Научная статья на тему 'Потребительская кооперация в Ульяновской области'

Потребительская кооперация в Ульяновской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНЫЕ РЫНКИ / ЗАКУПОЧНЫЕ КООПЕРАТИВЫ / ЗАКУПКИ СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИИ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ КООПЕРАТИВЫ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / PEASANT (FARMER) FARMS / CONSUMER COOPERATIVES / COOPERATIVES / AGRICULTURAL COOPERATIVES / COOPERATIVE MARKETS / PURCHASING COOPERATIVES / PURCHASING AGRICULTURAL PROCESSING COOPERATIVES / PRIVATE FARMS AND AGRICULTURAL PRODUCERS

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Салова Маргарита Сергеевна

Показана значимость потребительской кооперации в организации своевременного сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, место потребительских кооперативов в организации переработки молока и молочной продукции. Раскрывается опыт работы потребительских кооперативов Ульяновской области в развитии сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER COOPERATION IN THE FIELD ULYANOVSK

Reveals the importance of consumer cooperation in organizing the timely marketing of agricultural products and raw materials, the place of consumer cooperatives in the organization of milk processing and dairy products. Reveals the experience of the consumer co-operatives of the Ulyanovsk region in the development of rural areas.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация в Ульяновской области»

ТЕОРИЯ КООПЕРАЦИИ

УДК 334.735

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

М.С. Салова

Показана значимость потребительской кооперации в организации своевременного сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, место потребительских кооперативов в организации переработки молока и молочной продукции. Раскрывается опыт работы потребительских кооперативов Ульяновской области в развитии сельских территорий.

Ключевые слова: Потребительская кооперация, кооперативы, сельскохозяйственная кооперация, кооперативные рынки, закупочные кооперативы, закупки сельхозпродукции, перерабатывающие кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные производители.

Потребительская кооперация в рыночной среде Ульяновской области развивается в русле общемировыгх тенденций, реагируя на экономические изменения и условия работы сельскохозяйственных организаций, личных подсобныгх и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В области функционируют различные виды кооперативов: снабженческие, сбытовые, перерабатывающие и обслуживающие, кредитные и страховые. В 2011 г. в регионе действовало 28 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, члены которых в течение года сдали 278910 ц молока. В кооперативах было занято 8163 человека сельского населения. Численность поголовья коров у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива составила 11886 голов. В целом за год в области сельскохозяйственными потребительскими кооперативами было закуплено 23,5 ц молока в расчете на одну корову, имеющуюся у населения, обслуживаемого кооперативами.

Однако не все кооперативы работали одинаково успешно. Так, наибольшее количество в расчете на одну корову было закуплено сельскохозяйственными потребительскими кооперативами: «Исток» Радищевского района — 68,8 ц, «Партнёр Плюс» Карсунского района — 51,5 ц, «Агро» Терень-

гульского района — 44,3 ц, «Фабрика» Инзенского района — 44,1 ц. Ниже средних областных показателей оказались результаты работы по закупкам молока сельскохозяйственных потребительских кооперативов: «Рассвет» Новоспасского района — 5,9 ц, «Абдреевский» Новомалыклинского района — 11,1 ц, «Надежда» Барышского района — 15,2 ц и некоторых других (табл. 1).

Сельскохозяйственная потребительская кооперация в тесном взаимодействии с производителями сельскохозяйственной продукции решает насущные проблемы агропромышленного комплекса, сочетает экономические и социальные начала.

В связи со спадом производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях возросла доля личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, что послужило базой для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, одного из инструментов выживания сельского населения.

Сельскохозяйственная потребкооперация может стать надежным партнером власти по решению ряда социально-экономических проблем сельского жителя.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы строят свою работу в соответствии с ФЗ РФ «О сельскохозяйственной кооперации» и могут стать важной состав-

Таблица 1

Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Ульяновской области в 2011 г.

