Научная статья на тему 'Совершенствование структуры продовольственного комплекса регионов в переходный период'

Совершенствование структуры продовольственного комплекса регионов в переходный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование структуры продовольственного комплекса регионов в переходный период»

проявляют активность, в то же время воплощая в себе антикризисный потенциал. Они защищают мелких товаропроизводителей от разорения и способствуют финансовому оздоровлению и экономической стабилизации фермерских хозяйств в экстремальных производственных ситуациях.

В условиях Республики Дагестан для регулирования финансово-кредитно-экономических и уставных межфермерских отношений целесообразно, на наш взгляд, создать при АФКОД совет по сельской кредитной кооперации.

Создание сельских кредитных коопераций, их поддержка Правительством и банковской системой РД позволяют лучше чем сегодня использовать потенциал республики (земля, трудовые ресурсы, уклад жизни и т.д.) для наращивания производства высококачественных и дешевых продуктов сельского хозяйства по законченному технологическому циклу «от поля (фермы) до прилавка».

Магомедова У.А.-И., Пайзуллаева З.К.

Совершенствование структуры продовольственного комплекса регионов в переходный период

Продовольственный сектор России в переходный период характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: с одной стороны, усилением спада производства как в целом в продовольственном комплексе, так и в отдельных его отраслях и подотраслях, а с другой - появлением новых рыночных структур в дополнение к традиционным, формированием новых каналов движения продукции, новых продуктовых цепочек. Вновь возникающие структуры и связи в отдельных продуктовых сегментах1 являются наиболее важным свидетельством перехода всего продовольственного комплекса от централизованно плановой к рыночной экономике.

Под продуктовым подкомплексом подразумевается вертикальный продуктовый комплекс, рассматриваемый как автономная экономическая система. Продуктовая продовольственная цепочка - совокупность вертикально расположенных последовательных уровней (стадии) движения продукта от сельскохозяйственного производства до конечного потребительского рынка. Движение продукции от одного уровня к другому происходит по различным продуктовым каналам. Перемещение продукта с одного уровня продуктовой цепочки на другой сопровождается; изменением (добавлением) его стоимости; переходом от одного собственника к другому (за исключением случаев вертикальной интеграции в рамках единой собственности). Традиционная продовольственная цепочка представлена несколькими уровнями.

На первом уровне (так называемые первичные сельскохозяйственные рынки) производители продают, а заготовители (компании и организации) закупают с/хсырье (здесь может быть несколько субуровней посредников - мелкие, крупные) для последующей его реализации перерабатывающем предприятиям. На втором уровне перерабатывающие предприятия производят из закупленного сырья готовую к потреблению продукцию либо полуфабрикаты для домашнего приготовления. Следующий уровень представлен оптовыми структурами, которые перевозят на большие расстояния крупные партии продовольствия и осуществляют функции хранения. Последний третий уровень продуктовой цепочки представлен предприятиями розничного звена, к которым относятся розничные магазины и предприятия общепита. На практике в развитых странах встречаются всевозможные варианты цепочек (прямые, в которых отсутствуют посредники н розничное звено; короткие, в которых присутствует либо розничное звено, либо посредническое; интегрированные и другие), в то время как традиционные цепочки в чистом виде явление достаточно редкое. В условиях централизованно плановой системы на протяжении многих десятков лет и нашей стране продуктовые цепочки чаще всего были представлены в ортодоксальном традиционном виде (за исключением тех случаев, когда специфика продукта не позволяла их использовать).

Многолетнее существование плановой экономики привело к формированию ортодоксальных функциональных и управленческих систем продовольственного комплекса, представленных многоуровневыми пирамидальными структурами, управляемыми из центра. В основании пирамид находились низовые производственные и торговые предприятия, подчинявшиеся структурам, районного, областного или республиканского звена; последние, в свою очередь, находились в подчинении центральных структур. Пирамидальные функциональные и управленческие структуры формировались но продуктовому (Министерство хлебопродуктов, Росбакалея, Росмясомолторг), ведомственному (Центросоюз, система управлении рабочего снабжения, Минторг) или функциональному (структуры оптовой, розничной торговли и общепита) признакам. При такой системе централизованного управления, отличавшейся жесткой детерминированностью каналов движения продукции, рыночные агенты чаще всего не имели возможности выбора каналов сбыта; производители продукции не несли ответственности за реализацию своей продукции, что отражалось на ее качестве; дотации, выплачиваемые из государственного бюджета для поддержания как производителей сырья, так и его переработчиков, а также жесткие фиксированные цены, действовавшие на всей территории страны, уничтожали конкурентную среду и лишали продавцов возможности получения выгоды от реализации произведенной продукции. В итоге сам процесс производства и сбыта сельскохозяйственной продукции не был соответственно мотивирован.

