наибольшую мобильность и приспособленность к современным экономическим условиям. Каналы реализации агропродовольственной продукции стали более диверсифицированными.

_Литература_

1. Сельское хозяйство Дагестана. Министерство сельского хозяйства РД. -Махачкала, 2007г.

2. Серова Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков России // Вопросы экономики. - 2000. - № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.