№№ п/п Наименование СХПК и района Сдано молока членами кооператива, ц Занято в кооперативах населения, чел. Численность коров у населения на 01.01.2012 г., гол. Сдано молока в расчете на 1 корову, ц

1 «Наше молоко», Базарносызганский 2269 81 147 15,4

2 «Надежда», Барышский 3430 204 224 15,3

3 «Пятино», Вешкаймский 20694 228 604 34,3

4 «Фабрика», Инзенский 3794 50 86 44,1

5 «Инза», Инзенский 4410 87 131 33,7

6 «Искра-молоко», Карсунский 4383 95 238 18,4

7 «ПартнёрПлюс», Карсунский 4121 20 80 51,5

8 «Молоко», Кузоватовский район 34005 881 1399 24,3

9 «Возрождение», Кузоватовский 25061 925 1186 21,1

10 «Молочное дело», Майнский 19451 540 772 25,2

11 «Ерыклинск», Мелекесский 10224 300 467 21,9

12 «Хмелёвский», Мелекесский 5240 54 176 29,8

13 «Сантимир», Новомалыклинский 7837 208 289 27,1

14 «Прогресс», Новомалыклинский 8750 149 300 29,2

15 «Абдреевский», Новомалыклинский 3200 114 289 11,1

16 «Рассвет», Новоспасский 679 110 115 5,9

17 «Деревенька», Павловский 27413 600 1141 24,0

18 «Павловский», Павловский 4644 145 240 19,3

19 «Исток», Радищевский 344 5 5 68,8

20 «Старомайнский молочный», Старомайнский 6590 286 406 16,2

21 «Виктория», Старомайнский 4120 146 270 15,2

22 «Старомайнский», Старомайнский 7950 374 476 16,7

23 «Перспектива», Сурский 16260 360 424 38,3

24 «Агро», Тереньгульский 3060 65 69 44,3

25 «Надежда», Ульяновский 494 24 26 19,0

26 «Содружество», Цильнинский 35887 1750 1760 20,4

27 «Дружба», Чердаклинский 3640 102 156 23,3

28 «Маяк», Чердаклинский 10960 260 410 26,7

ИТОГО по области 278910 8163 11886 23,5

ной частью экономической инфраструктуры российского села, играть существенную роль в обслуживании личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, участвовать в развитии сельских территорий.

При необходимой государственной поддержке сельскохозяйственные потребительские кооперативы смогут решать более масштабные задачи, интегрируясь с другими отраслями национальной экономики.

В настоящее время сельскохозяйственной потребительской кооперацией взят курс на

активизацию заготовительной деятельности, на приоритетное развитие снабженческо-сбытовых кооперативов, развитие материальнотехнической базы, внедрение прогрессивных форм обслуживания сельских производителей, что позволит обеспечить существенный прирост объемов во всех основных отраслях деятельности, усилит их роль в развитии инфраструктуры села.

В Ульяновской области в 2011 г. продолжалась организационная работа по формированию новых сельскохозяйственных потре-

Таблица 2

Динамика создания новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в Ульяновской области в 2011 г.

№№ п/п Наименование района и СПОК Месяцы

1 3 4 7 8 10 11 Всего за год

1 Барышский район «Союз» - выращивание зерновых культур, заготовка кормов 1 1

2 Карсунский район «Фермер» - сбор овощей 1 1

5 Мелекесский район «Хмелевский» - сбор молока 1 1

6 Новомалыклинский район «Дельфин» - сбор молока, заготовка кормов 1 1

8 Новомалыклинский район «Дуслык» - сбор молока 1 1

9 Новомалыклинский район «Берлек» - сбор молока 1 1

11 Старомайнский район «Виктория» - сбор молока 1 1

12 Ульяновский район «Губин» - сбор молока 1 1

Всего 2 1 1 1 1 1 1 8

бительских кооперативов. Всего за минувший год в области создано 8 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе по сбору молока — 5, среди них СПоК «Губин», «Берлек», «Дуслык», «Виктория», «Хмелевский»; по сбору молока и заготовке кормов — «Дельфин», по сбору овощей — «Фермер», по выращиванию зерновых культур и заготовке кормов — «Союз» (табл. 2).

Потребительские кооперативы на селе выступают проводником товародвижения между производителем, переработчиком и потребителем. Увеличение объема закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у малых форм хозяйствования повышает товарность личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим заготовительная деятельность кооперативов выделяется в число приоритетных.