Структура продовольственного комплекса в бывшем СССР все же претерпела определенные изменения: в 60-е годы розничная торговля и общепит перешли в местное подчинение; в 70-80-е годы производители получили определенную свободу при реализации и закупках излишков продукции, возросло значение прямых поставок продукции; однако в целом государство доминировало на рынке, цены оставались фиксированными (хотя и была введена их территориальная дифференциация), квазиальтернативные структуры потребкооперации занимали весьма узкую рыночную нишу и также находились под государственным контролем, удельный вес городского рынка как "островка" частного предпринимательства в движении товарной продукции был незначителен.

Только отмена директивного планирования и провозглашение свободы предпринимательства в 1992 г. показали искусственность централизованных продовольственных пирамид: очень быстро наиболее слабые звенья стали рушиться, на их месте возникали и быстро развивались новые частные структуры. В 1992 г. в централизованном порядке началась реорганизация управленческих и функциональных структур. Был принят особый порядок их акционирования, в результате часть предприятий низового уровня отпочковалась от пирамид, начав самостоятельную деятельность. В оставшихся структурах 50% акций сохранилось за государством, которое передало их в трастовое управление образованным в центре холдингам. Так, например, из 3500 низовых предприятий "Росхлебопродукта" выделилось 2800, во вновь созданной структуре осталось только 700 предприятий. Тогда же были децентрализованы управленческие полномочия центральной власти и расширены полномочия регионов, к которым, в частности, перешли функции (а также соответствующие структуры) самостоятельного обеспечения продовольствием, формирования продовольственных фондов, регулирования продовольственного рынка. В результате за несколько лет, прошедших после начала реформ, институциональная структура российского продовольственного комплекса претерпела существенные изменения.

Наиболее важное изменение - расширение институциональной базы сельскохозяйственных и продовольственных рынков. На всех уровнях продовольственных цепочек появились прежде не существовавшие структуры, значение некоторых из них возрастает довольно быстро. Так, поставщиками сельскохозяйственной продукции помимо традиционных производителей стали фермерские хозяйства. Их доля в производстве сельскохозяйственной продукции все еще невелика: в 1996 г. она составила всего 2%. Фермеры произвели 4,6% зерна, 11,4 подсолнечника, 3,3 сахарной свеклы, 1,6 мяса и 1,5 молока, 1,1 овощей, 0,8% картофеля1. Незначительна и их доля на сельскохозяйственных рынках, но фермерские хозяйства показывают альтернативный путь развития производства, составляют конкуренцию традиционным производителям на отдельных рынках продовольствия и формируют новые продуктовые цепочки.

На продовольственных рынках появилась новая фигура - частные посредники. Значение посреднических структур на рынках отдельных продуктов существенно варьирует, но всюду увеличивается. К ним относятся и индивидуальные посредники, занимающиеся торговлей мелкооптовыми партиями продовольствия, и неорганизованные посредники (на Западе они получили название сборщиков), объезжающие на своей машине несколько подворий, закупающие скот и поставляющие на переработку сравнительно крупные партии. Помимо таких мелких "неорганизованных" посредников уже сформировались компании, которые приобрели известность на локальных и на национальном рынках. Особенно быстро они возникли на зерновом рынке. В настоящее время существуют не только локальные посредники, но н компании, оперирующие крупными партиями продукции. Их интересы распространяются на всю территорию России и страны СНГ, а также охватывают сферу экспортно-импортных операции. Многие из таких компаний совмещают посредническую и производственную деятельность (имеют мощности по хранению и переработке продукции).

Быстро развиваются частные посреднические структуры на потребительском рынке. Предприятия розничной торговли и общепита раньше других отреагировали на либерализацию рынка. Именно здесь возникли первые частные рыночные структуры, резко увеличилось число каналов закупок продукции и снизилось значение традиционных каналов. В настоящее время в ряде регионов частные посреднические структуры практически монополизировали поставку отдельных видов продовольствия. Постепенно происходит модификация самих институциональных структур продовольственного комплекса, создаются новые современные формы торговли: цепочки магазинов, объединение под общей торговой маркой розничных магазинов и общепита, слияние розничного звена с перерабатывающими предприятиями. То, что в современных развитых странах представляет собой научно обоснованную стратегию маркетинга, в условиях переходной экономики возникает стихийно.

Крупные посреднические структуры на отечественном продовольственном рынке появились в то время, когда им заинтересовались ведущие российские банки. Наибольшую активность проявляют такие финансовые группы, как "Инкомбанк", "Менатеп" и " Альфа"2.

1 Россия '97. М.: Госкомстат РФ, 1997, с. 26-27.

2 Коммсрсант-сЫ^, 1995, 9 декабря.

Все три финансовые группы осуществляют инвестиции в крупныхмасштаоах. Например, из 81 млн. долл., инвестированных "Инкомбанком" и различные отрасли в 1995г., 76% было вложено в пищевую промышленность. Покупка чясти акций, недостающих до контрольного пакета акций АО "Бабаевское", обошлась "Инкомбанку" в 5 млн. дол. Финансовая группа "Альфа" в 1994- 1995 гг. инвестировала в пищевую промышленность 4-5 млн. долл.

Между финансовыми группами практически отсутствует конкуренция, поскольку они, во-первых, действуют в разных подотраслях, а во-вторых, конкурентной борьбе предпочитают раздел сфер влияния, договариваясь о переуступке пакетов акций, (например, "Менатеп" уступил свой пакет акций ЛО "Бабаевское" "Инкомбанку".) Интересы финансовой группы "Инкомбанк" простираются в основном на две отрасли: кондитерскую промышленность и базовые продуктовые сегменты - сахар и растительное масло. Сфера интересов финансовой группы "Менатеп" сосредоточена в другой продуктовой нише: производство пищевых концентратов широкого профиля, готовых завтраков и смежные с ними производства. Третий крупный инвестор) в пищевую промышленность - финансовые холдинги "Альфа", "Альфа-эко" и "Альфа-капитал", которые осуществляют целую серию крупномасштабных проектов в различных отраслях пищевой промышленности: формирование дилерской сети продаж чая через свой торговый дом "Никитин и Ко", производство сухих завтраков, маргарина и майонеза и др. "Альфа-капитал" владеет мажоритарными пакетами акций ряда предприятий отрасли: АО "Пищевик" и Нижнем Новгороде, масложиркомбинатов в Екатеринбурге и Саратове.

Финансовые группы создают вертикально интегрированные продуктовые цепочки. Все три финансовые группы контролируют не только переработку, но и поставку сырья для переработки и оптовую торговлю готовой продукцией. В качестве примера можно привести проекты "Инкомбанка", который через свою специализированную компанию авансировал сельскохозяйственных производителей н основных районах производства сахарной свеклы н подсолнечника. Одновременно кредиты под договоры на покупку сырья получили сахарорафинадные и масложиркомбинаты, в том числе такие крупнейшие в стране производители, как Усть-Лабинский, Ростовский, Краснодарский и др.

Происходит отраслевая и региональная монополизация продовольственных рынков. Стратегическое направление деятельности финансовых групп на продовольственном рынке состоит в постепенном увеличении сферы их влияния. Так, из 300 тыс. т сахарной свеклы, выращиваемой в Ставрополье, 140 тыс. т (70%) получает "Агроинком" (компания "Инкомбанка") по проекту "Сахар". Превращение "Альфа-эко" из чисто экспортно-импортной компании в производителя позволило ей взять под контроль 30% рынка чая в стране. В 1994-1995 гг. на долю компании приходилось около 60% поставок чайного листа в Россию. "Альфа-капитал" контролирует 80% рынка макаронных изделии в Северо-Западном районе страны и примерно столько же - в Поволжском.

В последние годы изменились функции государства на сельскохозяйственных и продовольственных рынках. Из монополиста государство превратилось н обычного рыночного агента, занимающегося закупками продукции в рамках своей рыночной квоты в региональные и федеральный фонды. Удельный вес таких закупок имеет тенденцию к снижению. Наиболее быстрыми темпами происходит сокращение государственной рыночной квоты на зерновом рынке. Это особенно заметно в Северо-Кавказском районе -основном производителе зерна. В животноводстве удельный вес государственных закупок остается еще высоким (см. табл. 1).