Однако не все созданные кооперативы функционировали, значительная часть из них числилась формально. Анализ современного уровня развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации показывает, что не везде равномерно приживаются те или иные формы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами Ульяновской области было собрано молока у сельхозпроизводителей в

2011 г. — 4600,8 тонн, в том числе у сельскохозяйственных организаций — 69,9 тонн, или 1,5%, у крестьянских (фермерских) хозяйств — около 136,9 тонн, или 3%, у личных подсобных хозяйств — 4394 тонны, или 95,5%. Таким образом, основным поставщиком молока для потребительских кооперативов являются личные подсобные хозяйства населения. При этом следует заметить, что из 7 действующих заготовительных кооперативов только 2 заготавливают молоко у сель-хозорганизаций (СПоК «Инза» Инзенского района и СПоК «Хмелевский» Мелекесского района), 3 кооператива заготавливают молоко у крестьянских (фермерских) хозяйств («Наше молоко» Базарносызганского района, СПоК «Надежда» Барышского района и СПоК «Фабрика» Инзенского района) и 6 потребительских кооперативов заготавливают молоко у личных подсобных хозяйств населения (табл. 3).

В области наиболее активно с личными подсобными хозяйствами работает сельскохозяйственный потребительский заготовительный кооператив «Содружество» Цильнинско-го района, который собрал в 2011 г. у личных подсобных хозяйств населения 3082 тонны молока, или 67% от всего объёма закупленного кооперативами молока в области. При этом доля заготовленного данным коопера-

Таблица 3

Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области по сбору молока у сельхозпроизводителей в 2011 г.

Наименование СПоК и района Объем собранного у населения молока, т

всего в том числе в:

сельхозорганизациях К(Ф)Х ЛПХ

«Дружба», Чердаклинский 245,0 0 0 245,0

«Наше молоко», Базарносызганский 181,1 0 20,3 160,8

«Надежда», Барышский 276,8 0 49,6 227,2

«Фабрика», Инзенский 329,0 0 67 262

«Инза», Инзенский 441,0 24 0 417,0

«Содружество», Цильнинский 3082,0 0 0 3082,0

«Хмелевский», Мелекесский 45,9 45,9 0 0

Всего 4600,8 69,9 136,9 4394,0

% 100 1,5 3,0 95,5

тивом молока у личных подсобных хозяйств области составляет 70,2%. На долю остальных потребительских кооперативов области приходится 29,8% заготовленного у личных подсобных хозяйств молока.

Исследование процессов деятельности заготовительных потребительских кооперативов показывает, что в области сельскохозяйственные потребительские кооперативы пока ещё работают слабо.

Анализ закупочных цен на молоко, заготавливаемое СПоК у сельхозпроизводителей показывает, что в целом по области в сельхозорганизациях они составляют 11 руб. 11 коп. за 1 кг, у крестьянских (фермерских) хозяйств — 11руб. 17 коп., у личных подсобных хозяйств населения — 11 руб. 18 коп. При

этом закупочные цены для сельхозоргани-заций у разных кооперативов не одинаковы. Так, для сельхозорганизаций они колеблются от 10 руб. 23 коп. до 12 руб. за 1 кг молока, для крестьянских (фермерских) хозяйств — от 10 руб. до 12 руб., для личных подсобных хозяйств населения — от 9 руб. 40 коп. до 13 руб. за 1 кг молока (табл. 4).

Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области по сбыту заготовленного у сельхозпроизводителей молока по различным каналам реализации показывает, что в 2011 г. из всего объёма 4600,8 тонн заготовленного молока было распределено по каналам реализации следующим образом: на перерабатывающие предприятия области отправлено — 2246 тонн,

Таблица 4

Анализ закупочных цен на молоко, заготавливаемое СПоК у сельхозпроизводителей в 2011 г.

Наименование СПоК и района Закупочные цены на молоко, закупаемое в:

сельхоз- организациях К(Ф)Х ЛПХ

«Дружба», Чердаклинский - - 10

«Наше молоко», Базарносызганский - 10 13

«Надежда», Барышский - 12 12

«Фабрика», Инзенский - 11,5 11,63

«Инза», Инзенский 12 - 11

«Содружество», Цильнинский - - 9,4

«Хмелевский», Мелекесский 10,23 - -

Всего 11,11 11,17 11,18

% 100 100,54 100,63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области в сфере производства, сбора и реализации молока и молочной продукции в 2011 г.