Таблица 1.

Доля государственных закупок в общей объеме реализации _отдельных видов сельскохозяйственной продукции, в %

Зерно Скот и птица Молоко

Россия Северо-Кавказский район

1992 г. 65 59 79 96

1993г. 63 51 79 97

1994 г. 34 25 70 93

1995 г 28 18 62 90

1996г. 33 - 51 71

1997г. 25,2 7,6 45,3 81,6

Источник: данные Госкомстата РФ.

Расширение институциональной базы сельскохозяйственных и продовольственных рынков и сокращение государственных закупок обусловили диверсификацию каналов движения продукции1. Эта тенденция проявляется на всех уровнях продуктовых цепочек (см. табл. 2).

Нарушение традиционных связей, трудности сбыта вынуждают производителей - продавцов к стихийному поиску новых покупателей, заставляют их приспосабливаться к новым рыночным условиям. С одной стороны, получив свободу самостоятельно выбирать покупателя, производители расширяют круг своих постоянных клиентов, начинают прибегать к услугам частников, самостоятельно вывозят продукцию в другие области. С другой стороны, чрезмерная диверсификация каналов сбыта нередко объясняется тем, что, опасаясь не найти сбыта своей продукции, производители готовы продать ее любому покупателю, зачастую на очень невыгодных для себя условиях.

Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, стабильных связей с контрагентами в отдельных случаях приводит и к другой крайности: производители изо всех сил "держатся" за привычных покупателей, сознательно идя на потери от реализации продукции за счет низких цен или чрезмерно затянувшихся сроков ее оплаты. Особенно часто это наблюдается при реализации мясной и молочной продукции. Производители "привязаны" к местным переработчикам, соглашаются на любые их условия, не зная и не рискуя искать альтернативных покупателей.

Таблица 2.

Удельный вес рыночных агентов, использующих диверсифицированные и нетрадиционные каналы движения продукции, в % _(на примере Республики Дагестан)*

Диверсифициров. Нетрадиционные канал Ы

Сельскохозяйственные производители от 48 до 95 От 25 до 72

Заготовительные организации:

закупка от 25 до 50 От 25 до 50

сбыт от 39 до 80 От 50 до 75

Оптовые структуры:

закупка от 33 до 43 От 29 до 33

сбыт от 43 до 67 От 30 до 57

Розничный сбьп от 68 до 82 От 50 до 82

Общепит от 80 до 100 От 88 до 100

* Рассчитывается как отношение числа предприятии, использующих диверсифицированные каналы, к общему числу опрошенных предприятий по каждому уровню цепочки (N=290).

На степень диверсификации каналов движения продукции влияют размеры предприятия (чем крупнее сельскохозяйственное предприятие, тем больше различных каналов сбыта оно использует), а также региональная производственная специализация. Рыночная инфраструктура лучше развита для тех продуктов, сравнительные издержки производства которых в соответствующих регионах более низкие. Так, если при реализации мяса 67% опрошенных сельскохозяйственных производителей в Дагестане в среднем использовали диверсифицированные каналы сбыта, молока 56%, зерна - 76%, то там, где сложилась производственная специализация, эти цифры были выше: 75% - при реализации мяса, 64 - при реализации молока в Псковской области; 94% - при сбыте зерна в Ростовской области.

Диверсификация каналов сбыта во всех регионах происходит за счет возникновения новых, или нетрадиционных, каналов движения продукции1.

1 К диверсифицированным каналам движения продукции отнесены случаи использования трех и более каналов.

В первую очередь используются такие каналы, как реализация продукции через собственную розничную сеть, прямые поставки в розничные магазины, в общепит, продажа на городском рынке, на оптовых ярмарках и рынках и особенно частным посредникам. Отношение к частным посредникам у производителей далеко не однозначно, часть последних в силу инерции мышления опасаются прибегать к их услугам. Другие производители, наоборот, заинтересованы в торговле через частных посредников, поскольку они предлагают более выгодные условия сделок, например, немедленную оплату и оплату наличными.

Одним из наиболее распространенных нетрадиционных каналов являются бартерные операции. Хотя бартер, скорее, - форма расчетов между контрагентами, но его растущее значение во всех продуктовых цепочках вывело бартер в разряд каналов движения продукции (он отнесен к таковым даже официальной статистикой). Сельскохозяйственные производители предпочитают продавать свою продукцию в обмен на поставки топлива, стройматериалов, средств производства. Бартерные операции -типичный феномен переходной экономики. Доля бартера при торговле зерном в целом по России увеличилась с 2% в 1992 г. до 13% в 1995 г., но можно предположить, что эта цифра выше, имея ввиду неучтенные объемы произведенного зерна. В обследуемых регионах 30% сельскохозяйственных производителей прибегало к бартеру при реализации мяса, 35% - при реализации зерна, 53% - при реализации сахарной свеклы и сахара2.

Наряду с использованием нетрадиционных каналов сбыта производители постепенно переходят на новые контрактные отношения. В первую очередь к ним можно отнести форвардные сделки, которые выступают в виде как государственного товарного кредита, так и товарного кредита, предоставляемого частными компаниями. Многие сельскохозяйственные производители заключают с государством контракты па поставку продукции в обмен на ГСМ, удобрения. Товарный кредит, с одной стороны, позволяет получать необходимые для проведения посевной и уборки урожая оборотные средства, но с другой - связывает производителей обязательствами поставок продукции в государственные фонды на условиях гораздо более худших, чем те, которые складываются к моменту расчетов за полученный кредит на свободном рынке. Частный товарный кредит используется там, где не хватает государственных средств. Зачастую он предполагает более выгодные по сравнению с государственным кредитом условия, однако не все производители соглашаются заключать контракты с частными компаниями из-за боязни не рассчитаться вовремя с новыми контрагентами за взятый кредит (государство долги может списать, а частники - нет).

Традиционные рыночные каналы продолжают занимать немалый удельный вес в движении продукции между отдельными уровнями продуктовых цепочек. Это в первую очередь прямые поставки заготовительным организациям или перерабатывающим предприятиям. По традиционным каналам идет основной поток поставок в государственные продовольственные фонды. Многие производители используют традиционные каналы под давлением местной администрации, часть - в силу инерции. Значение традиционных каналов и в будущем будет достаточно большим. Но проблема заключается в другом. Тяжелое финансовое положение перерабатывающих предприятий во многих регионах и ценовые ограничения со стороны местной администрации делают эти каналы движения продукции в настоящее время неэффективными. Задолженность перерабатывающих предприятий перед производителями по расчетам за поставленное сырье нередко не погашается в течение 2-9 месяцев, что нарушает нормальный процесс функционирования всей вертикальной цепочки.

В то же время сами традиционные структуры также не остаются неизменными. Это хорошо видно на примере крупных перерабатывающих предприятий. Проблемы сырьевой обеспеченности, а также трудности сбыта готовой продукции заставляют их приспосабливаться к условиям переходной экономики. Они диверсифицируют каналы закупок, прибегая главным образом к услугам частных посредников, все больше закупают сырье у фермеров и личных подворий (последние превратились в отдельных случаях в основных поставщиков сырья на переработку). Одновременно перерабатывающие предприятия диверсифицируют каналы сбыта, меняют и расширяют ассортимент продукции. Увеличилось число случайных покупателей. Возросло значение нетрадиционных каналов сбыта, таких, как продажа продукции посредникам, реализация ее на рынках, на оптовых продовольственных ярмарках. Продуктовая цепочка на стадии после переработки упростилась (выпрямилась), из нее исчезает традиционное оптовое посредническое звено (оптовые базы), резко возросло значение прямых поставок па потребительский рынок. Многие предприятия начинают вывозить продукцию для реализации за пределы области.

В то же время переориентация переработчиков на новые каналы сбыта и новый ассортимент продукции не везде проходит гладко, поскольку мешают сила инерции и "привязка" к традиционным клиентам, отсутствие маркетингового подхода к производству. Серьезным препятствием является региональная политика администрации, регулирую-

1 К нетрадиционным каналам относятся те, значение которых было ограничено в дореформенный период (колхозный рынок, поставки в розничную ССТ1, и общепит), либо те, которые появились только в последнее время (оптовые рынки, частные посредники, бартерные операции).

2 Высокий удельный нес бартерных операций отчасти можно объяснить тем,что в их число нередко включаются поставки в счет товарного кредита.