Наименование СПоК и района Объёмы реализуемого молока по различным каналам, т

Всего в том числе

на перерабатывающие предприятия области на рынках в торговых точках переработано самим кооперати- вом

«Дружба», Чердаклинский 245,0 - - - 245

«Наше молоко», Базарносызганский 181,1 - 8,3 - 172,8

«Надежда», Барышский 276,8 - - - 276,8

«Фабрика», Инзенский 329,0 - - 56,5 272,5

«Инза», Инзенский 441,0 - - - 441

« Содружество», Цильнинский 3082,0 2246,0 - - 836

«Хмелевский», Мелекесский 45,9 - - - 45,9

Всего 4600,8 2246,0 8,3 56,5 2290,0

% 100 48,8 0,18 1,22 49,77

или 48,8%, реализовано на рынках — 8,3 тонны, или 0,18%, продано в торговых точках —

56,5 тонны, или 1,22%, переработано самими кооперативами — 2290,0 тонн, или 49,77 %. Таким образом, из всего заготовленного молока переработано 4536 тонн, или 98,5%.

Изучение работы потребительских кооперативов (избранные ими каналы сбыта заготовленного молока) показывает, что на перерабатывающие предприятия области отправляет собранное молоко только один кооператив СПоК «Содружество» Циль-нинского района — 2246,0 тонн, или 72,9%, остальное молоко перерабатывает сам кооператив. На рынке закупленное у сельхозпроизводителей молоко реализует только СПоК «Наше молоко» Базарносызганского района. Причем доля этого молока от всего им заготовленного составляет 4,58%, остальное молоко перерабатывает сам кооператив. В торговых точках сбывает заготовленное молоко только СПоК «Фабрика» Инзенского района, причем доля этого молока составляет 17,2% (табл. 4).

Если проанализировать развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере закупок, то видно, что из числа созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов меньше всего включился в работу СПоК «Хмелевский» Мелекесского района.

Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами Ульяновской области (в сфере расширения ассортимента производимой кооперативом молочной продукции по видам) в 2011 г. было произведено: молока — 2028651,0 кг, кефира — 367820,0 кг, сметаны — 73390,0 кг, творога — 31514,0 кг, масла — 22947,0 кг, сыра — 28900,0 кг, прочей продукции — 2248,0 кг (табл. 5).

Слабо работает над ассортиментом выпускаемой молочной продукции СПоК «Дружба» Чердаклинского района. Для успешного развития потребительской кооперации, повышения её роли в развитии АПК необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, устранение в ней положений, препятствующих эффективному функционированию сельскохозяйственной потребительской кооперации в условиях рыночной экономики.

Для более успешного развития сельских территорий предлагаем расширить сферу деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ориентированных на насыщение продовольственного рынка качественными продуктами питания. К основным направлениям деятельности заготовительных кооперативов относятся не только закупки сельхозпродукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, но и организация её переработки.

Таблица 6

Анализ работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов Ульяновской области в сфере производства, сбора и реализации молока и молочной продукции в 2011 г.

Наименование СПоК и района Произведено кооперативом молочной продукции (по видам), кг

молоко кефир сметана творог масло сыр прочее

«Дружба», Чердаклинский 245 - - - - - -

«Наше молоко», Базарносызганский 85800 18800 7560 2620 - 200 -

«Надежда», Барышский 256800 54500 6400 8600 5100 - -

«Фабрика», Инзенский 32379 19008 5059 12053 392 - -

«Инза», Инзенский - - 2908 1977 4924 28700 -

« Содружество», Цильнинский 1382972 264812 50263 4664 12531 - 2248

«Хмелевский», Мелекесский 25700 10700 1200 1600 - - -

Всего 2028651,0 367820,0 73390,0 31514,0 22947,0 28900,0 2248,0

Особое значение имеет координация деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развитие партнёрских отношений с муниципальными и государственными органами власти в сфере концентрации ресурсов и усилий на отраслях, имеющих самый большой потенциал роста.

Объёмы закупок сельскохозяйственными потребительскими кооперативами можно увеличить, если на период массовых закупок сельхозпродукции предоставить кооперативам краткосрочный кредит и обеспечить отгрузку закупленной продукции в государственный продовольственный фонд. Анализ отпускных цен на молочную продукцию сельскохозяйственными потребительскими кооперативами Ульяновской области позволяет сделать вывод, что на один и тот же вид продукции в разных кооперативах цены колеблются. Так, в 2011 г. отпускная цена в кооперативах области колебалась: 1 кг молока от 16 руб. 35 коп. до 26 руб. 25 коп., или в 1,6 раза, кефира — от 18,8 руб. до 39,5 руб., или в 2,1 раза, сметаны — 290,0 до 1200,0 руб., или в 4,1 раза, творога — от 85,0 до

103,5 руб., или в 1,2 раза, сыра — от 144,0 руб. до 180,0 руб., или в 1,25 раза (табл. 6).

Ситуация, сложившаяся в кооперативном движении области, показывает, что пока ещё не в полной мере реализуются возможности и преимущества кооперативных принципов. Нередко руководящие органы не уделяют должного внимания кооперативной сфере деятельности. Несмотря на это, в пос-

ледние годы кооперативный сектор в АПК начал укреплять свои позиции на рынке товаров и услуг. Значительная часть трудоспособного населения участвует в деятельности различных видов и форм кооперации: потребительской, производственной, кредитной, жилищной, дачной, садоводческой и других. При этом имеющиеся на селе ресурсы уже сегодня позволяют многократно увеличить закупки излишков сельхозпродукции у населения и за счёт этого соответственно повысить доходы сельчан от своей деятельности в собственном подсобном хозяйстве.

В последние годы раскрывается широкое поле деятельности для потребительской кооперации, которая может стать экономической основой для повышения деловой активности сельских жителей. Одна из главных задач потребительских кооперативов — обеспечить малому бизнесу на селе сбыт продукции, в том числе — через кооперативные рынки, которые следует создавать в районных центрах.

Источники и литература

1. Денисов В.П., Салова М.С. Слагаемые кооперативной политики в России. АПК: экономика, управление, 2011, №6, с. 3-10.

2. Кривошей В.А., Ткач А.В. Эффективность кооперации науки и производства. Социальноэкономические проблемы в Европе. Варшава-Киев-Москва, 2010, с. 99-113.

3. Рассказов А.Н., Ткач А.В. Развивать кооперацию в России. Экономика сельского хозяйства, 2009. №2, с. 26-34.

Таблица 7

Анализ отпускной цены реализации молочной продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами Ульяновской области в 2011 г.

Наименование СПоК и района Отпускная цена молочной продукции (по видам), руб. за 1 кг

молоко кефир сметана творог масло сыр прочее

«Дружба», Чердаклинский 17,5 - - - - - -

«Наше молоко», Базарносызганский 25,0 27,0 756,0 90,0 - 180,0 -

«Надежда», Барышский 26,25 39,5 640,0 85,0 270 - -

«Фабрика», Инзенский 22,0 33,38 505,9 91,75 270 - -

«Инза», Инзенский - - 290,8 90,0 155 144,0 -

« С одру жество», Цильнинский 16,35 18,8 502,63 92,25 111.88 - 46

«Хмелевский», Мелекесский 18,39 29,13 1200,0 103,5 - - -

Всего 20,91 29,56 733,90 92,08 201,72 162,00 46

4. Салова М. С. Потребительская кооперации вотноводческих ферм на базе крестьянских (фер-в аграрной экономике России. Экономика сель- мерских) хозяйств на 2012-2014 гг.: информ.

ского хозяйства России. 2011. №9. С. 22-31. издание. М.: ФГНБУ «Росинформагротех», 2012.

5. Торопов Д.И. Поддержка семейных жи- 32 с.

Salova M.S. CONSUMER COOPERATION IN THE FIELD ULYANOVSK

Reveals the importance of consumer cooperation in organizing the timely marketing of agricultural products and raw materials, the place of consumer cooperatives in the organization of milk processing and dairy products. Reveals the experience of the consumer co-operatives of the Ulyanovsk region in the development of rural areas.

Keywords: consumer cooperatives, cooperatives, agricultural cooperatives, cooperative markets, purchasing cooperatives, purchasing agricultural processing cooperatives, peasant (farmer) farms, private farms and agricultural producers.

САЛОВА Маргарита Сергеевна, родилась в 1963 г., окончила Ульяновский сельскохозяйственный институт (1985), канд. экон. наук (1995), доцент (1999), докторант Российского университета кооперации. Автор 67работ. E-mail: atkach@rucoop.ru

УДК 334.73

КООПЕРАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

А.В. Ткач, М.С. Салона

Освещается опыт инновационной деятельности кооперативных организаций и формирований в различных отраслях и сферах агропромышленного комплекса. Излагаются принципы и ценности кооперативов, кооперативных объединений, раскрывается взаимосвязь кооперации и специализации в продовольственном обеспечении. Освещаются вопросы, связанные с кооперацией.

Ключевые слова: кооперация, сельскохозяйственные, потребительские, кооперативы, кооперативы в сфере переработки, сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, межхозяйственная и потребительская кооперация, продовольственное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.