щая цены, уровни рентабельности, надбавки, сужающая возможности для маневра. Высокие производственные издержки - основной ограничитель сбыта как внутри области из-за низкой покупательной способности населения, так и за ее пределами в крупных городах - традиционных потребителях продукции этих предприятий, поскольку к высоким производственным издержкам добавляется транспортная составляющая.

Отсутствие рыночной инфраструктуры и трудности сбыта (низкие закупочные цены, запреты на вывоз продукции за пределы республики (области), отказ переработчиков принимать продукцию), с которыми нередко сталкиваются сельскохозяйственные производители, приводят к тому, что многие производители организуют переработку сырья в хозяйстве и реализуют уже готовую продукцию. В практике крупных западных продовольственных компаний расширение ассортимента продукции за счет принципиально новых производств получило название продуктовой диверсификации. Возможные потери от продажи одного вида продукции компенсируются выгодами от реализации другого. Таким образом, у сельскохозяйственных производителей стихийно увеличивается номенклатура выпускаемой продукции, что позволяет "лавировать" в условиях несформиро-вавшейся рыночной инфраструктуры. Наряду с переработкой сырья в хозяйствах производители, не имеющие возможности организовать собственную переработку, широко используют практику давальчества для дальнейшей реализации готовой продукции.

Во всех регионах перерабатывающие предприятия начинают ощущать конкуренцию со стороны мелких перерабатывающих цехов, пекарен, в большом количестве возникающих в местах производства сырья. Конкурентоспособность последних в краткосрочном плане достигается за счет более низкой себестоимости (переработка собственного сырья), экономии на сбыте (собственная розничная сеть, продажа с машин), экономии на рабочей силе. В то же время по своим качественным характеристикам мини -перерабатывающие цехи (особенно мясные) существенно уступают крупным перерабатывающим предприятиям. Со временем на рынке останутся только те мини-предприятия, которым удастся повысить качество продукции, благодаря чему они смогут занять узкую, достаточно стабильную ассортиментную нишу на рынке.

Важной специфической чертой переходной экономики является постепенно формирующаяся межрегиональная интеграция на уровне самих рыночных агентов, то есть самостоятельный выход и производителей продукции, и потребителей за пределы области, на общенациональный рынок. Первой реакцией на ликвидацию распределительной системы стали межрегиональная дезинтеграция, стремление к региональной замкнутости. Однако сегодня начинают восстанавливаться межрегиональные связи, причем на уровне самих производителей и покупателей, формируются межрегиональные оптовые рынки. Удельный вес таких производителей еще невелик, кроме того, за пределами области продукцию чаще реализуют крупные производители. Межрегиональная интеграция нередко сопровождается дезинтеграцией, что проявляется в установлении администрацией прямых запретов па вывоз продукции за пределы области из-за опасений возникновения дефицита на локальном рынке. Препятствует вывозу продукции и отсутствие информации о рынках соседних регионов, а также неумение ее получить. Поэтому основной поток сельскохозяйственной продукции, если и выходит за пределы области, то, как правило, направляется в приграничные или близлежащие районы.

Важной чертой продовольственных рынков в переходной экономике является упрощение продуктовых цепочек. Это происходит главным образом за счет исчезновения традиционного посреднического звена на первичном рынке (заготовители) и на рынке готовой продукции (оптовое звено). В развитых странах крупное посредническое звено представляет собой составную часть современного сельскохозяйственного рынка при движении продукции от поля к переработчику или потребителю. До начала 90-х годов в России оптовое звено на сельскохозяйственных рынках было представлено государственными заготовительными организациями и потребительской кооперацией. Сельскохозяйственное сырье, не поступавшее напрямую на переработку, реализовывалось через заготовительное звено. Однако в условиях переходной экономики значение традиционного заготовительного звена резко уменьшилось (за исключением зернового сегмента). Повсеместно возникают короткие рыночные цепочки, отношения между производителями и потребителями продукции сводятся к прямым поставкам, нередко на условиях бартера.

Упрощение продуктовой цепочки путем исключения из нее традиционного посреднического звена объясняется стремлением и производителей, а главное - потребителей сэкономить на посреднических издержках. Естественно, присутствие посредника на рынке увеличивает цену продукции. Однако экономия, достигаемая в краткосрочном плане, оборачивается потерями в долгосрочной перспективе. Первичные рынки представляют собой то звено продуктовой цепочки, где "встречаются" атомистические структуры производителей с крупными структурами потребителей сырья. Именно в этой части продуктовых цепочек, как показывает опыт других стран, присутствие специализированного посреднического звена является экономически обоснованным, так как позволяет достичь экономии на масштабах закупок (для покупателей), на объемах транспортировки (для продавцов).

В то же время наряду с уменьшением роли традиционных заготовительных структур повышается значение новых частных посредников, которые сосуществуют с традиционными заготовителями, поскольку пока еще не в состоянии полностью их заменить. Деятельность вновь возникающих крупных посреднических структур, как правило, связана с поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия из других областей либо с экспортно-импортными операциями. На внутрирегиональном рынке редко встре-

чаются специализированные посредники, то есть компании, занимающие определенную продуктовую рыночную нишу. Там же, где заготовительные организации сохранились, на сельскохозяйственных рынках формируются два уровня посредников: мелкие частные посредники, которые закупают продукцию непосредственно у производителей, либо крупные локальные посредники, которые нередко полностью блокируют доступ к сырью для покупателей из других регионов, вынужденных покупать продукцию только через посредников.

Резко уменьшилась роль традиционного оптового звена торговли готовым продовольствием. В настоящее время в этом звене происходит упрощение продуктовых цепочек, увеличивается доля прямых поставок продукции от производителя к потребителю. Оптовым предприятиям приходится диверсифицировать каналы закупок, искать новых поставщиков как внутри области, так и за ее пределами, а также закупать продукцию по импорту. В отличие от других рыночных агентов продовольственного комплекса оптовые предприятия имеют самый высокий удельный вес закупок по импорту. Поставщиками оптовых предприятий становятся мелкие и крупные частные посредники из других регионов страны, что усложняет продуктовую цепочку, создавая два уровня посредников - традиционный и нетрадиционный.

В меньшей степени изменились каналы реализации продукции традиционного оптового звена. Основной объем поставок направляется в розничную сеть и на предприятия общепита. Сбыт продукции за пределами республики (области) для традиционных оптовых предприятий не характерен, что отвечает их изначальному функциональному назначению - обеспечению внутрирегионального потребительского рынка.

На локальных рынках в последние годы формируются новые, прежде не существовавшие продуктовые цепочки. В первую очередь они возникают там, где традиционные производители сырья начинают его частично перерабатывать, продавая уже готовую продукцию, то есть там, где сложилась продуктовая дифференциация. Характерный пример - формирующиеся во многих регионах короткие мясные цепочки. Фермеры и личные подсобные хозяйства перестают поставлять скот на переработку, забивают скот в хозяйстве и поставляют мясо не только на городской рынок (это обычная практика), но и напрямую в розничную сеть и общепит. Таким образом, из традиционной цепочки выпадает по крайней мере три звена (заготовитель - переработчик - холодильник), и складывается короткая цепочка (производитель - розничный сбыт - конечный потребитель). У подобной цепочки есть ряд преимуществ: небольшой объем поставки для розничных структур, сжатые ее сроки, высокие качество.

В условиях переходной экономики происходят изменения на всех уровнях продовольственных цепочек, в отдельных продуктовых сегментах формирование цепочек имеет свою специфику, обусловленную воздействием совокупности технологических и экономических факторов. Так, основными поставщиками зерна являются крупные хозяйства (сельскохозяйственные предприятия), доля фермеров ограничивается несколькими процентами, личные подсобные хозяйства зерно не производят. Поэтому главенствующую роль на первичном зерновом рынке играют каналы, по которым движутся большие объемы продукции - заготовительные организации, частные посредники. Большое значение имеют и прямые поставки зерна на переработку. В зерновом сегменте возникает альтернативная крупным перерабатывающим предприятиям мини-переработка зерна, муки и крупы (мельницы, мини-пекарни, крупорушки) в хозяйствах, а значит, формируются новые каналы сбыта. На конечном потребительском рынке при реализации хлеба резко возросло числи каналов сбыта за счет появления таких нетрадиционных каналов, как продажа с машин, через собственную розничную сеть, на рынке.

Специфика молочного сегмента заключается в наличии на первичном рынке гораздо большего числа рыночных агентов. Высок удельный вес личных подсобных хозяйств в производстве и поставках молока и молочных продуктов на переработку и на конечный потребительский рынок. При этом производство молока сельскохозяйственными предприятиями постепенно сокращается, а фермерами и ЛПХ -остается стабильным.

В отличие от зернового сегмента в молочном подкомплексе практически исчезло посредническое заготовительное звено. Раньше оно было представлено молокосборными пунктами, которые осуществляли функции сбора и транспортировки па переработку больших партий сырья; теперь практически все молоко поступает напрямую на переработку. Кроме того, в молочном сегменте высок удельный вес реализации сырого молока конечному потребителю: с машин, через розничные магазины, то есть сформировались короткие цепочки "производитель - конечный потребитель". Получает распространение и мини-переработка в хозяйствах, но ее значение невелико. Часть молочной продукции перерабатывается на давальческих условиях и реализуется самими сельскохозяйственными производителями. Здесь так же, как и на зерновом рынке получили распространение бартерные операции и натуроплата (расчеты молокозаводов готовой молочной продукцией с поставщиками сырья). Оптовое звено рынка готовой продукции резко сократилось (исключение составляют сухое молоко и молочные консервы), готовая молочная продукция напрямую поступает на потребительский рынок.

Основные направления формирования рыночных структур в продовольственном комплексе уже определились. Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе: -начавшиеся процессы формирования новых рыночных структур продолжатся; повысится удельный вес нетрадиционных и диверсифицированных каналов движения продукции; возрастет роль частных посредников на всех продовольственных рынках; увеличится число идентифицируемых торговых посреднических структур; -усилится процесс межрегиональной продовольственной интеграции, большую роль будут играть межрегиональные оптовые рынки;

-снизится значение таких квазирыночных отношений между контрагентами, как бартер;

-постепенно уменьшится продуктовая дифференциация на первичных рынках, то есть доля мини-переработки, особенно в мясном сегменте, сократится;

-усилятся процессы формирования современных форм торговли на конечном потребительском рынке (цепочки магазинов, объединение под общей торговой маркой и пр.);

-возникнут регулируемые оптовые рынки, в отдельных случаях на базе традиционных оптовых предприятий;

-будут формироваться отраслевые ассоциации рыночных агентов, защищающие интересы своей группы производителей.

Шейхов М.А., Азизова М.М.

Динамика изменения сельскохозяйственных угодий в Дагестане

Земля, как известно, является основным элементом национального богатства и главным средством производства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение для развития национальной экономики. С ним тесно связаны объем производства сельскохозяйственной продукции и продовольственная проблема.

Анализ показывает, что характер размещения сельского хозяйства республики существенно определяется размерами, структурой и качественным состоянием ее земельных угодий.

При проведении аграрной реформы в Дагестане необходимо учитывать и специфические условия, значительно отличающиеся от условий других субъектов Российской Федерации.

Дагестан по площади пашни относится к самым малоземельным регионам страны. Доля ее в структуре сельскохозяйственных угодий является здесь минимальной (таблица 1). К тому же она имеет тенденцию к сокращению и в настоящее время составляет 15,7 %, что в 4,4 раза меньше, чем по Российской Федерации. Больше того, в расчете на душу населения республики приходится 0,22 га пашни, в то время как по Северному Кавказу этот показатель составляет 0,94 га или в 4,1 раза больше.

Таблица 1.

Динамика сельскохозяйственных угодий Республики Дагестан за 1960-1999 гг.

Всего сельхоз- В том числе, %

Годы угодий, тыс. га Пашня Многолетние сеноко- паст-

насаждения сы бища

1960 2934,9 17,7 4,2 9,5 68,6

1965 2969,6 16,4 4,2 9,1 70,4

1970 2944,6 16,6 4,7 8,8 70,1

1975 2956,3 16,4 3,7 8,8 70,1

1980 2978,5 15,0 3,8 9,2 72,1

1985 3011,9 15,1 3,5 9,1 72,2

1990 3307,2 14,0 2,8 5,3 77,9

1995 3453,7 13,8 1,7 4,9 79,6

1996 3443,1 13,9 1,6 4,8 79,7

1997 3446,1 13,2 1,4 4,8 80,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 3528,5 14,2 1,4 4,8 79,6

1999 3400,5 15,7 1,4 4,8 78,1

Сокращение пашни в последние годы сопровождается уменьшением площадей других сельскохозяйственных угодий, особенно многолетних насаждений, что является следствием той социально-экономической ситуации, которая сложилась в республике в связи с непродуманностью осуществляемых аграрных преобразований и создавшими-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.